Конспект урока литературного чтения "Сказка С.Т. Аксакова Аленький цветочек"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока литературного чтения для 4 класса "Сказка С.Т. Аксакова Аленький цветочек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Бондаревой Дианы Сергеевны
УМК: Школа России
Класс: 4 В
Тема: сказка «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова
Тип урока: комбинированный
Цель: создать условия для знакомства со сказкой «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова
Планируемые результаты:
Личностные: формирование системы нравственных ценностей, развитие познавательного интереса к предмету.
Метапредметные:
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
- умение анализировать художественный текст; - выделять в тексте основную мысль; - умение осуществлять поиск информации по книге. | - умение вступать в диалог с учителем; - умение отвечать на вопросы по художественному тексту. | - умение определять тему и цель урока; - умение планировать свою деятельность; - умение контролировать и оценивать свою работу на уроке. |
Предметные:
- познакомятся со сказкой «Аленький цветочек» Аксакова;
- обогатят словарный запас;
- отработают умение характеризовать поступки героев.
Методы: беседа, работа с книгой, объяснение.
Формы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: раздаточный материал, презентация, учебник.
Ход урока.
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивация | - Здравствуйте, ученики 4 В класса! Меня зовут Диана Сергеевна, и сегодня я буду вести у вас уроки. - Скажите, какой у нас сейчас урок? - Что мы делаем на уроках чтения? Чему учимся? - Итак, давайте начнём наш урок. Я надеюсь, что он будет интересным и познавательным. | Создаёт эмоциональный настрой на урок | |
Актуализация знаний | - Ребята, перед чтением нам нужно подготовится. Предлагаю вам провести речевую разминку. Послушайте. Речевая разминка: *на слайде* На стульях сидят шалунишки, Листают волшебные книжки. Ожидание чуда, благости Всех коснётся к общей радости. Тихо, тихо, чуть дыша, Входит сказка не спеша. - Ребята, прочитайте сначала медленно. - Кто хочет попробовать прочитать с вопросительной интонацией? - Прочитайте с радостной интонацией. - Ребята, посмотрите ещё раз на нашу разминку и предположите, с каким литературным жанром мы с вами будем работать на уроке? - Верно, со сказкой! - Ребята, а какие виды сказок вы знаете? - А чем отличается русская народной сказка от авторской? - Ребята, у вас на столах выданы карточки. Переверните их пожалуйста. Каждой букве на карточке соответствует число. Ниже под таблицей у вас дан ряд чисел. Найдите в таблице букву, которая соответствует этому числу, и вы разгадаете эту шифровку. - Итак, давайте проверим, что у вас получилось. (Аленький цветочек) - Ребята, а вы знаете, как выглядит алый цвет? (ярко-красный) - Кто уже догадался какой будет тема нашего урока? | Организует речевую разминку Организует рефлексию | Читают речевую разминку с разной интонацией Отвечают на вопросы Разгадывают шифровку |
Постановка темы и цели урока | - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказкой «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова - Какую цель мы поставим себе на урок? Что должны будем сделать? - Ребята, нам нужно составить план, по которому мы будем работать на уроке. План:
| Помогает определить тему и план урока | Определяют тему урока Составляют план урока |
Подготовка к чтению | - Ребята, давайте познакомимся с биографией автора. Слушайте внимательно. Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе. Автор очень любил читать книги, каждый вечер они читали книги всей семьей. Маленькому Сереже в детстве часто читали сказки, и многие сказки он запоминал наизусть, рассказывал их своим друзьям и придумывал их сам. Он был знаком с такими писателями как А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой. - Ребята, предположите, о чем будет сказка «Аленький цветочек»? - Ребята, сказку Аленький цветочек он посвятил своей внучке Оленьке. - Ребята, а знаете ли вы, как появилась эта сказка? - Когда автор был маленький, Пелагея – крепостная крестьянка, которая следила за хозяйством в доме, рассказывала Сергею Аксакову сказки. Она была великая мастерица рассказывать сказки. А Сергей Аксаков очень любил сказку «Аленький цветочек». Он её слушал на протяжении нескольких лет не один десяток раз, потому что она ему очень нравилась. Автор выучил эту сказку наизусть и впоследствии написал её, немного приукрасив. - Словарно-лексическая работа: -Ребята, в тексте нам могут встретиться сложные непонятные для нас слова. Давайте выясним их значение, посмотрите на слайд. ИМЕНИТЫЙ - почтенный ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями | Знакомит детей с биографией автора Рассказывает как появилась сказка Организует словарно-лексическую работу | Знакомятся с биографией |
Первичное восприятие текста / проверка первичного восприятия | - Откройте учебники на стр. 193. Обратите внимание, что сказка у нас дана в сокращении. - Итак, начинаем читать, все внимательно следят глазками. Я буду останавливать и будет продолжать кто-то другой. - Кто хочет начать? - Ребята, каким человеком был купец? (богатым, именитым) Куда отправился купец? Сколько у купца было дочерей? - Продолжаем читать дальше. - Что попросила привести старшая дочь? Зачитайте из текста (золотой венец…) - Продолжаем читать. - Что попросила привести средняя дочь? (тувалет из хрусталю восточного) - Продолжаем читать. - Ребята, что попросила отца привести младшая дочь? (Аленький цветочек) - Как отреагировал отец на просьбу младшей дочери? - Как все три сестры обращаются к отцу? Зачитайте из текста. (Государь ты мой батюшка родимый) О чём это говорит? Как дочери относятся к отцу? - Продолжаем дальше читать. - Для всех ли дочерей отец смог найти подарки? - Продолжаем читать. - Ребята, где очутился отец? (во дворце) Обратите внимание, какой был дворец (царское, неслыханное убранство). - Продолжаем читать. - Ребята, нашел ли купец подарок для младшей дочери? Что он сделал с цветком? Что произошло, когда он сорвал цветок? - Ребята, кем было чудище? (хозяином дворца) - Читаем дальше. Ребята, чудище отпустило отца. Но что попросило взамен? - Продолжаем. - Ребята, какой волшебный предмет дал хозяин дворца? (перстень) - Ребята, сколько времени можно было пробыть дома отцу? (три дня и три ночи) - Ребята, как автор называет купца? Какой он? - Читаем дальше. Ребята, как отреагировали дочери на приезд отца? - Что мы можем сказать о поступке младшей дочери? Какая она? - Как отреагировали на подарки средняя и старшая дочери? - Как вы думаете, почему младшая дочь заплакала от подарка отца? - Старшая и средняя дочери отказались ехать к зверю лесному, а младшая согласилась выручить отца. - Ребята, что эти поступки говорят о сёстрах? - Ребята, на этом мы с вами закончим чтение сказки. Дома вы её дочитаете. | Даёт целевую установку Задаёт вопросы | Читают сказку, отвечают на вопроы |
Инструктаж о домашнем задании | Домашнее задание: с.205 – 214 (читать) | ||
Подведение итогов и рефлексия | - Ребята, с какой сказкой мы начали знакомится на уроке? - Кто её автор? - Продолжите фразы: - На уроке мне понравилось… - На уроке я узнал… - Мне было трудно… | Помогает подвести итоги урока Организует рефлексию | Подводят итоги урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"
В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...
Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)
Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек" был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторско...
Урок литературного чтения в 4 классе «Любовь к ближнему в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
На уроке составляется цитатный план. Дети дают характеристику героям, оценку их поступкам....
Урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойковой, УМК Перспектива. Тема: Отражение внутреннего мира главных героев сказки С.Аксакова «Аленький цветочек» во внешнем облике
Предметная тема: «Отражение внутреннего мира героев сказки Сергея Тимофеевича Аксакова "Аленький цветочек" во внешнем облике»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийЦели урока: Ор...
Урок литературного чтения С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.
Урок литературного чтения С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе с применением элементов критического мышления....
Технологическая карта урока литературного чтение «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакоми...