Конспект урока литературного чтения "Б.Житков Как я ловил человечков" УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения;
Планируемые результаты:
Предметные:
1) учиться анализа и определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
2) учиться героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями,
чувствами героев.
Личностные:
1) осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
2) освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Б.Житков Как я ловил человечков" | 54.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 30.01.2024 Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс: 4в Урок: 2 Время: 14:50 – 15:30 Кабинет: 214 | Студент: Резевич А.М Группа: 35 Учитель: Ходыкина М.Ю Методист: Кошкарова Л.С |
Тема урока « Б.Житков « Как я ловил человечков»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения;
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать понятие о рассказе как литературном жанре. 2) познакомить учащихся с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков» 3)учить определять основную мысль произведения 4)учить составлять характеристики героев | Предметные: 1) учиться анализа и определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; 2) учиться героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, |
Развивающие: 1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; 2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле; 3) развивать умение обобщать изучаемые факты. | Личностные: 1) осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; 2) освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2) воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения. |
УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Михайловна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Проведем речевую разминку. Я кораблик смастерил, -Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко. -Отлично! Прочитайте громко. -Прочитайте тише. -Прочитайте шепотом. -молодцы, у вас на партах лежат карточки с лесенкой успеха, каждая ступенька это пункт плана, после выполнения одного из пункта плана вам нужно будет нарисовать человечка на соответствующей ступеньке. | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место.
| Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | Слайд 1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. 2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». - и так давайте вспомним, какое произведение вы проходили на прошлом уроке? - молодцы, откройте учебник на странице 27, давайте ответим на вопросы. -почему автор назвал свой рассказ «Никакой горчицы я не ел»? Что он хотел сказать своим читателем? -молодцы, почему герой попадает в нелепые ситуации? -как характеризуют мальчика его поступки? Что о нем думают окружающие? | 1.Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. -никакой горчицы я не ел -Автор дал своему рассказу «Никакой я горчицы не ел» такое название, потому что хотел показать «кислое» настроение мальчика. Я думаю, что В. В. Голявкин смог убедить своего читателя, что очень плохо прогуливать уроки. - Мальчик постоянно попадает в нелепые ситуации из-за своей глупости, любопытства и безделья, потому что люди заняты своими делами, а он лезет к ним и мешает. - Поступки главного героя выставляют его ленивым, несерьёзным, глупым ребёнком. Ведь он не понимает, что пропускать школу нельзя, а действует в соответствии со своими прихотями. А также можно назвать его невоспитанным. Ведь мальчишка отвлекал занятых людей только из-за того, что ему было скучно. Что о нём думают окружающие? Люди, что встречались герою, понимают, что он – бездельник, прогулявший школу. Это вызывает у них неуважение. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | Учебник страница 27 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный метод: беседа, подводящий диалог, формулировка темы урока, формулировка целей урока, определение лана деятельности | 1.Постановка целей и формирование темы совместно с учениками. -мы с вами начинаем новый раздел, откройте страницу 29, прочтите его название. -Прочитайте ,чему мы будем учится, изучая этот раздел, каждый по предложению -молодцы -посмотрите на экран, на нем вы можете увидеть портрет писателя, как вы думаете кто это? -правильно, это Борис Степанович Житков -посмотрите на экран, что делает мальчик, что он пытается сделать. -правильно, как вы думаете как какая тема урока? - правильно, Борис Житков « Как я ловил человечков» - а теперь определим цели урока, используя опорные слова на экране. На экране слова: Познакомиться … Учиться… -на доске вы видите план урока, но его пункты перепутались, давайте составим его правильную последовательность 1. Определение темы и задач 2. Начнем работу над новым разделом 3. Узнаем об авторе произведения 4. Прочитать произведение Б. Житкова «как я ловил человечков» 5. Подвести итоги и оценить свою работу на уроке - Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией Б. С Житкова - Итак, тему и цель мы с вами поставили , рисуем человечка на первой ступеньке, так же мы начали новый раздел, нарисуйте человечка второй ступенька. | Постановка целей и формирование темы совместно с учителем -страна детства Борис Житков -ловит человечков - Борис Житков « Как я ловил человечков» Познакомимся с произведением Б.С Житкова «Как я ловил человечков» Будем учиться выразительно читать. | : Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. : сказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; : формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | Слайд 2,3,4 Слайд 5,6,7 |
«Открытие» открытие детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф.П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический(работа с учебником) | 1. Организовывает работу обучающихся. -откройте страницу 32,прочитайте фамилию автора -давайте узнаем о нем по больше Борис Степанович Житков (1882-1938) опубликовал свои рассказы для детей в 1924 году.В его книгах: “Морские истории”, “Что бывало”, “Рассказы про животных” - четко видно добро и зло, мужество и трусость, благородство и непорядочность.К этому времени у него за плечами был большой жизненный путь, полный упорного и увлекательного труда по освоению многих наук и профессий. Он преподавал детям химию и математику. Этот богатый жизненный опыт дал Житкову материал для творчества. После публикации первых своих рассказов он полностью погружается в литературную деятельность –становится автором и редактором детских книг, сотрудником журналов «Воробей», «Чиж», и «Пионер», драматургом Театра юного зрителя.Более ста произведений для чтений для детей создал Житков за 15 лет. Произведения «Как я ловил человечков» Житков написал в 19 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают романтическую увлечённость делом. - в каком году Житков опубликовал свои рассказы для детей? - какие предметы преподавал Борис Степанович Житков детям? - сотрудником каких журналов стал Житков? -молодцы, мы выполнили третий пункт плана, нарисуйте человечка на третей ступеньке. -перед тем как мы начнем чтение давайте узнаем значение некоторых слов из рассказа «Как я ловил человечков» Словарная работа -Корма - задняя часть судна, лодки. Мачта - вертикальная конструкция на палубе. Палуба- горизонтальное перекрытие в корпусе судна, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна. Полировать- натирать, придавать блестящий гладкий вид чему-нибудь. Лакировать- 1) покрывать лаком; 2)приукрашивать. -молодцы, а теперь давайте прочитаем произведение, чтение начну я, а затем вы продолжите по цепочке, я буду останавливать вас и чтение продолжит следующий. поставьте палец на первое предложение. -молодцы, мы выполнили 4 пункт плана, нарисуйте человечка на 4 ступеньке | 1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата. -1924 году -математику и химию «Чиж», «Воробей», «Пионер» | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | Слайд 8 Слайд 9
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф.П Словесные методы( беседа) Практический(работа с учебником) Внешний контроль | 1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - ответим на вопросы на странице 38 -почему Б. Житков дал рассказу именно такое название? Придумай другое название. Запиши его в «рабочую тетрадь» -прочитайте какое название вы дали этому рассказу? -что придумал мальчик, чтобы увидеть человечков? -что пережил герой, когда увидел пустой пароходик? Как эти чувства его характеризуют? Что думал о своем поступке он сам?
-определите главную мысль произведения Б. Житкова. Запиши её в « рабочую тетрадь» - прочтите, что вы записали -молодцы, вы правильно определили главную мысль произведения -а теперь давайте немного отдохнем,вставайте
( выполнить два раза) |
-Житков дал рассказу такое название, потому что мальчик очень хотел увидеть человечков. Он думал, что они живут в пароходике и очень хотел познакомиться с ними. Я бы дал такое название рассказу: «Человечки, которых нельзя увидеть» или «Невидимые человечки». Чтобы увидеть человечков, мальчик спрятался за дверь и глядел в щёлку. Потом затаился под одеялом и пытался разглядеть человечков. Он подкладывал конфетку и хлеб, чтобы выманить их, даже хотел подложить им коврик с чернилами, чтобы они запачкали ножки и наследили. - Мальчик и увидел, что внутри нет никаких человечков. Он пытался починить пароходик, но выходило криво. Он понял, что натворил непоправимого и бросился к бабушке, чтобы рассказать ей все. Это характеризует мальчика, как честного человека, несмотря на то, что из-за своей шалости он сломал пароходик. -Главная мысль сказки «Как я ловил человечков» состоит в том, что держать своё слово это дело чести. мысль, которую хотел передать Б.С. Житков в своем рассказе, - нужно ценить семейные реликвии. Пароходик для бабушки был ценной вещью. | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (Практические методы (работа скарточками) Внешний контроль | 1.Организует самостоятельную работу. 2.Контролирует работу. -А сейчас я раздам вам тест по произведению, затем мы проверим его. 1.Кто является автором произведения «Как я ловил человечков»: 2. К кому приехал главный герой произведения: 3. Как звали главного героя произведения: 4. Какой предмет в доме бабушки заворожил главного героя: 5. Главный герой думал, что на пароходике живут: 6. Почему мальчик рано попросился спать: 7. Что положил главный герой в качестве приманки на пароходик в первый раз: 8. Что сделал мальчик, чтобы доказать существование человечков: 9. От чего плакал мальчик: 10.Чем натёр себе лицо мальчик, чтобы притвориться больным? шарфом варежками+ ковром -и так давайте проведем взаимопроверку поменяйтесь тестами, если у вас все правильно то нарисуйте в тесте зеленый кружок, если у вас от1 до 3 ошибок, то желтый, а если больше 3 ошибок, то красный. |
| Р: выполнение контроля и оценки работы. | Слайд 10 |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, П Словесные методы (беседа) Практический(работа с учебником) Внешний контроль | Произведение, какого авторы мы сегодня читали? - Что вы запомнили из биографии автора? - Как называется произведение? - Кто является главным героем? -В чем заключается основная мысль произведения? | - Б.С Жутков -« Как я ловил человечков» -Борька -Главная мысль сказки «Как я ловил человечков» состоит в том, что держать своё слово это дело чести. мысль, которую хотел передать Б.С. Житков в своем рассказе, - нужно ценить семейные реликвии. Пароходик для бабушки был ценной вещью | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. И так, давайте вспомним тему и цель нашего урока -запишите домашнее задание с 38 №8 -посмотрите на лесенку успеха, все ли пункты мы выполнили? -Отлично! Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все молодцы, но некоторым из вас я поставила оценки Спасибо за работу, урок окончен. До свидания! | Определяют уровень работы класса при групповой работе. - Борис Житков - « Как я ловил человечков» Познакомимся с произведением Б.С Житкова «Как я ловил человечков» Будем учиться выразительно читать. -записывают домашнее задание | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...
Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...
Конспект урока математики "Повторение табличного умножения и деления" УМК: «Школа России» учебник математики 3 класс 1 часть М.И.Моро.
Цель урока:организация деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков по закреплению знаний таблицы умножения и деления.Планируемы результаты:Предметные:1)выполн...
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе" УМК: «Школа России» учебник русский язык 2 класс 2 часть Канакина В.П, Горецкий В.Г.
Цель урока:обобщение и систематизация понятий о глаголе, совершенствование навыков нахождения глаголов в тексте.Планируемые результаты: Предметные:1) учиться различать глаг...
Конспект урока окружающего мира "Неживая и живая природа" УМК: «Школа России» учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 2 класс 1 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 2 класс 1часть).
Цель урока: Формирование представления у учащихся о неживой и живой природе и связи между ними.Планируемые результаты: Предметные:1) учить различать объекты живой и неживой природы;2) учить устан...
Конспект урока изобразительного искусства "Ритм и движение пятен" УМК: Школа России «Изобразительное искусство» 2 класс Е.И. Коротеева
Цель урока: Формирование у детей представление о ритме и движений как средствами художественной выразительности, обучение использованию средств в создании аппликации.Планируемые результаты:Предметные:...
Конспект урока изобразительного искусства "Образ и характер животного" УМК: Школа России «Изобразительное искусство» 2 класс Е.И. Коротеева
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений об образе и характере животных, об основных средствах художественной выразительности в живописи.Планируемые результаты:Предметные...