Открытый урок литературного чтения С.Есенин "Береза"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Давыдова Ирина Владимировна

Вид урока: урок изучения нового произведения

Цель урока: учить анализировать лирическое произведение.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина «Берёза»;
  • формировать умение анализировать поэтический текст;

Развивающие:

  • развивать образное мышление, речь;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные качества: формировать навыки работы в группе;
  • воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово и  живопись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie._otkrytyy_urok.doc52 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_literatura.ppt1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

Тема: С. Есенин. Берёза.

Вид урока: урок изучения нового произведения

Цель урока: учить анализировать лирическое произведение.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина «Берёза»;
  • формировать умение анализировать поэтический текст;

Развивающие:

  • развивать образное мышление, речь;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные качества: формировать навыки работы в группе;
  • воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово и  живопись.

Ход урока:

  1. Орг. момент  

Вот книжка на столе,

А вот – тетрадка,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

  1. Повторение.

- С произведениями какого раздела литературы мы с вами знакомились на предыдущих уроках? (Люблю природу русскую. Зима)

 - С какими именно произведениями познакомились? Кто их автор? («Первый снег» И.Бунин, «Снежинка» К. Бальмонт, «Первый снег» Я. Аким, «Чародейкою зимою» Ф.Тютчев).

- Что объединяет все эти произведения? (Они о зимней природе).

- Давайте проверим, внимательные ли вы читатели. А для этого поиграем в игру «Самый внимательный». Перед вами строки из известных вам произведений. Определите, какие строки, и из каких произведений взяты. Кто их автор? (Слайд № 1)  

- Молодцы, вы были очень внимательными.

III. Постановка цели.

 -  На уроке мы будем говорить об объекте живой природы. Чтобы узнать о каком именно вам необходимо разгадать кроссворд. (Слайд № 2) 

- Чтобы угадать слово, отгадайте загадки.

 1.  Назовите-ка, ребята,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.  (декабрь)

2. По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон,

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это? (февраль)

3. Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадет

Не вода уже, а лед.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (январь)

4. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.  (лёд)

5. Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (мороз)

6. Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажите, кто знает,

А когда это бывает?  (зима)

- Назовите среди слов отгадок обобщающее слово. (Зима)

- Кто уже знает, о чём мы будем сегодня читать? (О берёзе)

IV.Физминутка.

 V. Беседа.

  1. Этимологическое значение слова. (Слайд № 9)

- На уроках русского языка мы с вами знакомились с этимологией слова берёза. Кто помнит почему берёзу так называют?

         ( Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово Бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала  берза, а впоследствии – берёза.)

  1. Изображение берёзы в живописи. (Слайд № 10)

  -  Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного.

- Известные художники изображали берёзу в разные времена года.

Посмотрите на картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь» и  «Белая зима. Грачиные гнёзда». Вспоминая о времени написания картин, художник писал: «Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба».

- Что значит лазурь? (Это цвет: светло – синий, голубой с сиреневым оттенком)

- Что напоминает вам узор веток, сплетение белого на синем фоне? (кружево)

VI. Изучение нового материала

  1. Знакомство с биографией поэта.

  - Сегодня мы познакомимся творчеством С. Есенина,  узнаем интересные моменты его жизни.

Сообщение ученика. (Слайд № 11)

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове, Рязанской губернии, в крестьянской семье. С малолетства воспитывался у деда по матери, человека  зажиточного, знатока церковных книг. В 1912 году поэт переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова.

          Стихотворение «Берёза» стало первым опубликованным произведением Есенина (1913). Оно было напечатано в детском журнале «Мирок».
       1916 году вышел первый сборник его стихов — «Радуница». Это была пора стремительного духовного роста и совершенствования мастерства поэта.
Для детей Есенин практически не писал. Поэт признавался, что «писать для детей -  надо особый дар иметь».

  1. Первичное знакомство со стихотворением.

Стихотворение звучит в музыкальном сопровождении.

 - Сейчас будет стихотворение, а вы  постарайтесь увидеть эту берёзу.(Слайд № 12)

  1. Самостоятельная работа.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса. Подчеркните непонятные слова и выражения.

- Как вы понимаете слова: кайма, бахрома? (Слайд № 13)

   

4. Беседа по содержанию.

- Скажите, какой увидел зимнюю берёзу поэт. (Берёза белая, принакрылась снегом…)

- Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзу?( Белую, серебряную, золотую).

 - Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.( - Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок.)

 - Особенно интересно в стихах описание инея. Найдите это описание.

 На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой

 - Какое время дня рисует поэт? (Утро.)

 - Почему вы так решили? (Заря, сонная тишина, иней ещё не растаял после морозной ночи.)

 - Солнечное это утро или пасмурное? (- Солнечное: «горят снежинки в золотом огне».)

 - Прочитайте, как занимается заря зимой. (- Лениво.)

VII. Физминутка для глаз.

VIII. Закрепление.

1. Работа в парах.

Отработка выразительности.

Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения.

Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный.

Групповая проверка (Слайд № 14)

  1. Выразительное чтение 2 – 3 ученика.

IX. Итог урока.

- Какова тема стихотворения? (Показать зимнюю берёзу.)

 - Какие чувства, настроение выразил поэт? (Любование картинами зимы).  

 - Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о С. Есенине как о человеке? (Он любил всё живое, понимал красоту природы, чувствовал её,…)

X. Рефлексия.

Изобразить на листочках отношение к своей работе на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зимним холодом пахнуло Чародейкою Зимою На поля и на леса. Околдован, лес стоит – Ярким пурпуром зажглися И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Пред закатом небеса. Чудной жизнью он блестит. И. Бунин Ф. Тютчев

Слайд 2

Д Е К А Б Р Ь Ф Е В Р А Л Ь Я Н В А Р Ь Л Ё Д М О Р О З З И М А Б Е Р Ё З А 1 2 3 4 5 6

Слайд 3

Назовите-ка, ребята, Месяц в этой вот загадке: Дни его - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи.

Слайд 4

По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон, День прибавился заметно. Что, скажи, за месяц это?

Слайд 5

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадет Не вода уже, а лед. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это?

Слайд 6

Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно.

Слайд 7

Какой это мастер На стёкла нанёс И листья, и травы, И заросли роз?

Слайд 8

Наступили холода. Обернулась в лёд вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажите, кто знает, А когда это бывает?

Слайд 9

Этимологическая справка. Берёза – лиственное дерево с тонкими, розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово Бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии – берёза.

Слайд 10

Белая зима. Грачиные гнёзда Февральская лазурь И. Грабарь

Слайд 11

Сергей Александрович Есенин 1895 - 1925

Слайд 12

Стихотворению "Белая берёза" - 95 лет!

Слайд 13

Словарь Кисти – украшение в виде стянутого вверх и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков. Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия. Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом Свободно свисающих нитей.

Слайд 15

Белая берёза Под моим окном / Принакрылась снегом, / Точно серебром. // На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. // И стоит берёза В сонной тишине, / И горят снежинки В золотом огне. // А заря, / лениво Обходя кругом, / Обсыпает ветки Новым серебром.

Слайд 16

Итог урока: - Какова тема стихотворения? Какие чувства, настроение выразил поэт? Что вы можете сказать о Сергее Есенине как о человеке?

Слайд 17

Я доволен своей работой Я не доволен своей работой Я сомневаюсь

Слайд 18

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»

Тема:  Внеклассное  чтение   Б. Заходер  « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя,  главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...

Открытый урок литературного чтения на этапе обучения чтению

Ценностные ориентиры. Формирование нравственного смысла учения.Прогнозируемые результаты обучения. Личностные. Осознание языка как основного средства человеческого общения.Метапредметные. Умение испол...