Конспект урока по предмету обучение грамоте (литературное чтение)
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Бревнова Наталья Михайловна

Тема урока: Согласные звуки [х], [х’]. Буква Х х. УМК: Л. И. Тимченко, К. Е. Корепова, Г. М. Грехнёва М.: учебник «Азбука» 1 класс в 2 частях.Технологии применяемые на уроке: деятельностный метод, здоровьесберегающие, проблемного диалога, оценивания знаний, наблюдения, словесно-логический, практический, частично - поисковый .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Таёжный

Конспект урока по предмету

обучение грамоте (литературное чтение)

подготовила:

Бревнова Наталья Михайловна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

г.п. Таёжный, Советский район

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

урок обучения грамоте (литературное чтение)

Автор

Бревнова Наталья Михайловна

Место работы, должность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Таёжный, Советский район, Ханты мансийский автономный округ - Югра, РФ, учитель начальных классов

Предмет

Обучение грамоте (Литературное чтение)

Класс

1 (первый)

Материал по номинации

Видеоурок по обучению грамоте (литературному чтению)

Название темы урока

Согласные звуки [х], [х’]. Буква Х х.

УМК, авторы образовательной программы

«Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление. РИТМ»

Л. И. Тимченко, К. Е. Корепова, Г. М. Грехнёва М.: учебник «Азбука» 1 класс в 2 частях — Дрофа,2014г

На изучение обучения грамоте отводится 4 часа в неделю 93 часа в год. В конце 3четверти и 4 четверти предмет «Обучение грамоте» находит своё продолжение через предмет «Литературное чтение». (+ 40 часов).

Тип урока

Открытие новых знаний.

Цель

Познакомить детей со звуками [х], [х’], с буквой Хх.

Задачи урока

  • -Знакомить со звуками [х], [х’], буквами Х,х, дать характеристику [х], [х’], звуку;
  • -Чтение слогов, слов, составление пословиц, чтение текста;
  • - Развивать фонематический слух учащихся, речь, мышление, память, внимание;
  • -Объяснять ценность хлеба, труда хлебороба, смысл пословиц о хлебе.

Планируемые результатыУУД

Предметные:

-Знать что буква Х,х обозначает звуки [х], [х’] ,характеризовать изучаемые звуки; знать написание буквы Х.

-Читать слоги, слова, предложения с буквами Х,х.

-Читать текст, правильно, выразительно.

Метапредметные: 

Познавательные: - Сформированность умения строить сообщения в устной форме; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию в учебнике, тексте, энциклопедии для выполнения учебных заданий под руководством учителя; использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; осуществлять анализ и синтез, и осуществлять подведение под понятие; обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.

Регулятивные: - Сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу; - в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять прогнозирование как предвидения будущих событий; оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям; начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

Коммуникативные:- Сформированность умений работать в группе, распределять роли, уметь строить высказывания; уметь вести диалог, учитывая мнение другого, договариваться и приходить к общему мнению, доказательно формулировать собственное мнение.

Личностные: - Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, проявлять интерес к работе, осваивать правила поведения на уроке, уважительного отношения ценность хлеба, труда хлебороба.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Технологии, методы

Деятельностный метод, здоровьесберегающие, проблемного диалога, оценивания знаний, наблюдения, словесно-логический, практический, частично - поисковый.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийный проектор, экран, компьютер. Азбука. С. 85-87, Авторы Л.И. Тимченко, К.Е. Корепова, Г.М. Грехнёва; модели демонстрационных звуков; буквы разрезной азбуки; пословицы о хлебе; банты, лист квадратной формы, ножницы, клей, презентация.

Комплектация работы

Видеурок, конспект урока, презентация, самоанализ урока.

Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Данный урок используется при прохождении нового материала по обучению грамоте  в 1 классе. Данный ресурс знакомит учащихся со звуками [х], [х‘], буквами Хх, формирует ценностное отношение к миру, расширяет  знания детей об окружающем мире, воспитывает эмоционально-положительное отношение к предмету, показывает связь изучаемых предметов с жизнью. Урок начинается с эмоционального настроя детей и определению темы урока. Урок сопровождается слайдами презентации. Дети читают слоги под музыку, читают слова эхом, составляют пословицы. Задания направлены на развитие наглядно-образного и словесно логического мышления и несут в себе заряд занимательности, воспитывают уважительное отношение к хлебу и труду хлебороба.

Характеристика класса

В классе 23 человека из них 9 девочек и 14 мальчиков. Возраст детей 7 лет. Все дети проживают в посёлке Таёжный, Советского района, ХМАО-Югры. Из полных семей 13 учащихся, неполных семей -10 учащихся. Один опекаемый ребёнок. В 9 семьях родители безработные.

На уроках всегда активные 6 учеников остальные дети выполняют не большой объём заданий.

Общий уровень психического развития детей: высокий - нет, хороший - 5, норма - 16, низкий - 2.

11 учащихся посещают логопункт.

По результатам стартовой диагностики УУД имеют:

Базовый уровень по личностным и метапредметным УУД-30%

Базовый уровень по метапредметным УУД и низкий по личностным УУД -4%

Базовый уровень по личностным УУД и низкий уровень по метапредметным УУД- 57%

Низкий уровень по личностным и метапредметным УУД - 9%

Во внеклассных мероприятиях все принимают участие по мере своих возможностей, а так же в школьных мероприятиях. Многие дети (9 учащихся) не соблюдают элементарные нормы и правила поведения.

Все учащиеся активно посещают кружки и секции.

Ход урока

№ слайдов/этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

УУД

1

Организация познавательной деятельности

Слайд 1

Учим буквы

Учитель: Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё на месте! Всё  в порядке!

Книжки, ручки и тетрадки!

Личностные

 Регулятивные

Психологический

настрой

Урок у нас сегодня необычный, две команды,

-команда «Девочек» - команда «Мальчиков»

-Какое сегодня число, месяц, день недели, время суток

Правила:

-В команде вы должны уметь договариваться учитывая мнение другого, не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций, проявлять интерес к работе.

-5 февраля, четверг, утро

Вспомним наш девиз 

- Глазки смотрят и все видят, ушки слушают и все слышат, голова хорошо думает.

2

Мотивация познавательной деятельности

Слайд 2

- Сегодня мы продолжим с вами путешествие по городу Букв.

Войдя в город, мы оказываемся на улице «Повторяй-ка»

-повторим чистоговорки и скороговорки

Игра «Четвёртый лишний».

Определите, какая буква лишняя и почему?

1.н, р, с, м           2.а, и, у, ы

-Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

-Черепашка чётко отщёлкала чечётку.

-Чешуя у щучки, щетинка у чушки

-Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

-Чок,чок….

Лишняя буква:

1. С - глухая, остальные звонкие 2. И - делает мягкость согласных

Познавательные

Регулятивные

Слайд 3

Постановка учебной

задачи

Звучит песня: «Спят усталые игрушки», сл. Э. Перовой, муз. А. Островского (отрывок)

- Знакома ли вам эта музыка? Где слышали? - У нас в гостях ведущий этой передачи … Узнали его? - Хрюша пришёл не один, а со своей хорошей знакомой. - А чтобы её увидеть должны выполнить задание.

-Эта музыка из передачи «Спокойной ночи малыши»

-Хрюша

Личностные

3

Актуализация необходимых знаний

Формулирование

темы и задач урока.

 -  У каждого лист квадратной формы.

Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку:

Раз – листочки поднимаем.

Два – листочки загибаем.

Три – еще разок свернем.

На четыре – развернем.

Буква спряталась внутри.

Кто догадлив, назови!

«Ха» - все время ходит,

Места, что ли, не находит?

- Что нам предстоит узнать на уроке?

 -Мы отправляемся за новыми знаниями.

-Дети выполняют задание, сгибают листок бумаги

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой «Х».

- Научимся писать эту букву.

-Оденем звуковичок.

-Будем читать

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

4

Изучение нового материала

Выделение нового звука и буквы.

Звукобуквенный разбор слов

-У этой буквы весёлый характер, она никогда не бывает хмурой, очень любит хохотать, всегда хорошее, хорошее настроение.

-А у вас какое настроение?

  любит напевать веселую песенку.

Мне смешинка в рот попала,

Я весь день  прохохотала:

- Ха-ха-ха да хи-хи-хи!

- Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

-  Повторим хором  эту песенку.

Звукобуквенный разбор слов

-Девочки делают схему в слове Хи-хи – хи.

-Мальчики делают схему в слове Ха-ха-ха

Расскажите об этом звуке по плану:

1.Произнеси слово. 2.Выдели первый звук

3.Назови этот звук. 4. Дай характеристику звуку: гласный или согласный; звонкий или глухой; твердый или мягкий; парный или непарный

- Сделайте вывод: - Дайте характеристику этому звуку.

-Какой же звуковичок для нашей буквы Ха?

-Дети показывают  на смайликах какое у них настроение.

-Ха-ха-ха да хи-хи-хи!

-Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

(работа в группах по исследовательским листам). (Приложение 1)

-мальчики согласный твердый

-девочки согласный мягкий,

-Буква Х обозначает два звука, согласный мягкий х, согласный твердый х.

-Выбирают звуковичок (Приложение 2)

Познавательные

Регулятивные

Слайд 4

Знакомство с буквой Х.

- Давайте найдём в городе. Букв где живёт буква Х и на ленте букв.-Посмотрите это печатная буква и письменная

-Дети показывают  в городе букв, где живёт буква ха

Предметные

Познавательные

Регулятивные

Слайд 5

Написание буквы Х. Самостоятельная работа (по выбору задания)

Есть два задания одно лёгкое, второе потруднее. Какое вы выбираете?

1.Определи букву в неправильном положении

2. Добавь недостающий элемент буквы

Проверка кто выполнял1,2, задание

(Приложение3)

-Дети выбирают задание и выполняют

-Самопроверка, самооценка

смайликами

Регулятивные

Работа с одарёнными детьми

Работа со словарём.

1.Сообщение ученика о старославянской букве

-А как в старословянском языке обозначается буква Х.

2.Творческая работа ученицы

1.Сообщение индивидуально готовит ученик

В старославянской азбуке носит название «хѣръ», смысл по одной версии, что это слово, связанным со словом «херувим»; другая версия к греческим словам вроде χαι̃ρε (радуйся). В кириллице обычно считается 23-й по порядку и выглядит какEarly Cyrillic letter Khieru.png; в глаголице имеет числовое значение — 600.Практически не сочетается с ы: это бывает только в заимствованиях (Архыз). В других славянских языках мягкое произношение встречается реже, чем в русском. Из-за формы буквы Х её часто использовалось для обозначения чего-либо крестообразного перечеркнуть крест-накрест

1.Сообщение ученицы «Тёплый алфавит» показывает связанную букву крючком.

Я связала букву Х из синей и зелёной ниточки потому, что она бывает мягкой и твердой. Буква Х глухая, поэтому у неё шапочка. Приклеила картинку хамелеон, потому что начинается на букву х.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Слайд 6.

мульфильм

Развитие внимания, памяти, обогащение словарного запаса слов.

Хрюша принёс для вас мультфильма.

«Кто больше запомнит слов с буквой Ха»

Смотрят мультфильм, затем по очереди называют слова

Выигрывают те, которые последние назвали слово

Чепуха, стихи, хорёк, хомячок, крохотный, ходил, хлопушка, храпит, хомяк, не хочет.

Предметные

Познавательные

Регулятивные

Слайд 7

Конструирование буквы Х

На что похожа буква Х.

Буква Х очень хитрая любит прятаться найдите её в парикмахерской

-Где стригутся и делают причёски?

-кто там работает?

Девочки должны завязать бантик так чтоб, можно было увидеть нашу букву.

А мальчики конструируют вертушку.

X — забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка —

Ветру вольному подружка

X — на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь — порешь,

 Хочешь — шьешь,

Хочешь — сам себя стрижешь

Дети командой выполняют задание.

-в парикмахерской,

-девочки завязывают бантик

-мальчики моделируют вертушку по заготовленному шаблону

Регулятивные

Коммуникативные

Физминутка

«Буква Х»

Давайте покажем букву Х

-И.п. Руки вверх, скрестно над головой (образуют букву Х)

-И.п. стоя лицом друг другу, держась за руки скрестно (показывая букву Х)

Регулятивные

Слайд 8

Чтение прямых и обратных слогов с буквой Х х

под музыку

«Чижик Пыжик»

Любит Хрюша, когда ему читают, вот поэтому и забрал  с собой весёлую букву Ха-хохотушку.

Поют слоги песню чижик пыжик

ХА – ха-ха-ха. Ах-ах-ах-ах. ХО-хо-хо-хо        ОХ-ох-ох-ох

УХ-ух-ух-ух.   ЭХ-эх-эх-эх

Предметные

Регулятивные

Составление предложений со словами.

Кода мы говорим Ох и Ух?

Ох, как тяжело. Ух, прокачусь с горы.

Предметные

Коммуникативные

5.

Закрепление нового материала

Работа с учебником С. 87

Чтение слов  эхом 

Игра «Эхо»

Мальчики читают слово, девочки отзываются хором, и наоборот.

Читает мальчик МЕХ девочки хором МЕХ

Девочка УХА мальчики хором УХА….

Предметные

Регулятивные

Задания после чтения слов

Игра «Магазин»

-Покупаю лишнее слово в 1 столбике

-Покупаю самое весёлое слово

-Покупаю слова для подарков с 3 слогами

Какое слово самое вкусное?

-Как вы думай те, какое из этих слов хлеб или халва самое вкусное?

-мех

-Смех

-Рубаха, неряха, трусиха

-хлеб, халва

Предметные

Познавательные

Коммуникативные

Слайд 9

Каравай

Работа с половицами (работа в группах).

Слайд 10

Хлеб блокадного Ленинграда

У русского народа много пословиц и поговорок о хлебе. Давайте составим рассыпавшиеся пословицы и поговорки

Что значит для людей хлеб?

(Хлеб – это жизнь. Хлеб святой)

Люди слагают о хлебе песни, легенды, стихи.

 О хлебе говорят, как о живом существе, называя его – (Хлеб – кормилец, батюшка. Хлеб всему голова.)

Во все времена люди берегли хлеб. Говорили:

-Беречь хлеб – значит беречь жизнь

В музее истории Санкт-Петербург хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был паек в зимние месяцы в блокадном Ленинграде. Людям надо было выжить назло фашистам. Живой – значит, победа.

Детям показываю 125 гр. хлеба.

И Вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство.

-Хлеб бросать – силу терять.

Человек может обойтись без многого, а без хлеба – не может.

-Без труда хлеб не родится никогда

И редко кто из нас думает, как много труда требуется, чтобы хлеб оказался у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или калача.

– А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол?

-Узнаем секреты о том, как хлеб растёт?

Приложение 4

Составляют пословицы команды

Хлеб-кормилец, батюшка.

Хлеб всему голова.

На карточках задание индивидуально прочитать.

1.Хлеб святой.

2.Хлеб – это жизнь.

3.Беречь хлеб – значит беречь жизнь.

4.Хлеб бросать – силу терять.

5.Без труда хлеб не родится никогда.

Предметные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Слайд 11

Работа по учебнику С. 85.

Чтение текста.

-Откуда у нас дома хлеб? - А в магазине откуда? Давайте узнаем - Как хлеб на стол пришёл?

-Читают текст хорошо читающие дети или учитель

-купили в магазине

- Следят за чтением и слушают текст

Познавательные

Коммуникативные

Показ гербария: рожь, пшеница

Работа по содержанию

-Какой путь у хлеба? – Какие профессии нужны чтобы вырастить хлеб? – Какой может быть хлеб?-

Работа с гербарием

– Хлеб бывает пшеничным и ржаным.

На одну булку хлеба потребуется 1200зёрнышек

- хлеб очень долго выращивать.

- тракторист, комбайнёр, водитель, агроном, пекарь, продавец.

-белый хлеб, ржаной хлеб.

Рассматривают гербарий рожь и пшеница

Познавательные

Коммуникативные

Слайд 12,13,14

Трактор

Комбайн

грузовики

Работа с иллюстрациями С. 86.

-Какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек

Трактор – пашет, разрыхляет, сеет

Кто работает на тракторе?

Комбайн - жнёт, обмолачивает зёрна, насыпает

Кто работает на комбайне?

Грузовики – везут. Кто работает на грузовиках?

Элеваторы - сушат. Мельница - мелет

Работает на мельнице. Печи – пекут

Работает в хлебопекарне

Дети походу показа иллюстрации

Трактор – пашет, разрыхляет, сеет. - Тракторист

Комбайн - жнёт, обмолачивает зёрна, насыпает.- Комбайнёр.

Грузовики – везут. Работает водитель

Элеваторы - сушат. Работают рабочие

Мельница - мелет. Работает мельник. Печи – пекут. Работают пекари.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Слайд 16

Составление предложений по схемам

-Составляем предложения по схемам в учебнике Азбука С. 86.

-Работают до вечера колхозники в поле.

-Тракторист пашет землю. - Трактор сеет зерно в землю. В грузовик сыплется зерно. В пекарне булки выпекает пекарь.

Познавательные.

Коммуникативные.

Подведение итогов

Рефлексия

-Сегодня я узнал….

-С какой новой  буквой вы познакомились?

–Всё ли мы сделали что планировали?

-Мне был интересно…

–Что особенно запомнилось?

-Оцените свою работу на уроке?

-Подведение итогов соревнования

-Девочки «Умницы»……………-Мальчики «Молодцы»

Показывают смайлики

Коммуникативные

Личностные

Домашнее задание

-Нарисуйте букву, выучить пословицы о хлебе, рисунки как выращивают хлеб.

Литература:

  1. Бойкина М.В., Бубнова И.А., Баканча Н.В. Поурочная разработка 1 класс (Школа России. ФГОС) / М.В. Бойкина, И.А. Бубнова, Н.В. Баканча. – М.: Просвещение, 2013.  432с. – ISBN 978-5-09-028864-4
  2. Волина В.В. Учимся играя / В.В. Волина - М.: Новая школа,1994. 448 с. — ISBN 5-7301-0062-0.
  3. Волина В. Праздник Букваря. Игры с буквами и словами / Волина В. В. :АСТ-Пресс. 1996. 384с. ISBN: 5-214-00152-5
  4. Тимченко Л.И., Корепова К.Е., Грехнёва Г.М. Азбука: учебник по обучению грамоте и чтению: 1-й класс. В 2ч. Ч.1,2 (РИТМ. ФГОС) /Л. И. Тимченко, К.Е. Корепова, Г.М. Грехнёва – М.: «Дрофа», 2013. 143с.
  5. Хаткина М.А. Азбука /М.А. Хаткина - Ростов-на-Дону: ООО "Удача". 2007. 64с.

Интернет – источники:

  1. Детям о хлебе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/#ixzz3PAw7HFB2 (дата обращения 01.02.2015г.)
  2. Пословицы и поговорки о хлебе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.poslovitza.ru/o_hlebe.html (дата обращения 25.01.2015г.)
  3. Презентация на тему: Как хлеб на стол пришел? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/kak-khleb-na-stol-prishjol.html (дата обращения 01.02.2015г.)
  4. Хлеб всему голова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/#ixzz3PAvYvSzW (дата обращения 01.02.2015г.)
  5. Яндекс: Картинки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text (дата обращения 23.01. 2015г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе. Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. ФГОС. УМК "Школа России" автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградская

Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся ссогласными звуками [т], [ т\'] , буквами Т,т, развития речи.Тип урока: решение учебной з...

Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"

Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...

«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»

«План-конспект  урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»...

Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте. Литературное чтение"

Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте. Литературное чтение". 1 класс. "Программа 21 век"....

КТП учебного предмета "Обучение грамоте. Литературное чтение"

Календарно-тематическое планирование учебного предмета "Обучение грамоте. Литературное чтение". 1 класс. "Программа 21 век"...

Конспект урока (обучение грамоте) литературное чтение по теме "Гласный звук [о], буквы О, о"

Конспект урока  (обучение грамоте) литературное чтение по теме "Гласный звук [о], буквы О, о"                          ...