Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Аленький цветочек"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Данная технологическая карта урока представляет полную возможность провести отличный урок литературного чтения в 4 классе, также, к уроку разработана презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О студента : Желнинская Наталья Владимировна
Тема урока: «Аленький цветочек»
Класс 4 «Г»
Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с содержанием сказки «Аленький цветочек» посредством ее анализирования и чтения
Задачи урока:
Дидактические
Образовательные:
- Научить отличать русские народные и литературные сказки.
- Научить делать выводы по прочитанному.
Развивающие:
- Умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения.
Воспитывающие:
- Воспитывать сочувствие, милосердие к людям, любовь к прекрасному, к книгам.
Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение» 4 класс, карточки для рефлексии, аудиозапись сказки
Предварительная работа: ученику дано задание подготовить краткую биографию автора сказки
ХОД УРОКА
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуаль-ная, П-парная,Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Организационный этап. | -организовывать готовность к уроку, -мотивировать на учебную деятельность,-создавать комфортные условия для обучения | -беседа, -проверка готовности к уроку, -положительный настрой (чтение стихотворения) | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Прозвенел звонок, Если только улыбнуться. Начинаем мы трудиться! | Здравствуйте! | Фронтальная | Презентация Слайд 1 | Взаимоконтроль (учитель-ученик) Самоконтроль | - настраиваться на конкретный уроки понимать значимость каждой темы | -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | |
Актуализация знаний. | -актуализировать знаний по предыдущему уроку литературного чтения | - ответ-вопрос о содержании сказки | Вспомните, какое произведение мы изучали предыдущих уроках? (задаю вопросы по тексту произведения)
Молодцы! | «Серебряное копытце» Да, старшие сёстры. В рукодельню к барину. От соседки. Чтобы он взял и кошку. Правильно. Летом бурый, зимой серый. Потому что в это время года он один будет с рожками. Чтобы полюбоваться их красотой на следующий день. Их засыпало снегом. С Серебряным копытцем. | Фронтальная | Слайд 2 | Взаимоконтроль (учитель-ученик. Ученик-ученик) Самоконтроль | - применять уже усвоенные ранее знания в ситуациях различных уровней сложности | - отвечать на вопросы товарищей по классу; - соблюдать простейшие нормы речевого этикета | - формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - научить озвучивать тему и понимать значимость данной темы для себя | -беседа, -задание, приводящее к теме урока | Сказки, которые вы изучаете бывают разные. Какие две группы сказок выделяют? Как отличить русскую народную сказку от литературной? Может ли быть такое, что в литературной сказке присутствуют черты народной сказки? На этот вопрос мы ответим точно и правильно позже. На слайде для вас представлены иллюстрации из сказок. Посмотрите на них внимательно. Найдите лишнюю сказку, почему вы считаете ее лишней? А с какой сказкой мы не знакомы? Правильно. | Литературные и русские народные У литературной есть автор, а народную сочинял народ из поколения в поколения Да У остальных есть автор, а у этой сказки нет автора, ее сочинил народ Аленький цветочек | Фронтальная | Слайд 3 Слайд 4 | Взаимоконтроль (учитель-ученик. Ученик-ученик) Самоконтроль | -формирование потребности в систематическом чтении | - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - определение общей цели и путей ее достижения; - формируем умение формулировать цель урока | - формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами |
Первичное усвоение новых знаний. | -познакомить с биографией и творчеством С.Т. Аксакова, -разобрать непонятные слова перед прочтением | -сообщение ученика, - разбор устаревших слов | Перед чтением сказки познакомимся с ее автором. (ученик рассказывает сообщение об авторе Сергей Тимофеевич Аксаков ) Прил. 1 Еще разберем устаревшие слова, я буду говорить вам слово, а ваша задача объяснить его значение, если вы не сможете объяснить, будем объяснять их вместе. Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой -Яства сахарные – еда, кушанья -Челядь дворовая – слуги, дворовые Заморский - находящийся за морем. За границей. Не ведаю - не знаю. Парча- шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями Тувалет - стол с зеркалом и всеми принадлежностями Венец- то же, что венок, драгоценный головной убор, корона Торная - гладкая ровная. Чертог- пышное великолепное здание или дворец. Кармазинное сукно- тонкое, ярко-алое сукно Сажень - старая русская мера длины. 2м.13см. | (высказывают свое мнение о значении слов) | Фронтальная | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 | Взаимоконтроль (учитель-ученик. Ученик-ученик) Самоконтроль | - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития | - овладение логическими действиями сравнения, анализа; -объяснять свою точку изложения материала, выводов. | - формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Первичная проверка понимания. | - прослушать, прочитать фрагмент из сказки и проанализировать его | -аудиоматериал, - чтение по цепочке, -анализ скакзи | Физминутка (прил2) Сначала слушаем фрагмент сказки, следим за диктором, потом продолжим читать сказку по цепочке, но я могу спросить и любого, поэтому следим все. (читаем не все, остальное дома читают) Как вы думаете, есть ли в ней следы народной сказки, прочитав данный фрагмент сказки? Прочитайте внимательно про себя и ответьте на мой вопрос. Можем сделать вывод. Что сказка имеет следы народной сказки. «Аленький цветочек» - сказка литературная. Её автором является известный русский сказочник Сергей Тимофеевич Аксаков. Придумал он ее не сам, а услышал когда-то в далеком детстве от ключницы Пелагеи. | Да | Фронтальная Индивидуальная | Слайд 8 Слайд 9 | Взаимоконтроль (учитель-ученик. Ученик-ученик) Самоконтроль | - понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме | - формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Первичное закрепление. | - работать с особенностями персонажа зверь лесной. Чудо морское | - анализ сказки, -беседа | «Зверь лесной, чудо морское» Наш персонаж из сказки. Посмотрите на его изображение. Найдите в тексте описание зверя лесного. Вызывает ли у вас этот герой неприятное чувство к нему? Можем сделать какой вывод? Что ,в жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой. | Нет | Фронтальная | Слайд 10 | Взаимоконтроль (учитель-ученик. Ученик-ученик) Самоконтроль | - осознание значимости чтения для личного развития | - уметь выполнять самостоятельное задание в соответствии с требованиями | - выражать мысли в устной форме и обозначений при выполнении задания |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | - научить относится с уважением и ответственностью к записи домашнего задания и к правильности его выполнения | -объяснение домашнего задания (инструктаж) | Дома вы готовите выразительное чтение произведения «Аленький цветочек». | (записывают домашнее задание) | Фронтальная | Слайд 11 | Взаимоконтроль (учитель-ученик) Самоконтроль | - уметь применять полученные теоретические знания и закреплять их на практике | - записывать домашнее задание и подходить к нему ответственно | - понимать значимость домашнего задания и подходить к нему с ответственностью |
Рефлексия (подведение итогов занятия). | - подвести итог урока, - провести рефлексию урока посредством выбора розового или голубого цветочка | -беседа, -оценка деятельности на уроке | Что нового вы узнали на уроке? Что узнали об авторе? Какие признаки народной сказки выделяют? (прил. 4) У вас на столах лежат цветочки, розовый и голубой, розовый-на уроке вы активно работали, у вас мало возникало трудностей, было все доступно и понятно, а голубой-вам было трудновато отвечать на вопросы, анализировать сказку Покажите мне свои цветочки. Спасибо за работу. | Фронтальная | Слайд 12 | Взаимоконтроль (учитель-ученик. Ученик-ученик) Самоконтроль Оценка своей деятельности посредством выбора звезды | - понимать уровень усвоения новых знаний на данном уроке | - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха | - понимать собственные достижения успеха в учебной деятельности |
Приложение 1
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791, а умер 1859 году. Любимое хобби Аксакова была охота и рыбалка. Любовь к природе Сергей Тимофеевич унаследовал от своего отца, потому что его мать - истинная горожанка этой любви не испытывала.
Сюжет для "Аленького цветочка" Сергей Аксаков не придумал сам, а услышал когда-то в далеком детстве от ключницы Пелагеи. Эту сказку он написал 158 лет назад для своей единственной внучки Оленьки. Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.
Аксаков не только эту сказку написал, а много других произведений, а какие именно вы можете увидеть на нашей выставке.
Приложение 2
Наши алые цветочки
Распускают лепесточки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Птички весело летают,
Нежно бабочки порхают.
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки.
Видно, отдохнуть пора…
А у нас урок, друзья!
Приложение 3
Признаки народной сказки (на доске)
- Построение: зачин, присказка, концовка
Например:
(Зачин – «В тридесятом царстве…» Присказка – «много ли мало времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро делается…»
Концовка: «тут и сказке конец, а кто слушал молодец»)
- Устойчивые выражения
Например:
(как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель).
- Волшебные предметы:
Например:
(аленький цветочек, золотой перстень)
- Герои делятся на положительных и отрицательных
Например:
(Положительные герои – купец, младшая дочь, чудище лесное). (Отрицательные – колдунья, сестры).
- Добро побеждает зло - +
Приложение 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказки Литературные Р усские народные
Пригорок муравчатый Яства сахарные Челядь дворовая Заморский Не ведаю Парча
Тувалет Венец Торная Чертог Кармазинное сукно Сажень
Признаки народной сказки Построение : зачин, присказка, концовка Например: (Зачин – «В тридесятом царстве…» Присказка – «много ли мало времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро делается…» Концовка: «тут и сказке конец, а кто слушал молодец») Устойчивые выражения Например: (как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель). Волшебные предметы : Например: (аленький цветочек, золотой перстень ) Герои делятся на положительных и отрицательных
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/13/picture-815199-1473768178.jpg)
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-702664-1476262555.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-863665-1481140015.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»"
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/28/picture-1499339-1703764248.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/07/picture-1504148-1704647638.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтение «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакоми...