Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте. Литературное чтение"
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте. Литературное чтение". 1 класс. "Программа 21 век".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_literature.docx | 48.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 города Тюмени
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор
_________/Кропанева В.Л. ___________/Кайль Д.Г. _______/Данчева М.А.
Протокол № ____
от «____» _____2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Обучение грамоте. Литературное чтение
2019 – 2020 учебный год
Учитель начальных классов первой категории Кропанева Валентина Леонидовна
Класс 1 «А»
Всего за год 33 часа
Всего часов в неделю 1 час
Г. Тюмень, 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. № 373, редакция от 22.09.2011 г).
Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования с учетом авторской программы Н.Ф. Виноградовой в рамках УМК «Начальная школа 21 века». Москва: Вентана - Граф 2013 г. Букварь. Журова Л.Е., Евдокимова А.О.; Литературное чтение. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Издательство: Вентана-Граф 2016 г. www.openclass.ru сообщество «ИЦ «Вентана -Гаф». Методическая поддержка»; www.vgf.ru; www.edu.1september.ru класс.
РП ориентирована на учебники:
Автор/ авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
1. Л.Е.Журова, А.О. Евдокимова 2. Л.А.Ефросинина | Букварь Литературное чтение | 1 класс | «Издательский центр ВЕНТАНА – ГРАФ» 2016 | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. 05.07.2018) |
В авторскую программу добавлен региональный компонент.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
1.Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
3.Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области „Филология", должны отражать:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
- читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
- правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
- моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
- высказывать суждения о произведении и поступках героев;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Универсальные учебные действия:
- воспринимать прослушанные или прочитанные произведения разных жанров, слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников;
- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- понимать учебную задачу;
- отвечать на вопросы ( по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие давать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений);
- выделять положительных и отрицательных героев;
- овладевать алгоритмом учебных действий ( подготовка выразительного чтения, чтения наизусть, чтения по ролям, пересказа подробного и краткого, характеристики героев, произведения, книги );
- строить высказывания, учитывающие различные коммуникативные задачи;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, определять жанр и тему произведения;
- осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;
- различать произведения разных жанров ( стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку );
- сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;
- прогнозировать содержание произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка, определение темы и жанра );
- составлять модели (моделирование обложек к произведению).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
- использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
- сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
- находить в тексте произведения сравнения, обращения;
- находить в тексте и читать диалоги героев;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Универсальные учебные действия:
- распознавать произведения фольклора по жанрам;
- усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;
- использовать в устной речи изученные литературоведческие понятия.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
- придумывать истории с героями изученных произведений;
- пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
- иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
- инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
- создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Универсальные учебные действия:
- понимать и формулировать творческую задачу;
- инсценировать сцены из сказок и рассказов;
- создавать истории с героями изученных произведений.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- получать информацию о героях, произведении или книге;
- работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
- дополнять таблицы, схемы, модели;
- сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
- находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
- дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
- находить в тексте информацию о героях произведений.
Универсальные учебные действия:
- находить информацию о героях произведения;
- вычленять основные события в произведении и устанавливать их последовательность;
- моделировать отношения между героями произведений.
Содержание учебного предмета
№ | Название раздела | Количество часов | Количество часов на практическую часть и контроль | |||
Лабораторные работы | Практические работы | Сочинения | Контрольные работы | |||
1 | Добукварный период | 6 ч | ||||
2 | Букварный период | 58 ч | ||||
3 | Читаем сказки, загадки, скороговорки | 6 час. | ||||
4 | Учимся уму-разуму | 10 ч | ||||
5 | Читаем о родной природе | 9 час. | ||||
6 | О наших друзьях-животных | 12 Ч. | ||||
7 | Учимся уму – разуму | 8 ч | ||||
8 | Читаем сказки, пословицы, считалки | 7 ч | ||||
9 | О наших друзьях – животных | 6 ч | ||||
10 | Читаем о родной природе | 10 ч | ||||
Всего | 132 ч |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИГРОВАЯ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ, РЕФЛЕКСИВНАЯ, ТВОРЧЕСКАЯ, ПРАКТИЧЕСКАЯ, КНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФРОНТАЛЬНЫЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, ТЕСТОВАЯ РАБОТА, САМОПРОВЕРКА, ВЗАИМОПРВЕРКА, РАБОТА В ГРУППАХ, РАБОТА В ПАРАХ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ученому курсу «Литературное чтение» (автор: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. «Азбука», Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова «Литературное чтение»)
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерн...
1 класс. Рабочая программа по обучению грамоте, литературному чтению, УМК "Школа России"
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувс...
Рабочая программа по обучению грамоте,литературному чтению, русскому языку 1 класс. Программа " Начальная школа 21 века"
Данная программа поможет в работе учителю...
1 класс. Рабочая программа по обучению грамоте, литературному чтению, УМК "Школа России"
Рабочая программа. УМК "Школа России"...
Рабочая программа учебного курса по литературному чтению 4 класс
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чте...
Рабочая программа по обучению грамоте(литературному чтению) 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) и ...
Рабочая программа учебного курса по литературному чтению "В мире литературы".
Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника, формирует читательскую грамотность, мет...