Конспект урока литературного чтения "Б.Житков Как я ловил человечков" УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения;

Планируемые результаты:

Предметные:

1) учиться анализа и определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

2) учиться героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями,

чувствами героев.

Личностные:

1) осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

2) освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Б.Житков Как я ловил человечков"54.71 КБ

Предварительный просмотр:

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  

Дата:  30.01.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок: 2

Время: 14:50 – 15:30                 Кабинет: 214        

Студент: Резевич А.М

Группа: 35

Учитель: Ходыкина М.Ю

Методист: Кошкарова Л.С

Тема урока « Б.Житков « Как я ловил человечков»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения;

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о рассказе как литературном жанре.

2) познакомить учащихся с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков»

3)учить определять основную мысль произведения

4)учить составлять характеристики героев

Предметные:

1) учиться анализа и определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

2) учиться героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями,

чувствами героев,

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1) осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

2) освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и

другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения.

УМК: «Школа России» учебник литературное чтение  4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П

        

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

 2.Настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Михайловна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Проведем речевую разминку.

Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!

-Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.

-Отлично! Прочитайте громко.

-Прочитайте тише.

-Прочитайте шепотом.

 -молодцы, у вас на партах лежат карточки с лесенкой успеха, каждая ступенька это пункт плана, после выполнения одного из пункта плана вам нужно будет нарисовать человечка на соответствующей ступеньке.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

 

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Слайд 1

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

- и так давайте вспомним, какое произведение вы проходили на прошлом уроке?

- молодцы, откройте учебник на странице 27, давайте ответим на вопросы.

-почему автор назвал свой рассказ «Никакой горчицы я не ел»? Что он хотел сказать своим читателем?

-молодцы, почему герой попадает в нелепые ситуации?

-как характеризуют мальчика его поступки? Что о нем думают окружающие?

1.Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

-никакой горчицы я не ел

-Автор дал своему рассказу «Никакой я горчицы не ел» такое название, потому что хотел показать «кислое» настроение мальчика. Я думаю, что В. В. Голявкин смог убедить своего читателя, что очень плохо прогуливать уроки.

-  Мальчик постоянно попадает в нелепые ситуации из-за своей глупости, любопытства и безделья, потому что люди заняты своими делами, а он лезет к ним и мешает.

- Поступки главного героя выставляют его ленивым, несерьёзным, глупым ребёнком. Ведь он не понимает, что пропускать школу нельзя, а действует в соответствии со своими прихотями. А также можно назвать его невоспитанным. Ведь мальчишка отвлекал занятых людей только из-за того, что ему было скучно. Что о нём думают окружающие? Люди, что встречались герою, понимают, что он – бездельник, прогулявший школу. Это вызывает у них неуважение.

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Учебник страница 27

        

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод: беседа, подводящий диалог, формулировка темы урока, формулировка целей урока, определение лана деятельности

1.Постановка целей и формирование темы совместно с учениками.

-мы с вами начинаем новый раздел, откройте страницу 29, прочтите его название.

-Прочитайте ,чему мы будем учится, изучая этот раздел, каждый по предложению

-молодцы

-посмотрите на экран, на нем вы можете увидеть портрет писателя, как вы думаете кто это?

-правильно, это Борис Степанович Житков

-посмотрите на экран, что делает мальчик, что он пытается сделать.

-правильно, как вы думаете как какая тема урока?

- правильно, Борис Житков « Как я ловил человечков»

- а теперь определим цели урока, используя опорные слова на экране.

На экране слова:

Познакомиться …

Учиться…

-на доске вы видите план урока, но его пункты перепутались, давайте составим  его правильную последовательность

1. Определение темы и задач

2. Начнем работу над новым разделом

3. Узнаем об авторе произведения

4. Прочитать произведение Б. Житкова «как я ловил человечков»

5. Подвести итоги и оценить свою работу на уроке

- Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией Б. С Житкова

- Итак, тему и цель  мы с вами поставили , рисуем человечка на первой ступеньке, так же мы начали новый раздел, нарисуйте человечка второй ступенька.

 Постановка целей и формирование темы совместно с учителем

-страна детства

Борис Житков

-ловит человечков

- Борис Житков « Как я ловил человечков»

Познакомимся с произведением Б.С Житкова

«Как я ловил человечков»

Будем учиться выразительно читать.

: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

: сказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

Слайд 2,3,4

Слайд 5,6,7

«Открытие»

открытие

детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф.П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический(работа с учебником)

1. Организовывает работу обучающихся.

-откройте страницу 32,прочитайте фамилию автора

-давайте узнаем о нем по больше

Борис Степанович Житков  (1882-1938) опубликовал свои рассказы для детей в 1924 году.
В его книгах: “Морские истории”, “Что бывало”, “Рассказы про животных” - четко видно добро и зло, мужество и трусость, благородство и непорядочность.
К этому времени у него за плечами был большой жизненный путь, полный упорного и увлекательного труда по освоению многих наук и профессий. Он преподавал детям химию и математику. Этот богатый жизненный опыт дал Житкову материал для творчества. После публикации первых своих рассказов он полностью погружается в литературную деятельность –становится автором и редактором детских книг, сотрудником журналов «Воробей», «Чиж», и «Пионер», драматургом Театра юного зрителя.

Более ста произведений для чтений для детей создал Житков за 15 лет. Произведения «Как я ловил человечков» Житков написал в 19 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают романтическую увлечённость делом.

- в каком году Житков опубликовал свои рассказы для детей?

- какие предметы преподавал Борис Степанович Житков детям?

- сотрудником каких журналов стал Житков?

-молодцы, мы выполнили третий пункт плана, нарисуйте человечка на третей ступеньке.

-перед тем как мы начнем чтение давайте узнаем значение некоторых слов из рассказа «Как я ловил человечков»

Словарная работа

-Корма - задняя часть судна, лодки.

Мачта - вертикальная конструкция на палубе.

Палуба- горизонтальное перекрытие в корпусе судна, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.

Полировать- натирать, придавать блестящий гладкий вид чему-нибудь.

Лакировать-

1) покрывать лаком;

2)приукрашивать.

-молодцы, а теперь давайте прочитаем

произведение, чтение начну я, а затем вы продолжите по цепочке, я буду останавливать вас и чтение продолжит следующий.

поставьте палец  на первое предложение.

-молодцы, мы выполнили 4 пункт плана, нарисуйте человечка на 4 ступеньке

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

-1924 году

-математику и химию

«Чиж», «Воробей», «Пионер»

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Слайд 8

Слайд 9

   

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф.П

Словесные методы( беседа)

Практический(работа с учебником)

Внешний контроль

1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

-  ответим на вопросы на странице 38

-почему Б. Житков дал рассказу именно такое название? Придумай другое название. Запиши его  в «рабочую тетрадь»

-прочитайте какое название вы дали этому рассказу?

-что придумал мальчик, чтобы увидеть человечков?

-что пережил герой, когда увидел пустой пароходик? Как эти чувства его характеризуют? Что думал о своем поступке он сам?

        

-определите главную мысль произведения Б. Житкова. Запиши её в « рабочую тетрадь»

- прочтите, что вы записали

-молодцы, вы правильно определили главную мысль произведения

-а теперь давайте немного отдохнем,вставайте


-Ветер по морю гуляет
(Поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет,
(Помахивают руками над головой)
Он бежит себе в волнах
(Сцепляют руки над головой в замок)

На раздутых парусах
(Руки впереди себя)
Мимо острова крутого,
(Расцепляют пальцы, махи руками)
Мимо города большого,
(Встают)
Пушки с пристани палят,
(Хлопают)

Кораблю пристать велят.
(Топают)

 ( выполнить два раза)

  1. Отвечают на вопросы учителя.

-Житков дал рассказу такое название, потому что мальчик очень хотел увидеть человечков. Он думал, что они живут в пароходике и очень хотел познакомиться с ними. Я бы дал такое название рассказу: «Человечки, которых нельзя увидеть» или «Невидимые человечки».

Чтобы увидеть человечков, мальчик спрятался за дверь и глядел в щёлку. Потом затаился под одеялом и пытался разглядеть человечков. Он подкладывал конфетку и хлеб, чтобы выманить их, даже хотел подложить им коврик с чернилами, чтобы они запачкали ножки и наследили.

- Мальчик и увидел, что внутри нет никаких человечков. Он пытался починить пароходик, но выходило криво. Он понял, что натворил непоправимого и бросился к бабушке, чтобы рассказать ей все.

Это характеризует мальчика, как честного человека, несмотря на то, что из-за своей шалости он сломал пароходик.

-Главная мысль сказки «Как я ловил человечков» состоит в том, что держать своё слово это дело чести. мысль, которую хотел передать Б.С. Житков в своем рассказе, - нужно ценить семейные реликвии. Пароходик для бабушки был ценной вещью.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (Практические методы (работа скарточками)

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.

2.Контролирует работу.

-А сейчас я раздам вам тест по произведению, затем мы проверим его.

1.Кто является автором произведения «Как я ловил человечков»:
а) Борис Житков +
б) Виталий Бианки
в) Евгений Чарушин

2. К кому приехал главный герой произведения:
а) к бабушке +
б) к тетушке
в) к старшему брату

3. Как звали главного героя произведения:
а) Петя
б) Костя
в) Боря +

4. Какой предмет в доме бабушки заворожил главного героя:
а) африканская маска
б) игрушечный пароходик +
в) хрустальная ваза

5. Главный герой думал, что на пароходике живут:
а) эльфы
б) муравьи
в) маленькие человечки +

6. Почему мальчик рано попросился спать:
а) он решил, что человечки выходят по ночам +
б) ему надоело сидеть за столом с бабушкой
в) он сильно устал за день

7. Что положил главный герой в качестве приманки на пароходик в первый раз:
а) пирожок
б) огурец
в) леденец +

8. Что сделал мальчик, чтобы доказать существование человечков:
а) расковырял ножом палубу +
б) поджег пароходик
в) кинул пароходик в воду

9. От чего плакал мальчик:
а) что человечки убежали
б) от раскаяния +
в) от страха наказания

10.Чем натёр себе лицо мальчик, чтобы притвориться больным?

шарфом

варежками+

ковром

-и так давайте проведем взаимопроверку поменяйтесь тестами, если у вас все правильно то нарисуйте в тесте зеленый кружок, если у вас от1 до 3 ошибок, то желтый, а если больше 3 ошибок, то красный.

  1. Выполняют самостоятельную работу.

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Слайд 10

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесные методы (беседа)

Практический(работа с учебником)

Внешний контроль

Произведение, какого авторы мы сегодня читали?

- Что вы запомнили из биографии автора?

- Как называется произведение?

- Кто является главным героем?

 -В чем заключается основная мысль произведения?

- Б.С Жутков

-« Как я ловил человечков»

-Борька

-Главная мысль сказки «Как я ловил человечков» состоит в том, что держать своё слово это дело чести. мысль, которую хотел передать Б.С. Житков в своем рассказе, - нужно ценить семейные реликвии. Пароходик для бабушки был ценной вещью

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

И так, давайте вспомним тему и цель нашего урока

-запишите домашнее задание с 38 №8

-посмотрите на лесенку успеха, все ли пункты мы выполнили?

 -Отлично! Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все молодцы, но некоторым из вас я поставила оценки

 Спасибо за работу, урок окончен. До свидания!

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

- Борис Житков

- « Как я ловил человечков»

Познакомимся с произведением Б.С Житкова

«Как я ловил человечков»

Будем учиться выразительно читать.

-записывают домашнее задание

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...

Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...

Конспект урока математики "Повторение табличного умножения и деления" УМК: «Школа России» учебник математики 3 класс 1 часть М.И.Моро.

Цель урока:организация деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков по  закреплению знаний таблицы умножения и деления.Планируемы результаты:Предметные:1)выполн...

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе" УМК: «Школа России» учебник русский язык 2 класс 2 часть Канакина В.П, Горецкий В.Г.

Цель урока:обобщение  и  систематизация понятий  о глаголе, совершенствование навыков нахождения глаголов в тексте.Планируемые результаты: Предметные:1) учиться различать глаг...

Конспект урока окружающего мира "Неживая и живая природа" УМК: «Школа России» учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 2 класс 1 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 2 класс 1часть).

Цель урока: Формирование представления у учащихся о неживой и живой природе и связи между ними.Планируемые результаты: Предметные:1) учить различать объекты живой и неживой природы;2) учить устан...

Конспект урока изобразительного искусства "Ритм и движение пятен" УМК: Школа России «Изобразительное искусство» 2 класс Е.И. Коротеева

Цель урока: Формирование у детей представление о ритме и движений как средствами художественной выразительности, обучение использованию средств в создании аппликации.Планируемые результаты:Предметные:...

Конспект урока изобразительного искусства "Образ и характер животного" УМК: Школа России «Изобразительное искусство» 2 класс Е.И. Коротеева

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений об образе и характере животных, об основных средствах художественной выразительности в живописи.Планируемые результаты:Предметные...