Рабочая программа 3 класса по литературному чтению
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.
Авторская программа Т.М.Рагозиной, И.Б.Мыловой. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности [Текст]: 1 – 4 кл.: в 2 ч. /Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 316.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Авторы: Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская
для УМК системы «Перспективная начальная школа»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.
- Авторская программа Т.М.Рагозиной, И.Б.Мыловой. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности [Текст]: 1 – 4 кл.: в 2 ч. /Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
- приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
- духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
- духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
- литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
- библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 1-4 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1-4 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.
- Малаховская О. В. Литературное чтение. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методические пособия для учителя
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: 1 кл.: Методическое пособие/Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник.
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», — М.: Академкнига/Учебник.
Программа по курсу «Литературное чтение»:
Авторская программа по обучению грамоте (чтение) Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А. и литературному чтению А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающие научатся:
- читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
- писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
- называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
- рассказывать о любимом литературном герое;
- выявлять авторское отношение к герою;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
- ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;
- делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по её элементам;
- самостоятельно читать выбранные книги;
- высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
- самостоятельно работать со словарями
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
- различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
- различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;
- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
- обнаруживать «бродячие» сюжеты в сказках разных народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
- интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;
- принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
- читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
- устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Описание места курса «Литературное чтение» в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой предмет «Литературное чтение» изучается с 1 (1класс – «Обучение грамоте. Чтение» и «Литературное чтение») по 4 класс по четыре часа в неделю.
Ожидаемые результаты формирования УУД
к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий
Обучающие научатся:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
- свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к тексту).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий
Обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Содержание курса «Литературное чтение»
Программа 3 класса знакомит школьников с такими жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям и взрослым.
Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении.
Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.
Содержание программы
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.
Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.
Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.
Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.
Раздел «Формирование библиографической культуры»
Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество.
Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.
Жанр пословицы.
Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.
Авторское творчество
Жанр басни.
Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.
Жанр бытовой сказки.
Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.
Поэзия
Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)
Лента времени.
Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»
Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
Круг чтения
Сказки народов мира о животных
Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.
Русская бытовая сказка
«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».
Авторская литература народов мира
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.
Классики русской литературы
Поэзия
А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*; Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».
Проза
А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
Классики советской и русской детской литературы
Поэзия
В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».
Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».
Современная детская литература на рубеже 20-21 веков
Поэзия
В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».
Проза
Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Тематическое планирование 3 класс
№п/п | Содержание ( тема) | Кол-во часов
| Элементы содержания | Дата проведения | Учебные материалы | ||
Уч-к, часть; стр.; Хрестоматия | Тетрадь, номер; стр. | ||||||
план | факт | ||||||
1 | Учимся наблюдать и копим впечатления (20 ч) Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения | 1 | Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приёмы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор). Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом». Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения. Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. | с.7-9 | №1: у.1 | ||
2 | Юрий Коваль "Берёзовый пирожок" | 1 | с.9-13 | №1: у.2 | |||
3 | Работа по хрестоматии. В.Берестов «Первый листопад», В.Лунин «Идём в лучах зари» Поход в Музейный Дом Ван Гог «Лодки в море у Сен-Мари» | 1 | Х.с.6-8 | ||||
4 | Владимир Маяковский "Тучкины штучки", С.Козлов "Мимо белого яблока луны…", С Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…" (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение") | 1 | с.13-17 | №1:у.3 | |||
5 | Работа по хрестоматии. В.Лунин «Ливень», В. Берестов «Отражение» Поход в Музейный Дом Г.Захаров «Десять минут после полуночи» | 1 | Х.с.8-12 | ||||
6 | Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…", | 1 | с.18-20 | №1: у.4 | |||
7 | Вадим Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение", "контраст") | 1 | с.21-23 | ||||
8 | В. Берестов «Урок листопада» | 1 | Х.с.12-13 | ||||
9 | Н.Матвеева "Гуси на снегу", Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку Ёса Бусона (работа над приёмами "контраст" и "звукопись") | 1 | с.24-27 | №1: у.5 | |||
10 | Проверочная работа № 1 | 1 | |||||
11 | С.Козлов "Сентябрь", "Как оттенить тишину" (работа над приёмами "сравнение" и "контраст") | 1 | Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения, беглости, выразительности. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приёмы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор). Освоение приёмов диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их тактично и аргументированно опровергать. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. | с.28-33 | №1: у.6 | ||
12 | Иван Бунин "Листопад" | 1 | с.34-37 | ||||
13 | Заседание клуба Записная книжка Кости Погодина. Подготовка школьников к использованию приёма олицетворения в своём сочинении | 1 | с.38-43 | ||||
14 | Александр Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе) | 1 | с.44-46 | ||||
15 | Валентин Берестов "Большой мороз", | 1 | с.47-49 | №1: у.7 | |||
16 | Валентин Берестов "Плащ" | 1 | с. 50-51 | ||||
17 | С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать" | 1 | с.51-55 | ||||
18 | Работа по хрестоматии. А. Иванов «Как Хома картины собирал» Поход в Музейный Дом В.Попков «С санками» | Х.с.14-23 | |||||
19 | Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", | 1 | С.55-60 | ||||
20 | Хокку Ранрана | 1 | с. 61-63 | ||||
21 | Постигаем секреты сравнения (13 ч) Сказка "Откуда пошли болезни и лекарства" | 1 | Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя, 3) менее древняя сказочная история. Особенность «самых древних сказочных сюжетов» (историй): их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Особенность «просто древних сказок»: начинает цениться ум и хитрость героя. Особенность «менее древней сказки»: её нравоучительный характер – начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным. Представление о «бродячих» сюжетах (сказочных историях). Составление сборника сказок. | с.64-67 | |||
22 | Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук" | 1 | с.67-72 | ||||
23 | Проектирование сборника сказок | 1 | с.72-73 | №1:у.8 | |||
24 | Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились" | 1 | с.73-77 | ||||
25 | Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" , "Как барсук и куница судились" и "О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка" | 1 | с.78-83 | ||||
26 | Представление о бродячем сюжете | 1 | |||||
27 | Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха". Проблема различения Самых древних сказочных историй и Просто древних сказочных историй. Появление в сказке нового героя - великодушного и благородного | 1 | с.84-89 | №1:у.9 | |||
28 | Индийская сказка "Хитрый шакал". Распознание черт бродячего сказочного сюжета | 1 | с.89-95 | №1:у.10 | |||
29 | Работа по хрестоматии. Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки» | 1 | Х.с. 24-28 | ||||
30 | Работа со школьной библиотекой Русские народные сказки: «Яичко», «У страха глаза велики». | 1 | Х.с.29 | ||||
31 | Работа по хрестоматии. Д. Дмитриев «Встреча» | 1 | Х.с.30 | ||||
32 | Бурятская сказка "Снег и заяц" и хакасская сказка "Как птицы царя выбирали" | 1 | с.95-101 | №1:у.11 | |||
33 | Работа по хрестоматии. Шведская сказка «По заслугам расчёт» | 1 | Х.с.31-34 | №1: у.12 | |||
34 | Пытаемся понять, почему люди фантазируют (14 ч) Новелла Матвеева "Картофельные олени" | 1 | Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии. Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения, беглости, выразительности. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приёмы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор). | с.101-108 | №1: у.13 | ||
35 | Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки" | 1 | с. 109-113 | ||||
36 | Сравнительный анализ произведений Н. Матвеевой и С. Чёрного | 1 | с. 101-113 | ||||
37 | Татьяна Пономарёва "Автобус", | 1 | с. 113-117 | №1: у.14 | |||
38 | Татьяна Пономарёва "В шкафу" | 1 | с. 117-120 | ||||
39 | Эмма Мошковская "Вода в колодце" и др. стихи | 1 | с.120-124 | ||||
40 | Работа по хрестоматии. М. Яснов «Мы и птицы»; Э. Мошковская «Мотылёк», «Осенняя вода…» | 1 | Х.с.35-39 | ||||
41 | Борис Житков "Как я ловил человечков". | 1 | с. 124-130 | №1: у.15 | |||
42 | Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии. | 1 | с. 131-134 | ||||
43 | Работа по хрестоматии. С.Козлов «Звуки и голоса» | 1 | Х.с.40-43 | №1: у.16 | |||
44 | Работа по хрестоматии. Составление литературных сборников | 1 | Х.с.43 | №1: у.17 | |||
45 | Тим Собакин "Игра в птиц" | 1 | с.134-138 | ||||
46 | Работа по хрестоматии. О.Кургузов «Мальчик – папа» Поход в Музейный Дом М. Шагал «Крылатая лошадь» | 1 | Х. с.43-48 | ||||
47 | Константин Бальмонт "Гномы" | 1 | с.138-142 | №1: у.18 | |||
48 | Учимся любить (16 ч) Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды" | 1 | Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному. Пересказ текста. Составление сборника избранных произведений любимого писателя. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком. | с.142-145 | №1: у.19 | ||
49 | Работа по хрестоматии. Э. Мошковская «Когда я уезжаю» | 1 | Х.с.48-49 | ||||
50 | Татьяна Пономарёва "Лето в чайнике" | 1 | с. 146-147 | ||||
51 | Мария Вайсман "Лучший друг медуз" | 1 | с.148-151 | №1: у.20 | |||
52 | Работа по хрестоматии. В.Драгунский «Кот в сапогах» | 1 | Х.с. 50-55 | ||||
53 | Работа со школьной библиотекой В. Драгунский «Похититель собак» | 1 | Х.с.56 | ||||
54 | Работа со школьной библиотекой В. Драгунский «Девочка на шаре» | 1 | Х.с.56 | ||||
55 | Александр Куприн "Слон" ознакомительное чтение | 1 | с.151-163 | №1: у.21 | |||
56 | Александр Куприн "Слон" характеристика главных героев | 1 | с. 151-163 | ||||
57 | Работа по хрестоматии. Тим Собакин «Самая большая драгоценность» | 1 | Х.с.57-61 | ||||
58 | Константин Паустовский "Заячьи лапы". Ознакомительное чтение | 1 | с.163-170 | ||||
59 | Константин Паустовский "Заячьи лапы" чувства и переживания героев. | 1 | с. 163-170 | №1: у.22 | |||
60 | Сергей Козлов "Если меня совсем нет" | 1 | с.170-174 | ||||
61 | Работа по хрестоматии. Э. Мошковская «Нужен он…» | 1 | Х.с.62 | ||||
62 | Работа над составлением литературного сборника. | 1 | с. 174-176 | ||||
63 | Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб. | 1 | с. 176 | №1: у.23 | |||
64 | Набираемся житейской мудрости (11 ч) Басня. Композиция басни. Эзоп "Рыбак и рыбёшка" | 1 | Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных. Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж.Лафонтен, И.Крылов, С.Михалков, Ф.Кривин. Формирование умения устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникающими в ходе обсуждения. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. | с. 6-10 | |||
65 | Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев". Лента времени. Пословицы | 1 | с.10-15 | №2: у.1 | |||
66 | Работа по хрестоматии. Жан де Лафонтен «Волк и журавль» Поход в Музейный Дом В. Серов «Волк и журавль» | 1 | Х.с.63-65 | ||||
67 | Работа по хрестоматии. Жан де Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях» Поход в Музейный Дом В. Серов «Ворона в павлиньих перьях» | 1 | Х.с.66-68 | ||||
68 | Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории. | 1 | с.16-21 | №2: у.2-3 | |||
69 | Работа по хрестоматии. И. Крылов «Волк и журавль» | 1 | Х.с.68-69 | ||||
70 | Эзоп "Лисица и виноград", Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика басни. | 1 | с.21-26 | №2: у.4 | |||
71 | Иван Крылов "Квартет". | 1 | с. 26-31 | №2: у.6 | |||
72 | Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Басня "Волк и журавль" | 1 | с.32-34 | ||||
73 | Работа по хрестоматии. Индийская народная сказка «О радже и птичке» | 1 | Х.с.69-72 | ||||
74 | Самостоятельная работа по заданиям учебника | 1 | с.35-37 | №2: у.5, 7 | |||
75 | Продолжаем разгадывать секреты смешного (15 ч) Леонид Каминский "Сочинение" | 1 | Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному. Пересказ текста. Составление сборника избранных произведений любимого писателя Деление текста на части. Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. | с.38-42 | №2: у.8 | ||
76 | Ирина Пивоварова "Сочинение" | 1 | с. 43-47 | №2: у.9 | |||
77 | Работа по хрестоматии. Н.Носов «Мишкина каша» | 1 | Х.с.73-86 | №2: у.10 | |||
78 | Работа со школьной библиотекой. Чтение рассказов Н. Носова Составление сборника из 5 рассказов Н. Носова | 1 | Х.с.86 | ||||
79 | Марина Бородицкая "На контрольной…" Лев Яковлев " Для Лены", Михаил Яснов "Подходящий угол" | 1 | с.47-50 | №2: у. 11 | |||
80 | Надежда Тэффи "Преступник" деление текста на части | 1 | с.50-61 | №2: у.12 | |||
81 | Надежда Тэффи "Преступник" пересказ | 1 | с. 50-61 | ||||
82 | Работа по хрестоматии. М.Вайсман «Приставочка моя любимая» | 1 | Х.с. 86-91 | ||||
83 | Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти" , стихи Григория Остера "Вредные советы" | 1 | с. 62-64 | ||||
84 | Рассказ Татьяны Пономарёвой "Помощь" | 1 | с. 65-66 | ||||
85 | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" ознакомительное чтение | 1 | с.66-77 | №2: у.13 | |||
86 | Работа по хрестоматии. Т. Кочиев «Такая яблоня» Инсценирование | 1 | Х.с.91-92 | ||||
87 | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" ознакомительное чтение | 1 | с.66-70 | №2: у.14 | |||
88 | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" деление текста на части | 1 | с.70-76 | №2: у.15 | |||
89 | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" анализ произведения | 1 | с.77 | ||||
90 | Как рождается герой (28 ч) Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди" | 1 | Обобщённость характеров, наличие социального конфликта и морали. Связь с жанром басни. Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии. Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа: жёсткая заданность сказочной композиции, непредсказуемость композиции рассказа. Различение целевых установок жанров: объяснить слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным миром (волшебная сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ). Деление текста на смысловые части. | с. 78-80 | №2: у.16 | ||
91 | Борис Заходер "История гусеницы" (начало) | 1 | с.80-84 | ||||
92 | Работа по хрестоматии. Пытаемся выяснить, как рождается герой. С. Махотин «Самый маленький» | 1 | Х.с.92-101 | ||||
93 | Юнна Мориц "Жора Кошкин" | 1 | с. 85-87 | ||||
94 | Черты характера героя. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение) | 1 | с. 87-90 | №2: у.17 | |||
95 | Работа по хрестоматии. Л. Муур «Крошка енот и то, кто сидит в пруду» | 1 | Х.с.101-110 | ||||
96 | Леонид Яхнин "Лесные жуки" | 1 | с. 91-93 | ||||
97 | Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение) | 1 | с.93-97 | ||||
98 | Черты характера героя «История гусеницы» | 1 | с.97-105 | ||||
99 | Главная мысль и тема текста Бориса Заходера "История гусеницы" (окончание) | 1 | с.97-105 | ||||
100 | Михаил Яснов "Гусеница - Бабочке" | 1 | с.97-104 | ||||
101 | Поход в Музейный Дом С. Жуковский «Плотина» | 1 | с.104-105 | ||||
102 | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Ознакомительное чтение. | 1 | с.106-110 | ||||
103 | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Деление текста на смысловые части | 1 | с.110-112 | №2: у.18 | |||
104 | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Характеристика поступков героя | 1 | с.113-117 | ||||
105 | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Черты сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа | 1 | с.117-119 | ||||
106 | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Пересказ. | 1 | с.110-119 | ||||
107 | Леонид Пантелеев «Честное слово» ознакомительное чтение | 1 | с.119-127 | ||||
108 | Леонид Пантелеев «Честное слово» характеристика героя | 1 | с.119-127 | ||||
109 | Леонид Пантелеев «Честное слово» поступки героя | 1 | с.119-127 | ||||
110 | Поход в Музейный Дом З. Серебрякова «За обедом» | 1 | С.128-129 | ||||
111 | Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова) 1 часть | 1 | с.130 | ||||
112 | Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова) 2 часть | 1 | с. 131-133 | ||||
113 | Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова) 3 часть | 1 | С.134-135 | ||||
114 | Поход в Музейный Дом А. Мещерский «У лесного озера» | 1 | С.135 | ||||
115 | Работа по хрестоматии. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок) | 1 | Х.с. 110-119 | ||||
116 | Работа со школьной библиотекой. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения | 1 | Х.с.120 | ||||
117 | Работа со школьной библиотекой. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» анализ произведения | Х.с.120 | |||||
118 | Сравниваем прошлое и настоящее (18 ч) Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова | 1 | Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному. Пересказ текста. Составление сборника избранных произведений любимого писателя Деление текста на части. Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Дальнейшее формирование умений участвовать в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря». Участие в инсценировках (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов. Лента времени. | с.137-139 | №2: у.19 | ||
119 | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Ознакомительное чтение. | 1 | с.139-149 | ||||
120 | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Выразительное чтение. | 1 | с. 139-149 | ||||
121 | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" красота окружающего мира в произведении. | 1 | с. 139-149 | ||||
123 | Работа по хрестоматии. Ю.Коваль «Под соснами». Поход в Музейный Дом. В. Попков «Интерьер с фикусами» | Х.с. 120-125 | |||||
124 | Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» (1 часть) | 1 | Х.с.126-129 | ||||
125 | Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» (2 часть) | 1 | Х.с.130-131 | ||||
126 | Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» (3 часть) | 1 | Х.с.132-134 | ||||
127 | Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» (4 часть) | 1 | Х.с.135-137 | ||||
128 | Поход в Музейный Дом Александр Пушкин "Цветок" | 1 | с. 149-151 | ||||
129 | Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Телеграмма» | 1 | с.152-157 | ||||
130 | Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Дорога к отцу» | 1 | с.158-160 | ||||
131 | Аркадий Гайдар «Чук и Гек» «Вот и приехали…» | 1 | с.160-164 | ||||
132 | Аркадий Гайдар "Чук и Гек" « Одни в лесной сторожке» | 1 | с.165-170 | ||||
133 | Проверочная работа № 2 | 1 | |||||
134 | Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Вот оно – счастье!» | 1 | с.171-175 | №2: у.20-21 | |||
135 | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Главные ценности в жизни людей Поход в Музейный Дом К.Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Посад» | 1 | с.175 | ||||
136 | Итоговый урок. Письмо в клуб | 1 | с.176 |
Ресурсное обеспечение программы
- Информационное обеспечение.
- Литература для учителя.
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 1-4 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1-4 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Тематические и итоговые контрольные работы по литературному чтению в 1 – 4 классах.
- Журналы и газеты «Начальная школа»
- Литература для учащихся.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 1-4 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2013г.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1-4 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Малаховская О. В. Литературное чтение. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Материально – техническое обеспечение.
- Портреты писателей и поэтов.
- Картины, альбомы по литературному чтению.
- Тренажёр по литературному чтению для учащихся 1 – 4 классов.
- Игры для уроков литературного чтения.
- Медиаресурсы.
- Интернет ресурсы
viki. rdf. ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс по программе"Начальная школа XXI век"
Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы«Начальная школа XXIвек», Л.А. Ефросининой ««Литературное чтение. 1 класс», М.: Вентана-Граф, 2008...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...
Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Перспектива" 3 класс....
Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса
Календарно-тематическое планирование к урокам литературного чтения по программе "Перспектива" для 2 класса....
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.
Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального обще...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...