Орг. момент. Мотивация. (1 мин) Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-- уточнить тип урока;
| Мы гостей сегодня ждали, И с волнением встречали. Хорошо ли мы умеем:И читать, и отвечать?- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть. – Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам. А какое настроение у вас? Покажите смайлики! - С какой целью мы идём на каждый новый урок? (узнать новое). - А раз это урок обучения грамоте, то какова наша цель на уроке чтения? (Познакомиться с новой буквой; учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой). - Какие умения нам помогут на уроке? ( умение воображать, слушать, наблюдать, слушать товарища) А что нам поможет на уроке? - Багаж знаний
- Презентация
- Учебник
- Моделирование
- Вывод
| Мотивирует на изучение нового
| Учащиеся отвечают хором.
Принимают учебную задачу Самоопределение учащихся: оценивают свою готовность и настрой на работу. ставят цели на урок
Составляют план урока | Самооценка готовности к уроку. Учебно-поз-навательный интерес к данному уроку.
формирование умения выделять и формулировать познавательную цель (П)
|
2.Актуализация знаний.цель:закрепить и обобщить знания и умения учащихся по изученному материалу
| Ой, ребята, тише, тише, Что-то странное я слышу: Гость какой-то к нам спешит И как будто бы свистит. - Отгадайте загадку и скажите, как зовут нашего гостя: Когда светло, прячусь в дупло, Ночью летаю, мышей пугаю. - Правильно, это филин. Филин – птица мудрая, много всего знает. - Как вы думаете, а зачем он прилетел к нам? - Но сначала Филин хочет посмотреть, что вы знаете о звуках и буквах, чему учились на прошлых уроках. Обратимся к нашему багажу знаний. - Поиграем в « Эхо» -« Лишняя буква»
п,к,т,д,с в,д,е,г,р, у,о,э,ы,р я,ё,ю,е,а
Поиграем в игру «Мяч». Помните, как в неё играть? Тогда лови! - Звуки бывают … (гласные и согласные). - При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду). - Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие). - Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные). - После твёрдых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э). - После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю). - Гласные звуки которые дают два звука? (е, ё, ю, я)
Дифференцированная работа. У доски 2 ученика: 1 ученик: Узнать буквы и дорисовать элементы. 2 ученик: вставить пропущенные буквы и прочитать получившиеся слова. КО…ЁР – КО…РЫ …ЕТКИ - …ЕТКА КОРО…А – КОРО…А 3-4 ученики – на месте работа с ребусами и текстом
На ветке дерева сидел воробей. Прилетела ворона, села рядом и прогнала его. Стыдно вороне! - Прочитайте названия птиц. Сколько слогов в слове воробей, ворона? Как узнали?( Сколько в слове гласных, столько и слогов) Прочитайте восклицательное предложение.
- Как вы думаете, зачем мы все это вспоминали? ( пригодится при изучении новой буквы) - Помог нам наш чемоданчик знаний? А презентация? | Организует учащихся на повторение ранее изученного.
Оказывает помощь в построении речевого высказывания
Учитель называет алфавит
Показывает на слайде буквы
Учитель консультирует учащихся, проверяет работу
Какую букву вставила в слова? (В)
| Учатся строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения
Дети хором повторяют
Выделяют лишнюю и дают классификацию группы
Оценивают свою работу на этапе
Работают самостоятельно
Читают слова в таблице
Читает предложения , дети проверяют на слайде. | формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умения планировать свою деятельность. (Р)
Самооценка( фиксируют смайлики успешности)
Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; формируем умение представлять информацию в виде схемы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
Самооценка ( закрашивают смайлики)
|
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. Цели: - познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф’] и буквой «ф»; - формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф’]; -формировать умение характеризовать звуки и делать определённые выводы; - организовать работу над совершенствованием навыков чтения слогов; -развивать фонемати-ческий слух
Физминутка
| Предположите, с какой буквой будет знакомить нас Филин. Предположите, с какой буквой будет знакомить нас Филин. Посмотрите, какой сюрприз приготовил для вас филин: видеоролик и скажите, какой звук чаще всего повторяется в этой скороговорке? Вы догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня на уроке? (О звуке [ф] [ф,]). - Кто знает, как называется буква, которая обозначает этот звук? (Буква «эф»). Посмотрим, правы мы или нет. – Откройте учебник урок 107-108 с.119 и «сфотографируйте» всё, что надо сделать сегодня на уроке Итак, какова тема урока? (звуки [ф] и[ф,] буквы Фф. Давайте вспомним, а по какому плану мы изучаем букву? - Название буквы.
- Какие звуки обозначает
- Как пишется печатная буква
- Как читать её в слогах, словах и предложениях
-Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.). Филин поможет нам изучить и запомнить новые звуки и буквы. Что изображено на картинках? Какая работа нам предстоит? ( составить схемы слов) Работаем по алгоритму: - 1.Произнеси слово
- 2.Определи место нового звука в слове
- 3.Произнеси звук
- 4.Определи, какой это звук
5.Изобрази квадратиком Моделируем слово фартук Сколько слогов в слове? - Сколько звуков? Моделируем слово филин -Сравним первые звуки в словах. Что вы о них можете сказать?(согласные, глухие, один твёрдый, другой мягкий)
|
Ставит проблему
Вовлекает детей к составлению плана работы над буквой
Организация работы в парах
Оказывает помощь в звуко- буквенном анализе | Составляют план работы с буквой Моделируют слова. Устанавливают количество и последовательность звуков в словах. Различают звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.
| Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; формируем умение представлять информацию в виде схемы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умения планировать свою деятельность. (Р) формирование умения работать в паре (К)
|
Физминутка КЛАССБИЛДИНГ процесс, при котором группа учеников с разным опытом становится скооперованной и заботливой командой обучающихся ВСТАНЬТЕ ПОДВИГАЙТЕСЬ ВЗАИМОДЕЙСТВУЙТЕ -Сколько слогов в слове, столько шагов вперёд: фея, фазан, фасоль - Сколько слогов в слове, столько шагов назад: фабрика, флаг -Сколько слогов в слове, столько поворотов влево, вправо на месте: Федя , фокус, ферма, футбол -Сколько слогов в слове, столько наклонов вперёд, руки на поясе: флажок, фара, фея
- Какие звуки вы слышали в словах? - Звуки [ф] и [ф'] обозначаются буквой «Ф». Показ места нахождения буквы «Ф,ф» в кассе букв. Почему букв две? - Придумайте имена на букву Ф ( Федя, Фаина)
4) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф. – На что похожа буква Ф? Всем известно без подсказки: Буква Ф – Как ключ от сказки. Никогда его у нас не отнимет Карабас. (В. Степанов Запишем подсхемами слова фартук и филин. Что означает схема в углу страницы? Разделим слова на слоги и поставим ударение: ФИ-ЛИН, ФАР-ТУК. - Оцените свою работу на этом этапе урока.
Ребята, обратимся к нашему плану: букву узнали? Как она обозначается графически знаем? - Что теперь мы будем делать? |
Называет слова
|
Дети выполняют упражнения
Знакомятся с буквой Ф,ф.
Печатают слова , делят на слоги, ставят ударение
Самооценка учащихся.
|
|
4.Применение нового знания
Цель: - организовать работу над совершенствованием навыков чтения слов с изученными буквами; - организовать работу над совершенствованием навыков написания слогов и слов с изученной буквой; - организовать работу над текстом; - развивать умение ориентироваться в тексте, умение работать с информацией;
| Покажем филину, как вы умеете читать. Хором читаем: 1.Чтение слогов с буквой ф. фа фо фу фы фэ фя фё фю фи фе Молодцы! Слоги прочитали, что будем читать дальше? 2.Прочитаем слова ерма, азан, утбол. Что – то не очень получается? Почему? Нет первой буквы. Какой буквы не хватает? (ф) Добавим букву и попробуем снова прочитать слова. - Разберём, как вы понимаете значения этих слов. Ферма - отдельное специализированное, обычно животноводческое хозяйство. Фазан - крупная птица отряда куриных, с ярким оперением, мясо которой употребляется в пищу. Футбол - (от англ. foot — нога, ball — мяч) — командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела. Составьте предложения с данными словами
3.Дифференцированная работа Варя- читает слова с .119 Саша – зачёркивает буку Лада и Ксюша - читают слова по схеме 4. Проверка - Прочитать слова первого столбика парами; Прочитать слова второго столбика парами; объяснить, по какому принципу слова объединены в пары (один - много). - Прочитать третий столбик слов хором; в) – найдите и прочитайте слова, в которых один слог; прочитать слова, в которых два слога; прочитать слово, в котором три слога; посчитать, сколько слогов в слове фамилия;
Фабрика - промышленное предприятие или завод. Может быть кондитерская, бумажная, швейная и т. д.
Фамилия – наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени
г) - Прочитать вполголоса следующие пары слов; прочитать пары слов еще раз, называя буквы, которыми отличаются слова в парах. - Прочитаем слова, которые составили девочки ( фантазёры, фантазировать, фантазия, фантастика) - Гимнастика для глаз( филин приготовил«Филин»
Закрыть глаза на 3-4 с. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 с. «Зоркие глазки»: глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем – вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша. - Чтение текста Генриха Сапгира «Футбол»
Учитель читает стихотворение. Дети слушают и смотрят на картинку. Как относятся к футболу тётя, мама, сестра, мальчик? Найдите, прочитайте. ФИ – «ничего хорошего», ФУ – «грязные вещи», НУ – «не интересно», ВО – «очень интересно» Чьё мнение вам больше по душе? Что хотел сказать нам автор? Вывод: все по разному относятся к футболу. На чьей стороне автор? Прочитаем это стихотворение по ролям у доски
С какой буквой мы сегодня знакомимся? Найдите букву «Ф» и подчеркните её. - Чтение слов. Сравнение лексического значения слов: звонок – звонок.
- Вы знаете, что у слов есть свои секреты. Один из них мы сейчас узнаем. - Рассмотрите схемы, расположенные справа от нижнего слова; объяснить, чем они отличаются; прочитать слово так, чтобы оно соответствовало первой схеме (звонок); чтобы слово соответствовало второй схеме (звонок); объяснить значение первого слова (звонок от слова звонкий – издающий громкий, протяжный и яркий, резкий, не глухой звук или звон); второго слова (звонок – звуковой сигнал, производимый колокольчиком или специальным прибором:Раздался звонок.)
| Создает проблемную ситуацию
Организует проверку работы
| Читают слоги, слова, предложения
Оценивают свою работу
Чтение слов, знакомство с лексическим значением
Учащиеся читают название стихотворения «ФУТБОЛ». Рассуждают о содержании произведения по иллюстрации. Воспринимают на слух литературное произведение.
Сохраняют учебную задачу.
самооценка | К. -формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме
Р. - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
|
| 1)И г р а «Буква потерялась». - Филин хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим, верю, показываете зеленый цвет, если не согласны, говорим, не верю, показываете красный цвет). 1. Буква «Ф» обозначает гласный звук 2. Звук [ф] – глухой. 3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук. 4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук. 5. В слове фуфайкатолько одна буква «ф». | Называет предложения | Работают с сигнальными светофорами | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
|
Рефлексия учебной деятель-ности на уроке (5 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| - Какая тема урока была? - Какую цель ставили? Достигли цели? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. |
|
| ТООУ (технология оценивания учебных успехов)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные результаты). |