Урок литературного чтения "Лягушка-путешественница"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Елена Ивановна Попова

Урок литературного чтения "Лягушка-путешественница"

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

       

Лягушка-путешественница

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности

Стадия «Вызов»

Начинаем ровно в срок

Увлекательный урок

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

.

Я желаю всем удачи

И успешности в придачу!

 Работать будем в группах.

 - Предлагаю вам определить группу, в которой вы будете работать. В этом вам поможет волшебная шляпа. В ней находятся ленточки четырёх цветов. Опустите руку в шляпу и вытащите одну ленточку. Затем, займите место за тем столом, на котором находится шляпа того же цвета. (дети достают ленточки и садятся за столы).                                                                         - Я вижу, что все заняли свои места-Готовы ли вы отправиться в путешествие за новыми знаниями?

Приём «Ассоциации»                                                    

  - Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове «путешествие»?- Подберите синонимы к слову «путешественник»? (ответы детей (синонимы)- Как вы думаете, путешествовать могут только люди?- На чём можно отправиться в путешествие?

(странствиепоездкаплаваниевояжэкспедицияпоход)

Рассаживаются по группам.

Обращают внимание на лист «Оценочное полотно ученика»

Отвечают на вопросы

Подбирают синонимы к слову «путешественник»

Дают ответы на вопросы

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Сообщения детей о лягушках

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

- Предлагаю вашему вниманию загадку, которая поможет назвать интересного путешественника с необычным способом передвижения, а также тему урока.                       Загадка В этой сказке ради шутки Замечательные утки Понесли с собой на юг Позабывшую испуг. Как зовётся их подружка? Да, конечно же (лягушка) 

- Что вы знаете о жизни лягушек?

Сообщения детей о лягушках (по одному от каждой группы).

1. Жанр сказки.

-Сейчас мы отправимся в «Бюро сказочных находок». Вам нужно определить сказку.

Ученики читают вопросы по карточкам и отвечают. (Слайды к сказкам «Каша из топора», «Золушка», «Сказка о мёртвой царевне», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Лягушка – путешественница».)

1. В какой сказке герой, имеющий отношение к службе, приготовил обед из металлического орудия для рубки леса? «Каша из топора».

2. В какой сказке говорится про обувное изделие, потерянное владелицей на балу? «Золушка» Ш. Перро.

3. В какой сказке было говорящее зеркало? «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин.

4. Какая сказка заканчивается словами «Как аукнулось, так и откликнулось» и с тех пор дружба врозь? «Лиса и журавль».

5. В какой сказке героиня приговаривала следующие слова «Высоко сижу, далеко гляжу…»«Маша и медведь».

6. Героиня сказки мечтала о тёплых странах, где много мошек. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

-Молодцы, дружно поработали в команде!

- В какие две группы можно объединить  названные вами сказки(Народные, авторские или литературные)

- Каковы особенности литературной сказки? Чем она отличается от народной?

Народная сказка                                                         Литературная сказка

1. Автор – народ                                                          1Автор – конкретное лицо

2. Существует в устной форме.                                   2. Создаётся в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах.

Создатель может вносить изменения.                                       3. Внесение изменений не  допускается.

4. Время создания определить невозможно.                                    4. Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничена жанром:- волшебная;- бытовая;

Отгадывают загадку.                           Выдвигают предположение о теме урока.

Зачитывают сообщения о лягушках (по одному от каждой группы)

Ученики читают вопросы по карточкам и отвечают.

Отвечают на вопросы учителя

Дети по очереди доказывают различия между сказками.

Обучающиеся дают определение понятию сказка. (Свои знания)

Делают вывод, что сказка – это вымышленное произведение, поучительного характера, с участием волшебных, фантастических сил.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Сказка «Лягушка –путешественни-ца»

- Попробуйте догадаться, о какой сказке пойдет на уроке речь.

На доске кластер.

Водоем с надписью «Лягушка – Путешественница» и кувшинки с надписями слов: любопытная, сообразительная, страх, спокойствие, глупая, утки, скользкая, болтливая, зеленая, гуси, жадная, решительная, печаль, хвастливая.

-Ребята, посмотрите внимательно на доску.

-Что вы видите?

- Я предлагаю вам, подобрать к лягушке только те кувшинки, которые как вы считаете наиболее подходят к ее образу.

- Молодцы.

- Но ведь у нас сегодня необычный урок, а урок знакомства со сказочным персонажем.

- А зачем мы читаем сказки?

- О ком пойдет речь в сказке?

-Где мы сейчас можем найти эту сказку?

- Какая тема урока? Сказка «Лягушка-путешественница» авторская, но начинается она такими же словами, которые часто встречаются в русских народных сказках. Кто помнит начало сказки?- Какую цель на урок вы можете себе поставить?- Какие задачи можете поставить

Дети работают у доски.

- Водоем, кувшинки с надписями, лягушку.

-О лягушке.

Ответы детей.

- В учебнике.

«Лягушка – путешественница»

Они нас чему то учат.

- Узнать поучительный смысл сказки.

-Познакомиться с лягушкой, как со сказочным персонажем.

- Доказать, что данное произведение является сказкой

6. Этап первичного закрепления с проговаривани-ем во внешней речи

-Сейчас я включу аудиозапись сказки «Лягушка – путешественница».

Вы не просто будете слушать сказку, а будете читать ее про себя, повторяя за чтецом, но и подготовите задание:

Первая команда – собирает только факты, т.е. ваша задача найти описание лягушки в тексте, составить словесный портрет, перечислить все факты о её жизни и о том, какая история с ней произошла.

Вторая команда – позитив. Ваша задача: выделите положительные черты характера лягушки, найдите в тексте выражения и слова, которые автор использует для того, чтобы показать своё положительное отношение к лягушке, а также положительное отношение уток к ней и самой лягушки к себе.

Третья команда – критика. Ваша задача: выделите все отрицательные черты характера лягушки, найдите в тексте слова, которые подчёркивают негативное отношение автора к лягушке. Объясните, как характеризуют лягушку слова: шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками.

Четвертая команда – чувства и эмоции. Ваша задача: Рассказать о том, какие чувства и эмоции испытывает автор к героине в различных ситуациях, какие чувства испытывают к ней утки, люди, лягушки на болоте, и, конечно же, какие чувства и эмоции вызывает лягушка у вас.

- Какие герои сказки вам встретились?

- Какая была лягушка?

- Какие чувства переживала лягушка?

- Ребята, а какие слова, написанные на кувшинках вам в сказке не встретились?

Мы знаем, что в жизни лягушка скользкая и зеленая, но в нашей сказке об этом ничего не говорится.

Поэтому лишние слова мы уберем.

- Сделаем вывод.

- Что нового вы узнали на этапе работы с текстом?

Слушают и читают сказку про себя и делают отметки.

Утки, лягушка.

Хвастливая, болтливая, сообразительная, решительная.

Любопытство,

-Скользкая и зеленая.

Что лягушка, мечтала попасть,  хотела на юг, ей помогали утки, она изобрела способ.

Вторичное чтение.

ПИСЬМО

Учитель читает письмо, в котором ребята с другой школы просят нас восстановить последовательность сказки.

- Что можете сказать о чувствах лягушки во время полета?

-Мы с вами очень хорошо поработали. Определили героев сказки, черты характера и чувства, которые переживала главная героиня.

А сейчас нам предстоит разобраться, какие же события произошли с героями сказки.

Для этого заполним таблицу, и выделим в тексте ответы -  доказательства.

- Правильно ли я вас поняла, что лягушка не долетела до юга и не исполнила свою мечту?

Определяют последовательность событий

Обучающиеся в группе заполняют таблицу. Находят необходимую информацию  в тексте, совещаются и выделяют разными цветами.

- Да, правильно. И доказывают.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

.

-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отображает главную мысль этой сказки и почему?

1.Смелость города берёт

2.Хвастовство само себя наказывает

3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

-Почему не состоялось путешествие Лягушки? Выбери правильный ответ.

а) лягушки не умеют летать;

б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;

в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

3.Составьте синквейн кслову лягушка

- Кто главный герой сказкиЛЯГУШКА.                  

- Как она выглядит? ПУЧЕГЛАЗАЯ, ТОЛСТАЯ

- Каковы её действия в сказкеСООБРАЖАЕТ, БОЛТАЕТ, ХВАСТАЕТСЯ

- Что в характере лягушки вам понравилось? ИЗОБРЕТАЕТ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ

СПОСОБ ЛЕТАТЬ, ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

- Дети высказывают мнение.

2. Хвастовство само себя наказывает.

Ответы детей.

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Произведение какого литературного жанра читали? - Чему учит эта сказка?

- Что больше всего запомнилось сегодня на уроке?

-Какие пословицы подходят к сказке?                                                                                            (Смекалка во всяком деле выручит.

Слово – серебро, а молчание – золото.                                                                                                             Сто раз подумай, прежде чем открыть рот!                                                                                          Легко хвалиться, легко и свалиться).

Литературную сказку

Хвастовство не приводит к добру, надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга.

Ответы детей

10 домашнее задание(по уровням сложности)

1-й уровень. Читать сказку, нарисовать рисунок

2-й уровень. Придумать свой конец сказки.

Записывают домашнее задание в дневник



Предварительный просмотр:

Команда:

«Бюро сказочных находок»

1. В какой сказке герой, имеющий отношение к службе, приготовил обед из металлического орудия для рубки леса? 

2.В какой сказке говорится про обувное изделие, потерянное владелицей на балу? 

3. В какой сказке было говорящее зеркало

4. Какая сказка заканчивается словами «Как аукнулось, так и откликнулось» и с тех пор дружба врозь? 

5. В какой сказке героиня приговаривала следующие слова «Высоко сижу, далеко гляжу…»? 

6. Героиня сказки мечтала о тёплых странах, где много мошек.

Баллы

– собирает только факты, т.е. ваша задача найти описание лягушки в тексте, составить словесный портрет, перечислить все факты о её жизни и о том, какая история с ней произошла.

– позитив. Ваша задача: выделите положительные черты характера лягушки, найдите в тексте выражения и слова, которые автор использует для того, чтобы показать своё положительное отношение к лягушке, а также положительное отношение уток к ней и самой лягушки к себе.

– критика. Ваша задача: выделите все отрицательные черты характера лягушки, найдите в тексте слова, которые подчёркивают негативное отношение автора к лягушке. Объясните, как характеризуют лягушку слова: шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками.

чувства и эмоции. Ваша задача: Рассказать о том, какие чувства и эмоции испытывает автор к героине в различных ситуациях, какие чувства испытывают к ней утки, люди, лягушки на болоте, и, конечно же, какие чувства и эмоции вызывает лягушка у вас.

План текста

1.-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отображает главную мысль этой сказки и почему?

1.Смелость города берёт

2.Хвастовство само себя наказывает

3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

2.Почему не состоялось путешествие Лягушки? Выбери правильный ответ.

а) лягушки не умеют летать;

б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;

в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

 3.Составьте синквейн к   слову лягушка



Предварительный просмотр:

ЛЯГУШКА                                                                                                                                                                                                                                                                                                   - ПУТЕШЕСТВЕННИЦА                                                                                                                                      

Любопытная

Хвастливая

Сообразительная

Глупая

Страх

Скользкая

Спокойствие

Болтливая

Утки

Зеленая

Гуси

Жадная

Решительная

Печаль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лягушка-квакушка квакала лягушке на ушко.

Слайд 4

Народная сказка Авторская сказка 1. Автор - народ 1. Автор – конкретное лицо 2. Существует в устной форме. 2. Создаётся в письменной форме. 3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах. 3. Внесение изменений не допускается. 4. Время создания определить невозможно. 4. Время создания сказки известно. 5. Народная сказка ограничена жанром: - волшебная; - бытовая; - о животных; 5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Слайд 5

Сказка «Лягушка-путешественница»

Слайд 6

Всеволод Михайлович Гаршин

Слайд 11

Ирония- насмешливое выражение, состоящее в приписывании лицу или предмету качеств прямо противоположных тем, какими он обладает; насмешка в виде похвалы.

Слайд 13

2. «Заяц от листа, лягушка от зайца» 3. «Высоко взлетишь, да низко упадешь» 1. «Хвастовство само себя наказывает»

Слайд 14

Синквейн Лягушка Путешественница Пучеглазая, толстая Соображает, болтает, хвастается Изобретает необыкновенный способ полёта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...