Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Аленький цветочек"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Желнинская Наталья Владимировна

Данная технологическая карта урока представляет полную возможность провести отличный урок литературного чтения в 4 классе, также, к уроку разработана презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О студента : Желнинская Наталья Владимировна

Тема урока: «Аленький цветочек»

Класс 4 «Г»

Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с содержанием сказки «Аленький цветочек» посредством ее анализирования и чтения

Задачи урока:

Дидактические

Образовательные:

  1. Научить отличать русские народные и литературные сказки.
  2. Научить делать выводы по прочитанному.

Развивающие:

  1. Умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать сочувствие, милосердие к людям, любовь к прекрасному, к книгам.

Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение» 4 класс, карточки для рефлексии, аудиозапись сказки

Предварительная работа: ученику дано задание подготовить краткую биографию автора сказки

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

(Ф-фронтальная, И-индивидуаль-ная, П-парная,Г-групповая)

Дидактические

средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные
(П- позна-вательные, Р-регуля-тивные, К- коммуникативные)

Личностные

Организационный этап.

-организовывать готовность к уроку, -мотивировать на учебную деятельность,-создавать комфортные условия для обучения

-беседа,

-проверка готовности к уроку,

-положительный настрой (чтение стихотворения)

Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь!

Прозвенел звонок,
Начинается урок!

Если только улыбнуться.
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза и небеса
Ну- ка взрослые и дети
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлей и теплей!

Начинаем мы трудиться!

Здравствуйте!

Фронтальная

Презентация

Слайд 1

Взаимоконтроль

(учитель-ученик)

Самоконтроль

- настраиваться на конкретный уроки понимать значимость каждой темы

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Актуализация знаний.

-актуализировать знаний по предыдущему уроку литературного чтения

- ответ-вопрос о содержании сказки

Вспомните, какое произведение мы изучали предыдущих уроках?

(задаю вопросы по тексту произведения)

  1. Были ли у Дарёнки братья или сестры?

  1. Куда устроили сестёр Дарьи? 

  1. От кого Кокованя узнал о судьбе девочки-сиротки? 
  2. Какое условие поставила Дарёнка деду, когда он позвал её к себе жить?

  1. Какую фразу любила приговаривать кошка?
  2. Каким цветом был волшебный козлёнок в зависимости от времени года?

  1. Почему зимой Серебряное копытце легче увидеть?

  1. Почему Дарья попросила деда не собирать камни с крыши?

  1. Из-за чего камни пропали с крыши избушки?
  2. С кем исчезла Муренка? 

Молодцы!

«Серебряное копытце»

Да, старшие сёстры.

 В рукодельню к барину.

От соседки.

Чтобы он взял и кошку.

Правильно.

Летом бурый, зимой серый.

Потому что в это время года он один будет с рожками.

Чтобы полюбоваться их красотой на следующий день.

Их засыпало снегом.

С Серебряным копытцем.

Фронтальная

Слайд 2

Взаимоконтроль

(учитель-ученик. Ученик-ученик)

Самоконтроль

- применять уже усвоенные ранее знания в ситуациях  различных уровней сложности

- отвечать на вопросы товарищей по классу;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета

- формировать умение с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- научить озвучивать тему  и понимать значимость данной темы для себя

-беседа,

-задание, приводящее к теме урока

Сказки, которые вы изучаете бывают разные.

Какие две группы сказок выделяют?

Как отличить русскую народную сказку от литературной?

Может ли быть такое, что в литературной сказке присутствуют черты народной сказки?

На этот вопрос мы ответим точно и правильно позже.

На слайде  для вас представлены иллюстрации из сказок. Посмотрите на них внимательно.

Найдите лишнюю сказку, почему вы считаете ее лишней? 

А с какой сказкой мы не знакомы? 

Правильно.

Литературные и русские народные

У литературной есть автор, а народную сочинял народ из поколения в поколения

Да

У остальных есть автор, а у этой сказки нет автора, ее сочинил народ

Аленький цветочек

Фронтальная

Слайд 3

Слайд 4

Взаимоконтроль

(учитель-ученик. Ученик-ученик)

Самоконтроль

-формирование потребности в систематическом чтении

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- определение общей цели и путей ее достижения;

- формируем умение формулировать цель урока

- формировать умение с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами

Первичное усвоение новых знаний.

-познакомить с биографией и творчеством С.Т. Аксакова,

-разобрать непонятные слова перед прочтением

-сообщение ученика,

- разбор устаревших слов

Перед чтением сказки познакомимся с ее автором.

(ученик рассказывает сообщение  об авторе Сергей Тимофеевич Аксаков  )

Прил. 1

Еще разберем устаревшие слова, я буду говорить вам слово, а ваша задача объяснить его значение, если вы не сможете объяснить, будем объяснять их вместе.

Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

-Яства сахарные – еда, кушанья

-Челядь дворовая – слуги, дворовые

Заморский - находящийся за морем. За границей.

Не ведаю - не знаю.

Парча- шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями 

Тувалет - стол с зеркалом и всеми принадлежностями

Венец- то же, что венок, драгоценный головной убор, корона

Торная - гладкая ровная.

Чертог- пышное великолепное здание или дворец.

Кармазинное сукно- тонкое, ярко-алое сукно

Сажень - старая русская мера длины. 2м.13см.

(высказывают свое мнение о значении слов)

Фронтальная

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Взаимоконтроль

(учитель-ученик. Ученик-ученик)

Самоконтроль

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития

- овладение логическими действиями сравнения, анализа;

-объяснять свою точку изложения материала, выводов.

- формировать умение с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Первичная проверка понимания.

- прослушать, прочитать фрагмент из сказки и проанализировать его

-аудиоматериал,

- чтение по цепочке,

-анализ скакзи

Физминутка

(прил2)

Сначала слушаем фрагмент сказки, следим за диктором, потом продолжим читать сказку по цепочке, но я могу спросить и любого, поэтому следим все.

(читаем не все, остальное дома читают)

Как вы думаете, есть ли в ней следы народной сказки, прочитав данный фрагмент сказки? Прочитайте внимательно про себя и ответьте на мой вопрос.

Можем сделать вывод. Что сказка имеет следы народной сказки.

«Аленький цветочек» - сказка литературная. Её автором является известный русский сказочник Сергей Тимофеевич Аксаков. 

Придумал он ее не сам, а услышал когда-то в далеком детстве от ключницы Пелагеи.

Да

Фронтальная

Индивидуальная

Слайд 8

Слайд 9

Взаимоконтроль

(учитель-ученик. Ученик-ученик)

Самоконтроль

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме

- формировать умение с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Первичное закрепление.

- работать с особенностями персонажа зверь лесной. Чудо морское

- анализ сказки,

-беседа

 «Зверь лесной, чудо морское» 

Наш персонаж из сказки.

Посмотрите на его изображение.

Найдите в тексте описание зверя лесного.

Вызывает ли у вас этот герой неприятное чувство к нему?

Можем сделать какой вывод?

Что ,в жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой.

Нет

Фронтальная

Слайд 10

Взаимоконтроль

(учитель-ученик. Ученик-ученик)

Самоконтроль

- осознание значимости чтения для личного развития

- уметь выполнять самостоятельное задание в соответствии с требованиями

- выражать мысли в устной форме и обозначений при выполнении задания

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- научить относится с уважением и ответственностью к записи домашнего задания и к правильности его выполнения

-объяснение домашнего задания (инструктаж)

Дома вы готовите выразительное чтение произведения «Аленький цветочек».

(записывают домашнее  задание)

Фронтальная

Слайд 11

Взаимоконтроль

(учитель-ученик)

Самоконтроль

- уметь применять полученные теоретические знания и закреплять их на практике

- записывать домашнее задание и подходить к нему ответственно

- понимать значимость домашнего задания и подходить к нему с ответственностью

Рефлексия (подведение итогов занятия).

- подвести итог урока,

- провести рефлексию урока посредством выбора розового или голубого цветочка

-беседа,

-оценка деятельности на уроке

Что нового вы узнали на уроке?

Что узнали об авторе?

Какие признаки народной сказки выделяют?

(прил. 4)

У вас на столах лежат цветочки, розовый и голубой, розовый-на уроке вы активно работали, у вас мало возникало трудностей, было все доступно и понятно, а голубой-вам было трудновато отвечать на вопросы, анализировать сказку

Покажите мне свои цветочки.

Спасибо за работу.

Фронтальная

Слайд 12

Взаимоконтроль

(учитель-ученик. Ученик-ученик)

Самоконтроль

Оценка своей деятельности посредством выбора звезды

- понимать уровень усвоения новых знаний на данном уроке

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

- понимать собственные достижения успеха в учебной деятельности

Приложение 1

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791, а умер 1859 году. Любимое хобби Аксакова была охота и рыбалка. Любовь к природе Сергей Тимофеевич унаследовал от своего отца, потому что его мать - истинная горожанка этой любви не испытывала.
Сюжет для "Аленького цветочка" Сергей Аксаков не придумал сам, а услышал когда-то в далеком детстве от ключницы Пелагеи. Эту сказку он написал 158 лет назад для своей единственной внучки Оленьки. Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.

Аксаков не только эту сказку написал, а много других произведений, а какие именно вы можете увидеть на нашей выставке.

Приложение 2

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Птички весело летают,

Нежно бабочки порхают.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки.

Видно, отдохнуть пора…

А у нас урок, друзья!

Приложение 3

Признаки народной сказки (на доске)

  1. Построениезачин, присказка, концовка

Например:

(Зачин – «В тридесятом царстве…» Присказка – «много ли мало времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро делается…»

Концовка: «тут и сказке конец, а кто слушал молодец»)

  1. Устойчивые выражения

Например:

(как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель).

  1. Волшебные предметы:

Например:

(аленький цветочек, золотой перстень)

  1. Герои делятся на положительных и отрицательных

Например:

(Положительные герои – купец, младшая дочь, чудище лесное). (Отрицательные – колдунья, сестры).

  1. Добро побеждает зло - +

Приложение 4

https://fsd.videouroki.net/html/2017/07/11/v_5964b8dc4101e/img10.jpg    https://fsd.videouroki.net/html/2017/07/11/v_5964b8dc4101e/img10.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте , ребята!

Слайд 3

Сказки Литературные Р усские народные

Слайд 6

Пригорок муравчатый Яства сахарные Челядь дворовая Заморский Не ведаю Парча

Слайд 7

Тувалет Венец Торная Чертог Кармазинное сукно Сажень

Слайд 9

Признаки народной сказки Построение : зачин, присказка, концовка Например: (Зачин – «В тридесятом царстве…» Присказка – «много ли мало времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро делается…» Концовка: «тут и сказке конец, а кто слушал молодец») Устойчивые выражения Например: (как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель). Волшебные предметы : Например: (аленький цветочек, золотой перстень ) Герои делятся на положительных и отрицательных

Слайд 13

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»"...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...

Технологическая карта урока литературного чтение «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакоми...