«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Егорова Елена Георгиевна

«План-конспект  урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon egorova_e._g._plan-konspekt_uroka.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Егорова Елена Георгиевна

Обучение грамоте (литературное чтение)

Тема: Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами.

Цели:

– формируем умение различать гласные и согласные звуки;

– формируем умение выделять звук в слове;

– формируем умение анализировать текст.

Оборудование: буквы печатные и письменные, в т.ч.  Д,  презентация с картинками «дом», «дым», «дерево», «дупло», «дятел», «дедушка», «дорожка», «дрова», «дети» схемы-человечки.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Организационный

Учитель: «Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Работайте внимательно, активно и старательно».

- Ребята, как будете работать на уроке? (дети повторяют или читают на слайде:

Внимательно, активно и старательно» Молодцы.

Л- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

ΙΙ. Актуализация знаний

- А сейчас внимательно прослушайте текст и закончите предложения.  (на слайде картинки со словами)

Тут наш… .  Над домом…  . У дома растёт… . На дубе …  . У дупла сидит…  . К дому ведёт … .У дома сидит … .У дома играют …  .

– Какие слова понадобились, чтобы закончить предложения? (Дом, дым, дуб, дупло, дятел, дед, дорожка, дети.)

– Послушайте девочки внимательно, а мальчики произнесите сами слова на следующем слайде: дом, дым, дуб, дупло, дорожка. Что вы заметили? Что общего в этих словах. Назовите звук, с которого они начинаются. Это гласный или согласный звук? ЗВУКОВИЧОК. (С твёрдого согласного звука [д].) Прикрепляем синий кружок. 

– Послушайте мальчики внимательно, а девочки произнесите слова на другом слайде: дед, дятел, дети. Что вы заметили? Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с мягкого согласного звука [д’].) 

– Какой буквой обозначают на письме эти звуки? Найдите её на ленте букв.

- Ещё раз назовите звуки на схеме. Учитель показывает на схеме-человечке синие и зелёные кружочки, дети называют звуки [д], [д’].

– Как вы думаете, какая будет тема урока?

- Посмотрите на разворот учебника с. 92-93и вместе составим план урока:

  1. Знакомство с новыми звуками и буквами.
  2. Звуко-буквенный анализ слов.
  3. Чтение  слогов. Чтение предложений и текстов.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  

П- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

П- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

Р- формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Л- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  1. Работа в тетради для печатания. Работа со схемой. Заполняем схему-«человечка» в тетради для печатания. 

– На что похожа эта буква? (мнения детей, СЛАЙД) А у меня такое сравнение.

– Этот согласный звук звонкий или глухой?

– Какой головной убор надо нарисовать Звуковичку? (Кладём ладонь на горлышко и произносим звуки, чувствуем дрожь, вибрацию –  следовательно, эти звуки звонкие, потому нарисуем звоночек.)

- Заполните схему и напечатайте букву Д  и слоги в тетради для печатания. Каждый из вас, как председатель жюри конкурса красоты, выбери самую красивую печатную букву.

САМОПРОВЕРКА.

- Посмотрите на ленте букв на соседей буквы Д. Что заметили? (У неё есть парный) Заполните схему парного согласного в тетради для печатания. Кто хочет выполнить эту работу у доски?

– Итак, что мы узнали про новую букву Д?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

С печатной буквой познакомились, давайте посмотрим, как пишется прописная буква Д (алфавит над доской). ФИЗМИНУТКА для глаз

П- формируем умение представлять информацию в виде схемы

К- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

ΙV. Применение нового знания

     Работа в «Букваре».  

1) Звуко-буквенный анализ.

– Вернёмся к словам нашего рассказа (картинкам на презентации).

– Назовите ещё раз слова с твёрдым согласным звуком.

– Назовите слова с мягким согласным звуком.

- Составьте схемы слов ДОМ, ДЕТИ в тетради для печатания. Кто хочет выполнить эту работу у доски?  (двое детей работают у доски, остальные самостоятельно, затем ВЗАИМОПРОВЕРКА соседа по парте, а ученикам у доски вопросы (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

2) Чтение слогов (с. 92).

– Подготовимся к чтению слогов:

а) чтение про себя;

б) девочки читают соседу по парте слоги с буквой Д, а мальчики соседке по парте– слоги с буквой Т;

в) поменялись ролями;

г) чтение вместе: с буквой Д – громко, а с буквой Т – тихо.

– Что мы сейчас делали? (Читали слоги) 

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью.)   

3) – Прочитаем слова 1-го столбика.

– Прочитайте слово, похожее по значению на слово мысль. (Дума.)

– Слово, обозначающее женщину. (Дама.)

– Действие, которое производят наши лёгкие, нос.

– Прочитаем слова 2-го столбика.

– Что общего у слов дом и домик? (часть ДОМ и близки по смыслу) Как называются такие слова? (однокоренные, родственные)

– Прочитаем слова 3-го столбика.

– Можно ли объединить слова этого столбика в группы?

– В какие? (По каким признакам?)

– Прочитайте эти группы.

– Что общего в словах 4-го столбика? Какие это слова? (однокоренные)

– Можно ли сказать, что слова 5-го столбика тоже имеют что-то общее, похожее? Какое слово лишнее?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, понимать речь.)

4) Составление рассказа.

– А давайте проверим нашу память. Кто может вспомнить и повторить рассказ с опорой на картинки?

Повторение рассказа учащимися – 2–3 человека.

– Можно ли сказать, что это текст? Почему?

– Где происходили события? (Во дворе, в деревне.)

– Озаглавьте этот текст. (Во дворе у деда. В деревне. Двор дедушки.)

– Подберите имя дедушке и детям. Вы догадались, с какой буквы должны начинаться имена? (Д: Денис, Дима, Демьян, Данил, Даша, Диана и др.) 

Повторение рассказа с названием и именем дедушки.

4) Чтение текста. Наблюдение за предлогами (с. 92).

– Просмотрите на текст на с. 92.

– Что заметили? (Это наш текст про деда.)

– Прочитайте про себя. Чем отличаются наш текст и текст учебника? (нет последнего предложения)

– Точно ли художник нарисовал картинку к тексту?

– Какие слова выделены?

– Кто знает, как в русском языке называют такие слова?

– Сколько букв потребовалось, чтобы написать эти слова? Как предлоги написаны с другими словами? (раздельно)

– Перечитаем текст, подчёркивая пробелы между предлогом и словами в тетради для печатания.

– Озаглавьте текст.

2) Чтение текста В. Хмельницкого «Дымок».      

А) Работа с текстом до чтения.

– Что изобразил художник?

– Что напоминает эта картинка?

– Кто автор текста?

– Прочитайте название текста Виктора Хмельницкого.

– А как вы думаете, это будет сказка или рассказ? (Принимаются все версии детей.) Проверим.

Б) Работа с текстом во время чтения.

   а) Чтение по предложениям с комментариями. 1-е предложение

– Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок – значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький) 

2-е предложение:

– Автор оживил его. Заметили? (Осмотревшись, помчался.) 

3-е предложение 

– Какой вопрос зададим автору? (Почему стала его учить труба? Мудрая, давно живёт на крыше дома.)

4-е предложение:

– Каким был дымок? (Любознательным.)

– А как об этом сказано в тексте? (Некогда, я всё хочу увидеть.) 

5-е предложение:

– Почему так думает труба?

– А что ответит дымок? Попробуйте предположить.

6-е предложение, чтение и подтверждение.

– Каким образом ей ответил дымок? Прочитайте.

Выпалил – что означает это слово? (Сказал очень громко, быстро.) 

– Что произойдёт дальше с ним? (Предположения.)

– Читайте 7-е предложение не спеша.

7-е предложение:

– Что хотел при помощи многоточия выразить Виктор Хмельницкий?

8-е предложение.

– Что же случилось с дымком?

–  Почему? (Растаял. Не успела предупредить труба.)

– Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что дымок растаял?

9-е предложение.

– А как текст об этом говорит? Размышляем дальше.

– Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш дымок?

   б) Выявление первичного восприятия.

– За какие важные мысли можно автору текста сказать «спасибо»?

– Сказку подарил нам Виктор Хмельницкий или рассказ?

В) Работа с текстом после чтения.

П- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

П- формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

К- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

П- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

П- формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

Л-формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

К-формируем умение работать в паре.

П-формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Р-формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

V. Домашнее задание (по желанию)

Творческое задание. Составьте рассказ, о чём вы мечтаете, когда смотрите на облака.

VΙ. Рефлексия

– Какая была тема урока?

– Что нового мы узнали сегодня о русском языке?  

– Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- Как мы планировали работать на уроке? (дети повторяют или читают на слайде:

Внимательно, активно и старательно) Оцените свою работу на уроке по каждому из трёх пунктов с помощью «Светофора» (цветные карандаши или фломастеры)

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

- Всем спасибо за урок.

Р- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

П- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»Тип уро...

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме: «Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п»

Урок изучения нового материала с использованием элементов проблемного обучения....

Конспект урока литературного чтения (обучения грамоте) в 1 классе по теме: Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

Место и роль урока в изучаемой теме: закреплениеЦель урока: закрепить знания о согласных звуках [б],[б'], буквах Б, б.Задачи урока:Образовательные: формировать навыки правильного, сознательного, п...

Урок по обучению грамоте в 1-м классе по теме: "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б "

Открытый урок по обучению грамоте . Ознакомление с согласными звуками [б ], [бь], буквы Б,б....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Предмет: Обучение грамоте (чтение)Класс: 1 классТип урока: Изучение новогоУрок обучения грамоте 1 класс Буква Ф, звуки ф,фь...

Конспект урока обучения грамоте в 1-м классе по теме "Согласные звуки [д], [д\']. Буквы Д, д. Закрепление. Город мастеров"

Конспект урока обучения грамоте в 1-м классе по теме "Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д, д. Закрепление. Город мастеров"  Цели и задачи урока: Закреплять у детей умение читать букв...