Читательская конференция по произведениям В. П. Астафьева "Сопричастный всему живому"
методическая разработка (чтение, 4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_konferenciya_po_rasskazu_v.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Читательская конференция по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
«Сопричастный всему живому»
Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка».
Цели: - обобщить знания обучающихся о творчестве В. П. Астафьева;
- развивать речь, обогащать словарный запас, учить грамотно использовать различные варианты чтения текста (художественное чтение отрывков, чтение в лицах, выборочное чтение), виды пересказа (близко к тексту, сжатый, творческий, свободный);
- воспитывать чувство сострадания, сопереживания, умение чувствовать чужую боль, как свою собственную.
Оборудование: выставка книг В. П. Астафьева, детские рисунки к произведениям писателя, литературная газета о творчестве В. П. Астафьева, портрет писателя, текст рассказа «Васюткино озеро».
- Мотивация
Перед вами выставка книг, мимо которых нельзя пройти. Однажды познакомившись с ними, они навсегда станут вашими друзьями.
Виктор Петрович рассказывает о добре и зле, о жизни и смерти, о кровной связи с природой. Предупреждает: жизнь человека и природы трудна и хрупка, нужно её беречь.
II. Актуализация знаний.
В. П. Астафьев рассказывает нам, то о маленьком стрижонке Скрипе («Стрижонок Скрип»), то о заботливой Капалухе («Капалуха»), то о Зорькиной песне («Зорькина песня»), то о пожилом солдате Матвее Савинцеве, который исправно, будто у себя на дворе, делал на войне невидимую рядовую работу, а она-то и оказалась героической («Гражданский человек»). То о двух ребятишках, не поленившихся набрать первой редкой земляники для страдающего от старых ран одинокого человека («Землянка»), то о мальчике Васютке, который открыл никому не известное озеро («Васюткино озеро»).
Викторина по произведениям автора:
I ТУР. ( Вопросы по рассказу «Васюткино озеро».)
1) «Мальчик брел, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед Васюткой отлогий берег реки. Малыш застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река!»
Как называлась эта река? (Енисей)
2) - Эй! Эй! Остановитесь! Заблудился я! Эй, дяденьки! Кто там живой!? – кричал Васютка.
Кто подобрал Васютку на реке? (рыбаки рыбосборочного катера-бота)
3) Каким таежным лакомством снабжал рыбаков Васютка? (кедровыми орехами)
(«Монах в новых штанах».)
«Весна скоро. Будет тепло. Первый май будет! Все станут праздновать, гулять, песни петь. А мне исполнится восемь лет, меня станут гладить по голове, жалеть, угощать сладким. И штаны мне бабушка к Первомаю сошьет. Разобьется в лепешку, но сошьет - такой она человек!»
1) Из какого рассказа этот отрывок?
2) «Разряженный в пух и прах, с узелком, в котором были свежие постряпушки, я вышел со двора».
Куда пошел Витька, нарядившись в долгожданные новые штаны? (к дедушке на заимку).
3) Что случилось с Витькой на заимке? (он увяз в бочажине).
(«Конь с розовой гривой»)
«…Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым. Левонтий заготовлял лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села, по другую сторону Енисея. Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать я точно не помню, — Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой. Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывала не только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним еще утром к бабушке забегала тетка Васеня — жена дяди Левонтия, запыхавшаяся, загнанная, с зажатыми в горсти рублями…»
Из какого рассказа отрывок?
1) За что бабушка так рассердилась на внука? (за обман)
2) Кто его подучил обмануть бабушку? (Левонтьевский Санька)
II ТУР. «Дары родной земли».
Виктор Петрович много писал о природе. Ему хотелось сказать людям: «Все, что окружает нас – от зеленой травинки, малой птахи, солнца, согревающего нас – все-все – есть часть нашей жизни, потому что человек дитя природы и нам без нее не прожить.
«Осенние грусти и радости».
1) «На исходе осени, когда голы уже леса, а горы по ту и другую сторону Енисея кажутся выше, громадней, и сам Енисей, в сентябре еще высветлившийся до донного камешника, со дна же возьмется сонною водой, и по пустым огородам проступит изморозь, в нашем селе наступает короткая, но бурная пора…»
Из какого рассказа отрывок?
2) «Но вот обойтись без нее не могут, особенно после гулянок и при болезнях, когда требуется крепить дух и силу».
О каком овоще идет речь? (о редьке)
3) «…путаные плети гороха и сизые кусты бобов с черными, ровно обуглившимися стручками брошены возле крыльца…» – для чего?
(для обтирки ног).
4) «-- А будь ты неладна! Слово како знаешь, Петровна? Ну чисто сахар!..
Взволнованная похвалой, бабушка ответствовала на это с оттенком скромной гордости:
-- В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают. Болят ночами рученьки мои, потому как не жалела я их никогда...»
За какую работу хвалили Екатерину Петровну деревенские женщины?
( за засолку капусты)
III ТУР.
«Объясни значение слов или Переводы с русского на русский».
В произведениях В.П. Астафьева встречается много старинных слов. Объясните их значение. Он, коренной сибиряк, говорит и пишет на каком-то своем особом наречии.
Каждой команде раздаются карточки с отрывками из произведений В. П. Астафьева. Нужно объяснить значение выделенных слов.
1) По пути они заскочили в чей-то огород напластали беремя луку-батуна, наелись до зеленой слюны («Конь с розовой гривой»)
(Беремя – охапка, сколько можно обнять руками).
2) Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по ягоду. («Конь с розовой гривой»)
(Увал – вытянутая в длину возвышенность с пологими склонами)
3) Я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу. («Зачем я убил коростеля»)
(Бочажина – 1) яма на дне реки, озера; болото;
2) глубокая лужа, яма, залитая водой).
IV ТУР.
«Я пришел в мир добрый» (по биографии писателя)
1) Как называлась первая книга для детей? (Огоньки)
2) Как называлось школьное сочинение В. Астафьева, которое затем было положено в основу рассказа «Васюткино озеро»? («Жив»)
3) Какой прекрасный дар оставил писатель в наследство своим землякам-овсянкинцам и всем любителям чтения? (библиотеку)
4) Где находится мемориальный музей Астафьева? (в Овсянке, в его доме с 2002г. Обстановка сохранена такой же, какой была при жизни Астафьева. Те же простенькие занавески, сшитые рукой Марии Семеновны. На вешалке – видавшая виды старая душегрейка, в которой он любил пройтись по огороду, посидеть во дворе на огромной чурке).
В нашей стране по достоинству оценили труд Виктора Петровича. Такие его произведения, как «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба» удостоены Государственных премий СССР и Российской Федерации. Его книги переведены и изданы во многих странах мира. На протяжении многих лет в различных городах России на сценах театров идут его пьесы «Черемуха», «Прости меня». По произведениям Астафьева сняты кинофильмы «Звездопад», «Где-то гремит война», «Таежная повесть» и др. О нем и его творчестве написаны книги.
С детских лет изведавший суровую печаль северной земли и не забывший, не разуверившийся в её красоте и правде, В. П. Астафьев сказал однажды, что писать ему хотелось бы так, чтобы писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку, и был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть, сопричастный ко всему великому и живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро.
Обратите внимание на удивительно доброе лицо этого человека, который так любит свою диковатую Сибирь и с такой гордостью говорит: «Я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, отвесно стоящее над домами и горами»…
Произведения Астафьева- это его жизнь. В них щедро раскрывается сердце писателя. И всегда видно, за что ратует и против чего восстаёт Астафьев – добрый художник. А добрый художник в каждом сердце найдёт отклик, отзовётся трепетным звуком.
Звучит музыка, и ученица читает стихотворение «Последний поклон»:
Был полон зал,
Все замерли и ждали,
Что к ним на встречу выйдет
Исполин,
Что загремят на пиджаке медали,
И долго будет говорить один.
Но, вдруг, с трудом поднялся,
К нам на сцену
Седой, как лунь, сутулый человек.
Сомнений нет, он жизни знает цену,
Крутил его, мотал двадцатый век.
Он говорил, и чудилась царь-рыба,
Босое детство, белые снега,
Большая жизнь –
Неписаная книга,
Поклон последний –
Память на века.
Это стихотворение посвящено В.П. Астафьеву – писателю, прославившему своими книгами Сибирь, Енисей и родную Овсянку.
Его книги о ценностях любви, доброте, взаимопонимании. Не случайно многие его произведения вошли в золотой фонд русской и мировой литературы.
Родился В.П. Астафьев 2 мая 1924 года в большом селе на берегу Енисея – Овсянке. Здесь, в Овсянке, в окружении родных и близких прошли его самые счастливые годы, а овсянкинские жители впоследствии станут самыми любимыми героями его произведений. Трудное, но счастливое детство кончилось в 7 лет, когда его мать утонула в Енисее. Отношения с молодой мачехой не складывались. Отец отправился в Игарку за большими заработками, взяв с собой сына. Вот здесь семья хлебнула горя, а мальчик лишился крова и пропитания, не ужившись с молодой мачехой. Отчаяние и обида захлестнули его душу. В конце концов он попадает в детский дом и там оканчивает школу.
Много позднее, став уже известным писателем, Астафьев скажет о маме с горькой сыновней любовью: «И лишь одно я попросил бы у судьбы – оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь.… Берегите матерей… Они бывают только раз и никогда не возвращаются». Памяти матери он посвятил повесть «Перевал» (показать книгу).
Там же, в Заполярье, он часто вспоминает о своей бабушке, Екатерине Петровне, которая заменила ему и отца, и мать. Несмотря на внешне крутой нрав, ее доброты хватает на всех. «Генералом» ее звали в деревне. Но умела бабушка в тяжелую минуту поворачиваться к свету. Голодно в деревне, самим есть нечего, а она брошенного щенка несет; обманул ее внук, но пряничного коня она ему все же купила, штаны ему сшила, а он их тут же погубил. Но она не сердилась: слава богу, сам жив остался. Уже став взрослым он вспоминает о ней с любовью и благодарностью в рассказах «Монах в новых штанах», «Зорькина песня», «Ангел-хранитель», «Бабушкин праздник», которые позднее вошли в сборник «Последний поклон».
Окончив шесть классов в детском доме, В. Астафьев начал зарабатывать свой хлеб сам. Работал письмоводителем, конюхом при сельсовете, учился в ФЗО. А когда началась война, ушел добровольцем на фронт.
Перед вами фронтовые фотографии писателя. В тяжелых боях он был ранен, много лежал по госпиталям, война лишила его глаза и плохо слушалась рука. Виктор Петрович был награжден орденом и тремя медалями. О войне он тоже рассказал в своих книгах «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война» и др. (показать книги).
После войны Астафьев работал слесарем, кладовщиком, рабочим, литературным сотрудником газеты «Чусовой рабочий». Пройдет много лет и бывший беспризорник и детдомовец, бывший солдат Великой войны станет писать, чтобы рассказать людям о пережитом, о том, что тревожит душу.
Он напишет интересные книги не только для взрослых, но и для детей. Первая книга – «Огоньки», затем появились «Дядя Кузя – куриный начальник» и «Стрижонок Скрип».
«Думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказать о своих земляках, в первую очередь о бабушке и дедушке и прочей родне, стараясь не особо-то унижать и до небес возвышать их словом. Они были интересны мне и любимы мной, такими, какие есть на самом деле…»
Астафьев пожил и в Перми, и в Вологде. Сначала ездил, а потом и вовсе перебрался в Сибирь. В родной своей Овсянке поставил себе дом против бабушкиной избы, чтобы уже никогда не оставлять милую землю детства.
Любопытна судьба «Васюткиного озера». В Игарке, в школе, где учился Астафьев, русский язык и литературу преподавал Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный впоследствии поэт. Он часто заставлял ребят писать сочинения на вольные темы. В одном из школьных сочинений Витя написал о том, как летом заблудился в тайге и много дней провел в ней один. Сочинение хвалили, поместили в школьном рукописном журнале под названием «Жив». Много лет спустя Виктор Петрович вспомнит о нем и напишет рассказ «Васюткино озеро». Первая книга для детей называлась «Огоньки». А рассказы «Монах в новых штанах» и «Конь с розовой гривой» входят в уже известную вам книгу «Последний поклон».
«Последний поклон» - Заветная книга - так называл ее Астафьев. «Ни над одной из своих книг я не работал с такой упоительной радостью, с удовольствием, как над «Последним поклоном» - книгой о своем детстве. Когда-то, очень давно я написал рассказ «Конь с розовой гривой», а затем рассказ «Монах в новых штанах» и понял, что из всего этого может получиться книга. Так я «заболел» темой детства и возвращался к своей Заветной книге более 30 лет. Животворящий свет детства согревал меня».
III. Целеполагание.
Как звучит тема нашей конференции?
Как вы думаете о герое какого рассказа можно так сказать? ( О Васютке из «Васюткино озеро»)
Какие вопросы затрагивает автор в этом рассказе? ( об отношении людей друг к другу; о доброте; о взаимоотношении человека с природой; об умении сострадать, сопереживать, чувствовать чужую боль, как свою собственную. Рассказ заставляет думать о жизни и смерти, горе и радости, о счастье «находить что-нибудь интересное», о красоте природы, о сопричастности человека всему живому.)
В.П. Астафьев не даёт готового рецепта, как стать добрым, но глубина его произведения помогает читателю решить задачи, которые задаёт ему жизнь.
Работа по тексту.
- Почему озеро памятно Васютке?
(это озеро названо именем Васютки, т.к. он его нашёл)
Выборочное чтение отрывка из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
(Это озеро не отыщешь на карте….. находить что-нибудь новое, интересное.)
- Какие трудности испытывали рыбаки из бригады Г.А.Шадрина – Васюткиного отца?
Свободный пересказ по плану.
План.
1. «Рыбаки совсем было приуныли».
2. «Далеко ушли рыбаки в низовье Енисея.
3. «Потянулись однообразные дни».
4. «Совсем скучное житьё началось у Васютки».
Вывод: И так, из пересказов ребят мы узнали, что Васютка снабжал рыбаков орехами, что работа нравилась ему; он любил бродить по лесу, напевать, насвистывать, иногда из ружья пальнуть, полюбоваться природой.
Однажды он вновь отправился в лес. Но перед уходом произошёл разговор Васютки с матерью.
- О каком таёжном законе вы узнали из этого разговора?
- Чтение в лицах (инсценирование). ( Васютка проснулся поздно…
Весело насвистывая, шёл он по тайге).
- Как вы представляете себе тайгу? Вспомните, что мы знаем о тайге из уроков окружающего мира? Словесное рисование.
- Что такое затеси? (Выборочное чтение …всякая таёжная дорога начинается с затесей… и получится тропинка…)
- Вспомните, как вкдёт себя Васютка в тайге, наедине с природой. Как это его характеризует? (встреча с кедровкой, …)
- Пересказ близко к тексту. Охота на глухаря.
Как Васютка попал в беду? (Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало… сунул птицу в мешок)
- Как вёл себя мальчик, поняв, что он заблудился? (сначала испугался, оцепенел. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Потом вспомнил слова отца и дедушки)
- Что это были за слова? («Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»)
- Как применил Васютка свои знания, о чём пожалел?
- Какие попытки предпринял Васютка, чтобы отыскать дорогу домой?
- Сколько ночей провёл у Енисея в тайге Васютка? (4)
- Какая ночь, проведённая в лесу была для Васютки самой страшной? (1)
- Чем поразило Васютку озеро, на которое он набрёл?
- Почему ночь, проведённая в одиночестве на Енисее была для Васютки «особенно длинной тревожной?»
- Как вы думаете, почему Васютка не пропал в тайге? ( храбрый, трудолюбивый, у него «намётанный глаз», он много знает примет, сумел определить, что озеро проточное…)
- Кто спас Васютку? Как это произошло?
- Как вы думаете, какие чувства испытывал мальчик, когда увидел, что шлюпка отделилась от бота?
Как отнеслись к Васютке рыбаки? Какой их поступок говорит об этом? (не стали делать остановки, назвали «глухариный герой»)
- Как вы думаете, что чувствовали близкие люди Васютки, его родители, 5 день разыскивая ребёнка в тайге?
- Как произошла встреча Васютки с дедом Афанасием? (дед «выронил кисет», «бросился по трапу, круто повернул и засеменил наверх к избушке»)
- Какие поступки и слова передавали волнение, страх, радость близких при встрече? (у мамы «ноги подкосились, она со стоном села на камни, протягивая руки навстречу сыну»)
- С каким настроением вернулся домой отец? Как он встретил новость о том, что Васютка жив?
- Как менялось настроение отца по мере разговора с сыном?
- Как вы думаете, что мог рассказать Васютка отцу про озеро, которое отыскал? (Творческий пересказ).
Работа по карте.
- Где находится Васюткино озеро, где нужно его искать? Как об этом сказано в книге?
Рефлексия.
В заключение читательской конференции мы вновь обращаемся к личности В.П.Астафьева. Никогда не переставал писатель удивляться чуду природы: писал ли он о птицах, об озере, о деревьях, животных. Все его рассказы наполнены глубоким поэтическим раздумьем о жизни, доброте к человеку, любовью к родной природе.
Действие рассказа происходило на Енисее, в Красноярском крае. Здесь родился Виктор Петрович, здесь же его не стало. Уж как ни крутила, уж как не ломала его жизнь, но стоило только ему оказаться в своей среде, как тут же разглаживались морщинки на лице и его глаза вспыхивали таким пронзительным светом и теплотой, что невозможно было отвести взгляда.
Именно таким и изображён В. П. Астафьев на этом портрете, фоном которого является обычная поленница дров. Мне бы очень хотелось, чтобы и ваши лица озаряла всегда такая добрая, искренняя улыбка. Было чуткое сердце и мудрое, открытое навстречу людям, природе, сопричастное всему живому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4. Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям С. В. Михалкова)
Для учащихся 3-4 классов....
читательская конференция по произведениям А.П.Гайдара "Что такое счастье"
Как говорит известный критик и философ Иван Федорович Карятин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает сво...
Читательская конференция «Путешествие по произведениям А. Л. Барто»
Читательская конференцияпосвящена 110 - летнему юбилею удивительной детской писательницы А.Л.Барто,которая всем сердцем любила и оберегала каждого ребенка нашей необъятной страны....
Читательская конференция "Нужно ли читать произведения устного народного творчества?"
Читательская конференция "Нужно ли читать произведения устного народного творчества?"...
Читательская конференция по произведениям Е.И. Носова.
Урок по внеклассному чтению в 4 классе....
Разработка читательской конференции по произведениям Агнии Львовны Барто «Стихи особого значенья»
Знакомство с отдельными произведениями А.Барто на тему поведения детей в различных ситуациях. Каждое из них наполнено волнением о том, что среди её читателей могут оказаться дети, которые не всегда по...
Читательская конференция по произведению Н.И.Гребнева" Тимошка прилетел"
К материалу прилагается презентация, в которой содержится биография писателя и небольшие фрагменты из произведения....