Технологическая карта урока литературного чтения по теме "С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.chtenie.docx | 38.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
Класс: 4
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: продолжить знакомство учащихся с авторскими сказками, сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; создать условия для формирования понятия «литературная сказка»; способствовать развитию умений сравнивать литературную и народную сказку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с творчеством научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков, осмысливать специфику народной и литературной сказки, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте | Метапредметные: Познавательные: уметь ориентироваться в художественной книге; осуществлять самостоятельный и целенаправленный выбор книги, поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); соотносить произведения живописи с литературным текстом. Регулятивные: самостоятельное составлять план урока: определять тему, цели и задачи урока, планировать действия по выполнению задач урока, оценивать выполненные действия, фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»). Коммуникативные: соблюдать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) | Личностные: осмысливать нравственные ценности сказки; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Сегодня у нас с вами не простой урок, а волшебный. Так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят всякие чудеса. А где это может происходить? – Я знаю, что вы очень любите сказки. За что вы любите их? – Да, нет ничего интереснее сказки. Об одной такой сказке пойдет речь сегодня на уроке. – Угадайте, в содержание какой сказки мы будем «погружаться»? Кому могли бы принадлежать эти предметы? Демонстрирует зеркальце с ручкой, детскую корону-венец и яркий комнатный цветок в горшочке. – Кто является автором этой сказки? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя – В сказках. Учащиеся отмечают социально значимые признаки сказок: торжество добра над злом, наличие волшебства и чудес, а также мораль. Называют сестер из сказки «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова. – С. Т. Аксаков | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Знакомство с творчеством писателя | Рассказывает о творчестве писателя. – С. Т. Аксаков – русский писатель. Он любил охоту, которая помогла для написаний его произведений. Автора в детстве увлекали сказки, которые рассказывала ему ключница Пелагея, он представлял себе, что действия происходят на самом деле. Книги для детей С. Т. Аксаков начал писать уже будучи взрослым человеком. Сначала это были шуточные стихотворения для внучки. А затем он написал замечательную сказку «Аленький цветочек» по памяти – Кто же была эта Пелагея? Крепостная крестьянка, ключница в доме Аксаковых (в старину ключница заведовала всеми съестными припасами в доме, у нее хранились ключи от всех помещений, в ее ведении была и домашняя прислуга) | Слушают учителя. Задают вопросы | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое |
IV. Первичное знакомство с произведением | Читает сказку. Задает вопросы по содержанию произведения. – Сказку «Аленький цветочек», которую мы начнем читать сегодня, написал Сергей Тимофеевич – Но вначале прочтите внимательно слова, которые написаны под названием сказки. – Что это значит? – Кто такая ключница? Понятно ли вам это слово? – Сколько дочерей было у купца? – Как относился отец к дочерям? – Много ли путешествовал купец? – Что просили в подарок старшие дочери? – Что просила в подарок младшая дочка Настенька? – Чья просьба оказалась самой трудной? – Как вы думаете, сумеет ли купец выполнить просьбы своих дочерей? Легко ли ему будет это сделать? Почему? – Как оказался купец на острове? – Почему он обещал вернуться на остров? – Как характеризуют купца его мысли, действия? – Почему «зверь лесной, чудо морское» не взял с него «записи заручной»? – Что хотите сказать о каждой из дочерей? – Просил ли купец старших дочерей отправиться на остров вместо него? – Что ответили старшие дочери? – Почему слова младшей, любимой, дочери не могли утешить отца? – Итак, младшая, самая любимая дочь купеческая надела перстень на правый мизинец и... – Как встретил девушку «зверь лесной, чудо морское»? – Что вас удивило? – А что удивило купеческую дочь? – Какие новые качества купеческой дочери раскрылись перед вами? – Каков «зверь лесной, чудо морское»? – Каковы сестры? – А каков купец? – Что хотите сказать о младшей дочери? – Благодаря чему королевич принял свой прежний облик? – Какие слова в сказке вы считаете самыми главными? | Читают сказку. Отвечают на вопросы учителя. – Сказка ключницы Пелагеи. – Это значит, что сказку С. Т. Аксаков услышал от ключницы Пелагеи, а потом записал ее. – Ключник (ключница) (устар.) – слуга (обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения. Объясняют значения слов, записанных на доске: Именитый – почтенный, знаменитый. Парча – шелковая ткань, расшитая золотыми и серебряными нитями. Тувалет – стол с зеркалом и всеми принадлежностями. Венец – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона. Самоцветный – о драгоценных и полудрагоценных минералах, поделочных камнях. Сажень – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м). Беспорочный – безукоризненный, честный. Доподлинный – точный, верный. Сходный – подходящий, недорогой. Колода – короткое толстое бревно. Почитай – пожалуй что, вероятно. Торная – о дороге: гладкая, ровная, наезженная. Чертог – пышное великолепное помещение или здание, дворец. Паче зеницы ока – сохранять, беречь больше, чем глаза. Утешался – радовался. Во единое око мгновение – очень быстро. Гвалт – крик, шум. Почали – начали, стали. Лебезить – заискивать, угодничать. Рехнулся – помешался, сошел с ума. Заутра – завтра утром. Пригорок мураватый – поросший мягкой сочной травой. Вся посуда золота червонного – червонный – красный, алый. Червонное золото – золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок. Челядь дворовая – слуги, дворовые. Тоска неусыпная – беспрестанная (не уходящая ни днем ни ночью) | Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить монологические высказывания |
V. Анализ произведения | Проводит повторное чтение сказки с анализом текста. – Как начинается сказка? Куда должен был ехать отец? – Какие гостинцы просили привезти его дочери? – Все ли наказы дочерей выполнил отец? Как купец оказался в дремучем лесу? – Где увидел отец цветок? Как тот выглядел? – Что же случилось, когда он сорвал этот цветок? – Почему так рассердился на него «зверь лесной, чудо морское»? Какое купцу было наказание за это? – Какое обещание дал купец зверю лесному? – С помощью какого предмета отец мог быстро оказаться дома? – Когда купец вернулся домой, как приняли его подарки дочери? Найдите это место в тексте и прочитайте. – Кто из дочерей согласился спасти отца? – Что стало с цветочком, когда младшая дочь оказалась у «зверя лесного»? – Показался ли девушке хозяин дворца – зверь лесной? Как он с ней сначала разговаривал? – Что случилось, когда купецкая дочь впервые увидела зверя лесного? – А почему же она упала без памяти? – Давайте мы тоже представим себе, как же выглядел этот зверь лесной, чудо морское. – Как жила младшая дочь во дворце, несмотря на то, что хозяин – страшный зверь? – Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сестрами? Сколько дней она у них гостила? – Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок? Что случилось тогда со зверем лесным? – Какие слова купеческой дочери избавили зверя от чар злой волшебницы? – Сколько лет принц был заколдован? – Сколько девушек жило у зверя лесного до купеческой дочери? – О чем же эта сказка? – Сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» о волшебной силе любви и добра. – Прочитайте пословицы на доске. Выберите одну к нашей сказке, объясните ее значение. – Какие еще пословицы о добре вы знаете? | Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. – Он был купец и часто уезжал по «купецким – Старшая – «золотой венец из камениев самоцветных», средняя – «тувалет из хрусталю восточного», младшая – «аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете». – Купец сорвал цветок – утеху всей жизни чудища: он «всякий день утешался, на него глядючи»; наказание было – умереть смертью безвременной или прислать вместо себя одну из дочерей своих. – Купец должен вернуться в назначенный срок. – Отец мог быстро вернуться с помощью волшебного кольца. – Две старшие дочери рассматривали гостинцы и не могли опомниться от радости; младшая, «увидав цветочек аленький, затряслась вся и заплакала, точно в сердце ее что ужалило». – Младшая дочь согласилась спасти отца. – Он сам вылетел из рук ее и прирос к стеблю. – Сначала не показывался, его слова появлялись на мраморной стене огненными буквами. – Упала без памяти. – Он был страшный. – Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги – Три дня и три ночи. – Старшие сестры перевели стрелки часов на час назад, а зверь лесной бездыханный лежал на пригорке, обхватив аленький цветочек лапами. – «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!» – Тридцать лет был заколдован принц. – Одиннадцать девушек, но ни одна из них – Сказка о заколдованном королевиче и девушке, которые силой своей любви одолели чары злой волшебницы. О доброте и силе любви, которая только одна может бороться со злом. Читают пословицы: • Нет друга лучше, чем родная матушка. • Всяк человек по делу познается. • Добра желаешь – добро и делай | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи |
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Чем понравилась сказка? Чему учит эта сказка? – Какие чувства пробудил в вас урок? Что он изменил в вас? – Можно ли назвать эту сказку С. Т. Аксакова волшебной? – Какое волшебство вы увидели в сказке? – Захотелось ли вам прочитать сказку С. Т. Аксакова в полном варианте? – Назовите героев сказки. Кто больше всего вам понравился? Почему? – Почему младшая сестра пожелала стать женой чудища? – Представьте себе на место этой девушки. Вы смогли бы совершить такой поступок? – Ради кого пошла младшая дочь к чудищу? – Как вы оцениваете ее поступок? – Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка? Аленький цветочек – символ настоящей, преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается – становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее. В душе у каждого человека должен быть аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне аленьких цветов, пусть они расцветут в душе каждого из нас. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – Младшая сестра. Она добрая, отзывчивая, преданная, смелая девушка, щедрая душой… – Чудище ласковый, добрый, щедрый, любящий… – Младшая сестра поняла, как любит ее чудище, смогла распознать настоящую любовь | Осуществлять |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Открытый урок литературного чтения"Сказка С.Т.Аксакова "Аленький цветочек"
Урок разработан для 4 класса .Программа "Школа России".Урок был разработан и проведен в рамках районного семинара "Роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Аленький цветочек"
Данная технологическая карта урока представляет полную возможность провести отличный урок литературного чтения в 4 классе, также, к уроку разработана презентация....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...
Конспект урока литературного чтения "Сказка С.Т. Аксакова Аленький цветочек"
Конспект урока литературного чтения для 4 класса "Сказка С.Т. Аксакова Аленький цветочек"...
Технологическая карта урока литературного чтение «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакоми...