Литературное чтение
методическая разработка по чтению (2 класс)
Литературное чтение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рассказы о детях Л.Н. Толстого | 23.08 КБ |
Гайдар Совесть | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказы о детях Л.Н.Толстого
Урок внеклассного чтения во 2 классе
Задачи: расширять представление детей о творчестве Л.Н. Толстого; познакомить с литературным жанром быль; учить выделять главную мысль произведения, анализировать, отвечать на вопросы и пересказывать; развивать любознательность, интерес к русскому языку, формировать умение общаться с книгой.
Оборудование: портрет автора с годами жизни (1828–1910), выставка книг (подготовить 2 книги – одну соответствующую теме урока, т.е. содержащую рассказы Л.Н.Толстого о детях, а другую не содержащую их), табличка «Знакомьтесь – автор».
Ход урока:
1. Работа с выставкой книг:
- Прочитайте на доске тему урока. Назовите произведения, которые вы прочитали к этому уроку. Кто прочитал больше произведений, чем было указано в списке? Какие произведения вы прочитали дополнительно?
- Рассмотрите внимательно книги на выставке. Что у них общего? Чем они отличаются друг от друга?
- У меня в руках ещё 2 книги. Помогите мне решить, можно ли эти книги поставить на выставку или нет. (К доске по одному выходят 2 ученика, рассматривают книги, вслух поясняя то, что видят, и решают, можно ли эти книги поставить на выставку.)
- Посмотрите, пожалуйста, на книги, которые лежат у вас на партах. Все ли они соответствуют теме нашего урока?
- Назовите ещё раз автора произведений, которые вы читали.
- прежде чем говорить о его произведениях, познакомимся с самим автором.
2. «Знакомьтесь — автор!»
- У кого в книгах есть портрет Л.Н.Толстого? Откройте этот портрет и посмотрите на него. У меня на портрете Лев Николаевич изображён уже пожилым человеком, с седой бородой, в простой холщовой рубахе. (Демонстрация портрета из книги или отдельно на доске)
- А каким изображён Лев Николаевич у вас на портретах? Опишите его.
- Кто знает, когда родился Л.Н.Толстой? (В 1828 году, то есть около двухсот лет тому назад)
- А кто узнал, сколько лет он прожил? (82 года, умер в 1910 году)
- Расскажите, пожалуйста, что вы узнали о Толстом, когда готовились к этому уроку. От кого вы это узнали?
(Ответы детей)
Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910)
Родился 9 сентября в имении Ясная Поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье. Его предки носили титул графа, который перешёл к нему по наследству.
В 9 лет мальчик остался сиротой. Воспитывался у тётки в Казани, получил домашнее образование.
С 1844 года учился в Казанском университете, но не окончил его. Служил в Армии, участвовал в Крымской войне. Выйдя в отставку, поселился в Ясной Поляне. В 1829 году открыл школу для крестьянских детей.
Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная Поляна». В 1872 году создал «Азбуку», которая состояла из разделов по обучению грамоте, текстов для чтения на русском и старославянском языках, заданий по арифметике и научно — познавательных статей.
В 1875 году создал учебник для обучения чтению «Новая азбука» и 4 «Русские книги для чтения». В них были такие произведения как «Филиппок», «Косточка», «Старый деде и внучек», «»Лев и собачка», сказка «Три медведя», «Как мужик гусей делил» и другие.
3. Работа с прочитанными произведениями:
1) - Кто же главные герои тех рассказов, которые вы читали? (Дети)
- Это дети из богатых семей? (Нет, это бедные крестьянские дети)
- Как вы это поняли?
2) - А сейчас я проверю, как внимательно вы читали произведения Л.Н.Толстого.
* Вспомните, в каком рассказе говориться о мальчике, у которого были именины. («Птичка»)
- А что такое именины? (Это день, когда в церкви празднуют день одноимённого святого, то есть святого с таким же именем) Раньше именины часто совпадали с днём рождения, потому что детей называли в честь того святого, в день которого родился ребёнок.
- Как же звали мальчика в этом рассказе? (Серёжа)
- Какой самый важный подарок получил Серёжа? (Сетка, чтобы птиц ловить)
- Доставил ему этот подарок радость? Почему?
- Найдите самое последнее предложение в этом рассказе. («С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц»)
- Как вы считаете, правильно стал делать Серёжа?
* В каком рассказе герои – трое детей 8 лет, 3 лет и 1,5 года. («Пожар»)
- Где были родители детей? (На жатве, то есть убирали с полей пшеницу, рожь и другие травы)
- Кто из взрослых остался с детьми дома? (Старенькая бабушка)
- Почему она не уследила за детьми? (Она заснула)
- По чьей вине возник пожар? (По вине Маши — девочки трёх лет, она принесла из печки угли, положила их под снопы и стала дуть, как будто печку раздувает)
- Кто из детей спас остальных? Как он это сделал? (Ваня восьми лет услышал крик маленького Кирюшки, вбежал в избу, велел девочке прыгать в окно, Кирюшу просунул в окно, затем сам вылез)
- Что вы можете сказать о Ване? (Он был смелым, находчивым, заботливым, ответственным.)
* В каком рассказе мальчик хотел обмануть родителей, но у него это не получилось? («Косточка»)
- Как получилось, что мальчик обманул папу? (Он съел сливу, которую мама приготовила к обеду, но, когда папа стал спрашивать детей, кто съел сливу, Ваня сказал, что это не он)
- Почему он покраснел, как рак, когда говорил, что это не он съел сливу? (Ему было стыдно признаться в соей ошибке)
- Как папа нашёл того, кто съел сливу? (Папа сказал, что он боиться за того, кто съел сливу, потому что в сливе есть косточка, и если её проглотить, то на следующий день можно умереть. Ваня испугался и сказал, что он косточку за окно выбросил.)
- Как вы думаете, что испытал Ваня, когда все засмеялись? (Ему стало очень стыдно) Почему вы так думаете? (Он заплакал)
* В каком рассказе мальчик очень хотел ходить в школу, а его не пускали? («Филиппок»)
- Почему мама не пускала Филиппка в школу? (Он был ещё очень мал.)
- Как вы думаете, почему Филиппок хотел ходить в школу? (Все знакомые ребята и старший брат Филиппка Костюшка уже ходили в школу, а Филиппка оставляли дома со старой бабушкой. А ещё мальчик очень хотел на учиться читать, он даже знал некоторые буквы.)
- Кто учил его читать? (Старший брат)
- Как вы понимаете слова Филиппка «Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!»? (То есть мальчик хотел сказать, что он смышлёный, быстро всё понимает, и его уже можно учить в школе.)
- Зачем он стал хвалиться перед учителем? (Чтобы тот принял его в школу)
- Что ответил ему учитель? («Ты погоди хвастаться, а поучись.»)
- Как вы думаете, как учился Филиппок в школе? Почему вы так считаете?
3) – Открой те, пожалуйста, любой из рассказов, которые вы читали к сегодняшнему уроку. Под названием рассказа у многих написано ещё одно маленькое слово. Что это за слово? (Быль)
- А кто знает, что обозначает это слово? (То, что было, то есть то, что случилось в действительности, на самом деле, а не выдумано)
- Объясните, почему это слово стоит сразу после заголовка в рассказах? (Лев Толстой показывает нам, что всё, что он написал, было на самом деле)
- Итак, быль – это такой жанр литературы, как, например, сказка, повесть, рассказ. Но в былях рассказываются истории, произошедшие на самом деле, невыдуманные.
4) – А теперь поработаем с текстами:
- В какой были мальчик рассказывает о грозе в лесу? («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза»)
- Найдите и прочитайте описание грозы.
(Начиная с третьего предложения: «Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам стало больно, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь.»)
- В какой были говориться о происшествии с маленьким домашним животным? («Котёнок»)
- Найдите и прочитайте, что случилось с котёнком и как Вася спас его.
(С 4-ого абзаца: «Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка…» и до конца текста.)
- В какой были рассказывается о том, как на девочку наехал поезд. («Девочка и грибы»)
- Как это случилось?
- Найдите и прочитайте, как окружающие вели себя, когда на девочку наехал поезд.
(3-ий абзац с конца: «Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы увидеть, что сделалось с девочкой.»)
- Чем же закончилась эта история? (Девочка сначала лежала вниз головой между рельсами и не шевелилась, а потом, когда поезд отъехал далеко, она встала, собрала грибы и побежала к сестре.»
4. Подведение итогов:
- Итак, мы сегодня говорили о рассказах Л. Н. Толстого, которые он написал для детей и о детях.
- Вспомните, какой рассказ вам было интереснее всего читать.
- При чтении какого рассказа вы испытали страх? За кого вы испугались?
- Кто из героев вам понравился больше? Чем?
- При чтении какого рассказа вам хотелось засмеяться? Заплакать?
- Как называются все рассказы, с которыми мы сегодня работали? (Были) Что означает это слово?
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2-м классе (УМК «Гармония»).
Тема. Чтение и анализ рассказа А.Гайдара «Совесть»
Тема. Чтение и анализ рассказа А.Гайдара «Совесть» (знакомство с новым произведением).
См.: Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 частях. Часть 2 / О.В.Кубасова. – 11-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012, с.94-95.
Развивающие задачи
1.Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной (при подготовке к восприятию, через содержание произведения, отклик на прочитанное), социальной (мотивации сотрудничества при работе в группах), через создание проблемной ситуации и постановку учебной задачи.
2.Развитие воссоздающего и творческого воображения при организации смыслового прогнозирования, на основе анализа художественного образа девочки.
3.Развитие полноценного (осмысленного, целостного, творческого) восприятия текста.
4.Развитие словесно-логического мышления (действия анализа, синтеза, сравнения) при подготовке к восприятию произведения; образного мышления при языковом анализе текста; ассоциативного мышления при анализе смысла заглавия (в ходе подготовки к восприятию и в процессе вторичного синтеза); самостоятельности мышления при организации групповой работы.
5.Развитие пошагового самоконтроля при выполнении самостоятельной дифференцированной работы с карандашом в руке и на основе взаимоконтроля при сотрудничестве в парах.
6.Развитие планирующего самоконтроля путём предугадывания содержания текста при подготовке к восприятию и первичном восприятии.
Дидактические задачи
1.Развитие навыка осознанного и правильного чтения вслух, выработка основного способа чтения – чтение целыми словами на основе многократного обращения к тексту.
2.Обучение приёмам чтения про себя при первичной ориентировке в тексте и в процессе анализа содержания произведения.
3.Побуждение учащихся к свободному обмену мнениями: учиться слушать, не перебивая друг друга, развивать связно, последовательно, полно свою мысль и мысль, высказанную другими детьми.
4.Развитие умения словесного рисования.
Воспитательные задачи
1.Осуществление нравственно-этического воспитания через восприятие и понимание содержания текста: не путём выводов, как надо поступать, а путём размышлений над поступками и переживаниями девочки.
2.Воспитание интереса к чтению на основе познавательной мотивации.
3.Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении.
План урока с хронометражем
I. Постановка учебной задачи. 1 мин
II. Подготовка к восприятию. 5 мин
1. Беседа об авторе.
2. Рассуждение о смысле заглавия.
3. Просмотр всего рассказа и выдвижение предположений.
III. Первичное восприятие с элементами антиципации. 3 мин
IV. Проверка качества первичного восприятия. 5 мин
V. Анализ текста с включением заданий синтетического характера. 20 мин
1.Работа над началом рассказа:
а) самостоятельное чтение в паре;
б) вычитывание предложений и языковой анализ текста.
2.Работа над дальнейшим развитием событий:
а) художественный образ девочки;
б) самостоятельная дифференцированная работа (дифференциация по степени трудности задания, критерий деления на группы: обучаемость);
в) вычитывание предложений и анализ художественного образа девочки;
г) работа в группах при обсуждении проблемного вопроса.
3. Работа над концом рассказа.
VI. Работа над основной мыслью рассказа и творческие виды работы с текстом. 9 мин
1.Чтение с доски предложения (основная мысль).
2.Вторичное обращение к названию рассказа.
3.Личностное отношение к герою.
4.Словесное рисование.
VII. Подведение итогов. Домашнее задание. 2 мин
Конспект урока
I. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы будем учиться совместно размышлять вслух, читая и анализируя произведение уже знакомого писателя.
II. Подготовка к восприятию.
1. Беседа об авторе:
- Посмотрите на фотографии (слайд 1).
Это (хором) Аркадий Петрович Гайдар (слайд 1).
- Каким человеком он вам представился? Что знаете о писателе?
(слайд 1 - настоящая фамилия)
2. Рассуждение о смысле заглавия.
- Прочитайте название произведения (слайд 2 – Совесть.).
- Как понимаете это слово? Попробуйте объяснить его смысл.
3. Просмотр всего рассказа и выдвижение предположений.
- Просмотрите весь рассказ и попробуйте определить, кто главные герои и где происходят события?
- Итак мы предполагаем ... . Но это только наши предположения.
- Как же узнать точно? (Нужно прочитать.)
- Слушайте внимательно, проверяйте свои предположения.
III.Первичное восприятие с элементами антиципации.
Выразительное чтение рассказа учителем. Остановка в тексте после слов: «Она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась ...».
- Как вы думаете, на кого?
- Слушайте дальше. Вторая остановка в тексте после слов: «Нина нахмурилась».
- Как поведёт себя Нина дальше?
Чтение рассказа до конца.
IV.Проверка качества первичного восприятия.
Свободные высказывания учащихся. Обмен мнениями.
- Что произвело на вас наибольшее впечатление?
- Кто главные герои?
- Где происходят события?
- Правы ли мы в своих предположениях? (Сигнал светофора – средство обратной связи.)
- К какому жанру относится это произведение? (работа по карточке)
Карточка
Выбери и отметь правильный ответ:
- это произведение сказка,
- это произведение рассказ,
- это произведение басня.
Это (хором) рассказ (слайд 2).
- Почему вы так считаете? (Всё, что здесь написано, могло произойти на самом деле.)
V.Анализ текста с включением заданий синтетического характера.
1.Работа над началом рассказа:
самостоятельное чтение в паре
- Обратимся к началу произведения. С чего начинается рассказ?
- Прочитайте первый и второй абзац, обсудите в паре ответ на вопрос. (Нина не пошла в школу.)
вычитывание предложений и языковой анализ текста
- Как произошло, что Нина не пошла в школу? (Чтение.)
- Где она оказалась вместо школы? (В роще.)
- Что такое роща? (Небольшой лес, чаще лиственный.)
- Почему именно в рощу пошла Нина? (Она думала, что её там никто не увидит.)
- Что случайно могли увидеть её знакомые? (Чтение.)
- Попробуйте объяснить выражение «болтается с книгами по городу»? (Ходит без дела.)
- И поэтому она прошла в рощу как? (Украдкой.)
- Я прочитаю это предложение по-особому (приём аллитерации). Закройте глазки и послушайте.
- Какие звуки услышали? ([ч’], [ш], [щ’], [с])
- Что они помогают представить? (Нина украдкой, скрытно, тайком от других прошла в рощу.)
- Чувствовала ли она свою вину? (Сигнал светофора – средство обратной связи.)
2.Работа над дальнейшим развитием событий:
художественный образ девочки
- Проследим за поведением Нины дальше. (Чтение третьего абзаца.)
- Прочитайте, как себя девочка чувствовала в роще сначала? (Ей радостно, весело, она обо всё забыла.)
- Пока? (Не наткнулась на малыша.)
- Представьте себе «наткнулась на малыша». Объясните выражение. (Бежала и столкнулась с малышом.)
самостоятельная дифференцированная работа (дифференциация по степени трудности задания, критерий деления на группы: обучаемость)
- О встрече Нины с малышом (с. 94) вы будете читать самостоятельно с карандашом в руке. Читайте и отмечайте предложения о Нине.
I группа | II группа | III группа |
Выполняйте задание. | В этих предложениях выделите слова, указывающие на действия Нины. | Представьте себе состояние Нины в этот момент. |
вычитывание предложений и анализ художественного образа девочки
Чтение предложений о Нине (I группа), выделение слов-действий Нины (II группа), обсуждение состояния девочки (III группа).
- Что значит слово «смекнула»? (Поняла, сообразила.)
- Почему она решила подшутить над малышом? (Она думала, что он тоже прогуливает школу.)
- Как она его назвала? (Чтение.)
- Как она это сказала? (Строго.)
- Изобразите строгость и прочитайте слова Нины.
- Как девочка повела себя в этот момент по отношению к малышу? (Немного издевается над малышом, подсмеивается.)
- Какова реакция малыша на это? (Он очень удивился.)
- Прочитайте это хором, передав удивление.
- Почему он удивился? (Он и не думал прогуливать школу.)
- Каким вы представили малыша? (Он смешной, добродушный. У него добрые, доверчивые глаза.)
- Прочитайте слова мальчика.
работа в группах при обсуждении проблемного вопроса
- Что произошло в этот момент с Ниной? (Чтение.)
- Почему Нина нахмурилась? Обсудите это в парах.
- А может мальчик заставил её о чём-то задуматься?
- Прочитайте, что она сделала дальше.
- Что чувствовала девочка в этот момент? Прочитайте следующее предложение про себя и попробуйте ответить. (Ей было стыдно.)
- Из-за чего же ей было стыдно? (Сравнила себя и этого малыша, стыдно за своё поведение.)
3. Работа над концом рассказа.
- Прочитайте рассказ до конца самостоятельно и представьте, что происходило с девочкой.
- Что же происходило с девочкой, когда она осталась в роще одна? (Чтение.)
- Почему она заплакала? (Она чувствовала свою вину, ей было стыдно за себя, её мучила совесть.)
VI.Работа над основной мыслью рассказа и творческие виды работы с текстом.
1.Чтение с доски предложения (основная мысль – слайд 2):
«И очень тяжело было на её сердце, которое грызла ... .»
- В рассказе есть самое главное предложение. Я его написала на доске, но некоторые слова пропустила. Прочитайте и вставьте нужные слова из текста.
Чтение одним учеником с доски, чтение хором пропущенных слов.
(В предложении на слайде появляются слова «беспощадная совесть».)
- Как вы думаете, повторит ли Нина когда-нибудь свой поступок? Почему?
- Теперь вы знаете, какие мучения переживает тот, кто поступает, заведомо зная, что это плохо.
2.Вторичное обращение к названию рассказа.
- Обратимся к названию рассказа. (Чтение хором.)
- Теперь это слово понятно вам? (Сигнал светофора – средство обратной связи.)
- Что же такое совесть? Чтение с доски хором (слайд 2):
«Совесть – это чувство ответственности за своё поведение».
- Прочитайте пословицы с доски (слайд 3).Выберите те, которые соответствуют прочитанному рассказу:
Нечистая совесть спать не даёт.
Совесть без зубов грызёт.
Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
Без совести и при большом уме не проживёшь.
3.Личностное отношение к герою.
- Какое чувство возникло у вас к этой девочке? Определи своё отношение к Нине: ты её осуждаешь или жалеешь? (Девочку жалко.)
- А у Гайдара? (И ему жалко. Он и создал свой рассказ, чтобы показать переживания девочки.)
4.Словесное рисование.
- Прочитайте конец рассказа (последний абзац).
- Нарисуем словами картину к этому отрывку. Как мы это будем делать? (Сначала рисуем место действия, затем главных героев, добавляем необходимые детали и раскрашиваем.)
- Вот чистый лист (слайд 4) на доске. Попробуем создать словесную иллюстрацию.
- А теперь закройте глазки и представьте картину целиком.
- Откройте глазки. Такую картину представили? (слайд 5)
- Давайте эту иллюстрацию раскрасим.
- Закройте глазки и представьте картину (замена чёрно-белого изображения на цветное – слайд 6).
VII.Подведение итогов. Домашнее задание.
1.Подведение итогов.
- Интересно ли было вместе размышлять вслух? (Сигнал светофора – средство обратной связи.)
- Кто сам считает, что работал на уроке отлично? Хорошо? Поднимите руки.
2.Домашнее задание (дифференцированное).
- Прочитайте рассказ и рассмотрите иллюстрацию к нему в учебнике.
I группа | II группа | III группа |
Подберите строчки из рассказа к иллюстрации | Подготовьте рассказ о том, что происходило до момента, изображённого на картинке | Подготовьте рассказ о том, что происходило после момента, изображённого на картинке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....