Рабочая программа 3 класса по литературному чтению
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Путинцева Нина Сергеевна

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе следующих документов:

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.

Авторская программа Т.М.Рагозиной, И.Б.Мыловой. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности [Текст]: 1 – 4 кл.: в 2 ч. /Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc316.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Авторы: Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская

для УМК системы «Перспективная начальная школа»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.
  2. Авторская программа Т.М.Рагозиной, И.Б.Мыловой. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности [Текст]: 1 – 4 кл.: в 2 ч. /Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Изучение литературного чтения в начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

  • обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной  читательской  деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
  • приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.  

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные   задачи:

  • духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
  • духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
  • литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
  • библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.  

Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания.  А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:  

Методические пособия для учащихся:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 1-4 класс. Учебник. — М.:        Академкнига/Учебник.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1-4 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.
  3. Малаховская О. В. Литературное чтение. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методические пособия для учителя 

  1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: 1 кл.: Методическое пособие/Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник.
  2. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», — М.: Академкнига/Учебник.

Программа по курсу «Литературное чтение»:

Авторская  программа по обучению грамоте (чтение) Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А. и литературному чтению  А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой  «Программы по учебным предметам»,   М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1:  240 с.    Проект  «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

                         

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающие научатся:

  • читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
  • писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
  • называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
  • рассказывать о любимом литературном герое;
  • выявлять авторское отношение к герою;
  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
  • читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
  • ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации.

Обучающиеся  в процессе самостоятельной, парной, групповой и

 коллективной работы получат возможность научиться:

  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;
  • делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по её элементам;
  • самостоятельно читать выбранные книги;
  • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
  • самостоятельно работать со словарями

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).

Обучающие научатся:

  • различать сказку о животных, басню,  волшебную сказку, бытовую сказку;
  • различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;
  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры:  повтор).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
  • обнаруживать «бродячие» сюжеты в сказках разных народов мира.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающие научатся:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
  • эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
  • интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;
  • принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Обучающиеся  в процессе самостоятельной, парной, групповой и

 коллективной работы получат возможность научиться:

  • читать вслух стихотворный  и прозаический тексты  на основе  передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
  • рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения  и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
  • устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных  и живописных произведений.

Описание места курса «Литературное чтение» в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой  предмет  «Литературное чтение» изучается с 1 (1класс – «Обучение грамоте. Чтение» и «Литературное чтение») по 4 класс по четыре часа в неделю.

Ожидаемые результаты формирования УУД

к концу 3-го года обучения

В области  познавательных общих учебных действий

Обучающие научатся:

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;  
  • свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
  • работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями  к тексту).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).

В области коммуникативных учебных действий

Обучающие научатся:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
  • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области регулятивных учебных действий

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Содержание курса «Литературное чтение»

                                           

Программа 3 класса знакомит школьников с такими  жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников.  Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка  и понятна и детям и взрослым.

Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.

Содержание программы

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и  выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.

Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.

Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.

Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.

Раздел «Формирование  библиографической  культуры»

Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество.

Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.

Жанр пословицы.

Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство  с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.

Авторское творчество

Жанр басни.

Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Жанр бытовой сказки.

Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.

Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.

Поэзия

Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)

Лента времени.

Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»

Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

Круг чтения

Сказки народов мира о животных

Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».

Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.

Русская бытовая сказка

«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».

Авторская литература народов мира

Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.

Классики русской литературы

Поэзия

А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север,  тучи нагоняя…»,  «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*;  Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».

Проза

А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Классики советской и русской детской литературы

Поэзия

В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».

Проза

А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».

Современная детская литература на рубеже 20-21 веков

Поэзия

В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».

Проза

Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

Тематическое планирование  3 класс

                                   

№п/п

Содержание

( тема)

Кол-во часов

 

Элементы содержания

Дата проведения

Учебные материалы

Уч-к, часть; стр.;

Хрестоматия

Тетрадь, номер; стр.

план

факт

1

Учимся наблюдать и копим впечатления (20 ч)

Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения

1

Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приёмы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор). Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом». Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения. Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения.

с.7-9

№1: у.1

2

Юрий Коваль "Берёзовый пирожок"

1

с.9-13

№1: у.2

3

Работа по хрестоматии.

В.Берестов «Первый листопад», В.Лунин «Идём в лучах зари»

Поход в Музейный Дом

Ван  Гог «Лодки в море у Сен-Мари»

1

Х.с.6-8

4

Владимир Маяковский "Тучкины штучки", С.Козлов "Мимо белого яблока луны…", С Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…" (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение")

1

с.13-17

№1:у.3

5

Работа по хрестоматии.

В.Лунин «Ливень», В. Берестов «Отражение»

Поход в Музейный Дом

Г.Захаров «Десять минут после полуночи»

1

Х.с.8-12

6

Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…",

1

с.18-20

№1: у.4

7

Вадим Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение", "контраст")

1

с.21-23

8

В. Берестов «Урок листопада»

1

Х.с.12-13

9

Н.Матвеева "Гуси на снегу", Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку Ёса Бусона (работа над приёмами "контраст" и "звукопись")

1

с.24-27

№1: у.5

10

Проверочная работа № 1

1

11

С.Козлов "Сентябрь", "Как оттенить тишину" (работа над приёмами "сравнение" и "контраст")

1

Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения, беглости, выразительности.  Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приёмы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор). Освоение приёмов диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их тактично и аргументированно опровергать.  Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя.

с.28-33

№1: у.6

12

Иван Бунин "Листопад"

1

с.34-37

13

Заседание клуба

Записная книжка Кости Погодина. Подготовка школьников к использованию приёма олицетворения в своём сочинении

1

с.38-43

14

Александр Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе)

1

с.44-46

15

Валентин Берестов "Большой мороз",

1

с.47-49

№1: у.7

16

Валентин Берестов "Плащ"

1

с. 50-51

17

С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать"

1

с.51-55

18

Работа по хрестоматии.

А. Иванов «Как Хома картины собирал»

Поход в Музейный Дом

В.Попков «С санками»

Х.с.14-23

19

Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами",

1

С.55-60

20

Хокку Ранрана

1

с. 61-63

21

Постигаем секреты сравнения (13 ч)

Сказка "Откуда пошли  болезни и лекарства"

1

Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя, 3) менее древняя сказочная история. Особенность «самых древних сказочных сюжетов» (историй): их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Особенность «просто древних сказок»: начинает цениться ум и хитрость героя. Особенность «менее древней сказки»: её нравоучительный характер – начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным. Представление о «бродячих» сюжетах (сказочных историях). Составление сборника сказок.

с.64-67

22

Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук"

1

с.67-72

23

Проектирование сборника сказок

1

с.72-73

№1:у.8

24

Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились"

1

с.73-77

25

Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" , "Как барсук и куница судились" и "О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка"

1

с.78-83

26

Представление о бродячем сюжете

1

27

Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха". Проблема различения Самых древних сказочных историй и Просто древних сказочных историй. Появление в сказке нового героя - великодушного и благородного

1

с.84-89

№1:у.9

28

Индийская сказка "Хитрый шакал". Распознание черт бродячего сказочного сюжета

1

с.89-95

№1:у.10

29

Работа по хрестоматии.

Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»

1

Х.с. 24-28

30

Работа со школьной библиотекой

Русские народные сказки: «Яичко», «У страха глаза велики».

1

Х.с.29

31

Работа по хрестоматии.

Д. Дмитриев «Встреча»

1

Х.с.30

32

Бурятская сказка "Снег и заяц" и хакасская сказка "Как птицы царя выбирали"

1

с.95-101

№1:у.11

33

Работа по хрестоматии.

 Шведская сказка «По заслугам расчёт»

1

Х.с.31-34

№1: у.12

34

Пытаемся понять, почему люди фантазируют (14 ч)

Новелла Матвеева "Картофельные олени"

1

Формирование представлений о  жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии.  Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения, беглости, выразительности.  Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приёмы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).

с.101-108

№1: у.13

35

Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки"

1

с. 109-113

36

Сравнительный анализ произведений Н. Матвеевой и С. Чёрного

1

с. 101-113

37

Татьяна Пономарёва "Автобус",

1

с. 113-117

№1: у.14

38

Татьяна Пономарёва "В шкафу"

1

с. 117-120

39

Эмма Мошковская "Вода в колодце" и др. стихи

1

с.120-124

40

Работа по хрестоматии.

М. Яснов «Мы и птицы»; Э. Мошковская «Мотылёк», «Осенняя вода…»

1

Х.с.35-39

41

Борис Житков "Как я ловил  человечков".

1

с. 124-130

№1: у.15

42

Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии.

1

с. 131-134

43

Работа по хрестоматии.

С.Козлов «Звуки и голоса»

1

Х.с.40-43

№1: у.16

44

Работа по хрестоматии.

Составление литературных сборников

1

Х.с.43

№1: у.17

45

Тим Собакин "Игра в птиц"

1

с.134-138

46

Работа по хрестоматии.

О.Кургузов «Мальчик – папа»

Поход в Музейный Дом

М. Шагал «Крылатая лошадь»

1

Х. с.43-48

47

Константин Бальмонт "Гномы"

1

с.138-142

№1: у.18

48

Учимся любить (16 ч) 

Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды"

1

Формирование представлений о  жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии.  Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному. Пересказ текста. Составление сборника избранных произведений любимого писателя. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.

с.142-145

№1: у.19

49

Работа по хрестоматии.

Э. Мошковская «Когда я уезжаю»

1

Х.с.48-49

50

Татьяна Пономарёва "Лето в чайнике"

1

с. 146-147

51

Мария Вайсман "Лучший друг медуз"

1

с.148-151

№1: у.20

52

Работа по хрестоматии.

 В.Драгунский «Кот в сапогах»

1

Х.с. 50-55

53

Работа со школьной библиотекой

В. Драгунский «Похититель собак»

1

Х.с.56

54

Работа со школьной библиотекой

В. Драгунский «Девочка на шаре»

1

Х.с.56

55

Александр Куприн "Слон" ознакомительное чтение

1

с.151-163

№1: у.21

56

Александр Куприн "Слон" характеристика главных героев

1

с. 151-163

57

Работа по хрестоматии.

Тим Собакин «Самая большая драгоценность»

1

Х.с.57-61

58

Константин Паустовский "Заячьи лапы". Ознакомительное чтение

1

с.163-170

59

Константин Паустовский "Заячьи лапы" чувства  и переживания  героев.

1

с. 163-170

№1: у.22

60

Сергей Козлов "Если меня совсем нет"

1

с.170-174

61

Работа по хрестоматии.

Э. Мошковская «Нужен он…»

1

Х.с.62

62

Работа над составлением литературного сборника.

1

с.  174-176

63

Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб.

1

с. 176

№1: у.23

64

Набираемся житейской мудрости (11 ч)

Басня. Композиция басни. Эзоп "Рыбак и рыбёшка"

1

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных. Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж.Лафонтен, И.Крылов, С.Михалков, Ф.Кривин. Формирование умения устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникающими в ходе обсуждения. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта.

с. 6-10

65

Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев". Лента времени. Пословицы

1

с.10-15

№2: у.1

66

Работа по хрестоматии.

Жан де Лафонтен «Волк и журавль»

Поход в Музейный Дом

В. Серов «Волк и журавль»

1

Х.с.63-65

67

Работа по хрестоматии.

Жан де Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях»

Поход в Музейный Дом

В. Серов «Ворона в павлиньих перьях»

1

Х.с.66-68

68

Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

1

с.16-21

№2: у.2-3

69

Работа по хрестоматии.

И. Крылов «Волк и журавль»

1

Х.с.68-69

70

Эзоп "Лисица и виноград", Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика басни.

1

с.21-26

№2: у.4

71

Иван Крылов "Квартет".

1

с. 26-31

№2: у.6

72

Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Басня "Волк и журавль"

1

с.32-34

73

Работа по хрестоматии.

Индийская народная сказка «О радже и птичке»

1

Х.с.69-72

74

Самостоятельная работа по заданиям учебника

1

с.35-37

№2: у.5, 7

75

 Продолжаем  разгадывать секреты смешного (15 ч) 

Леонид Каминский "Сочинение"

1

Формирование представлений о  жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии.  Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному. Пересказ текста. Составление сборника избранных произведений любимого писателя

Деление текста на части.  Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения.

с.38-42

№2: у.8

76

Ирина Пивоварова "Сочинение"

1

с. 43-47

№2: у.9

77

Работа по хрестоматии.

 Н.Носов «Мишкина каша»

1

Х.с.73-86

№2: у.10

78

Работа со школьной библиотекой. Чтение рассказов Н. Носова

Составление сборника из 5 рассказов Н. Носова

1

Х.с.86

79

Марина Бородицкая "На контрольной…" Лев Яковлев  " Для Лены",  Михаил Яснов "Подходящий угол"

1

с.47-50

№2: у. 11

80

Надежда Тэффи "Преступник" деление текста на части

1

с.50-61

№2: у.12

81

Надежда Тэффи "Преступник" пересказ

1

с. 50-61

82

Работа по хрестоматии.

М.Вайсман «Приставочка моя любимая»

1

Х.с. 86-91

83

Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти" , стихи Григория Остера "Вредные советы"

1

с. 62-64

84

Рассказ Татьяны Пономарёвой "Помощь"

1

с. 65-66

85

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" ознакомительное чтение

1

с.66-77

№2: у.13

86

Работа по хрестоматии.

Т. Кочиев «Такая яблоня»

Инсценирование

1

Х.с.91-92

87

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" ознакомительное чтение

1

с.66-70

№2: у.14

88

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" деление текста на части

1

с.70-76

№2: у.15

89

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" анализ произведения

1

с.77

90

 Как рождается герой (28 ч)

Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди"

1

Обобщённость характеров, наличие социального конфликта и морали. Связь с жанром басни. Формирование представлений о  жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии. Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа: жёсткая заданность сказочной композиции, непредсказуемость композиции рассказа. Различение целевых установок жанров: объяснить слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным миром (волшебная сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ). Деление текста на смысловые части.

с. 78-80

№2: у.16

91

Борис Заходер "История гусеницы" (начало)

1

с.80-84

92

Работа по хрестоматии.

Пытаемся выяснить, как рождается герой.

С. Махотин «Самый маленький»

     1

Х.с.92-101

93

Юнна Мориц "Жора Кошкин"

1

с. 85-87

94

Черты характера героя.

 Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

1

с. 87-90

№2: у.17

95

Работа по хрестоматии.

Л. Муур «Крошка енот и то, кто сидит в пруду»

1

Х.с.101-110

96

Леонид Яхнин "Лесные жуки"

1

с. 91-93

97

Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

1

с.93-97

98

Черты характера героя «История гусеницы»

1

с.97-105

99

Главная мысль и тема текста Бориса Заходера "История гусеницы" (окончание)

1

с.97-105

100

Михаил Яснов "Гусеница  - Бабочке"

1

с.97-104

101

Поход в Музейный Дом

С. Жуковский «Плотина»

1

с.104-105

102

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы".  Ознакомительное чтение.

1

с.106-110

103

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы".  Деление текста на смысловые части

1

с.110-112

№2: у.18

104

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Характеристика поступков героя

1

с.113-117

105

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Черты сходства и отличия  между героем сказки и героем рассказа

1

с.117-119

106

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Пересказ.

1

с.110-119

107

Леонид Пантелеев  «Честное слово» ознакомительное чтение

1

с.119-127

108

Леонид Пантелеев  «Честное слово» характеристика героя

1

с.119-127

109

Леонид Пантелеев «Честное слово» поступки героя

1

с.119-127

110

Поход в Музейный Дом

З. Серебрякова «За обедом»

1

С.128-129

111

Отрывки из поэмы Николая

Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова)  

1 часть

1

с.130

112

Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова)

2 часть

1

с. 131-133

113

Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова)

3 часть

1

С.134-135

114

Поход в Музейный Дом

А. Мещерский «У лесного озера»

1

С.135

115

Работа по хрестоматии.

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок)

1

Х.с.

110-119

116

Работа со школьной библиотекой.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения

1

Х.с.120

117

Работа со школьной библиотекой.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» анализ произведения

Х.с.120

118

Сравниваем прошлое и настоящее (18 ч) 

Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова

1

Формирование представлений о  жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии.  Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному. Пересказ текста. Составление сборника избранных произведений любимого писателя

Деление текста на части.  Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Дальнейшее формирование умений участвовать в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря». Участие в инсценировках (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов. Лента времени.

с.137-139

№2: у.19

119

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Ознакомительное чтение.

1

с.139-149

120

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Выразительное чтение.

1

с. 139-149

121

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" красота окружающего мира в произведении.

1

с. 139-149

123

Работа по хрестоматии.

Ю.Коваль «Под соснами».

Поход в Музейный Дом. В. Попков «Интерьер с фикусами»

Х.с.

120-125

124

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (1 часть)

1

Х.с.126-129

125

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (2 часть)

1

Х.с.130-131

126

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (3 часть)

1

Х.с.132-134

127

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (4 часть)

1

Х.с.135-137

128

Поход в Музейный Дом Александр Пушкин "Цветок"

1

с. 149-151

129

Аркадий Гайдар "Чук и Гек"  «Телеграмма»

1

с.152-157

130

Аркадий Гайдар "Чук и Гек"  «Дорога к отцу»

1

с.158-160

131

Аркадий Гайдар «Чук и Гек» «Вот и приехали…»

1

с.160-164

132

Аркадий Гайдар "Чук и Гек"   « Одни в лесной сторожке»

1

с.165-170

133

Проверочная работа № 2

1

134

Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Вот оно – счастье!»

1

с.171-175

№2: у.20-21

135

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Главные ценности в жизни людей

Поход в Музейный Дом

К.Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Посад»

1

с.175

   136

Итоговый урок. Письмо в клуб

1

с.176

Ресурсное обеспечение программы

  1. Информационное обеспечение.
  1. Литература для учителя.
  • Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  • Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 1-4 класс. Учебник. — М.:        Академкнига/Учебник, 2013.
  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1-4 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  • Тематические и итоговые контрольные работы по литературному чтению в 1 – 4 классах.
  • Журналы и газеты «Начальная школа»
  1. Литература для учащихся.
  • Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 1-4 класс. Учебник. — М.:        Академкнига/Учебник, 2013г.
  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1-4 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  • Малаховская О. В. Литературное чтение. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

  1. Материально – техническое обеспечение.
  1. Портреты писателей и поэтов.
  2. Картины, альбомы по литературному чтению.
  3. Тренажёр по литературному чтению для учащихся 1 – 4 классов.
  4. Игры для уроков литературного чтения.
  1. Медиаресурсы.
  1. Интернет ресурсы

viki. rdf. ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс по программе"Начальная школа XXI век"

Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы«Начальная школа XXIвек», Л.А. Ефросининой ««Литературное чтение. 1 класс»,  М.: Вентана-Граф, 2008...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Перспектива" 3 класс....

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса

Календарно-тематическое планирование к урокам литературного чтения по программе "Перспектива"  для 2 класса....

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.

Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в  соответствии с требованиями   Государственного  образовательного  стандарта  начального обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...