Читательская конференция по произведениям Е.И. Носова.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Вартанова Белла Владимировна

Урок по внеклассному чтению в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx10.96 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская конференция по произведения Е И Носова.

4 класс

Автор: Вартанова Белла Владимировна, учитель начальных классов.

УМК «Школа России»

Класс:4 А

Предмет: внеклассное  чтение

Тип урока: урок- конференция 

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.

Форма использования: проецирование на экран, индивидуальная работа с компьютером.

Участники конференции: учащиеся 4 класса,
Цель урока:  формирование духовной потребности в книге как в средстве познания мира и самопознания.
Задачи урока:

1. Формировать умения формулировать и доказывать свою точку зрения.

2. Развивать коммуникативно – речевые навыки- умение слушать, задавать вопросы, поддерживать беседу на определенную тему.

3. Воспитывать читательский интерес.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Знакомство с программой конференции, временным регламентом и правилами общения.( А я  пресс-секретарь конференции)

На конференции  нужно:

• быть вежливым и внимательным;

• не стесняться высказывать свои мысли, говорить громко и понятно;

• не отвергать чужую точку зрения, а формулировать и доказывать свою;

• не перебивать говорящего, дожидаться конца его выступления;

• если что-то непонятно или хочется задать вопрос, надо поднять руку, встать и назвать себя.

Программа конференции

7:45 - встреча гостей

8:00 -начало, вступительное слово пресс-секретаря

8:05 -доклады научных работников о проектных работах
8:15 -основная часть конференции

8:35 -подведение итогов конференции

8:40 -закрытие конференции

2. Постановка целей

.«Друзья! Давайте утверждать заранее:

В любое время и в любом году -

У всей планеты славные куряне

Всегда и всюду будут на виду»  

 

3. Основная часть конференции.

Сегодня мы с вами проводим пресс-конференцию по произведениям необыкновенного человека,талантливого писателя,нашего земляка.Он автор многих рассказов,его книги с огромным удовольствием читают дети, такие книга как "30 зёрен", "Белый гусь", "Покормите птиц".

Кто автор этих произведений ( Е И Носов).
. В рамках большого проекта «От мышки -к книжке»  мы проделали большую работу и сегодня у вас есть возможность показать результаты. У нас работало несколько творческих групп. Каждая по-своему подошла к изучению произведений Е. И.Носова.  Я приглашаю первую творческую группу

-Наша творческая группа работала над созданием альбома «Письма дедушке Носову».

-Очень жаль, что мы не можем встретиться с автором и сказать ему слова благодарности за его рассказы. У нас возникла идея написать ему письма. Так появился этот альбом.

- Прочтите, пожалуйста, одно из ваших писем

.-Вы молодцы, идея  альбома ребятам  понравилась  и, я думаю, он будет иметь продолжение.

-Вы  верно сказали, жаль, что Е.И. Носова  нет с нами. Но нам с вами повезло, потому что он наш курянин и у нас есть большие возможности изучать его творчество и биографию. В Курске есть дом, где он жил, места, где любил гулять, рыбачить, есть литературный музей, где мы побывали и видели богатейший собранный материал.

-Предлагаю вам отправиться на экскурсию, но не на обычную, а виртуальную, прямо не выходя из класса. В роли экскурсовода у нас

Шишкин Андрей.

-Мой проект называется «Дорогой памяти писателя». Вся экскурсия достаточно большая, сейчас я предлагаю вам совершить короткую прогулку.

-Спасибо тебе за экскурсию. Скажи, пожалуйста, какой рассказ Носова тебе нравится больше других? Почему?

- Мы знаем, что Е.И. Носов был не только писателем, но и художником. Е.И. делал иллюстрации к своим произведениям. Мы тоже любим  рисовать и решили сделать иллюстрации к рассказу «Тридцать зёрен». Получился небольшой слайдовый мультфильм.  Отрывок из него мы представляем вашему вниманию.

Просмотр слайдов. Диалог синички и автора синхронно озвучивают

А ещё Е И Носов любил делать игрушки своими руками.
Наша творческая группа сделала вот такую синичку и линейку из 30 зёрен.
А сейчас мы переходим к основной части конференции и представляю Вам:

Корреспондента журнала " Белый гусь"- Безкровная Николь

Газета " Покормите птиц" -Ветрова Вера

Популярное издание " Тридцать зёрен"- Чурилова Капитолина.

Альманах " Синичкин день" -Енютина Вероника.
-
Задавайте вопросы, называя корреспондента изданий.

Корреспондент журнала " Белый гусь"

- Каким образом автор показал воинственный характер гуся?

( с любовью и восхищением автор рисует Белого гуся, подчеркивая его красоту, силу и важность.Это была смелая и гордая птица, уверенная , что мир принадлежит ей).

-Сколько утят было у гуся?

( двеннадцать)

-Какое природное явление погубило гуся?
(
Неожиданно налетевший ливень и град показали, сколько в нем самоотверженности и любви к детям. Кажется, что не инстинкт самосохранения движет им, а вполне осмысленные человеческие чувства. Автор с глубоким уважением и сочувствием рисует картину, когда градины, одна больше другой, бьют его по голове, а он сидит неподвижно и терпеливо, спасая под своими крыльями детей. Грустью проникнуты строки, описывающие его гибель. Он погиб, но все двенадцать «одуванчиков» остались целы и невредимы.)

- В чем главная мысль рассказа?
(
рассказ Е. Носова учит нас любить и лучше понимать природу, видеть в ней не обычных птиц и зверей, а существ, близких и дорогих нам.)

-Где находится в Курске памятник Белому гусю?
 Газета "Покормите птиц"

-А знаете какое стихотворение побудило написать Е И Носова этот рассказ?( ответы детей)

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

-В какое время года Е И Носов задумался о судьбе зимующих птиц?

-К чему призывает автор рассказа?

-Как люди могут спасти жизнь синичкам из рассказа?

-Из чего можно сделать кормушки и чем кормить зимой птиц?

Популярное издание " 30 зерен"
-
Назовите главных героев рассказа?

В рассказе Евгения Носова "Тридцать зерен" только два действующих персонажа, которых мы и будем называть главными героями.

  • Автор-рассказчик, Человек. Писатель, наблюдатель, ценит и любит природу, понимает, что любой человек обязан трудиться, чтобы приносить пользу другим людям.
  • Синичка. Маленькая, любопытная, боязливая, но в то же время необыкновенно отважная. Она рискнула пройти в комнату по линейке, чтобы достать последнее тридцатое конопляное зернышко, хотя вполне могла бы ограничится предыдущими.

-Как вы думаете, был ли этот разговор  между рассказчиком и синичкой на самом деле? (Нет. Это диалог душ)

-Какой эксперимент автор ставит в рассказе?
В этом рассказе автор ставит эксперимент. Он кладет на окно линейку, на которую помещает тридцать зерен. Первые зерна находятся за окном, последнее уже в комнате. И синичка постепенно поедая зернышки оказывается в комнате, где тепло и все так необычно для нее. Она беседует с автором, и узнает от него, что такое человек.

-В чем главная мысль рассказа?
Главная мысль этого рассказа в том, что все люди должны работать, тем самым помогая друг другу жить лучше.

В рассказе Е. Носова "Тридцать зерен" речь идет о писателе, который решил суровой зимой поддержать голодную птичку-синичку. Он решил приманить её с помощью конопляных зернышек, аккуратно разложенных на линейке. Ему удалось и птичку подкормить, и получить от общения с ней заряд энергии.

Каждый человек обязан трудиться, чтобы помогать жить другим людям.
-
Чему учит нас рассказ?

Рассказ учит любить природу, заботиться о птицах и прочих зверях зимой. Учит доброте и отзывчивости. Учит пользе любого труда, учит иметь цель в жизни и приносить пользу другим людям. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу./

-  Что значит быть Человеком, по мнению Носова?

       /В рассказе автор имеет в виду человека доброго, умного, сильного, способного прийти на помощь, любящего природу, животных, птиц/

Альманах " Синичкин день"

- Когда празднуют синичкин день в России?

( 12 ноября)

-Когда мы отмечаем день зимующих птиц в России?

( 15 января, по решению Союза охраны птиц)
-Как день зимующих птиц в России связан Е И Носовым?
4 Рефлексия
-Посоветуйтесь со своим соседом по парте,выясните, что Вам удалось на нашем необычном уроке? В зависимости от ваших ощущений выберете

+   интересная работа

!   все понравилось

?  остались вопросы

5 Домашнее задание ( дифференцированная работа)
Написать отзыв на прочитанную книгу.
5 Домашнее задание( дифференцированное )

Порядок работы над отзывом

  • Кратко   опиши произведение: фамилия, имя, отчество автора, тема, основная идея и жанр произведения, имена главных героев, сюжетная линия, собственное отношение( заполни таблицу)
  • Сформулируй проблемный вопрос,  на который ищет ответ автор произведения.
  • Опиши запомнившиеся  события (эпизоды) из книги, поступки героев, дай им оценку.
  • Как автор относится к героям?
  • Чему тебя  научило  произведение?

Что еще можно написать о книге?

  • Заинтересовала ли тебя  прочитанная книга, увлекла, взволновала?
  • Знаком ли тебе  автор произведения, какие его книги ты  знаешь, что  тебя привлекает в его книгах?
  • Кто автор иллюстраций? Помогают ли они понять смысл произведения.

       ( ответить на вопросы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

читательская конференция по произведениям А.П.Гайдара "Что такое счастье"

Как говорит известный критик и философ Иван Федорович Карятин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает сво...

Читательская конференция по произведениям В. П. Астафьева "Сопричастный всему живому"

Произведения Астафьева- это его жизнь. В них щедро раскрывается сердце писателя. И всегда видно, за что ратует и против чего восстаёт Астафьев – добрый художник. А добрый художник в каждом сердце найд...

технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

Читательская конференция «Путешествие по произведениям А. Л. Барто»

Читательская конференцияпосвящена 110 - летнему юбилею  удивительной детской писательницы А.Л.Барто,которая всем сердцем любила и оберегала каждого ребенка нашей необъятной страны....

Разработка читательской конференции по произведениям Агнии Львовны Барто «Стихи особого значенья»

Знакомство с отдельными произведениями А.Барто на тему поведения детей в различных ситуациях. Каждое из них наполнено волнением о том, что среди её читателей могут оказаться дети, которые не всегда по...

Читательская конференция по произведению Н.И.Гребнева" Тимошка прилетел"

К материалу прилагается презентация, в которой содержится биография писателя и небольшие фрагменты из произведения....