Конспект урока по предмету обучение грамоте (литературное чтение)
план-конспект занятия по чтению (1 класс)
Тема урока: Согласные звуки [х], [х’]. Буква Х х. УМК: Л. И. Тимченко, К. Е. Корепова, Г. М. Грехнёва М.: учебник «Азбука» 1 класс в 2 частях.Технологии применяемые на уроке: деятельностный метод, здоровьесберегающие, проблемного диалога, оценивания знаний, наблюдения, словесно-логический, практический, частично - поисковый .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по предмету обучение грамоте (литературное чтение) | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Таёжный
Конспект урока по предмету
обучение грамоте (литературное чтение)
подготовила:
Бревнова Наталья Михайловна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
г.п. Таёжный, Советский район
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
урок обучения грамоте (литературное чтение)
Автор | Бревнова Наталья Михайловна |
Место работы, должность | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Таёжный, Советский район, Ханты мансийский автономный округ - Югра, РФ, учитель начальных классов |
Предмет | Обучение грамоте (Литературное чтение) |
Класс | 1 (первый) |
Материал по номинации | Видеоурок по обучению грамоте (литературному чтению) |
Название темы урока | Согласные звуки [х], [х’]. Буква Х х. |
УМК, авторы образовательной программы | «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление. РИТМ» Л. И. Тимченко, К. Е. Корепова, Г. М. Грехнёва М.: учебник «Азбука» 1 класс в 2 частях — Дрофа,2014г На изучение обучения грамоте отводится 4 часа в неделю 93 часа в год. В конце 3четверти и 4 четверти предмет «Обучение грамоте» находит своё продолжение через предмет «Литературное чтение». (+ 40 часов). |
Тип урока | Открытие новых знаний. |
Цель | Познакомить детей со звуками [х], [х’], с буквой Хх. |
Задачи урока |
|
Планируемые результатыУУД | Предметные: -Знать что буква Х,х обозначает звуки [х], [х’] ,характеризовать изучаемые звуки; знать написание буквы Х. -Читать слоги, слова, предложения с буквами Х,х. -Читать текст, правильно, выразительно. Метапредметные: Познавательные: - Сформированность умения строить сообщения в устной форме; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию в учебнике, тексте, энциклопедии для выполнения учебных заданий под руководством учителя; использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; осуществлять анализ и синтез, и осуществлять подведение под понятие; обобщать, строить рассуждения под руководством учителя. Регулятивные: - Сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу; - в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять прогнозирование как предвидения будущих событий; оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям; начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. Коммуникативные:- Сформированность умений работать в группе, распределять роли, уметь строить высказывания; уметь вести диалог, учитывая мнение другого, договариваться и приходить к общему мнению, доказательно формулировать собственное мнение. Личностные: - Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, проявлять интерес к работе, осваивать правила поведения на уроке, уважительного отношения ценность хлеба, труда хлебороба. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир. |
Технологии, методы | Деятельностный метод, здоровьесберегающие, проблемного диалога, оценивания знаний, наблюдения, словесно-логический, практический, частично - поисковый. |
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедийный проектор, экран, компьютер. Азбука. С. 85-87, Авторы Л.И. Тимченко, К.Е. Корепова, Г.М. Грехнёва; модели демонстрационных звуков; буквы разрезной азбуки; пословицы о хлебе; банты, лист квадратной формы, ножницы, клей, презентация. |
Комплектация работы | Видеурок, конспект урока, презентация, самоанализ урока. |
Краткое описание, методические рекомендации по использованию | Данный урок используется при прохождении нового материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс знакомит учащихся со звуками [х], [х‘], буквами Хх, формирует ценностное отношение к миру, расширяет знания детей об окружающем мире, воспитывает эмоционально-положительное отношение к предмету, показывает связь изучаемых предметов с жизнью. Урок начинается с эмоционального настроя детей и определению темы урока. Урок сопровождается слайдами презентации. Дети читают слоги под музыку, читают слова эхом, составляют пословицы. Задания направлены на развитие наглядно-образного и словесно логического мышления и несут в себе заряд занимательности, воспитывают уважительное отношение к хлебу и труду хлебороба. |
Характеристика класса | В классе 23 человека из них 9 девочек и 14 мальчиков. Возраст детей 7 лет. Все дети проживают в посёлке Таёжный, Советского района, ХМАО-Югры. Из полных семей 13 учащихся, неполных семей -10 учащихся. Один опекаемый ребёнок. В 9 семьях родители безработные. На уроках всегда активные 6 учеников остальные дети выполняют не большой объём заданий. Общий уровень психического развития детей: высокий - нет, хороший - 5, норма - 16, низкий - 2. 11 учащихся посещают логопункт. По результатам стартовой диагностики УУД имеют: Базовый уровень по личностным и метапредметным УУД-30% Базовый уровень по метапредметным УУД и низкий по личностным УУД -4% Базовый уровень по личностным УУД и низкий уровень по метапредметным УУД- 57% Низкий уровень по личностным и метапредметным УУД - 9% Во внеклассных мероприятиях все принимают участие по мере своих возможностей, а так же в школьных мероприятиях. Многие дети (9 учащихся) не соблюдают элементарные нормы и правила поведения. Все учащиеся активно посещают кружки и секции. |
Ход урока
№ слайдов/этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | УУД |
1 | Организация познавательной деятельности | ||
Слайд 1 Учим буквы | Учитель: Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! | Всё на месте! Всё в порядке! Книжки, ручки и тетрадки! | Личностные Регулятивные |
Психологический настрой | Урок у нас сегодня необычный, две команды, -команда «Девочек» - команда «Мальчиков» -Какое сегодня число, месяц, день недели, время суток Правила: -В команде вы должны уметь договариваться учитывая мнение другого, не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций, проявлять интерес к работе. | -5 февраля, четверг, утро | |
Вспомним наш девиз | - Глазки смотрят и все видят, ушки слушают и все слышат, голова хорошо думает. | ||
2 | Мотивация познавательной деятельности | ||
Слайд 2 | - Сегодня мы продолжим с вами путешествие по городу Букв. Войдя в город, мы оказываемся на улице «Повторяй-ка» -повторим чистоговорки и скороговорки Игра «Четвёртый лишний». Определите, какая буква лишняя и почему? 1.н, р, с, м 2.а, и, у, ы | -Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. -Черепашка чётко отщёлкала чечётку. -Чешуя у щучки, щетинка у чушки -Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. -Чок,чок…. Лишняя буква: 1. С - глухая, остальные звонкие 2. И - делает мягкость согласных | Познавательные Регулятивные |
Слайд 3 Постановка учебной задачи | Звучит песня: «Спят усталые игрушки», сл. Э. Перовой, муз. А. Островского (отрывок) - Знакома ли вам эта музыка? Где слышали? - У нас в гостях ведущий этой передачи … Узнали его? - Хрюша пришёл не один, а со своей хорошей знакомой. - А чтобы её увидеть должны выполнить задание. | -Эта музыка из передачи «Спокойной ночи малыши» -Хрюша | Личностные |
3 | Актуализация необходимых знаний | ||
Формулирование темы и задач урока. | - У каждого лист квадратной формы. Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку: Раз – листочки поднимаем. Два – листочки загибаем. Три – еще разок свернем. На четыре – развернем. Буква спряталась внутри. Кто догадлив, назови! «Ха» - все время ходит, Места, что ли, не находит? - Что нам предстоит узнать на уроке? -Мы отправляемся за новыми знаниями. | -Дети выполняют задание, сгибают листок бумаги -Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой «Х». - Научимся писать эту букву. -Оденем звуковичок. -Будем читать | Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
4 | Изучение нового материала | ||
Выделение нового звука и буквы. Звукобуквенный разбор слов | -У этой буквы весёлый характер, она никогда не бывает хмурой, очень любит хохотать, всегда хорошее, хорошее настроение. -А у вас какое настроение? любит напевать веселую песенку. Мне смешинка в рот попала, Я весь день прохохотала: - Ха-ха-ха да хи-хи-хи! - Хи-хи-хи да ха-ха-ха! - Повторим хором эту песенку. Звукобуквенный разбор слов -Девочки делают схему в слове Хи-хи – хи. -Мальчики делают схему в слове Ха-ха-ха Расскажите об этом звуке по плану: 1.Произнеси слово. 2.Выдели первый звук 3.Назови этот звук. 4. Дай характеристику звуку: гласный или согласный; звонкий или глухой; твердый или мягкий; парный или непарный - Сделайте вывод: - Дайте характеристику этому звуку. -Какой же звуковичок для нашей буквы Ха? | -Дети показывают на смайликах какое у них настроение. -Ха-ха-ха да хи-хи-хи! -Хи-хи-хи да ха-ха-ха! (работа в группах по исследовательским листам). (Приложение 1) -мальчики согласный твердый -девочки согласный мягкий, -Буква Х обозначает два звука, согласный мягкий х, согласный твердый х. -Выбирают звуковичок (Приложение 2) | Познавательные Регулятивные |
Слайд 4 Знакомство с буквой Х. | - Давайте найдём в городе. Букв где живёт буква Х и на ленте букв.-Посмотрите это печатная буква и письменная | -Дети показывают в городе букв, где живёт буква ха | Предметные Познавательные Регулятивные |
Слайд 5 Написание буквы Х. Самостоятельная работа (по выбору задания) | Есть два задания одно лёгкое, второе потруднее. Какое вы выбираете? 1.Определи букву в неправильном положении 2. Добавь недостающий элемент буквы Проверка кто выполнял1,2, задание | (Приложение3) -Дети выбирают задание и выполняют -Самопроверка, самооценка смайликами | Регулятивные |
Работа с одарёнными детьми | Работа со словарём. 1.Сообщение ученика о старославянской букве -А как в старословянском языке обозначается буква Х. 2.Творческая работа ученицы | 1.Сообщение индивидуально готовит ученик В старославянской азбуке носит название «хѣръ», смысл по одной версии, что это слово, связанным со словом «херувим»; другая версия к греческим словам вроде χαι̃ρε (радуйся). В кириллице обычно считается 23-й по порядку и выглядит как; в глаголице имеет числовое значение — 600.Практически не сочетается с ы: это бывает только в заимствованиях (Архыз). В других славянских языках мягкое произношение встречается реже, чем в русском. Из-за формы буквы Х её часто использовалось для обозначения чего-либо крестообразного перечеркнуть крест-накрест 1.Сообщение ученицы «Тёплый алфавит» показывает связанную букву крючком. Я связала букву Х из синей и зелёной ниточки потому, что она бывает мягкой и твердой. Буква Х глухая, поэтому у неё шапочка. Приклеила картинку хамелеон, потому что начинается на букву х. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
Слайд 6. мульфильм Развитие внимания, памяти, обогащение словарного запаса слов. | Хрюша принёс для вас мультфильма. «Кто больше запомнит слов с буквой Ха» | Смотрят мультфильм, затем по очереди называют слова Выигрывают те, которые последние назвали слово Чепуха, стихи, хорёк, хомячок, крохотный, ходил, хлопушка, храпит, хомяк, не хочет. | Предметные Познавательные Регулятивные |
Слайд 7 Конструирование буквы Х | На что похожа буква Х. Буква Х очень хитрая любит прятаться найдите её в парикмахерской -Где стригутся и делают причёски? -кто там работает? Девочки должны завязать бантик так чтоб, можно было увидеть нашу букву. А мальчики конструируют вертушку. X — забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка — Ветру вольному подружка X — на ножницы похожа, Но в работе, а не лежа. Хочешь — порешь, Хочешь — шьешь, Хочешь — сам себя стрижешь | Дети командой выполняют задание. -в парикмахерской, -девочки завязывают бантик -мальчики моделируют вертушку по заготовленному шаблону | Регулятивные Коммуникативные |
Физминутка «Буква Х» | Давайте покажем букву Х | -И.п. Руки вверх, скрестно над головой (образуют букву Х) -И.п. стоя лицом друг другу, держась за руки скрестно (показывая букву Х) | Регулятивные |
Слайд 8 Чтение прямых и обратных слогов с буквой Х х под музыку «Чижик Пыжик» | Любит Хрюша, когда ему читают, вот поэтому и забрал с собой весёлую букву Ха-хохотушку. | Поют слоги песню чижик пыжик ХА – ха-ха-ха. Ах-ах-ах-ах. ХО-хо-хо-хо ОХ-ох-ох-ох УХ-ух-ух-ух. ЭХ-эх-эх-эх | Предметные Регулятивные |
Составление предложений со словами. | Кода мы говорим Ох и Ух? | Ох, как тяжело. Ух, прокачусь с горы. | Предметные Коммуникативные |
5. | Закрепление нового материала | ||
Работа с учебником С. 87 Чтение слов эхом | Игра «Эхо» Мальчики читают слово, девочки отзываются хором, и наоборот. | Читает мальчик МЕХ девочки хором МЕХ Девочка УХА мальчики хором УХА…. | Предметные Регулятивные |
Задания после чтения слов Игра «Магазин» | -Покупаю лишнее слово в 1 столбике -Покупаю самое весёлое слово -Покупаю слова для подарков с 3 слогами Какое слово самое вкусное? -Как вы думай те, какое из этих слов хлеб или халва самое вкусное? | -мех -Смех -Рубаха, неряха, трусиха -хлеб, халва | Предметные Познавательные Коммуникативные |
Слайд 9 Каравай Работа с половицами (работа в группах). Слайд 10 Хлеб блокадного Ленинграда | У русского народа много пословиц и поговорок о хлебе. Давайте составим рассыпавшиеся пословицы и поговорки Что значит для людей хлеб? (Хлеб – это жизнь. Хлеб святой) Люди слагают о хлебе песни, легенды, стихи. О хлебе говорят, как о живом существе, называя его – (Хлеб – кормилец, батюшка. Хлеб всему голова.) Во все времена люди берегли хлеб. Говорили: -Беречь хлеб – значит беречь жизнь В музее истории Санкт-Петербург хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был паек в зимние месяцы в блокадном Ленинграде. Людям надо было выжить назло фашистам. Живой – значит, победа. Детям показываю 125 гр. хлеба. И Вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство. -Хлеб бросать – силу терять. Человек может обойтись без многого, а без хлеба – не может. -Без труда хлеб не родится никогда И редко кто из нас думает, как много труда требуется, чтобы хлеб оказался у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или калача. – А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол? -Узнаем секреты о том, как хлеб растёт? | Приложение 4 Составляют пословицы команды Хлеб-кормилец, батюшка. Хлеб всему голова. На карточках задание индивидуально прочитать. 1.Хлеб святой. 2.Хлеб – это жизнь. 3.Беречь хлеб – значит беречь жизнь. 4.Хлеб бросать – силу терять. 5.Без труда хлеб не родится никогда. | Предметные Коммуникативные Регулятивные Личностные |
Слайд 11 Работа по учебнику С. 85. Чтение текста. | -Откуда у нас дома хлеб? - А в магазине откуда? Давайте узнаем - Как хлеб на стол пришёл? -Читают текст хорошо читающие дети или учитель | -купили в магазине - Следят за чтением и слушают текст | Познавательные Коммуникативные |
Показ гербария: рожь, пшеница | Работа по содержанию -Какой путь у хлеба? – Какие профессии нужны чтобы вырастить хлеб? – Какой может быть хлеб?- Работа с гербарием – Хлеб бывает пшеничным и ржаным. На одну булку хлеба потребуется 1200зёрнышек | - хлеб очень долго выращивать. - тракторист, комбайнёр, водитель, агроном, пекарь, продавец. -белый хлеб, ржаной хлеб. Рассматривают гербарий рожь и пшеница | Познавательные Коммуникативные |
Слайд 12,13,14 Трактор Комбайн грузовики | Работа с иллюстрациями С. 86. -Какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек Трактор – пашет, разрыхляет, сеет Кто работает на тракторе? Комбайн - жнёт, обмолачивает зёрна, насыпает Кто работает на комбайне? Грузовики – везут. Кто работает на грузовиках? Элеваторы - сушат. Мельница - мелет Работает на мельнице. Печи – пекут Работает в хлебопекарне | Дети походу показа иллюстрации Трактор – пашет, разрыхляет, сеет. - Тракторист Комбайн - жнёт, обмолачивает зёрна, насыпает.- Комбайнёр. Грузовики – везут. Работает водитель Элеваторы - сушат. Работают рабочие Мельница - мелет. Работает мельник. Печи – пекут. Работают пекари. | Познавательные Коммуникативные Личностные |
Слайд 16 Составление предложений по схемам | -Составляем предложения по схемам в учебнике Азбука С. 86. | -Работают до вечера колхозники в поле. -Тракторист пашет землю. - Трактор сеет зерно в землю. В грузовик сыплется зерно. В пекарне булки выпекает пекарь. | Познавательные. Коммуникативные. |
Подведение итогов | |||
Рефлексия | -Сегодня я узнал…. -С какой новой буквой вы познакомились? –Всё ли мы сделали что планировали? -Мне был интересно… –Что особенно запомнилось? -Оцените свою работу на уроке? -Подведение итогов соревнования -Девочки «Умницы»……………-Мальчики «Молодцы» | Показывают смайлики | Коммуникативные Личностные |
Домашнее задание | -Нарисуйте букву, выучить пословицы о хлебе, рисунки как выращивают хлеб. |
Литература:
|
Интернет – источники:
- Детям о хлебе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/#ixzz3PAw7HFB2 (дата обращения 01.02.2015г.)
- Пословицы и поговорки о хлебе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.poslovitza.ru/o_hlebe.html (дата обращения 25.01.2015г.)
- Презентация на тему: Как хлеб на стол пришел? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/kak-khleb-na-stol-prishjol.html (дата обращения 01.02.2015г.)
- Хлеб всему голова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/#ixzz3PAvYvSzW (дата обращения 01.02.2015г.)
- Яндекс: Картинки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text (дата обращения 23.01. 2015г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе. Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. ФГОС. УМК "Школа России" автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградская
Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся ссогласными звуками [т], [ т\'] , буквами Т,т, развития речи.Тип урока: решение учебной з...
Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"
Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...
«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»
«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Обучение грамоте. Литературное чтение" 1 класс По учебнику "Азбука" В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская По учебнику "Литературное чтение". Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий
данная программа включет в себя программу по обучению грамоте и программу по литературному чтению с календарно-тематическим планированием...
Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте. Литературное чтение"
Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте. Литературное чтение". 1 класс. "Программа 21 век"....
КТП учебного предмета "Обучение грамоте. Литературное чтение"
Календарно-тематическое планирование учебного предмета "Обучение грамоте. Литературное чтение". 1 класс. "Программа 21 век"...
Конспект урока (обучение грамоте) литературное чтение по теме "Гласный звук [о], буквы О, о"
Конспект урока (обучение грамоте) литературное чтение по теме "Гласный звук [о], буквы О, о" ...