Рабочая программа 3 класс по литературному чтению с учетом ФГОС
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
программа составлена с учетом методписьма и локальным актом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_literaturnoe_chtenie_s_kontrolnymi_rabotami_dlya_raspechatki.doc | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Малакеевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
«Согласовано» Руководитель МО ______________/Солдатова Г.И./. Протокол № ______ « _____ » _________________ 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________________/Никитенко Е.А./. « _____ » июня 2013 г. | «Утверждаю» Директор ________________/ Федурина В.Е./ « _____» ____________ 2013 г. |
Рабочая программа
по учебному курсу «Литературное чтение»
( УМК «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
3 класс
Солдатова Галина Ивановна
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
- «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
- Базисного учебного плана;
- «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)
- «Примерных программ начального общего образования» ;
- Авторской программы для 3 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2012 г.(УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)
- Инструктивно-методического письма «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области в 2013 - 2014 учебном году».
Основные образовательные цели курса «Литературное чтение»:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства»,
соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальна возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.
В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.
Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
- Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 3 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2013.
- Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Литературное чтение:программа:1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана – Граф, 2012.
Объем программы: Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 рабочие недели)
В авторскую программу изменения не внесены.
В результате обучения детей литературного чтения предполагается достижение следующих результатов:
Планируемые результаты обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
- понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
- понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
- постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
- различать пословицы и загадки по темам;
- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
- осознавать нравственные и этические ценности произведения;
- выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
- рассказывать сказки с присказками;
- создавать истории о героях произведений.
Ученик может научиться:
- делать иллюстрации к изученным произведениям;
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
- выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить информацию о героях произведений;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге в ее аппарате;
- сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Содержание курса литературного чтения в 3 классе
Круг чтения
Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:
• произведения устного творчества русского и других народов;
• стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
• художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Основные разделы
Устное народное творчество
Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни
Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».
Произведения А.С. Пушкина
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого
«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова
«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова
Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка
«Умнее всех», «Приёмыш».
Произведения А.И. Куприна
«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения С.А. Есенина
«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского
«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака
«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева
«Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара
«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М. Пришвина
«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей
III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).
Примерная тематика:
произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношениях друг к другу, о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие:
• более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды (выявление их особенностей);
• стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: идея победы добра над злом, правды над кривдой; реальность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.
Особенности народной сказки: замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты; особые концовки.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.
Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.
Рассказы-описания: художественные и научно-художественные.
Повествовательные рассказы (автор, рассказчик, рассказчик-автор, рассказчик-герой). Рассказы с включением диалога.
Басни: прозаические и стихотворные; структура басни (вступление, развитие действия, мораль; развитие действия — мораль; мораль — развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.
Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:
• литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
• присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
• герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;
• стихотворение, рифма, строка, строфа;
• средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения. Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Работа с текстом:
- « осознание последовательности и смысла событий;
- вычленение главной мысли текста;
- знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;
- деление текста на части и их озаглавливание;
- составление плана под руководством учителя;
- пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;
- самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Работа с книгой:
• самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
• отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности;
• знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей).
Навык чтения.
Обучение осознанному чтению целыми слонами вслух и молча небольших произведений или глав из произведений. Умение читать текст выразительно, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (тон, паузы, темп, логическое ударение). Темп чтения вслух не менее 80 слов в минуту.
Творческая деятельность школьников. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений.
Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорогами сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.
Классы | Входной контроль | 1 полугодие | 2 полугодие | |
1 | - | - | 30 (40) |
|
2 | 30 (40) | 40 (50) | 50 (60) |
|
3 | 50(60) | 60 (70) | 70 (80) |
|
4 | 70(80) | 80 (90) | 90-100 (100- 110) |
Примерный план проведения проверочных и контрольных работ
№ п/п | Компетенция. Вид проверки | Время выполнения |
I полугодие | ||
Навык чтения вслух. Текущая проверка | Сентябрь | |
Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка | В течение полугодия | |
Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Текущая проверка | В конце четверти | |
Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка | Декабрь | |
II полугодие | ||
Начитанность и читательские умения. Текущая проверка | Март | |
Тест (вид текущей проверки) | Март | |
Навык чтения вслух. Итоговая проверка | Апрель | |
11 | Тест (вид итоговой проверки ) | Май |
12 | Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка | В течение полугодия |
13 | Сформированность учебной и читательской деятельности. Комплексная итоговая работа Итоговая проверка | В конце года |
Информационно-методическое обеспечение
Список литературы .
Настольная книга учителя начальной школы / Авт. – сост. И.А. Петрова и др.; Под ред. И.А. Петровой. – М.; ООО «Издательство АСТ»:ООО «Издательство Астрель», 2011.
Беседы с учителем: 3 класс: Книга для учителя /Под ред. Л.Е. Журовой.-М.Вентана – Граф, 2010.-384 с.- (Начальная школа XXI века)
Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений.- 2-е изд., стьереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.-472 с.
Тишурина, О. Н. Писатели в начальной школе. Вып. 1: дидактическое пособие к урокам литературного чтения / О.Н. Тишурина.- 7 –е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.-87,(1)с.: ил.
Учим младших школьников понимать текст: практикум для учащихся: 1 – 4 классы. / Е. М. Матвеева. – М.: ВАКО, 2010. (Мастерская учитля)
Чтение: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. – М.: Дрофа, 1997.
Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – М.: АСТ; СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2008.
Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников писать сочинения разных жанров: сценарии занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2011
Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников понимать художественный текст: Методические разработки занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2011.
Основы обучения чтению младших школьников. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Планируемые результаты обучения:
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
• называть имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,
• называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
• анализировать смысл названия произведения;
• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
• читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);
• пересказывать текст небольшого объема;
• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных и волшебную сказку;
• определять особенности волшебной сказки;
• различать сказку и рассказ;
• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.);
• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения | |
Устное народное творчество | По плану | Фактически | ||
16 ч | ||||
1 | Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. | 1 час | ||
2 | Пословицы. Какие бывают пословицы | 1 час | ||
3-4 | О присказках. Русские народные сказки «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую» | 2 часа | ||
5 | Слушание и работа с детскими книгами о животных Русские народные сказки «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич» | 1 час | ||
6 | Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка | 1 час | ||
7-8 | Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка | 2 часа | ||
9 | Слушание и работа с детской книгой Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка» | 1 час | ||
10 | Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора | 1 час | ||
11 | «Проверь себя» | 1 час | ||
12-14 | Былины. «Добрыня и Змея». «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». «Вольга и Микула». | 3 часа | ||
15 | Слушание* и работа с детскими книгами Былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович» | 1 час | ||
16 | «Проверь себя» | 1 час | ||
Басни | 5 часов | |||
17 | Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов. «Лиса и виноград» | 1 час | ||
18 | И. Крылов. «Ворона и лисица» | 1 час | ||
19 | Слушание и работа с детской книгой И. Крылов «Волк и ягнёнок», «Крестьянин и работник» | 1 час | ||
20 | Слушание и работа с детской книгой Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая лисица» | 1 час | ||
21 | «Проверь себя» | 1 час | ||
Произведения А. С. Пушкина | 10 часов | |||
22-23 | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…». Отрывок А.С. Пушкин «Бой Руслана с головой». Отрывок | 2 часа | ||
24-26 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 3 часа | ||
27-28 | Слушание и работа с детской книгой сказки А.С. Пушкина»Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» | 2 часа | ||
29 | А.С. Пушкин «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя…», | 1 час | ||
30 | А.С. Пушкин «Няне» | 1 час | ||
31 | «Проверь себя» | 1 час | ||
Стихи русских поэтов | 5 часов | |||
32 | Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…» | 1 час | ||
33 | А. Майков «Осень» | 1 час | ||
34 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…» | 1 час | ||
35 | Слушание и работа с детской книгой «Стихи русских поэтов» И. Бунин «Листопад» | 1 час | ||
36 | «Проверь себя» | 1 час | ||
Произведения Л.Н. Толстого | 11 часов | |||
37-38 | «Два брата». Сказка «Белка и Волк». Басня | 2 часа | ||
39-40 | Слушание и работа с детскими книгами Л.Н.Толстой «Емельян и пустой барабан» | 2 часа | ||
41-42 | Научно-познавательные и художественные рассказы. «Зайцы», «Лебеди», «Лев и собачка» | 2 часа | ||
43-45 | Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок». Былина «Как боролся русский богатырь» | 3 часа | ||
46 | Слушание и работа с детской книгой Книги Л.Н. Толстого «Ореховая ветка» | 1 час | ||
47 | «Проверь себя» | 1 час | ||
Произведения Н.А. Некрасова | 7 часов | |||
48 | «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок». Статья К.И. Чуковского «Мужичок с ноготок» | 1 час | ||
49 | Слушание и работа с детской книгой. Стихотворение(полный текст) Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» | 1 час | ||
50-51 | «Славная осень…». «Зеленый шум». Статья К.И. Чуковского «Зеленый шум!» | 2 часа | ||
52 | Стихи о природе «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «мороз, красный нос»)) | 1 час | ||
53 | Слушание и работа с детскими книгами Н.А. Некрасова | 1 час | ||
54 | «Проверь себя» | 1 час | ||
Произведения А. П. Чехова | 6 часов | |||
55-56 | Рассказы «Степь», «Белолобый» | 2 часа | ||
57-58 | «Ванька» | 2 часа | ||
59 | Слушание и работа с детскими книгами о животных Андреев «Кусака» | 1 час | ||
60 | «Проверь себя» | 1 час | ||
Сказки зарубежных писателей | 4 часа | |||
61 | Ш. Перро «Подарки феи» | 1 час | ||
62 | Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре» | 1 час | ||
63 | Слушание и работа с детскими книгами. Книги со сказками зарубежных писателей Г. Х. Андерсен «Снеговик», братья Гримм «Умная дочь крестьянская» | 1 час | ||
64 | Урок-утренник «В мире волшебных сказок» | 1 час | ||
Стихи русских поэтов | 7 часов | |||
65 | И. Никитин «Русь» | 1 час | ||
66 | И. Никитин «Утро» | 1 час | ||
67 | И. Суриков «Детство» | 1 час | ||
68 | Слушание и работа с детскими книгами со стихами русских поэтов И. Никитин «Помню я: бывало, няня…» | 1 час | ||
69 | С. Дрожжин «Привет», «Зимний день» | 1 час | ||
70 | Слушание и работа с детскими книгами Ф. Глинка «Москва» | 1 час | ||
71 | «Проверь себя» | 1 час | ||
Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка | 7 часов | |||
72-74 | «Приемыш» | 3 часа | ||
75 | Сказка «Умнее всех» | 1 час | ||
76-77 | Слушание и работа с детскими книгами о животных «Постойко» | 2 часа | ||
78 | «Проверь себя» | 1 час | ||
Произведения И. А. Куприна | 7 часов | |||
79-81 | «Синяя звезда» | 3 часа | ||
82-83 | «Барбос и Жулька» | 2 часа | ||
84 | Слушание и работа с детскими книгами о животных «Ю-ю» | 1 час | ||
85 | «Проверь себя» | 1 час | ||
Стихи С. А. Есенина | 7 часов | |||
86 | Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом…» | 1 час | ||
87 | «Нивы сжаты, рощи голы…» | 1 час | ||
88 | Стихи о березе (отрывки). «Береза» | 1 час | ||
89 | «Бабушкины сказки» | 1 час | ||
90 | Слушание и работа с детскими книгами со стихами русских поэтов | 1 час | ||
91 | «Проверь себя» | 1 час | ||
92 | Библиотечный урок «Стихи русских поэтов» | 1 час | ||
Произведения К. Г. Паустовского | 12 часов | |||
93-95 | «Стальное колечко» | 3 часа | ||
96 | «Кот-ворюга» | 1 час | ||
97-98 | «Какие бывают дожди» дополнительное чтение «Заячьи лапы» | 2 часа | ||
99-100 | Слушание и работа с детскими книгами К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» | 2 часа | ||
101-102 | Слушание и работа с детскими книгами о природе(Н.Сладков, Э.Шим, Г. Скребицкий, В. Бианки др.) | 2 часа | ||
103 | «Проверь себя» | 1 час | ||
104 | Урок-утренник «Моя любимая книжка» | 1 час | ||
Произведения С. Я. Маршака | 4 часа | |||
105 | «Урок родного языка» | 1 час | ||
106 | «Ландыш» | 1 час | ||
107 | Слушание и работа с детскими книгами С.Я. Маршака «Кошкин дом» | 1 час | ||
108 | Произведения и книги С.Я.Маршака | 1 час | ||
Произведения Л. Пантелеева | 6 часов | |||
109-110 | «Честное слово» | 2 часа | ||
111-112 | «Камилл и учитель» | 2 часа | ||
113 | Слушание и работа с детскими книгами Леонида Пантелеева «Фенька», «Новенькая» | 1 час | ||
114 | «Проверь себя» | 1 час | ||
Произведения А. П. Гайдара | 5 часов | |||
115 | «Горячий камень» | 1 час | ||
116-117 | «Тимур и его команда» (отдельные главы) | 2 часа | ||
118 | С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре» | 1 час | ||
119 | Слушание и работа с детскими книгами о детях. Драгунский «Девочка на шаре» | 1 час | ||
Произведения М. М. Пришвина | 7 часов | |||
120 | «Моя Родина» | 1 час | ||
121 | «Двойной след» | 1 час | ||
122-124 | «Выскочка», «Жаркий час» В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине». | 3 часа | ||
125 | Слушание и работа с детскими книгами о природе. В. Бианки «По следам» | 1 час | ||
126 | «Проверь себя» | 1 час | ||
Произведения зарубежных писателей | 10 часов | |||
127-129 | Джек Лондон «Волк» | 3 часа | ||
130-132 | Э. Сетон-Томпсон «Чинк» | 3 часа | ||
133 | Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» | 1 час | ||
134 | «Проверь себя» | 1 час | ||
135 | Комплексная разноуровневая контрольная работа | 1 час | ||
136 | Библиотечный урок «Летнее чтение» | 1 час |
Формы контроля и средства контроля
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. В рабочей тетради по литературному чтению после каждого раздела есть задания "Проверь себя".
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Средства контроля
(система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания)
Итоговая проверка. Навык чтения вслух. | 2 |
Итоговая проверка. Навык чтения молча. | 2 |
Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания | 2 |
Тестирование | 2 |
Итого | 8 |
Контрольная работа №1
Вариант 1.
1.Отметь фамилию баснописца.
- Л.Н. Толстой
- С.А. Есенин
- И.С. Никитин
- И.А. Крылов
- С.Д. Дрожжин
2.Что такое мораль басни?
- установка
- правило
- нравоучение
- закон
- развитие
3. Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.
И.А. Крылов писал басни, а А.С. Пушкин — ...
- стихи
- сказки
- басни
- былины
- загадки
4. Дополни предложение, отметив ответ. Б
Басню «Лиса и виноград» написал русский баснописец И.А. Крылов, а басню «Лисица и виноград» — древнегреческий баснописец ..
- Л.Н. Толстой
- А.Е. Измайлов
- С.А. Есенин
- Эзоп
- А.С. Пушкин
5.Отметь лишнее слово. Объясни свой выбор.
- пословица
- загадка
- стихотворение
- былина
- потешка
6.Отметь слово, чтобы дополнить предложение.
Эзоп и И.А. Крылов — это ...
- сказочники
- баснописцы
- поэты
- летописцы
7.Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Былина, сказ, пословица, потешка,..
8.Какой автор писал рассказы о природе? Отметь ответ.
- И.А. Крылов
- А.С. Пушкин
- И.С. Тургенев
- Л.Н. Толстой
- С.А. Есенин
9. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответ.
- обложка
- цвет обложки
- оглавление (содержание)
- аннотация
- переплёт
10. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Заголовок, фамилия автора, титульный лист, аннотация, __ __
Вариант 2.
1. Отметь фамилию автора сказок.
- Эзоп
- И.З. Суриков
- А.С. Пушкин
- И.С. Тургенев
- В.Ю. Драгунский
2. Что такое абзац? Отметь ответ.
- рассказ
- произведение
- часть текста
- пословица
- текст
3. Допиши предложение.
Пушкина зовут Александр Сергеевич, а Тургенева —
4. Отметь лишнее слово. Объясни выбор.
- Илья Муромец
- Алёша Попович
- Добрыня Никитич
- Лесной Дед
- Соловей-разбойник
5. Кто написал рассказ «Перепёлка»? Отметь ответ.
- Н.Н. Носов
- А.С. Пушкин
- И.С. Тургенев
- Е.И. Чарушин
- И.А. Крылов
6. Закончи предложение, отметив ответ.
Иван Сергеевич Тургенев писал рассказы, а Иван Андреевич Крылов —...
- сказки
- былины
- небылицы
- басни
- загадки
7. Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.
- аннотация
- титульный лист
- обложка
- предисловие
- оглавление (содержание)
- Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Шутка, скороговорка, потешка, небылица,
- Отметь фамилию поэта и сказочника.
- И.С. Тургенев
- И.А. Крылов
- А.С. Пушкин
- С.А. Есенин
- А.Е. Измайлов
10. Героем каких произведений стал Илья Муромец? Отметь ответ.
- сказок
- рассказов
- басен
- былин
Контрольная работа №2.
Вариант1.
1. Отметь фамилию писателя- сказочника.
- А.А.Фет
- Ф.И.Тютчев
- Л.Н. Толстой
- Н.А. Некрасов
- И.А. Бунин
2. Что такое пейзаж? Отметь ответ.
□ рассказ о природе
- описание картины природы
- сказка о природе
- стихотворение о природе
- история о природе
3. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.
Ф.И. Тютчев писал стихи, а А.П. Чехов ...
- басни
- песни
- рассказы
- загадки
- былины
4. Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить предложение.
Сказку «Подарки феи» написал Ш. Перро, а сказку «Два брата» ...
- А.С. Пушкин
- Л.Н. Толстой
- братья Гримм
- Х.К. Андерсен
- В.Г. Сутеев
5. Отметь лишнее слово.
- пословица
- загадка
- рассказ
- потешка
- скороговорка
6. Кто автор стихотворения «Крестьянские дети»? Отметь ответ.
- А.А. Фет
- А.Н. Майков
- А.С. Пушкин
□ Ф.И. Тютчев
- НА. Некрасов
7. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.
А.А. Фет, И.А. Бунин, АН. Майков — русские ...
- сказочники
- баснописцы
- летописцы
- поэты
8. Допиши одно слово в ряд слов.
Загадка, потешка, закличка, пословица,
9. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответы.
- переплёт
- цвет обложки
- оглавление (содержание)
- аннотация
- обложка
10. Героем какого произведения является Ванька Жуков? Отметь ответ.
- сказки
- рассказа
- басни
- стихотворения
- былины
Вариант 2.
1. Отметь фамилию русского поэта и сказочника.
- И.А. Крылов
- А.А. Фет
- А.Н. Майков
- А.С. Пушкин
- Н.А. Некрасов
2. Сколько абзацев в отрывке? Допиши предложение.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
В этом отрывке…______________________________________________________________________
3. Что такое пейзаж? Отметь ответ.
- часть текста
- текст
- абзац
- описание картины природы
- описание внешнего вида героя
4. Допиши предложение.
Толстого зовут Лев Николаевич, а Некрасова —
5. Кто автор рассказа «Белолобый». Отметь ответ.
- Л.Н. Толстой
- Н.А. Некрасов
- А.П. Чехов
- Н.Н. Носов
- Н.И. Сладкое
6. Отметь лишнюю фамилию.
- А.А. Фет
- А.Н. Майков
- НА. Некрасов
- И.А. Бунин
- А.П. Чехов
7.Что поможет выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответы.
- предисловие
- иллюстрация
- оглавление (содержание)
- титульный лист
- аннотация
8.Дополни ряд фамилий авторов произведений.
Н .А. Некрасов, И.А. Бунин, А. А. Фет, Ф.И. Тютчев,
9.Кто автор научно-познавательного рассказа «Зайцы»? Отметь ответ.
- И.С. Тургенев
- М.М. Пришвин
- Л.Н. Толстой
- А.П. Чехов
- Е.И. Чарушин
10. Героем какого произведения является Соловей-разбойник? Отметь ответ.
- басни
- сказки
- рассказа
- былины
- стихотворения
Контрольная работа №3.
Вариант 1.
1. Отметь жанр фольклора.
- басня
- художественный рассказ
- научно-познавательный рассказ
- сказка
- стихотворение
2. Отметь фамилию поэта.
- А.П. Чехов
- И.С. Тургенев
- С.А. Есенин
- А.И. Куприн
- К.Г. Паустовский
3. Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить предложение.
Стихотворение «Бабушкины сказки» написал ...
- И.С. Никитин
- С.А. Есенин
- С.Д. Дрожжин
- Ф.И. Тютчев
- НА. Некрасов
4. Отметь имя и отчество Есенина.
- Александр Сергеевич
- Николай Алексеевич
- Сергей Александрович
- Иван Захарович
- Фёдор Иванович
5. Отметь лишнее слово.
- загадка
- потешка
- считалка
- олицетворение
- былина
6. Отметь слово, которым нужно дополнить предложение.
И.С. Никитин, С.Д. Дрожжин, С.А. Есенин - это ...
- сказочники
- баснописцы
- летописцы
- поэты
7. Допиши одно слово в ряд других.
Обложка, переплёт, заголовок, титульный лист,
8. Отметь фамилию поэта, который написал стихи
о русской берёзе.
- С.А. Есенин
- И.С. Никитин
- А.С. Пушкин
- Н.А. Некрасов
- С.Д. Дрожжин
9. Отметь заголовок рассказа К.Г. Паустовского.
- «Белолобый»
- «Стальное колечко»
- «Барбос и Жулька»
- «Акула»
- «Воробей»
- Допиши одну фамилию в ряд других.
Пушкин, Есенин, Тютчев, Фет,
Вариант 2.
1. Отметь жанр фольклора.
- басня
- рассказ
- былина
- повесть
- стихотворение
2. Отметь сказочных героев.
- Приёмыш
- Индюк
- Ёж
- Соболько
- Ю-Ю
3. Дополни предложение.
Глупый Индюк — герой
4. Отметь лишнее слово.
- рассказ
- сказка
- былина
- обложка
- басня
5. Отметь фамилию автора рассказа «Кусака».
- Л.Н. Андреев
- А.И. Куприн
- А.П. Чехов
- И.С. Тургенев
- Д.Н. Мамин-Сибиряк
6. Отметь имя и отчество писателя, которыми нужно дополнить предложение.
Есенина зовут Сергей Александрович, а Паустовского — ...
- Иван Сергеевич
- Антон Павлович
- Александр Иванович
- Михаил Михайлович
- Константин Георгиевич
7. Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.
П заголовок произведения
- обложка
- сведения об авторе
- цвет корешка
- размер книги
8. Допиши одну фамилию в ряд данных.
Пушкин, Есенин, Фет, Майков,
9. Отметь фамилию автора рассказов о животных.
- А.С. Пушкин
- И.С. Никитин
- А.И. Куприн
- И.А. Крылов
- С.Д. Дрожжин
10. Героя какого произведения зовут Ваня Малявин?
Отметь ответ.
- сказки
- басни
- повести
- рассказа
- былины
Контрольная работа №4.
Вариант 1.
1. Отметь жанр и тему произведения М.М. Пришвина «Двойной след».
- рассказ о животных
- рассказ о детях
- рассказ о природе
- сказка о животных
- сказка о природе
2. Отметь заголовок стихотворения.
- «Честное слово»
- «Фенька»
- «По следам»
- «Ландыш»
- «Жаркий час»
3. Допиши предложение.
Рыжий - герой рассказа Джека Лондона «Волк», а Скрип — герой
4. Отметь лишнее слово.
- рассказ
- басня
- пословица переплет
- считалка
5. Отметь фамилию автора рассказа «Чинк».
- Дж. Чиарди
- Дж. Лондон
- А. И. Куприн
- М.М. Пришвин
- Э. Сётон-Томпсон
6. Дополни предложение.
Куприна зовут Александр Иванович, а Гайдара —
7. Отметь обобщающее слово, которым можно дополнить предложение.
И.С. Никитин, С.Я. Маршак, СА. Есенин — это ...
- поэты
- летописцы
- сказочники
8. Кто написал рассказ «Фенька»? Отметь ответ.
- К.Г. Паустовский
- А.П. Гайдар
- Л. Пантелеев
- М.М. Пришвин
- А.И. Куприн
9. Отметь заголовок произведения Л. Пантелеева. «Двойной след»
- «Новенькая»
- «Заячьи лапы»
- «Горячий камень»
- «Выскочка»
10. Допиши одну фамилию в ряд других.
АН. Куприн, В.В. Бианки, Дж. Лондон, Д.Н. Мамин
Сибиряк, —
Вариант 2.
1. Отметь имя и отчество Маршака.
- Михаил Михайлович
- Александр Сергеевич
- Самуил Яковлевич
- Николай Николаевич
- Николай Алексеевич
2. Отметь заголовок рассказа В.В. Бианки.
- «По следам»
- «Двойной след»
- «Воробей»
- «Стрижонок Скрип»
- «Заячьи лапы»
3. Допиши предложение.
Джек Лондон — автор рассказа «Волк», а В.П. Астафьев —
4. Отметь лишнее слово.
- потешка
- скороговорка
- рассказ
- пословица
- загадка
5. Кто написал сказку «Снеговик»? Отметь ответ.
- Ш. Перро
- Ц. Топелиус
- Дж. Чиарди
- Х.К. Андерсен
- Дж. Лондон
6. Допиши предложение.
Куприна зовут Александр Иванович, а Паустовского —
7. Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.
А.П. Гайдар и Л. Пантелеев писали рассказы ...
- о животных
- о природе
- о детях
- о Родине
- о приключениях
8. Отметь фамилию поэта.
- Л.Н. Андреев
- А.П. Чехов
- А.И. Куприн
- А.П. Гайдар
- СВ. Михалков
9. Отметь заголовок басни СВ. Михалкова.
- «Стрекоза и муравей»
- «Ландыш»
- «Выскочка»
- «Ошибка»
- «Волк»
10. Допиши одну фамилию в ряд других.
Братья Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсен, Дж. Чиарди,…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету литературное чтение 2 класс ФГОС 2 УМК "Школа России"Л.Ф.Климановой , В.Г.Горецкого.
Планируемые результаты освоения ООП на предметном содержании курса « Литературное чтение», календарно-тематическое планирование уроков, пояснительная записка....
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" на основе ФГОС. 2 класс. УМК "Школа России".
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" на основе ФГОС. 3 класс. УМК "Школа России".
Рабочая программа включает пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс. Школа России. ФГОС
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской учебной программы « Литературное чтение" для 1-4 классов...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" на основе ФГОС. 4 класс. УМК "Школа России"
В программу включены основные виды деятельности учащихся, предметные и метапредметные результаты, УУД....
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса с учетом ФГОС
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010), Концепции ду...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" на основе ФГОС. 1 класс. УМК "Школа России"
В программу включены основные виды деятельности учащихся, предметные и метапредметные результаты, УУД....