Читательская конференция по произведениям Е.И. Носова.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Читательская конференция по произведения Е И Носова.
4 класс
Автор: Вартанова Белла Владимировна, учитель начальных классов.
УМК «Школа России»
Класс:4 А
Предмет: внеклассное чтение
Тип урока: урок- конференция
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.
Форма использования: проецирование на экран, индивидуальная работа с компьютером.
Участники конференции: учащиеся 4 класса,
Цель урока: формирование духовной потребности в книге как в средстве познания мира и самопознания.
Задачи урока:
1. Формировать умения формулировать и доказывать свою точку зрения.
2. Развивать коммуникативно – речевые навыки- умение слушать, задавать вопросы, поддерживать беседу на определенную тему.
3. Воспитывать читательский интерес.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Знакомство с программой конференции, временным регламентом и правилами общения.( А я пресс-секретарь конференции)
На конференции нужно:
• быть вежливым и внимательным;
• не стесняться высказывать свои мысли, говорить громко и понятно;
• не отвергать чужую точку зрения, а формулировать и доказывать свою;
• не перебивать говорящего, дожидаться конца его выступления;
• если что-то непонятно или хочется задать вопрос, надо поднять руку, встать и назвать себя.
Программа конференции
7:45 - встреча гостей
8:00 -начало, вступительное слово пресс-секретаря
8:05 -доклады научных работников о проектных работах
8:15 -основная часть конференции
8:35 -подведение итогов конференции
8:40 -закрытие конференции
2. Постановка целей
.«Друзья! Давайте утверждать заранее:
В любое время и в любом году -
У всей планеты славные куряне
Всегда и всюду будут на виду»
3. Основная часть конференции.
Сегодня мы с вами проводим пресс-конференцию по произведениям необыкновенного человека,талантливого писателя,нашего земляка.Он автор многих рассказов,его книги с огромным удовольствием читают дети, такие книга как "30 зёрен", "Белый гусь", "Покормите птиц".
Кто автор этих произведений ( Е И Носов).
. В рамках большого проекта «От мышки -к книжке» мы проделали большую работу и сегодня у вас есть возможность показать результаты. У нас работало несколько творческих групп. Каждая по-своему подошла к изучению произведений Е. И.Носова. Я приглашаю первую творческую группу
-Наша творческая группа работала над созданием альбома «Письма дедушке Носову».
-Очень жаль, что мы не можем встретиться с автором и сказать ему слова благодарности за его рассказы. У нас возникла идея написать ему письма. Так появился этот альбом.
- Прочтите, пожалуйста, одно из ваших писем
.-Вы молодцы, идея альбома ребятам понравилась и, я думаю, он будет иметь продолжение.
-Вы верно сказали, жаль, что Е.И. Носова нет с нами. Но нам с вами повезло, потому что он наш курянин и у нас есть большие возможности изучать его творчество и биографию. В Курске есть дом, где он жил, места, где любил гулять, рыбачить, есть литературный музей, где мы побывали и видели богатейший собранный материал.
-Предлагаю вам отправиться на экскурсию, но не на обычную, а виртуальную, прямо не выходя из класса. В роли экскурсовода у нас
Шишкин Андрей.
-Мой проект называется «Дорогой памяти писателя». Вся экскурсия достаточно большая, сейчас я предлагаю вам совершить короткую прогулку.
-Спасибо тебе за экскурсию. Скажи, пожалуйста, какой рассказ Носова тебе нравится больше других? Почему?
- Мы знаем, что Е.И. Носов был не только писателем, но и художником. Е.И. делал иллюстрации к своим произведениям. Мы тоже любим рисовать и решили сделать иллюстрации к рассказу «Тридцать зёрен». Получился небольшой слайдовый мультфильм. Отрывок из него мы представляем вашему вниманию.
Просмотр слайдов. Диалог синички и автора синхронно озвучивают
А ещё Е И Носов любил делать игрушки своими руками.
Наша творческая группа сделала вот такую синичку и линейку из 30 зёрен.
А сейчас мы переходим к основной части конференции и представляю Вам:
Корреспондента журнала " Белый гусь"- Безкровная Николь
Газета " Покормите птиц" -Ветрова Вера
Популярное издание " Тридцать зёрен"- Чурилова Капитолина.
Альманах " Синичкин день" -Енютина Вероника.
- Задавайте вопросы, называя корреспондента изданий.
Корреспондент журнала " Белый гусь"
- Каким образом автор показал воинственный характер гуся?
( с любовью и восхищением автор рисует Белого гуся, подчеркивая его красоту, силу и важность.Это была смелая и гордая птица, уверенная , что мир принадлежит ей).
-Сколько утят было у гуся?
( двеннадцать)
-Какое природное явление погубило гуся?
(Неожиданно налетевший ливень и град показали, сколько в нем самоотверженности и любви к детям. Кажется, что не инстинкт самосохранения движет им, а вполне осмысленные человеческие чувства. Автор с глубоким уважением и сочувствием рисует картину, когда градины, одна больше другой, бьют его по голове, а он сидит неподвижно и терпеливо, спасая под своими крыльями детей. Грустью проникнуты строки, описывающие его гибель. Он погиб, но все двенадцать «одуванчиков» остались целы и невредимы.)
- В чем главная мысль рассказа?
(рассказ Е. Носова учит нас любить и лучше понимать природу, видеть в ней не обычных птиц и зверей, а существ, близких и дорогих нам.)
-Где находится в Курске памятник Белому гусю?
Газета "Покормите птиц"
-А знаете какое стихотворение побудило написать Е И Носова этот рассказ?( ответы детей)
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-В какое время года Е И Носов задумался о судьбе зимующих птиц?
-К чему призывает автор рассказа?
-Как люди могут спасти жизнь синичкам из рассказа?
-Из чего можно сделать кормушки и чем кормить зимой птиц?
Популярное издание " 30 зерен"
-Назовите главных героев рассказа?
В рассказе Евгения Носова "Тридцать зерен" только два действующих персонажа, которых мы и будем называть главными героями.
- Автор-рассказчик, Человек. Писатель, наблюдатель, ценит и любит природу, понимает, что любой человек обязан трудиться, чтобы приносить пользу другим людям.
- Синичка. Маленькая, любопытная, боязливая, но в то же время необыкновенно отважная. Она рискнула пройти в комнату по линейке, чтобы достать последнее тридцатое конопляное зернышко, хотя вполне могла бы ограничится предыдущими.
-Как вы думаете, был ли этот разговор между рассказчиком и синичкой на самом деле? (Нет. Это диалог душ)
-Какой эксперимент автор ставит в рассказе?
В этом рассказе автор ставит эксперимент. Он кладет на окно линейку, на которую помещает тридцать зерен. Первые зерна находятся за окном, последнее уже в комнате. И синичка постепенно поедая зернышки оказывается в комнате, где тепло и все так необычно для нее. Она беседует с автором, и узнает от него, что такое человек.
-В чем главная мысль рассказа?
Главная мысль этого рассказа в том, что все люди должны работать, тем самым помогая друг другу жить лучше.
В рассказе Е. Носова "Тридцать зерен" речь идет о писателе, который решил суровой зимой поддержать голодную птичку-синичку. Он решил приманить её с помощью конопляных зернышек, аккуратно разложенных на линейке. Ему удалось и птичку подкормить, и получить от общения с ней заряд энергии.
Каждый человек обязан трудиться, чтобы помогать жить другим людям.
-Чему учит нас рассказ?
Рассказ учит любить природу, заботиться о птицах и прочих зверях зимой. Учит доброте и отзывчивости. Учит пользе любого труда, учит иметь цель в жизни и приносить пользу другим людям. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу./
- Что значит быть Человеком, по мнению Носова?
/В рассказе автор имеет в виду человека доброго, умного, сильного, способного прийти на помощь, любящего природу, животных, птиц/
Альманах " Синичкин день"
- Когда празднуют синичкин день в России?
( 12 ноября)
-Когда мы отмечаем день зимующих птиц в России?
( 15 января, по решению Союза охраны птиц)
-Как день зимующих птиц в России связан Е И Носовым?
4 Рефлексия
-Посоветуйтесь со своим соседом по парте,выясните, что Вам удалось на нашем необычном уроке? В зависимости от ваших ощущений выберете
+ интересная работа
! все понравилось
? остались вопросы
5 Домашнее задание ( дифференцированная работа)
Написать отзыв на прочитанную книгу.
5 Домашнее задание( дифференцированное )
Порядок работы над отзывом
- Кратко опиши произведение: фамилия, имя, отчество автора, тема, основная идея и жанр произведения, имена главных героев, сюжетная линия, собственное отношение( заполни таблицу)
- Сформулируй проблемный вопрос, на который ищет ответ автор произведения.
- Опиши запомнившиеся события (эпизоды) из книги, поступки героев, дай им оценку.
- Как автор относится к героям?
- Чему тебя научило произведение?
Что еще можно написать о книге?
- Заинтересовала ли тебя прочитанная книга, увлекла, взволновала?
- Знаком ли тебе автор произведения, какие его книги ты знаешь, что тебя привлекает в его книгах?
- Кто автор иллюстраций? Помогают ли они понять смысл произведения.
( ответить на вопросы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4. Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям С. В. Михалкова)
Для учащихся 3-4 классов....
читательская конференция по произведениям А.П.Гайдара "Что такое счастье"
Как говорит известный критик и философ Иван Федорович Карятин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает сво...
Читательская конференция по произведениям В. П. Астафьева "Сопричастный всему живому"
Произведения Астафьева- это его жизнь. В них щедро раскрывается сердце писателя. И всегда видно, за что ратует и против чего восстаёт Астафьев – добрый художник. А добрый художник в каждом сердце найд...
технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс
Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....
Читательская конференция «Путешествие по произведениям А. Л. Барто»
Читательская конференцияпосвящена 110 - летнему юбилею удивительной детской писательницы А.Л.Барто,которая всем сердцем любила и оберегала каждого ребенка нашей необъятной страны....
Разработка читательской конференции по произведениям Агнии Львовны Барто «Стихи особого значенья»
Знакомство с отдельными произведениями А.Барто на тему поведения детей в различных ситуациях. Каждое из них наполнено волнением о том, что среди её читателей могут оказаться дети, которые не всегда по...
Читательская конференция по произведению Н.И.Гребнева" Тимошка прилетел"
К материалу прилагается презентация, в которой содержится биография писателя и небольшие фрагменты из произведения....