читательская конференция по произведениям А.П.Гайдара "Что такое счастье"
методическая разработка по чтению по теме

Кравченко Надежда Александровна

Как говорит известный критик и философ Иван Федорович Карятин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё, пока не обожжется этим открытием - до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нем". Я полностью согласна с этим высказыванием, так как  перед учителем начальных классов как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения. Поднять его статус в сознании ребёнка, прививать к нему интерес. Именно эти задачи и поставлены на конференции. Активная позиция обучающихся, их интенсивная интеллектуальная деятельность является как условием, так и следствием формирования интереса к чтению. Желание узнать новое, умение высказывать свое мнение, уверенность и твердость в отстаивании своей точки зрения, самостоятельность и критичность - эти качества очень важны в воспитании личности школьника, его интерес к учению, к знаниям. Проводя эту конференцию педагог видит возможность того, что, читая, ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри текста. Углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя, и  выходя от туда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами. Материал для читательской конференции выбран неслучайно. Программный материал по литературному чтению знакомства с произведениями Аркадия Петровича Гайдара очень сжат. Мы можем толко  на уроках внеклассного чтения подробнее познакомиться с героями произведений этого выдающегося писателя. А ведь это богатейший  потенциал нравственного воспитания  обучающихся. Поэтому и была выбрана одна из форм внеклассного  чтения - читательская конференция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chitatelskaya_konferenciya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Читательская конференция

                                     по произведениям А.П.Гайдара

                                              «Что такое счастье».

Цель.       Совместно с учащимися вспомнить  произведения А.П. Гайдара и      

                 определить, почему они объединены общей темой «Что такое счастье».

Задачи.    Активизировать творческие способности детей, прививать      

                   читательский  интерес к произведениям А.П.Гайдара.

                  Развивать все сферы сознания,  раскрывать неожиданные ассоциации.

                  Способствовать более глубокому  ощущению себя в мире  и мира в

                  себе.                        

                  Воспитывать уважительное отношение к людям, быть добрыми  и

                  скромными.

Контингент участников – младшие школьники (9, 10 лет)

Оборудование

        - наглядный материал: портрет А.П.Гайдара;

        - выставка книг писателя;

        - карта игры-путешествия;

        - кубик с цифрами;

        - технические средства обучения: магнитофон.

  Оформление места проведения

   Кабинет оформлен как раскрытая книга.

   Доска – титульный лист, на голубом фоне виден корабль. Паруса корабля,    

   необычны, на них – герои из произведений А.П.Гайдара.

   В центре расположена  карта путешествия.

   Все учащиеся сидят «на берегу моря», полукругом по 4 человека.

Предварительная подготовка

   1.  Подготовка объявления о читательской конференции.

     Ребята! Мы вновь обращаемся к Вам,

     Скорей возьмите в руки книги А.П.Гайдара!

     Герои его из прошлого века,

     Нам говорят: «Что такое счастье!»

                                Книжкины друзья.

  2.   Учащимся предлагается нарисовать иллюстрации к произведениям  

          А.П.Гайдара

   Ход конференции

 

  1.  «Обыкновенная биография в необыкновенное время»

  Вступительное слово школьного библиотекаря.

  Сегодня у нас необычное путешествие.

  На нем мы отправимся в мир добра и зла,

  Вновь повстречаемся с героями произведений А.П.Гайдара.

  Обыкновенная биография в необыкновенное время. Кто же такой Аркадий      

  Петрович Гайдар?

      Выступление учащихся

    Звучит мелодия  «Школьный корабль»  (муз. Г.Струве, сл. К.Ибряева)

   1-й ученик

        Всю жизнь помнил он число 302939. Это был номер его первой винтовки. Он принял ее в свои руки еще школьником, чтобы защитить революцию.

       Аркадий Петрович Голиков, которого вы знаете как писателя Аркадия Петровича Гайдара, родился в городе Львове, недалеко от Курска. Ему пришлось утаить свой истинный возраст, когда он, не по годам рослый, пошел добровольцем в Красную армию. Сражался на многих фронтах Гражданской войны, в шестнадцать лет уже командовал полком. Лишь тяжелое ранение вынудило его уйти из рядов армии.

   2-й ученик

        Полководец Михаил Васильевич Фрунзе получил отчаянное письмо А.П.Гайдара с  просьбой оставить его в Красной армии. По совету М.В.Фрунзе, который угадал талант будущего писателя, Аркадий Петрович взялся за литературную работу. Вскоре он стал подписываться: Гайдар. По-разному объясняют этот псевдоним. Одна из версий говорит, что так когда-то монгольские конники называли всадника, скакавшего дозорным далеко впереди отряда.

  3-й ученик

       А.П.Гайдар говорил: «Пусть потом когда-нибудь люди думают, что вот жили  люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом деле они готовили крепкую краснозвездную гвардию». Вот и Гайдар своими книгами помогал расти отважной и работящей гвардии молодых сыновей и дочерей нашего народа.

        Ребята полюбили книги Гайдара: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Горячий камень». Но особенную любовь все мальчишек и девчонок завоевала повесть Гайдара «Тимур и его команда» и ее главный герой-Тимур.

     4-й ученик

        Гайдар и сам был таким, как герои его книг, - смелым, честным, не знавшим страха в бою. В первые же дни Великой Отечественной войны он уехал на фронт специальным корреспондентом «Комсомольской правды».

         Осенью 1941 г. он попал в окружение в тылу врага и стал пулеметчиком партизанского отряда. 26 октября Гайдар шел дозорным впереди маленькой группы партизан. На их пути фашисты устроили засаду. Гайдар первым увидел фашистских автоматчиков и успел предупредить своих боевых товарищей.

        Но сам погиб.

     

 2. « Гостиная писателя».

         

            Учитель

        Проникнуть в глубь строк произведений А.П.Гайдара я предлагаю с помощью игры-путешествия. Эпиграфом к игре я взяла слова  С.Я.Маршака: «Художник – автор берет на себя только часть работы. А дальше, должен дополнить своим  воображением художник-читатель». Игра состоит из ряда заданий, на пути следования вас ждут следующие остановки:

        (карта)

  1. Залив созерцания.
  2. Мыс проникновения.
  3. Утес творчества и фантазий.
  4. Земля сущности.
  5. Пролив воспоминаний.
  6. Риф самопознания.

Объяснение игры.

  1. Вы будете кидать кубик. Какая цифра выпадает на нем. Смотрим на карту, там и сделаем привал. Внимание.
  2. Представитель команды подойдите к кубику, кидайте, называйте цифру, привал.
  1. « Литературный ринг»

Задания.

  1. Залив  созерцания.

(активизация образного мышления детей)

      - В рассказе «Голубая чашка»  героиня говорит такие слова:

      «…- Ну, что?! – забирая с собой сонного котёнка, спросила меня хитрая Светланка.

     -  А разве теперь у нас жизнь плохая?

     Поднялись и мы. Золотая луна сияла над нашим садом. Прогремел на север далёкий поезд. Прогудел и скрылся в тучах полуночный лётчик. А жизнь, товарищи… была совсем хорошая!»

      Какие картины предстали перед вашим мыслительным взором, когда вы читали эти строки?

 - Что и как вы нарисовали, если бы были иллюстраторами этого текста?

 - Как вы понимаете, жизнь. Сейчас, совсем хорошая?

   ** а пока команда готовится, я предлагаю поиграть в игру «Наборщик» со зрителями. Из словосочетания счастливый человек: составьте новые слова. Поднимайте сигнальные карточки.

Ответы учащихся.

Ответы команды.

*Мыс проникновения.

(погружение во внутренний мир персонажей и авторский подтекст)

  - Герой рассказа «Горячий камень» - искалеченный, немощный старик. Но когда ему предложили занести на гору камень и разбить его, для того, чтобы он вновь стал молодым, сильным, здоровым, старик отказался.

  - Какие желания хотели получить от «Горячего камня» вы?

 - Счастливы вы или нет?

- Что вам нужно для полного счастья?

 ** Пока команда готовит ответы, мы предлагаем задание для зрителей:

- подберите слова антонимы (противоположные по значению)

Правда – ложь
Успех – неудача

Добро – зло

Радость – грусть, печаль

Надежда – отчаяние

Искренний – лицемерный

Веселый – грустный

Большой – маленький

Смеяться – плакать

Радоваться – грустить

Ответы зрителей.

Ответы команды.

  1. Утес творчества и фантазий.

(проективное мышление по структурированию дальнейших событий)

 - Повесть «Тимур и его команда»  заканчивается такими словами:

«…-Будь спокоен! – отряхиваясь от раздумья, сказала Тимуру Ольга.

 – Ты о людях всегда думал, они тебе отплатят тем же.

 Тимур поднял голову.

Ах, и тут, и тут не мог он ответить иначе, этот простой и милый мальчишка!

Он окинул взглядом товарищей, улыбнулся и сказал:

- Я стою…я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны. Значит, и я спокоен тоже!»

- Поняли ли вы, ребята, что такое скромность?

- Как вы думаете, можно ли быть по-настоящему счастливым, если думать только о себе? Что нужно сделать, чтобы чувствовать себя счастливым?

- Каким вы представляете себе будущее Тимура?

** Задание зрителям. Подберите синонимы (близкие по значению слова)

Пустяк – мелочь, безделица, ерунда, чепуха

Родной – отчий, отеческий

Близкий – ближний, соседний, граничащий, прилегающий

Дивный – чуткий. Чудесный, волшебный, сказочный, удивительный

Злодей – хулиган, безобразник

Ответы учащихся.

Ответы команды.

  1. Земля сущности.

(способность к  целостному восприятию)

 - В повести «Военная тайна» Натка рассказывает сказку. Чем она отличается от всех известных вам литературных сказок? В чем ее смысл и оригинальность?

 - Почему даже малыши знали Военную Тайну и так крепко держали свое твердое слово?

 - Почему?

 Плывут пароходы – привет Мальчишу!

 Пролетают летчики – привет Мальчишу!

 Пробегают паровозы – привет Мальчишу!

 А пройдут пионеры – салют  Мальчишу!

** Вопросы   к учащимся.

- Чьи дедушки или бабушки были на фронтах Великой Отечественной войны? Что они вам рассказывали о тех годах?

  Ответы зрителей.

Ответы команды.

  1. Пролив воспоминаний

(активизация ассоциативных связей)

 - В рассказе «Дым в лесу» герой, оказавшихся  в экстремальной ситуации думает:

 «…И вот она, жизнь! – закрыв глаза, думал я. – Живёшь, ждёшь: вот, мол, придёт какой-нибудь случай, приключение, тогда я…я… А, что я? Там разбит самолёт. Туда ползёт огонь. Там раненый лётчик ждёт помощи. А я, как колода, лежу на траве и ничем помочь ему не в силах». Не напомнил ли вам этот рассказ чего-либо из вашей собственной жизни?

- Какой смысл вложил писатель в эти слова?

- Были ли поступки, за которые вам сейчас стыдно?

Ответы участников команды.

  1. Риф самопознания.

(способность перенести читаемое на себя)

 - Рассказ «Чук и Гек» заканчивается такими словами: «…Что такое счастье – это каждый понимал по-своему, но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной»

  1. Что вы можете сделать, чтобы ваши родители были счастливы?

- Какую пользу вы можете принести стране?

- Как вы понимаете, честно жить, много трудиться и крепко любить свою Родину.

  ** Вопросы к зрителям.

- На кого из героев произведений А.П.Гайдара вы хотели бы быть похожи и почему?

  1. «Мастерская юных художников»

  Экскурсия по выставке рисунков учащихся.

  1. «Школа человечности»

Учитель.

Вы все молодцы, замечательно работали. Мы вместе совершили путешествие в глубь строк произведений А.П.Гайдара. Возможно, мы не все вспомнили произведения писателя, но, надеемся. Что наша конференция дала новый толчок для того, чтобы вы взяли книги А.П.Гайдара и вновь перечитали рассказы этого  удивительного писателя. Посмотрите на карту, где мы делали привалы, ведь это не просто карта, а это наши размышления, выводы, умозаключения.

 Бухта важных мелочей.

По результатам игры в зависимости от проявленных способностей определены номинации:

  1. «читатель – фантазёр»;
  2. «читатель – мыслитель»;
  3. «читатель – психолог»;
  4. «читатель – мечтатель»;
  5. «читатель – творец»;
  6. «читатель – художник»
  1. «Незабываемые минуты»

 Слово гостям.

Заключение.

Возьмёмся за руки, друзья. И пусть тепло ваших рук, искренность ваших глаз, сердечность ваших убеждений всегда будут приносить вам и  вашим близким радость.

           

                             Перечень используемой литературы.

  1. Богданов Н.В. Всадник, скачущий впереди. М.: Малыш, 1980
  2. Гайдар – Голиков Е.А. Едет папа на войну за Советскую страну:? Рассказы  - воспоминания об А.П.Гайдаре. М.: Дет. лит., 1986.
  3. Две школы Аркадия Гайдара: Автобиография; Повесть; Фотодокументы, воспоминания. Л.: Дет. лит. , 1988.
  4. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2002
  5. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.: ГИЦ  Владос, 2002.
  6. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М. : ГИЦ Владос, 2001
  7. Шапиро Н.А.  Классному руководителю. 2000/2001 учебный год. – СПб. 2000.

 Самоанализ читательской конференции по произведениям А.П.Гайдара

 

     Как говорит известный критик и философ Иван Федорович Карятин: «Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает свое…, пока не обожжется этим открытием – до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нем». Я полностью согласна с этим высказыванием, так как сейчас перед  учителем начальных классов как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения. Поднять его статус в сознании ребёнка, прививать к нему интерес. Именно эти задачи и поставлены на конференции.

     Особенно полно раскрывает свой творческий потенциал ребёнок в игре и действует здесь на максимуме своих возможностей. Конференция направлена на творческую самореализацию ребёнка, как читателя художественной литературы и построена на основе дивергентного подхода к восприятию. Активная позиция учащихся, их интенсивная интеллектуальная деятельность является как условием, так и следствием формирования интереса к чтению. Желание узнать новое, умение высказывать свое мнение. Уверенность и твердость в отстаивании своей точки зрения, самостоятельность и критичность – эти качества очень важны  в воспитании личности школьника,  его интереса к учению, к знаниям. Проводя эту конференцию. Учитель видит возможность того, что, читая, ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри текста. Углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя, и выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами. Материал для конференции выбран неслучайно. Программный материал по чтению  знакомства с произведениями Аркадия Петровича Гайдара очень сжат. Мы можем только на уроках внеклассного чтения подробнее познакомиться с героями произведений А.П.Гайдара. А ведь это богатейший потенциал нравственного воспитания учащихся. Поэтому и была выбрана одна из форм внеклассного чтения – читательская конференция.

      На конференции важно услышать, как дети активизируют творческие способности читателя, развивают все сферы сознания, способствуют более глубокому ощущению себя в мире и мира в себе. Деятельность детей организована в виде мыслительного путешествия по маршруту, проходящего через текст произведений к самому читателю. Эпиграфом к конференции взяты слова С.Я.Маршака: «Художник – автор берёт на себя только часть работы. А дальше должен дополнить своим воображением художник – читатель». Конференция состоит из ряда заданий, каждое из которых ориентировано на определенную способность ученика. По результатам игры в зависимости от проявленных способностей определены номинации. Почему не оценить по балльной системе высказывания детей? Но как можно оценить воздух, которым мы дышим, цвет радости, минуты счастья…

       Ведь это не просто конференция, а рассуждения, раздумья. Это детское творчество. А творение бесценно. Такого рода субъективно значимую,  преображающую читательскую деятельность Марина  Цветаева назвала «соучастием в творчестве».

      Итак, ход коллективной игры заканчивается на самораскрытии читателей, их переживаний, которые были подготовлены всем ходом предыдущих заданий. Дети высказывали свои мысли. Делились впечатлениями о том. Что прочитали, примеряя содержание текста к своим размышлениям. Принцип активности ребёнка в процессе был  и остается одним из основных принципов дидактики. Под активностью в учебном процессе подразумевается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким  уровнем мотивации, созданной потребностью к усвоению умений и навыков, результативностью. Успех – первоначальное условие становление личности. Это внутренний настрой, комфорт. Видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои умения и навыки, - что может быть лучше и счастливее этого?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по произведениям В. П. Астафьева "Сопричастный всему живому"

Произведения Астафьева- это его жизнь. В них щедро раскрывается сердце писателя. И всегда видно, за что ратует и против чего восстаёт Астафьев – добрый художник. А добрый художник в каждом сердце найд...

Читательская конференция «Путешествие по произведениям А. Л. Барто»

Читательская конференцияпосвящена 110 - летнему юбилею  удивительной детской писательницы А.Л.Барто,которая всем сердцем любила и оберегала каждого ребенка нашей необъятной страны....

Читательская конференция "Нужно ли читать произведения устного народного творчества?"

Читательская конференция "Нужно ли читать произведения устного народного творчества?"...

Читательская конференция по произведениям Е.И. Носова.

Урок по внеклассному чтению в 4 классе....

Разработка читательской конференции по произведениям Агнии Львовны Барто «Стихи особого значенья»

Знакомство с отдельными произведениями А.Барто на тему поведения детей в различных ситуациях. Каждое из них наполнено волнением о том, что среди её читателей могут оказаться дети, которые не всегда по...

Читательская конференция по произведению Н.И.Гребнева" Тимошка прилетел"

К материалу прилагается презентация, в которой содержится биография писателя и небольшие фрагменты из произведения....