Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
Форма проведения: урок-игра.
Тип: урок развивающего контроля.
Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Литературные сказки».
Задачи:
- Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся.
- Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
- регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
- познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
- коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.
- Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Планируемые результаты: учащиеся
- называют правильно произведение;
- соотносят произведение и героев (называют героя, рассказывают о герое);
- работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: На доске - обложки книг, таблицы с названиями команд, цветовые круги и карточки со значениями. Презентация. Стол, накрытый скатертью, настольная лампа, книги. Карточки с фамилиями писателей. На столах детей – оценочные листы, фломастеры, флажки, карточки с заданиями, проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit._cht.docx | 42.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма проведения: урок-игра.
Тип: урок развивающего контроля.
Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Литературные сказки».
Задачи:
- Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся.
- Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
- регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
- познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
- коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.
- Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Планируемые результаты: учащиеся
- называют правильно произведение;
- соотносят произведение и героев (называют героя, рассказывают о герое);
- работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: На доске - обложки книг, таблицы с названиями команд, цветовые круги и карточки со значениями. Презентация. Стол, накрытый скатертью, настольная лампа, книги. Карточки с фамилиями писателей. На столах детей – оценочные листы, фломастеры, флажки, карточки с заданиями, проекты.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня я вам предлагаю самим сформулировать тему нашего урока. А для этого послушайте стихотворение:
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Не знаем ты и я,
Что есть страна синеглазка
И называется…(сказка)
- О чем сегодня пойдет речь? (о сказке)
2.Актуализация знаний.
- А какие сказки бывают? (русские народные, авторские, волшебные, бытовые, о животных).
-А почему их называют сказками? (в них присутствует волшебство)
3. Постановка цели урока.
Мы с вами познакомились со сказками. Какие это сказки? (литературные, авторские)
-Чем отличаются авторские сказки от русских народных?
-Что общего у этих сказок? (в основу литературных сказок положены народные, но они пересказаны автором)
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим свои знания по разделу «Литературные сказки»
4. Обобщение по сказкам. Работа по теме урока.
- Ребята, добро пожаловать в страну сказок! Здесь вас ждут испытания, по итогам которых мы выявим лучших знатоков сказок.
Звучит музыка «В мире много сказок» и на ее фоне 3-е девочек садятся у импровизированного окна с книжками и настольной включенной лампой, а мальчик одевает корону.
Учитель
-Три девицы под окном читали поздно вечерком.
1 -ый ребёнок
- Кабы я была царица, ГОВОРИТ ОДНА ДЕВИЦА,
Я на весь крещёный мир, книжкам сделала бы пир!
2- ой ребёнок - Кабы я была царица, ГОВОРИТ ЕЁ СЕСТРИЦА,
Я бы всем своим боярам, раздавала книжки даром!
3-ий ребёнок - Кабы я была царица, ТРЕТЬЯ МОЛВИЛА СЕСТРИЦА,
Вместо комнат и палат – сотворила книгоград! (1слайд)
Учитель - Разговор услышал царь, стороны той государь, во всё время разговора он стоял позадь забора…
Мальчик (царь)
-Что ж голубушки - сестрицы! Выбирайтесь из светлицы, выходите из палат, заходите в Книгоград - капитанами команд.
Учитель
- У нас появилось три капитана, я попрошу их подойти ко мне и выбрать название командам.
( Карточки с названием команд расположены на доске обратной стороной. Каждая из капитанов команд выбирает одну из карточек. Так команда получает название.)
-Итак, уважаемые гости, перед вами три команды – «Сказочники», «Волшебники», «Кудесники». Давайте их поприветствуем.
- Сегодня мы не просто играем, а повторяем раздел литературного чтения - ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ! Правила игры такие: вам будут даваться вопросы и задания, а вы должны посоветоваться со своей командой и решить вместе, дружно какой правильный ответ. У каждой команды на столе лежат флажки. Если команда будет готова отвечать, то её капитан обязан поднять флажок. Но это еще не все. Сегодня на уроке вы будете оценивать работу своей группы сами. Перед вами оценочные листы. Напротив каждого номера задания вы должны закрасить кружок одного из трех цветов. «Красный» - отлично, здорово, «зеленый»- хорошо, «синий» - можно лучше. ( Круги соответствующего цвета и значение расположены на доске)
ЗАДАНИЕ № 1
- Давайте вспомним, сказки, каких авторов мы изучали в этом разделе: по автору называет каждая команда.
- Слово 1 команде.
- Слово 2 команде.
- Слово 3 команде.
-Какого автора вы не назвали?
- Молодцы! Авторов, чьи сказки мы читали в разделе «Литературные сказки», вы помните.
- Оцените свой ответ. ( Дети работают с оценочными листами. Обращается внимание на доску)
ЗАДАНИЕ № 2
- Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей, а вам нужно будет назвать полные их имена.
( Работа с мультимедиа- слайды 2,3,4,5)
- Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова».
Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными.
(Сергей Тимофеевич Аксаков (1791— 1859)
- Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями
(Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).
- Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы.
(Владимир Федорович Одоевский (1803-1869).)
- А следующего автора я предлагаю вспомнить нашим гостям.
- Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала.
(Павел Петрович Бажов (1879-1950)
- Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами).
ЗАДАНИЕ №3
- Каждый автор написал свою сказку.
- Помогите найти автору его сказку. Перед вами листочки с заданием. Вам надо соединить линией фамилию автора в левом столбике с названием сказки, расположенной в правом столбике. Напоминаю, если вы закончили работу, то капитан должен поднять флажок (Дети работают самостоятельно, обмениваясь мнениями, на индивидуальных листочках)
Бажов П.П. «Городок в табакерке»
Аксаков С.Т. «Сказка о жабе и розе»
Гаршин В.М. «Серебряное копытце»
Одоевский В.Ф. «Аленький цветочек»
- А теперь проверьте сами свою работу и оцените её ( Появляется 6 слайд с правильными ответами. Дети работают с оценочными листами).
ЗАДАНИЕ № 4
- Вы любите отгадывать загадки? ( Да)
- Почему? ( Интересно проверить себя, помогают думать, размышлять)
- Вот и сейчас вам предстоит угадать слово, затем вспомнить, в какой прочитанной сказке встречается этот герой или предмет.
(Работа с мультимедиа- слайды 7,8,9,10,11,12)
1) Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается
(кошка Мурёнка) сказка «Серебряное копытце»
2 )Коль сожмешь ее сильней, –
Больше будет силы в ней.
(Пружина) сказка «Городок в табакерке»
3) На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт их. Это?..
( розы) «Сказка о жабе и розе»
4)Выпуча глаза сидит,
Непонятно говорит,
Родилась в воде,
А живёт на земле.
( жаба ) «Сказка о жабе и розе»
5) Бодает рожками, цокает ножками, трясёт бородой.
(козлик) сказка «Серебряное копытце»
6) Что круглое и без дна?
(кольцо) сказка «Аленький цветочек»
- Вспомните, как вы выполняли это задание и оцените себя сами. (Дети работают с оценочными листами).
5.Физминутка
- Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки (слайд 13)
Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь,
(приседания)
Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда.
(приседания)
Валиком свободно спинку покрути.
(повороты корпуса вправо-влево)
Теперь, как молоточком, головку наклони
(наклоны головы вперед, в стороны)
И звонким колокольчиком, всем нам позвени.
(движения кистями рук)
6. Работа по теме урока (продолжение)
ЗАДАНИЕ №5
- В каждой сказке есть главные герои, по картинке вам надо назвать героя, из какой сказки он, назвать автора, дать характеристику этому герою. ( Работа с мультимедиа- слайды 14,15,16,17,18,19)
1) Меньшая дочь из сказки «Аленький цветочек», Аксаков, добрая, послушная дочь, заботливая сестра, полюбила чудище и развеяла чары колдовства.
2) Девочка Дарёнка - Дарьюшка (подарок судьбы) из сказки «Серебряное копытце» Бажов. Она сирота, ей 6 лет, поэтому одета бедно, доверчивая – идёт жить к деду Коковане, большая помощница, смелая девочка, любит животных.
3) Мальчик Миша из сказки «Городок в табакерке» - Одоевский. Он любознательный, воспитанный, внимательный, любопытный, добрый, любящий своих родителей.
4) Кокованя - это имя старика. Он большой, бородатый, любит сказывать сказки. Семьи у него нет, воспитывает сиротку. Характер добрый, покладистый (взял кошку), весёлый, ласковый, не жадный (взял камней полшапки).
Кокованя был охотником. Жил в лесу в балагане. Летом добывал золото, зимой охотился на козлов. Его мечта – встретить Серебряное копытце.
5) Чудище из сказки «Аленький цветочек», Аксаков, страшное, мохнатое, с диким голосом, но с доброй душой, ласковый, злая волшебница заколдовала его на 30 лет, а младшая дочь полюбила его и чары развеялись.
6) Девочка Маша из «сказки о жабе и розе», Гаршина. Добрая, заботливая, любящая своего брата.
( Если учитель считает, что команда не полностью охарактеризовала героя, то он задает вспомогательные вопросы).
-Оцените себя. (Дети работают с оценочными листами).
ЗАДАНИЕ №6
- Для того чтобы определить содержание сказки, я предлагаю вам поработать с таблицами, в которых есть опорные слова. Определите по опорным словам, к каким сказкам они относятся. Запишите свой ответ. (Работа на индивидуальных карточках)
Торговые дела, цветок, купец, дочь, лесной зверь.
«Аленький цветочек»
Цветники, кусты, мальчик, сестра, цветок, враг.
« Сказка о жабе и розе»
- А теперь проверьте сами свою работу и оцените её. (Появляется 20 слайд с правильными ответами. Дети работают с оценочными листами)
ЗАДАНИЕ № 7
- Задолго до нашего урока каждая из команд получила задание, которое и выполняла. Сегодня на уроке вы должны защитить свою работу. (21 слайд)
(Слово предоставляется по очереди каждой из команд. Все члены команды выходят к доске. Капитан объясняет задание, которое получила его команда. После этого идет защита работы)
1 команда – Найти объяснение словам и словосочетаниям и нарисовать рисунки. ( Свод, ставни, балаган, венец, тувалет, покосные ложки, пика)
2 команда - Найти мораль в каждой сказке.
- А что самое главное в сказке? (Сказка чему- то учит)
- Да, «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - гласит народная мудрость. Вы должны были снова перечитать сказки и выяснить, чему же учат нас прочитанные сказки. Всю работу вы должны были оформить в виде буклетов.
- «Сказка городок в табакерке» - это научно – фантастическая сказка, с помощью сказочных героев автор помог понять нам, как устроена музыкальная табакерка.
- «Сказка о жабе и розе» - эта сказка о доброте и зле. Роза добрая и нежная, радуется жизни, Жаба несет зло и представляет собой жадность. Люди, которые делают добро, - прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
- «Серебряное копытце» - каждый из героев верил в сказку и хотел увидеть чудо,
- «Аленький цветочек» - это волшебная сказка, где всегда добро побеждает зло.
3 команда – Надо было сделать «аленький» цветочек и на лепесточках написать общие признаки сказок. Найти признаки в каждой сказке и оформить работу.
- наличие волшебных чисел, волшебных героев, фантастических животных, решается трудная задача, наличие зачина и т.д.
- Оцените своё выступление (Дети работают с оценочными листами).
7. Итог урока.
- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, как вы себя оценивали по ходу урока. ( Работа с оценочными листами) Расскажите о своей работе на уроке.
- Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.
РЕФЛЕКСИЯ.
- Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками (изображение яблони)
Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек.
Давайте украсим её яблочками. Выберите для себя подходящее и повесьте его на яблоню
Красное – всё получилось.
Жёлтое – испытывали затруднение.
Зелёное – было всё непонятно.
Оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""...
Контрольная работа по литературному чтению по теме "Литературная сказка "
Материал для 3 класса...
Открытый урок по Литературному Чтению Л.Н.Толстой. Сказка "Два брата" 3 класс
Открытый урок по Литературному Чтению Л.Н.Толстой. Сказка "Два брата" 3 класс...
Открытый урок по литературному чтению. Х.К.Андерсен сказка "Соловей" 4 класс
Открытый урок по литературному чтению. Сказка "Соловей"Тема: Ханс Кристиан Андерсен «Соловей».Цели: - развивать навык чтения, речь и внимание учащихся,...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Литературные сказки» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: формирование мотивированного интереса к книге и чтению; учить работать текстом, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации;Планируем...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Литературные сказки» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с творчеством Тима Собакина, познакомить с его стихотворением «Лунная сказка»Планируемые результатыПредметные: - уметь извлекать информаци...
Урок по литературному чтению по теме: «Литературные зарубежные сказки. Образы героев. Братья Гримм. «Бременские музыканты».
Целью данного урока является знакомство обучающихся с произведением Братьев Гримм «Бременские музыканты», развитие умения работать с иллюстрацией, с образами главных героев прои...