Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_lit.chteniyu.doc | 139 КБ |
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku_1.ppt | 2.99 МБ |
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku_2.ppt | 2.37 МБ |
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku_3.ppt | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Школа № 1884 Дата 12.02.2014. Учитель: Губина Елена Михайловна
Класс 2 «А» Предмет : «Литературное чтение»
Тема: «Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Ивовый росток»»( 33-34 стр.)
Автор учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.
Тип урока: Усвоения и первичного закрепления новых знаний. Формирование ОУУН.
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
_развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, развитие умения аргументировать свою точку зрения;
_решение проблемного вопроса: доказать, что японская сказка содержит мудрость
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
_формируем умение работать в паре постоянного состава
_познакомиться с особенностями национального мироощущения японского народа, с жанрами японской литературы.
Этапы урока | № слайда Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι .Организацион ный момент. Мотивация к учебной деятельности.
II.Актуализа- ция знаний. Постановка учебной проблемы. Цель урока. Выход на тему урока. | слайд 1-2 Организационный момент. Ребята, проверьте все ли в порядке: книжки и тетрадки. Учитель: Сегодня у нас много на уроке гостей, давайте поздороваемся с ними. Урок литературного чтения Словно приключение С книгой в космосе ты побываешь . И в сказку поверишь И много узнаешь Книга с нами всегда А урок чтения вы любите? Тогда внимательно слушай, дружок, Чтоб все задания выполнить смог.
слайд 3 Беседа. Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие с домовым Афанасием в мир сказки, попытаемся с его помощью приоткрыть ма- ленькую дверь в тот мир, который нас окружает? Но чтобы, отправиться в наше путешествие, надо ответить на вопросы, которые приготовил для вас Афанасий. 1. Какие литературные жанры вы знаете? (Рассказ, сказка, стихотворение, повесть-сказка) слайд 4 2. Произведения какого жанра мы изучаем? 3 Какие виды сказок вы уже знаете? 4.А какие группы сказок вы знаете? Для подготовки артикуляционного аппарата мы Прочитаем выразительно отрывок из песни: С радостью, с печалью, с удивлением. слайд 5 Речевая разминка: «В мире много сказок Глупых и смешных И прожить на свете Нам нельзя без них». Сегодня у нас будет урок -исследование и мы отправляемся в путешествие в другую страну. Учитель:А что значит, исследовать? слайд 6 Ученики: Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать что-то новое. Учитель: Я вам буду помогать. Постановка учебной проблемы. Цель урока Учитель: Ой, какая интересная мелодия звучит ,ребята переставьте буквы в этой фразе , отгадайте и сформулируйте название темы нашего урока. слайд 7 Ученики: Японская сказка. Учитель: Сказки, какого раздела мы читали. Ученики:«Сказка мудростью богата». Учитель: Сопоставив тему урока и название раздела, как слайд 8 как вы думаете, какова же проблема нашего урока? Ученики: Доказать, что японская сказка тоже богата мудростью . , Учитель: Как решить эту проблему? Ученики: Прочитать сказку. Учитель: Что вы знаете о загадочной стране Японии? Где находится эта страна? Знаете ли какие там обычаи, традиции? Особенности жанров литературы?
Проверка домашнего задания. Мини-выступления консультантов-исследователей об Японии: об обычаях, традициях, японских детях, об японской литературе. (Выступают ученики 6 человек): слайды 9-14 Ученик 1: Япония – страна восходящего солнца. Она расположена на Востоке. Этих островов более 6,8 тысяч. Названия, у японских островов очень смешные: Кюсю, Консю, Сикоку, Рюкю. Столица - город Токио . Японцы очень наблюдательны и любопытны. Они все замечают. Они любят все маленькое: деревья, камни, икебану. И даже к словам. Есть люди, которые слова не ценят, бросаются ими, а японцы нет! Ученик 2: Дети в Японии любознательны. Они любят изобретать и работать на компьютерах. Дети уважают своих учителей. А еще до 6 лет им все разрешают, а потом воспитывают очень строго. Ученик 3: В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней – сакурой. В дни ее цветения люди не работают, а уезжают за город. В японских городах очень чисто. Никто там, на улицах не бросает мусор. А если увидят бумагу или окурок, улыбнуться и обязательно выбросят в мусорный контейнер. Ученик 4: Японцы видят красоту и в самых обычных вещах. Все девочки учатся искусству составление букетов. Мы тоже составили к этому уроку икебаны. В букете 3 составляющие: цветы, листья, ветви деревьев. А еще к нам из Японии пришло искусство оригами: складывание из бумаги разных фигурок животных и растений. Ученик 5:В Японии в гости не ходят без приглашения, даже если придете без приглашения в гости к родствен- никам, дальше порога вас не пустят. Около каждого жилища есть садик. Пусть даже очень маленький. В каждом садике есть обязательно камни. Японцы бережно и трепетно относятся к женщинам, старикам, растениям и животным. Японцы законопослушные граждане, они чтут закон и действуют строго по инструкциям. Ученик 6: А еще в Японии поэты сочиняют маленькие стихи без рифмы, могут состоять из 3-х строк или из 5 строк и называются они: хокку или танка. Например: «Красная луна! Кто владеет ею, дети, Дайте мне ответ!»
или « В чашечке цветка Дремлет шмель. Не тронь его, Воробей-дружок!». А еще японские поэты сочиняют интересные сказки. Учитель: Молодцы, дети! Вы очень много узнали об этой . об этой интереснейшей стране Японии, а также об японских детях, о бережном отношении к растениям, о японской литературе и ее жанрах. А хотите познакомиться с поучительной японской сказ- кой? Ученики: Да. Учитель: Тогда, откройте учебники на странице . | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
ΙΙΙ. Развитие умений. ΙV. Физминутка. Самостоятель ная работа. Работа в парах. ( на карточках) Работа по памятке «Алгоритм самооценки». | Работа над сказкой. слайд15 1. Работа с текстом до чтения. а)Чтение заголовка и ответы на вопросы. Учитель: Предположите, о чем текст этой сказки по его названию. Ученики: О каких-то растениях . Учитель: А по иллюстрации? Какие предположения о чем или о ком этот текст? Ученики :О каких-то людях. Учитель: Как вы думаете, кто герои этой сказки? Ученики: Богатый человек и бедный, те господин и слуга) Учитель: Как вы догадались? Ученики: По иллюстрации. Учитель: Мнения у нас разделились. б)Чтение ключевых слов в рабочей тетради. слайд 16 Учитель: Давайте прочитаем ключевые слова в рабочей печатной тетради: -ивовый росток -слуга -ива редкого сорта -смотри хорошенько -вялый росток - уносил Учитель: Какие предположения о чем эта сказка, опираясь на ключевые слова ? – Какие события могут произойти в этой сказке? Давайте сделаем вывод: О чем же пойдет речь в этой сказке, учитывая наши 3 различных предположения? Ученики: Речь пойдет и о людях и о растении. Учитель: А что нам надо сделать, проверить свои предположения? Ученики: Прочитать сказку. слайды 17-19 2. Работа с текстом во время чтения. а)Аудирование текста сказки з.д.и. Гуковым А.М. (ученики слушают текст сказки) б) Чтение сказки про себя. Учитель: Проверим свои предположения. в) Ответы на вопросы после чтения сказки: Учитель: Какая же это сказка: грустная или весёлая? – Почему вы смеялись, читая сказку? А есть ли в ней грустные ноты? г) Повторное чтение вслух и беседа по содержанию. 1-й абзац. Учитель: Почему хозяин так беспокоился? 2-й абзац. Учитель: Правильно ли поступил слуга? Он следил за ростком? Берег его? Учитель: Чем недоволен хозяин? – Почему же слуга так странно себя вёл? Какой он? слайд 20 Музыкальная физминутка . ( под современную веселую японскую мелодию)
д)Самостоятельная работа. Работа в парах (на карточках).Самооценка по памятке. Учитель: Давайте выясним какими чертами характера обладают герои нашей сказки, для этого поработаем в паре,на карточках. с названиями качеств характера героев, необходимо зачеркнуть те качества характера, которыми герои не обладают и оставить подходящие качества характера. 1,3 группа: 2,4 группа: слайды 21-22 Качества характера Качества хозяина: хар-ра слуги:
-заботливый -усердный -строгий -глупый -опытный -несообразительный -требовательный -заботливый - глупый -смешной -добрый -умный - умный -неопытный Самооценка работы в парах по памятке.
е)Определение главной мысли сказки с помощью пословиц. Учитель: Определите, какая из пословиц ближе всего подходит к главной мысли сказки? Пословицы: « Плохи дела ,где сила без ума. Где властвует глупость, там разум вынужден слайд 23 спрятаться. С глухим говорить,что в стену горох лепить»
Учитель: Чем закончилась сказка? Ученики: У этой сказке открытый конец. Учитель: Давайте предположим ,что будет дальше? 3. Вопрос после чтения: слайд 24 Учитель: О чём же эта сказка? Ученики: О том, что люди могут быть глупыми, неопытными, несообразительными и неправильно ухаживать за растением, от этого растение завянуть. 3. Работа с текстом после чтения. Чтение по ролям. . а) Подготовительная работа: Учитель: Что такое диалог? слайд 25 - Прочитайте самостоятельно диалоги. - Представьте героев. Выберите интонацию, с которой нужно произносить их реплики. -Содержание сказки вам подскажет что надо делать. -Чем занимается слуга, а чем хозяин? Ученики: Хозяин -достал росток, берег его, поливал, позвал, уехал, дал задание, сердито спросил, беспокоился, предупреждал, ругал, был не доволен. А слуга- внимательно слушал, усердно смотрел, испугался, странно себя вел . – Порепетируйте шёпотом. .Учитель: Распределим роли: хозяина,слуг и, автора. слайд 26 б) Чтение по ролям. в) Выступление зрителей-критиков и обсуждение слайд 27 чтения по ролям. Учитель: Что мы делали? Какое умение формировали? Ученики: Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали свое отношение к героям) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
V. Итог.
V Ι. Рефлексия учебной деятельности. | слайды 28-29 Учитель: Какой мудрости учит эта сказка? Ученики: Эта сказка учит быть умным, опытным сообразительным и не быть глупым неопытным, несообразительным. То есть в восточных сказках в почете ум и мудрость, а глупость высмеивается. Ученики: Могли ли похожие события произойти в реальной жизни? Учитель: Эту сказку относят не просто к бытовым сказкам, а к бытовым сатирическим. Сатирическая сказка обязательно кого-то высмеивает. Какую сатирическую сказку мы с вами уже в этом разделе учебника? Ученики: Долганскую сказку. Учитель: В этих сказках герои не делятся на положитель ных и отрицательных. Сделайте вывод, какие человеческие качества слайд 31 высмеивают японские сатирические сказки. Ученики: Вывод: японские сатирические сказки высмеивают глупость и нессобразительность, а в почете у них ум и мудрость. Учитель: Общий вывод: мудрость и опытность не имеет возраста, национальности, она не передается по наследству и ее нельзя купить за деньги.
Учитель: Оцените свою работу и активность на уроке с помощью цветных сигнальных карточек. Если вы были активны на уроке и самостоятельно справлялись со всеми заданиями- покажите зеленую карточку, если вы выполняли задания ,но были трудности и ваша активность была на среднем уровне -покажите желтую карточку, если вы не справились с заданиями и были мало- активны- покажите красную карточку.
А теперь свое ваши впечатление от урока определим с помощью волшебного японского веера. Раскрасьте ту часть веера нужным цветом, которая соответствует вашему впечатлению от сегодняшнего урока. (На частях веера надписи: «Мне было трудно», « Мне было легко»,« Мне было интересно», «Эти знания мне пригодятся в жизни, « Я узнал много нового», «Мне было все понятно», « Мне было скучно».) Подведение итогов урока: Учитель: -Чем интересен был сегодняшний урок? -Что нового узнали? -Что вас удивило? -Какое задание оказалось для вас легким -Где полученные знания пригодятся в жизни? Учитель: Выставим отметки за урок.
| Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитив-ные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |
VΙ Ι. Домашнее задание. | Слайд 32 Разделить сказку на две части, нарисовать к одной из частей рисунок. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа с текстом до чтения -Прочитайте заголовок сказки и предположите, о чем текст этой сказки по его названию. - А по иллюстрации, о чем эта сказка? -Кто герои этой сказки? -Как вы догадались? -Сделайте вывод.
Работа с текстом до чтения. 1)Прочитайте ключевые слова сказки. Объясните их значение. 2) По ключевым словам предположите, о ком или о чем эта сказка? - хозяин - слуга - ива редкого сорта - смотри хорошенько - вялый росток Уносил 3)Какую сказку мы будем читать: грустную или веселую?
Тема урока:«Японская сказка «Ивовый росток».
Работа с текстом во время чтения. 2)Чтение сказки про себя. -Проверка предположений: -Так какая же это сказка: грустная или веселая? -Почему вы смеялись, читая сказку? -Есть ли в ней грустные ноты?
Работа с текстом во время чтения 2)Повторное чтение и беседа по содержанию: 1-й абзац: - Почему хозяин так беспокоился?
2-ой абзац: -Правильно ли поступил слуга? -Он следил за ростком? -Берег его? -Чем не доволен хозяин? -Почему же слуга так странно себя вел? Какой он? -Чем закончилась сказка? Вопрос после чтения: -О чем же эта сказка?
Физкультминутка
1и 3 группы Определи качества характера хозяина: -заботливый -добрый -требовательный -опытный -глупый -умный -строгий 2 и 4 группа. Определи качества характера слуги: -усердный -глупый -несообразительный -умный -смешной -неопытный -заботливый
Качества характера хозяина: - заботливый - требовательный - опытный - умный - строгий Качества характера слуги: - усердный - глупый - несообразительный - неопытный - смешной
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению во 2-м классе "Русская народная сказка "Хаврошечка"
Конспект урока...
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе А.П.Ершов. Сказка "Конёк-горбунок"
Открытй урок по литературному чтению в 4 классе с электронной презентацией, с использованием ОЭР, УМК "Школа 21 века"...
конспект открытого урока по литературному чтению "Каша из топора" Русская народная сказка
Разработка урока составлена по требованиям фгос, хорошо показан деятельностный подход, приём антиципации....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по сказке братьев Гримм
Конспект открытого урока по литературному чтению....
Конспект открытого урока по литературному чтению "Русская народная сказка "Два Мороза"
Урок разработан для учащихся 2 отделения 2 класса специальной(коррекционной) школы для детей с нарушениями слуха и речи.Материал адаптирован специально длядетей со сложной структурой дефек...
"Урок цифрового контента". Открытый урок по литературному чтению на родном (русском) языке по теме: "Сказки А.С. Пушкина. Краткий пересказ".
Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков....