Рабочая программа УМК "Перспектива" для 4 класса по курсу "Литературное чтение"
рабочая программа по чтению (4 класс)

Басс Наталья Михайловна

Рабочая программа УМК "Перспектива" для 4 класса по курсу "Литературное чтение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx66.77 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературному чтению  для обучающихся 4 класса разработана на основе:

  - основной образовательной программой начального  общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;

- Программа. Начальная школа. 4 класс. УМК Перспектива. / Л. Ф. Климанова   М. В. Бойкина,  – М.: «Просвещение», 2015.– (Образовательный стандарт).

-учебника «Литературное чтение»: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Л. Ф. Климанова – М.: «Просвещение», 2018;

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов»».

Планируемые результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника  будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-  способность к оценке своей учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

        -  развитие  этических  чувств -  стыда,   вины,  совести  как  регуляторов морального поведения; понимание чувств  других людей и сопереживание им;

        -  установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

-  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-  устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

-  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-  преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

= самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

-  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

       - обобщать;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- --строить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

        - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

       -  адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 

Выпускник научится:

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

-вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя существенные признаки;

- понимать информацию, представленную в неявном виде;

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с несколькими источниками информации;

- сопоставлять  информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:        

- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

-  составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

- сопоставлять различные точки зрения;

- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Предметные результаты

Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Обучающиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя.

Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Научатся выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научатся находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Раздел

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Виды речевой и читательской деятельности

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;

- понимать цель чтения (читательский интерес, поиск возможной информации, приобретение читательского опыта, поиск аргументов);

- осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику);

- определять самостоятельно тему и главную мысль произведения;

- составлять рассказы на тему;

- представлять свои рассказы в группе;

- сравнивать произведения разных жанров;

- группировать их по заданным признакам;

- определять отличительные особенности;

- сравнивать произведения художественной и научно- познавательной литературы;

- находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

- сравнивать произведения живописи и литературы;

- готовить рассказ о картине

- воспринимать литературу как искусство;

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста

Круг детского чтения

- ориентироваться в книге по названию, оглавлению;

- отличать сборник произведений от авторской книги;

- самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию;

- составлять самостоятельно краткую аннотацию;

- писать самостоятельно отзыв на выбранную книгу;

- самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой

- ориентироваться в библиотечном пространстве;

- пользоваться интернет-каталогом для поиска необходимой литературы

Литературо-

ведеческая пропедевтика

- определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

- различать виды устного народного творчества;

- выявлять особенности каждого из них;

- сравнивать пословицы и поговорки разных народов;

- группировать пословицы и поговорки по темам;

- сравнивать былину и сказочный текст;

- сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;

- определять ритм стихотворения;

- сравнивать, сопоставлять различные виды текста;

- называть 2-3 особенности текста;

- создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности.

- использовать в речи литературоведческие понятия

Творческая деятельность

- делать творческий пересказ;

- рассказывать от лица разных героев произведения;

- создавать свой собственный текст.

- самостоятельно делать инсценировки по прочитанным произведениям.

Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование.

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух.

Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя.

Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением.

Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи).

Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Тематическое планирование

по литературному чтению 4 класс (УМК «Перспектива»)

3 ч в неделю, 102 часа в год


Тема

Дата

Примечание

план

факт

1

Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания известных людей о книге

2

Из Повести временных лет.  О книгах.

3

История книги.

4

Удивительная находка.

5

Обобщение по разделу «Книга в мировой культуре»

6

Проверочная работа по теме «Книга в мировой культуре»

7

Вводный урок по содержанию раздела.  Сокровища народной мудрости

8

Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры.

9

Комплексная работа с текстом (входная контрольная работа).

10

Анализ работ. Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

11

Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

12

Устное сочинение по картине. В. Васнецова «Богатырский скок»

13

Славянские мифы. Особенности мифа.

14

Мифы Древней Греции. Деревянный конь.

15

Притчи.

16

Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии.

17

Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю.

18

Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча.

19

Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча.

20

Обобщение по разделу «Истоки литературного творчества».

21

Проверочная работа по теме «Истоки литературного творчества»

22

Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине. К.Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине

23

Н. Языков. Мой друг! Что может быть милей… А.Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

24

Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище Ледовом.

25

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

26

Михаил Кутузов. Ф. Глинка. Солдатская песнь.

27

Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. Р. Рождественский. Реквием.

28

А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. Е. Благинина. Папе на фронт.

29

Самостоятельное чтение. Ф. Семяновский. Фронтовое детство

30

Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе».

31

Проверочная работа по теме «О Родине, о подвигах, о славе»

32

Вводный урок по содержанию раздела. А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа.

33

А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа

34

И.Суриков. Детство.

35

А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа.

36

А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии.

37

М.Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

38

Н.Носов. Дневник  Коли Синицына.

39

Ю.Нагибин. Заброшенная дорога

40

Б.Емельянов. Мамины руки

41

И.Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи

 42

Наш театр. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Знакомство с произведением.

43

Наш театр. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование.

44

Обобщение по разделу «Жить по совести, любя друг друга».

45

Проверочная работа по теме «Жить по совести, любя друг друга».

46

Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В.Даль, К.Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой.

47

Братья Гримм – собиратели немецких народных сказок. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки.

48

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки.

49

Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Мальчик – с – пальчик. Герои сказки.

50

Шарль Перро. Мальчик – с – пальчик. Особенности зарубежного сюжета.

51

Г.- Х. Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой.

52

Отзыв на книгу Г.- Х. Андерсена. Дикие лебеди.

53

Г.- Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки.

54

Г.- Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки.

55

Г.- Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки.

56

Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье.

57

Семейное чтение. С. Аксаков «Аленький цветочек». Герои сказки.

58

С. Аксаков «Аленький цветочек». Особенности литературной сказки.

59

Наш театр. Э. Хоггарт. Мафин печёт пирог. Знакомство с произведением. Инсценирование.

60

Обобщение по разделу «Литературная сказка».

61

Проверочная работа по теме «Литературная сказка».

62

Вводный урок по содержанию раздела. Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина.

63

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.  Знакомство с произведением.

64

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.  Сравнение с народной сказкой.

65

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Особенности литературной сказки.

66

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Герои сказки.

67

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные предметы и помощники в сказке.

68

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок.

69

А.С.Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь.  Сравнение произведений живописи и литературы.

70

А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны.

71

Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы.

72

И. Козлов «Вечерний звон».  И. Левитан «Вечерний звон». Сравнение произведений  живописи и литературы.

73

М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Горные вершины.

74

М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы.

75

М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы.

76

М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.

77

М.Ю. Лермонтов. Бородино.

78

Л. Н. Толстой. Maмan (из повести «Детство»). Герои рассказа.

79

Л. Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа.

80

И.Никитин. Вечер ясен и тих. Средства художественной выразительности для создания картины.

81

И.Никитин. Когда закат прощальными лучами… И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы.

82

И. Бунин. Гаснет  вечер, даль синеет… Подготовка вопросов к стихотворению.

83

И. Бунин. Ещё холодно и сыро…

84

Н.Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом.

85

Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег.

86

Л.Н. Толстой. Басни.

87

Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов. Знакомство с произведением.

88

Л.Н. Толстой. Петя Ростов. Пересказ.

89

Наш театр. И.А. Крылов. Ворона и лисица.  Знакомство с произведением.

90

Наш театр. И.А. Крылов. Ворона и лисица.  Инсценирование.

91

Обобщение по разделу «Великие русские писатели»

92

Проверочная работа по теме «Великие русские писатели»

93

Итоговая комплексная работа с текстом.

94

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения.

95

И. Тургенев. Голуби (стихотворение в прозе)

96

А. Пушкин. Деревня. Унылая пора!

97

С.Есенин. Пороша. Поет зима-аукает…

98

И. Тургенев. Рассказ «Воробей»

99

Н.Рубцов. Воробей. Саша Черный. Воробей.

100

Проверка техники чтения (итоговый контроль)

101

Викторина «Страна Литературия»

102

Урок-игра «Литературные тайны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 класс Грамота (обучение чтению) ПНШ

Рабочая программа  1 класс Грамота (обучение чтению) ПНШ...

Рабочая программа 3 класс по литературному чтению

В рабочей программе представлены все разделы по ФГОС, также есть календарно - тематическое планирование. ( 3 класс , программа 2100 , 4 часа в неделю )...

Рабочая программа 3 класс по литературному чтению с учетом ФГОС

программа составлена с учетом методписьма и локальным актом...

Рабочая программа 3 класс по литературному чтению

Календарно-тематическое планирование...

рабочая программа 3 класс ФГОС литературное чтение

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание,требования к планируемым результатам изучения программы (личностные, метапредметные, предметные), календарно- тематическое планиро...

Рабочая программа 3 класса по литературному чтению

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе следующих документов:1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего о...

Рабочая программа 1 класса по литературному чтению УМК "Школа 21 века"

представлена рабочая программа 1 класса по литературному чтению УМК "Школа 21 века"...