Открытый урок по литературному чтению. Х.К.Андерсен сказка "Соловей" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Открытый урок по литературному чтению. Сказка "Соловей"
Тема: Ханс Кристиан Андерсен «Соловей».
Цели: - развивать навык чтения, речь и внимание учащихся,
- формировать навык анализа текста,
- воспитывать чуткость и отзывчивость на художественное слово,
- умение видеть и оценивать истинное и ложное.
Оборудование:
- Портрет Х.К.Андерсена
- Выставка произведений сказочника.
- Листочки с вопросами для рефлексии (индивид. раздаточн. материал)
1. Орг.момент.
Вступительное слово учителя.
- Сегодняшний урок литературного чтения посвящен замечательной сказке Х.К.Андерсена «Соловей».
- Что вы знаете об Х.К.Андерсене? (слайд портрет Андерсена, дом, памятник).
- Какие сказки вы читали? А они вам понравились? Я с вами соглашусь, сказки Андерсена любят и читают во всем мире. Не случайно лучших детских писателей награждают золотой медалью, которая носит имя великого датского сказочника.
2. Проверка дом./задания. Чтение произведений Андерсена. (РАСПЕЧАТАТЬ)
- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки Андерсена. Итак, слушаем…
1.Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним!..(слайд 1)
2. Мальчик сейчас же принялся расставлять их на столе. Двадцать четыре были совершенно одинаковые – одного от другого не отличить, а двадцать пятый солдатик был не такой, как все. Он оказался одноногим.(слайд 2)
3. Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых куриц. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительна белая женщина – Снежная Королева; и шуба и шапка на ней были из снега. (слайд 3).
4. Жила на свете одна женщина. У нее не было детей, а ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и говорит:
- Мне так хочется, чтоб у меня была дочка, хоть самая маленькая!..(слайд 4)
5.У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с ее волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса. (слайд 5).
6. Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды и обновки и все свои деньги на них тратил. Город, в котором жил король, был большой и бойкий, что ни день приезжали чужестранные гости, и как-то раз заехали двое обманщиков.(слайд 6).
- Молодцы, все сказки угадали.
- Постановка цели урока.
- На прошлом уроке мы познакомились со сказкой Андерсена «Соловей» и составили план.
- Надеюсь, что вы все еще раз прочитали сказку . Давайте же с вами перенесемся в мир сказки.
- Где происходит действие сказки? (В Древнем Китае, в чудном дворце императора)
- А что же было самым чудесным, чудом из чудес в его владениях. (Соловей).
- Знал ли император, что в его владениях живет соловей? (Нет).
- А кто во дворце знал об этом? (Бедная девочка-кухарка).
- Ребята, как же так получилось, что весь мир знал о соловье, о нем даже писали в книгах, а император не знал. Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких – то разных мирах? Давайте обсудим по группам. Перед вами лежат таблицы, пожалуйста, заполняйте.
4. Анализ литературного произведения.
1 группа расскажет об императоре и его придворных, а 2 группа нам расскажет о том, где живет соловей. А остальные две группы тоже думаем, дополните. (на доске)
| Император и его придворные
| Соловей |
Где живут? |
|
|
Что видят? |
|
|
Что слышат?
|
|
|
- Давайте подведем итог. Чем отличается окружающий мир соловья от мира императора? Сделайте вывод.
Вывод |
|
|
- Однажды императору доставили большой пакет с надписью «Соловей». Так в сказке еще появляется один соловей. Что же это была за птица? Давайте каждому образу дадим характеристику, а потом сравним их. На листочках есть записи, которые помогут вам дать характеристику героев, вы должны подобрать подходящие записи.
Настоящий соловей | Искусственный соловей |
Жил на свободе | Жил на шелковой подушке.
|
Его заслушивался рыбак, забывая о своих заботах. | Хвостик его отливал золотом и серебром. |
Поэты слагали в честь него прекраснейшие стихи.
Маленькая серая птичка.
Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слезы.
Пел по-своему.
Никогда нельзя знать заранее, что именно он будет петь.
Прогнал пением Смерть. | На шейке у него была ленточка с надписью.
Весь обсыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами
Пел, как заведенная шарманка.
34 раза пропел одно и тоже и не устал.
Можно дать себе полный отчет в его искусстве – все же известно наперед.
Молчал в трудную минуту.
|
- Ребята, теперь давайте сравним, кто красивее? Кто лучше поет? Какие чувства вызывает у людей своим пением? Так чем же отличается живой соловей от искусственного?
Настоящий соловей внешне не красив, а красив внутренне. | Искусственный соловей красив только внешне. |
Живой соловей – это творение природы, а живой голос – это настоящее искусство. | Внутри у него механизм, он – творение человеческих рук, подражание природе, истинному искусству. |
- Мы выяснили, что же такое настоящее искусство? А сейчас давайте подумаем, в чем заключается его сила? На что способно истинное искусство?
(Механический соловей сломался, и император заболел, а живой соловей своей песней спас его от смерти.) А мог ли искусственный соловей сделать это? (Нет, потому что только настоящее пение живого соловья способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе человека. Настоящее искусство делает человека лучше, чище, красивее).
- Как изменился император? ( Он позволил соловью жить в лесу, позволил прилетать и петь песни, только тогда, когда сам соловей этого пожелает).
- Теперь, послушаем, дом задание каждой группы. Пожалуйста, 1 группа…
- Вот и закончилась сказка. Какой момент сказки вам понравился? Можно ли назвать эту сказку волшебной? Я подобрала пословицу «Друзья познаются в беде». Как вы думаете, подходит ли к нашему произведению?
5. Домашнее задание. Придумать продолжение сказки.
6. Итог.
7. Рефлексия.
- Спасибо за урок. Оцените свою работу. Прошу вас высказать свое мнение о сказке. Свой ответ можно начинать с этих слов:
Проверим какие вы внимательные читатели. Истинные и ложные утверждения по тексту, отвечаем «Да» или «Нет».(РАСПЕЧАТАТЬ)
1. Когда императору доставили пакет с надписью «Соловей», он решил, что это еще одна книга о соловье. + (что это было?)
2. Император захотел, чтобы соловьи спели дуэтом. + (Что такое дуэт?)
3. Лучшая – то птица у нас осталась, - сказали придворные, когда соловей улетел в лес. + ( Почему они считали, что искусственный соловей лучше настоящего? Что говорил о нем капельмейстер?)
4. Пение искусственного соловья не понравилось рыбакам? + (Что они сказали?)
5. Только раз в месяц можно было заводить искусственного соловья. – ( А сколько раз?)
6. Император был при смерти. +
7. На груди у императора сидела кошка? –
8. Императора спасло от смерти пение живого соловья. + (Как?)
9. Музыку сюда, музыку! – кричал император. Пой хоть ты, милая, славная золотая птичка! И драгоценная птичка запела –
- Я рада, что вы внимательные читатели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_liter_chteniyu.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Ханс Кристиан Андерсен «Соловей».
Цели: - развивать навык чтения, речь и внимание учащихся,
- формировать навык анализа текста,
- воспитывать чуткость и отзывчивость на художественное слово,
- умение видеть и оценивать истинное и ложное.
Оборудование:
- Портрет Х.К.Андерсена
- Выставка произведений сказочника.
- Листочки с вопросами для рефлексии (индивид. раздаточн. материал)
1. Орг.момент.
Вступительное слово учителя.
- Сегодняшний урок литературного чтения посвящен замечательной сказке Х.К.Андерсена «Соловей».
- Что вы знаете об Х.К.Андерсене? (слайд портрет Андерсена, дом, памятник).
- Какие сказки вы читали? А они вам понравились? Я с вами соглашусь, сказки Андерсена любят и читают во всем мире. Не случайно лучших детских писателей награждают золотой медалью, которая носит имя великого датского сказочника.
2. Проверка дом./задания. Чтение произведений Андерсена. (РАСПЕЧАТАТЬ)
- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки Андерсена. Итак, слушаем…
1.Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним!..(слайд 1)
2. Мальчик сейчас же принялся расставлять их на столе. Двадцать четыре были совершенно одинаковые – одного от другого не отличить, а двадцать пятый солдатик был не такой, как все. Он оказался одноногим.(слайд 2)
3. Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых куриц. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительна белая женщина – Снежная Королева; и шуба и шапка на ней были из снега. (слайд 3).
4. Жила на свете одна женщина. У нее не было детей, а ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и говорит:
- Мне так хочется, чтоб у меня была дочка, хоть самая маленькая!..(слайд 4)
5.У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с ее волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса. (слайд 5).
6. Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды и обновки и все свои деньги на них тратил. Город, в котором жил король, был большой и бойкий, что ни день приезжали чужестранные гости, и как-то раз заехали двое обманщиков.(слайд 6).
- Молодцы, все сказки угадали.
- Постановка цели урока.
- На прошлом уроке мы познакомились со сказкой Андерсена «Соловей» и составили план.
- Надеюсь, что вы все еще раз прочитали сказку . Давайте же с вами перенесемся в мир сказки.
- Где происходит действие сказки? (В Древнем Китае, в чудном дворце императора)
- А что же было самым чудесным, чудом из чудес в его владениях. (Соловей).
- Знал ли император, что в его владениях живет соловей? (Нет).
- А кто во дворце знал об этом? (Бедная девочка-кухарка).
- Ребята, как же так получилось, что весь мир знал о соловье, о нем даже писали в книгах, а император не знал. Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких – то разных мирах? Давайте обсудим по группам. Перед вами лежат таблицы, пожалуйста, заполняйте.
4. Анализ литературного произведения.
1 группа расскажет об императоре и его придворных, а 2 группа нам расскажет о том, где живет соловей. А остальные две группы тоже думаем, дополните. (на доске)
Император и его придворные | Соловей | |
Где живут? | ||
Что видят? | ||
Что слышат? |
- Давайте подведем итог. Чем отличается окружающий мир соловья от мира императора? Сделайте вывод.
Вывод |
- Однажды императору доставили большой пакет с надписью «Соловей». Так в сказке еще появляется один соловей. Что же это была за птица? Давайте каждому образу дадим характеристику, а потом сравним их. На листочках есть записи, которые помогут вам дать характеристику героев, вы должны подобрать подходящие записи.
Настоящий соловей | Искусственный соловей |
Жил на свободе | Жил на шелковой подушке. |
Его заслушивался рыбак, забывая о своих заботах. | Хвостик его отливал золотом и серебром. |
Поэты слагали в честь него прекраснейшие стихи.
Маленькая серая птичка. Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слезы. Пел по-своему. Никогда нельзя знать заранее, что именно он будет петь. Прогнал пением Смерть. | На шейке у него была ленточка с надписью. Весь обсыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами Пел, как заведенная шарманка. 34 раза пропел одно и тоже и не устал. Можно дать себе полный отчет в его искусстве – все же известно наперед. Молчал в трудную минуту. |
- Ребята, теперь давайте сравним, кто красивее? Кто лучше поет? Какие чувства вызывает у людей своим пением? Так чем же отличается живой соловей от искусственного?
Настоящий соловей внешне не красив, а красив внутренне. | Искусственный соловей красив только внешне. |
Живой соловей – это творение природы, а живой голос – это настоящее искусство. | Внутри у него механизм, он – творение человеческих рук, подражание природе, истинному искусству. |
- Мы выяснили, что же такое настоящее искусство? А сейчас давайте подумаем, в чем заключается его сила? На что способно истинное искусство?
(Механический соловей сломался, и император заболел, а живой соловей своей песней спас его от смерти.) А мог ли искусственный соловей сделать это? (Нет, потому что только настоящее пение живого соловья способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе человека. Настоящее искусство делает человека лучше, чище, красивее).
- Как изменился император? ( Он позволил соловью жить в лесу, позволил прилетать и петь песни, только тогда, когда сам соловей этого пожелает).
- Теперь, послушаем, дом задание каждой группы. Пожалуйста, 1 группа…
- Вот и закончилась сказка. Какой момент сказки вам понравился? Можно ли назвать эту сказку волшебной? Я подобрала пословицу «Друзья познаются в беде». Как вы думаете, подходит ли к нашему произведению?
5. Домашнее задание. Придумать продолжение сказки.
6. Итог.
7. Рефлексия.
- Спасибо за урок. Оцените свою работу. Прошу вас высказать свое мнение о сказке. Свой ответ можно начинать с этих слов:
Проверим какие вы внимательные читатели. Истинные и ложные утверждения по тексту, отвечаем «Да» или «Нет».(РАСПЕЧАТАТЬ)
1. Когда императору доставили пакет с надписью «Соловей», он решил, что это еще одна книга о соловье. + (что это было?)
2. Император захотел, чтобы соловьи спели дуэтом. + (Что такое дуэт?)
3. Лучшая – то птица у нас осталась, - сказали придворные, когда соловей улетел в лес. + ( Почему они считали, что искусственный соловей лучше настоящего? Что говорил о нем капельмейстер?)
4. Пение искусственного соловья не понравилось рыбакам? + (Что они сказали?)
5. Только раз в месяц можно было заводить искусственного соловья. – ( А сколько раз?)
6. Император был при смерти. +
7. На груди у императора сидела кошка? –
8. Императора спасло от смерти пение живого соловья. + (Как?)
9. Музыку сюда, музыку! – кричал император. Пой хоть ты, милая, славная золотая птичка! И драгоценная птичка запела –
- Я рада, что вы внимательные читатели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению УМК "Планета Знаний" 2 класс А.С. Пушкин "Золотая рыбка"
В разработанном мною уроке содержится обобщение материала по теме сказки А.С. Пушкина "Золотая рыбка". Урок состоит из конспекта с презентацией, кроссворда, эектронной физкультминутки....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Н.КУН " ОЛИМП" 4 класс
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Н.КУН "ОЛИМП" 4 класс...
Конспект открытого урока по литературному чтению "А.Куприн "Слон" 3 класс "Школа России"
Конспект составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использовалась физминутка "Слон". Видеоролик на тему"Семья"....
Конспект открытого урока по литературному чтению "Стихи о маме" 2 класс
Стихи о маме. Е.А.Благинина «Посидим в тишине», Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел»Цели урока: · познакомить учащихся с произведениями о маме;·...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе
Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1. Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...
Открытый урок по литературному чтению "Книги - мои друзья", 1 класс
Книги всегда рядом с нами. О чем бы мы ни захотели узнать, книги расскажут, ответят на любой вопрос. Книги — это верные, надежные друзья....
Открытый урок по литературному чтению М.Зощенко "Елка" 4 класс
В уроке представлены видеозапись рассказа, презеентация и конспект...