«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
egorova_e._g._plan-konspekt_uroka.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Егорова Елена Георгиевна
Обучение грамоте (литературное чтение)
Тема: Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами.
Цели:
– формируем умение различать гласные и согласные звуки;
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: буквы печатные и письменные, в т.ч. Д, презентация с картинками «дом», «дым», «дерево», «дупло», «дятел», «дедушка», «дорожка», «дрова», «дети» схемы-человечки.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Организационный | Учитель: «Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Работайте внимательно, активно и старательно». - Ребята, как будете работать на уроке? (дети повторяют или читают на слайде: Внимательно, активно и старательно» Молодцы. | Л- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
ΙΙ. Актуализация знаний | - А сейчас внимательно прослушайте текст и закончите предложения. (на слайде картинки со словами) Тут наш… . Над домом… . У дома растёт… . На дубе … . У дупла сидит… . К дому ведёт … .У дома сидит … .У дома играют … . – Какие слова понадобились, чтобы закончить предложения? (Дом, дым, дуб, дупло, дятел, дед, дорожка, дети.) – Послушайте девочки внимательно, а мальчики произнесите сами слова на следующем слайде: дом, дым, дуб, дупло, дорожка. Что вы заметили? Что общего в этих словах. Назовите звук, с которого они начинаются. Это гласный или согласный звук? ЗВУКОВИЧОК. (С твёрдого согласного звука [д].) Прикрепляем синий кружок. – Послушайте мальчики внимательно, а девочки произнесите слова на другом слайде: дед, дятел, дети. Что вы заметили? Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с мягкого согласного звука [д’].) – Какой буквой обозначают на письме эти звуки? Найдите её на ленте букв. - Ещё раз назовите звуки на схеме. Учитель показывает на схеме-человечке синие и зелёные кружочки, дети называют звуки [д], [д’]. – Как вы думаете, какая будет тема урока? - Посмотрите на разворот учебника с. 92-93и вместе составим план урока:
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) | П- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; П- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; Р- формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Л- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | 1. Работа в тетради для печатания. Работа со схемой. Заполняем схему-«человечка» в тетради для печатания. – На что похожа эта буква? (мнения детей, СЛАЙД) А у меня такое сравнение. – Этот согласный звук звонкий или глухой? – Какой головной убор надо нарисовать Звуковичку? (Кладём ладонь на горлышко и произносим звуки, чувствуем дрожь, вибрацию – следовательно, эти звуки звонкие, потому нарисуем звоночек.) - Заполните схему и напечатайте букву Д и слоги в тетради для печатания. Каждый из вас, как председатель жюри конкурса красоты, выбери самую красивую печатную букву. САМОПРОВЕРКА. - Посмотрите на ленте букв на соседей буквы Д. Что заметили? (У неё есть парный) Заполните схему парного согласного в тетради для печатания. Кто хочет выполнить эту работу у доски? – Итак, что мы узнали про новую букву Д? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) – С печатной буквой познакомились, давайте посмотрим, как пишется прописная буква Д (алфавит над доской). ФИЗМИНУТКА для глаз | П- формируем умение представлять информацию в виде схемы К- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
ΙV. Применение нового знания | Работа в «Букваре». 1) Звуко-буквенный анализ. – Вернёмся к словам нашего рассказа (картинкам на презентации). – Назовите ещё раз слова с твёрдым согласным звуком. – Назовите слова с мягким согласным звуком. - Составьте схемы слов ДОМ, ДЕТИ в тетради для печатания. Кто хочет выполнить эту работу у доски? (двое детей работают у доски, остальные самостоятельно, затем ВЗАИМОПРОВЕРКА соседа по парте, а ученикам у доски вопросы (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2) Чтение слогов (с. 92). – Подготовимся к чтению слогов: а) чтение про себя; б) девочки читают соседу по парте слоги с буквой Д, а мальчики соседке по парте– слоги с буквой Т; в) поменялись ролями; г) чтение вместе: с буквой Д – громко, а с буквой Т – тихо. – Что мы сейчас делали? (Читали слоги) – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью.) 3) – Прочитаем слова 1-го столбика. – Прочитайте слово, похожее по значению на слово мысль. (Дума.) – Слово, обозначающее женщину. (Дама.) – Действие, которое производят наши лёгкие, нос. – Прочитаем слова 2-го столбика. – Что общего у слов дом и домик? (часть ДОМ и близки по смыслу) Как называются такие слова? (однокоренные, родственные) – Прочитаем слова 3-го столбика. – Можно ли объединить слова этого столбика в группы? – В какие? (По каким признакам?) – Прочитайте эти группы. – Что общего в словах 4-го столбика? Какие это слова? (однокоренные) – Можно ли сказать, что слова 5-го столбика тоже имеют что-то общее, похожее? Какое слово лишнее? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, понимать речь.) 4) Составление рассказа. – А давайте проверим нашу память. Кто может вспомнить и повторить рассказ с опорой на картинки? Повторение рассказа учащимися – 2–3 человека. – Можно ли сказать, что это текст? Почему? – Где происходили события? (Во дворе, в деревне.) – Озаглавьте этот текст. (Во дворе у деда. В деревне. Двор дедушки.) – Подберите имя дедушке и детям. Вы догадались, с какой буквы должны начинаться имена? (Д: Денис, Дима, Демьян, Данил, Даша, Диана и др.) Повторение рассказа с названием и именем дедушки. 4) Чтение текста. Наблюдение за предлогами (с. 92). – Просмотрите на текст на с. 92. – Что заметили? (Это наш текст про деда.) – Прочитайте про себя. Чем отличаются наш текст и текст учебника? (нет последнего предложения) – Точно ли художник нарисовал картинку к тексту? – Какие слова выделены? – Кто знает, как в русском языке называют такие слова? – Сколько букв потребовалось, чтобы написать эти слова? Как предлоги написаны с другими словами? (раздельно) – Перечитаем текст, подчёркивая пробелы между предлогом и словами в тетради для печатания. – Озаглавьте текст. 2) Чтение текста В. Хмельницкого «Дымок». А) Работа с текстом до чтения. – Что изобразил художник? – Что напоминает эта картинка? – Кто автор текста? – Прочитайте название текста Виктора Хмельницкого. – А как вы думаете, это будет сказка или рассказ? (Принимаются все версии детей.) Проверим. Б) Работа с текстом во время чтения. а) Чтение по предложениям с комментариями. 1-е предложение – Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок – значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький) 2-е предложение: – Автор оживил его. Заметили? (Осмотревшись, помчался.) 3-е предложение – Какой вопрос зададим автору? (Почему стала его учить труба? Мудрая, давно живёт на крыше дома.) 4-е предложение: – Каким был дымок? (Любознательным.) – А как об этом сказано в тексте? (Некогда, я всё хочу увидеть.) 5-е предложение: – Почему так думает труба? – А что ответит дымок? Попробуйте предположить. 6-е предложение, чтение и подтверждение. – Каким образом ей ответил дымок? Прочитайте. – Выпалил – что означает это слово? (Сказал очень громко, быстро.) – Что произойдёт дальше с ним? (Предположения.) – Читайте 7-е предложение не спеша. 7-е предложение: – Что хотел при помощи многоточия выразить Виктор Хмельницкий? 8-е предложение. – Что же случилось с дымком? – Почему? (Растаял. Не успела предупредить труба.) – Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что дымок растаял? 9-е предложение. – А как текст об этом говорит? Размышляем дальше. – Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш дымок? б) Выявление первичного восприятия. – За какие важные мысли можно автору текста сказать «спасибо»? – Сказку подарил нам Виктор Хмельницкий или рассказ? В) Работа с текстом после чтения. | П- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П- формируем умение ориентироваться на развороте учебника; К- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами П- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П- формируем умение ориентироваться на развороте учебника; Л-формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; К-формируем умение работать в паре. П-формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Р-формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника |
V. Домашнее задание (по желанию) | Творческое задание. Составьте рассказ, о чём вы мечтаете, когда смотрите на облака. | |
VΙ. Рефлексия | – Какая была тема урока? – Что нового мы узнали сегодня о русском языке? – Все ли пункты плана выполнили? – Чему научились на уроке? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? - Как мы планировали работать на уроке? (дети повторяют или читают на слайде: Внимательно, активно и старательно) Оцените свою работу на уроке по каждому из трёх пунктов с помощью «Светофора» (цветные карандаши или фломастеры) – А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? - Всем спасибо за урок. | Р- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. П- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»
Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»Тип уро...
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".
Урок литературного чтения (обучение грамоте) для 1 класса по теме "Согласные звуки и буквы Фф" разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России". Данный урок явля...
Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме: «Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п»
Урок изучения нового материала с использованием элементов проблемного обучения....
Конспект урока литературного чтения (обучения грамоте) в 1 классе по теме: Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.
Место и роль урока в изучаемой теме: закреплениеЦель урока: закрепить знания о согласных звуках [б],[б'], буквах Б, б.Задачи урока:Образовательные: формировать навыки правильного, сознательного, п...
Урок по обучению грамоте в 1-м классе по теме: "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б "
Открытый урок по обучению грамоте . Ознакомление с согласными звуками [б ], [бь], буквы Б,б....
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".
Предмет: Обучение грамоте (чтение)Класс: 1 классТип урока: Изучение новогоУрок обучения грамоте 1 класс Буква Ф, звуки ф,фь...
Конспект урока обучения грамоте в 1-м классе по теме "Согласные звуки [д], [д\']. Буквы Д, д. Закрепление. Город мастеров"
Конспект урока обучения грамоте в 1-м классе по теме "Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д, д. Закрепление. Город мастеров" Цели и задачи урока: Закреплять у детей умение читать букв...