Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте. Литературное чтение"
рабочая программа по чтению (1 класс)

Кропанева Валентина Леонидовна

Рабочая программа учебного предмета "Обучение грамоте. Литературное чтение". 1 класс. "Программа 21 век".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literature.docx48.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13 города Тюмени

                                                                        «Рассмотрено»                                                   «Согласовано»                                                      «Утверждаю»

                                                                     Руководитель МО                                     Заместитель директора по УВР                                       Директор        

                                                     _________/Кропанева В.Л.                       ___________/Кайль Д.Г.                                                  _______/Данчева М.А.

                                                               Протокол  № ____  

                                                       от «____» _____2019 г.                                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Обучение грамоте. Литературное чтение

2019 – 2020 учебный год

 

Учитель начальных классов первой категории Кропанева Валентина Леонидовна

Класс 1 «А»

Всего за год  33 часа

Всего часов в неделю  1 час

Г. Тюмень, 2019 год

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования (приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. № 373, редакция от 22.09.2011 г).

  Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования с учетом авторской программы Н.Ф. Виноградовой в рамках УМК «Начальная школа 21 века». Москва: Вентана - Граф 2013 г. Букварь. Журова Л.Е., Евдокимова А.О.; Литературное чтение. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Издательство: Вентана-Граф 2016 г.  www.openclass.ru сообщество «ИЦ «Вентана -Гаф». Методическая поддержка»;  www.vgf.ru; www.edu.1september.ru класс.

РП ориентирована на учебники:

Автор/ авторский

коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

1. Л.Е.Журова,

А.О. Евдокимова

2. Л.А.Ефросинина

Букварь

Литературное чтение

1 класс

«Издательский центр

 ВЕНТАНА – ГРАФ»

2016

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. 05.07.2018)

 

В авторскую программу добавлен региональный компонент.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

1.Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1.  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  10. овладение        логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11.  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
  12. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

3.Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области „Филология", должны отражать:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических  представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.  

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
  • читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
  • правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
  • моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
  • высказывать суждения о произведении и поступках героев;
  • узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
  • оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Универсальные учебные действия:

  • воспринимать  прослушанные или прочитанные произведения разных жанров, слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
  • понимать учебную задачу;
  • отвечать на вопросы ( по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие давать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений);
  • выделять положительных и отрицательных героев;
  • овладевать алгоритмом учебных действий ( подготовка выразительного чтения, чтения наизусть, чтения по ролям, пересказа подробного и краткого, характеристики героев, произведения, книги );
  • строить высказывания, учитывающие различные коммуникативные задачи;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, определять жанр и тему произведения;
  • осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;
  • различать произведения разных жанров ( стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку );
  • сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;
  • прогнозировать содержание произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка, определение темы и жанра );
  • составлять модели (моделирование обложек к произведению).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
  • использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
  • различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
  • сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
  • находить в тексте произведения сравнения, обращения;
  • находить в тексте и читать диалоги героев;
  • определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Универсальные учебные действия:

  • распознавать произведения фольклора по жанрам;
  • усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;
  • использовать в устной речи изученные литературоведческие понятия.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
  • моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
  • придумывать истории с героями изученных произведений;
  • пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

  • иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
  • инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
  • создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Универсальные учебные действия:

  • понимать и формулировать творческую задачу;
  • инсценировать сцены из сказок и рассказов;
  • создавать истории с героями изученных произведений.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • получать информацию о героях, произведении или книге;
  • работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
  • дополнять таблицы, схемы, модели;
  • сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
  • дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
  • находить в тексте информацию о героях произведений.

Универсальные учебные действия:

  • находить информацию о героях произведения;
  • вычленять основные события в произведении и устанавливать их последовательность;
  • моделировать отношения между героями произведений.

Содержание учебного предмета

Название  раздела

Количество  часов

Количество  часов на практическую часть и контроль

Лабораторные работы

Практические работы

Сочинения

Контрольные  работы

1

Добукварный период

6 ч

2

Букварный период

58 ч

3

Читаем сказки, загадки, скороговорки

6 час.  

4

Учимся уму-разуму

10 ч

5

Читаем о родной природе

9 час.

6

О наших друзьях-животных

12 Ч.

7

Учимся уму – разуму

8 ч

8

Читаем сказки, пословицы, считалки

7 ч

9

О наших друзьях – животных

6 ч

10

Читаем о родной природе

10 ч

Всего

132 ч

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИГРОВАЯ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ, РЕФЛЕКСИВНАЯ, ТВОРЧЕСКАЯ, ПРАКТИЧЕСКАЯ, КНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФРОНТАЛЬНЫЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, ТЕСТОВАЯ РАБОТА, САМОПРОВЕРКА, ВЗАИМОПРВЕРКА, РАБОТА В ГРУППАХ, РАБОТА В ПАРАХ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ученому курсу «Литературное чтение» (автор: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. «Азбука», Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова «Литературное чтение»)

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерн...

1 класс. Рабочая программа по обучению грамоте, литературному чтению, УМК "Школа России"

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувс...

Рабочая программа учебного курса по литературному чтению 4 класс

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:·        овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чте...

Рабочая программа по обучению грамоте(литературному чтению) 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) и ...

Рабочая программа учебного курса по литературному чтению "В мире литературы".

Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника, формирует читательскую грамотность, мет...