Конспект урока литературного чтения "Сказка С.Т. Аксакова Аленький цветочек"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект урока литературного чтения для 4 класса "Сказка С.Т. Аксакова Аленький цветочек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Бондаревой Дианы Сергеевны

УМК: Школа России

Класс: 4 В

Тема: сказка «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для знакомства со сказкой «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова

Планируемые результаты:

Личностные: формирование системы нравственных ценностей, развитие познавательного интереса к предмету.

Метапредметные:

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

- умение анализировать художественный текст;

- выделять в тексте основную мысль;

- умение осуществлять поиск информации по книге.

- умение вступать в диалог с учителем;

- умение отвечать на вопросы по художественному тексту.

- умение определять тему и цель урока;

- умение планировать свою деятельность;

- умение контролировать и оценивать свою работу на уроке.

Предметные:

- познакомятся со сказкой «Аленький цветочек» Аксакова;

- обогатят словарный запас;

- отработают умение характеризовать поступки героев.

Методы: беседа, работа с книгой, объяснение.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, учебник.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация

- Здравствуйте, ученики 4 В класса! Меня зовут Диана Сергеевна, и сегодня я буду вести у вас уроки.

- Скажите, какой у нас сейчас урок?

- Что мы делаем на уроках чтения? Чему учимся?

- Итак, давайте начнём наш урок. Я надеюсь, что он будет интересным и познавательным.

Создаёт эмоциональный настрой на урок

Актуализация знаний

- Ребята, перед чтением нам нужно подготовится. Предлагаю вам провести речевую разминку. Послушайте.

Речевая разминка:

*на слайде*

На стульях сидят шалунишки,

Листают волшебные книжки.

Ожидание чуда, благости

Всех коснётся к общей радости.

Тихо, тихо, чуть дыша,

Входит сказка не спеша.

- Ребята, прочитайте сначала медленно.

- Кто хочет попробовать прочитать с вопросительной интонацией?

- Прочитайте с радостной интонацией.

- Ребята, посмотрите ещё раз на нашу разминку и предположите, с каким литературным жанром мы с вами будем работать на уроке?

- Верно, со сказкой!

- Ребята, а какие виды сказок вы знаете?

- А чем отличается русская народной сказка от авторской?

- Ребята, у вас на столах выданы карточки. Переверните их пожалуйста. Каждой букве на карточке соответствует число. Ниже под таблицей у вас дан ряд чисел. Найдите в таблице букву, которая соответствует этому числу, и вы разгадаете эту шифровку.

- Итак, давайте проверим, что у вас получилось. (Аленький цветочек)

- Ребята, а вы знаете, как выглядит алый цвет? (ярко-красный)

- Кто уже догадался какой будет тема нашего урока?

Организует речевую разминку

Организует рефлексию

Читают речевую разминку с разной интонацией

Отвечают на вопросы

Разгадывают шифровку

Постановка темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказкой «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова

- Какую цель мы поставим себе на урок? Что должны будем сделать?

- Ребята, нам нужно составить план, по которому мы будем работать на уроке.

План:

  1. Познакомится с биографией автора
  2. Прочитать рассказ
  3. Проанализировать рассказ

Помогает определить тему и план урока

Определяют тему урока

Составляют план урока

Подготовка к чтению

 - Ребята, давайте познакомимся с биографией автора. Слушайте внимательно.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе. Автор очень любил читать книги, каждый вечер они читали книги всей семьей.

Маленькому Сереже в детстве часто читали сказки, и многие сказки он запоминал наизусть, рассказывал их своим друзьям и придумывал их сам. Он был знаком с такими писателями как А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой.

- Ребята, предположите, о чем будет сказка «Аленький цветочек»?

- Ребята, сказку Аленький цветочек он посвятил своей внучке Оленьке.

- Ребята, а знаете ли вы, как появилась эта сказка?

- Когда автор был маленький, Пелагея – крепостная крестьянка, которая следила за хозяйством в доме, рассказывала Сергею Аксакову сказки. Она была великая мастерица рассказывать сказки. А Сергей Аксаков очень любил сказку «Аленький цветочек». Он её слушал на протяжении нескольких лет не один десяток раз, потому что она ему очень нравилась. Автор выучил эту сказку наизусть и впоследствии написал её, немного приукрасив.

- Словарно-лексическая работа:

-Ребята, в тексте нам могут встретиться сложные непонятные для нас слова. Давайте выясним их значение, посмотрите на слайд.

ИМЕНИТЫЙ - почтенный

ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями 
ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями
ВЕНЕЦ – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь.

Знакомит детей с биографией автора

Рассказывает как появилась сказка

Организует словарно-лексическую работу

Знакомятся с биографией

Первичное восприятие текста / проверка первичного восприятия

- Откройте учебники на стр. 193. Обратите внимание, что сказка у нас дана в сокращении.

- Итак, начинаем читать, все внимательно следят глазками. Я буду останавливать и будет продолжать кто-то другой.

- Кто хочет начать?

- Ребята, каким человеком был купец? (богатым, именитым) Куда отправился купец? Сколько у купца было дочерей?

- Продолжаем читать дальше.

- Что попросила привести старшая дочь? Зачитайте из текста (золотой венец…)

- Продолжаем читать.

- Что попросила привести средняя дочь? (тувалет из хрусталю восточного)

- Продолжаем читать.

- Ребята, что попросила отца привести младшая дочь? (Аленький цветочек)

- Как отреагировал отец на просьбу младшей дочери?

- Как все три сестры обращаются к отцу? Зачитайте из текста. (Государь ты мой батюшка родимый) О чём это говорит? Как дочери относятся к отцу?

- Продолжаем дальше читать.  

- Для всех ли дочерей отец смог найти подарки?

- Продолжаем читать.

- Ребята, где очутился отец? (во дворце)

Обратите внимание, какой был дворец (царское, неслыханное убранство).

- Продолжаем читать.

- Ребята, нашел ли купец подарок для младшей дочери? Что он сделал с цветком?  Что произошло, когда он сорвал цветок?

- Ребята, кем было чудище? (хозяином дворца)

- Читаем дальше. Ребята, чудище отпустило отца. Но что попросило взамен?

- Продолжаем.

- Ребята, какой волшебный предмет дал хозяин дворца? (перстень)

- Ребята, сколько времени можно было пробыть дома отцу? (три дня и три ночи)

- Ребята, как автор называет купца? Какой он?

- Читаем дальше. Ребята, как отреагировали дочери на приезд отца?

- Что мы можем сказать о поступке младшей дочери? Какая она?

- Как отреагировали на подарки средняя и старшая дочери?

- Как вы думаете, почему младшая дочь заплакала от подарка отца?

- Старшая и средняя дочери отказались ехать к зверю лесному, а младшая согласилась выручить отца.

- Ребята, что эти поступки говорят о сёстрах?

- Ребята, на этом мы с вами закончим чтение сказки. Дома вы её дочитаете.

Даёт целевую установку

Задаёт вопросы

Читают сказку, отвечают на вопроы

Инструктаж о домашнем задании

Домашнее задание: с.205 – 214 (читать)

Подведение итогов и рефлексия

- Ребята, с какой сказкой мы начали знакомится на уроке?

- Кто её автор?

- Продолжите фразы:

- На уроке мне понравилось…

- На уроке я узнал…

- Мне было трудно…

Помогает подвести итоги урока

Организует рефлексию

Подводят итоги урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"

В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...

Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)

Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек"  был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторско...

Урок литературного чтения в 4 классе «Любовь к ближнему в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

На уроке составляется цитатный план. Дети дают характеристику героям, оценку их поступкам....

Урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойковой, УМК Перспектива. Тема: Отражение внутреннего мира главных героев сказки С.Аксакова «Аленький цветочек» во внешнем облике

Предметная тема: «Отражение внутреннего мира героев сказки Сергея Тимофеевича Аксакова "Аленький цветочек" во внешнем  облике»Тип урока:  урок обобщения и систематизации знанийЦели урока: Ор...

Урок литературного чтения С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

Урок литературного чтения С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование....

Технологическая карта урока литературного чтение «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакоми...