технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс
материал по чтению (3 класс) на тему

Золина Алевтина Михайловна

Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_vitya_maleev.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия по литературному чтению,

тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс.

Золина А.М.,

учитель начальных классов.

город Ульяновск

2013 год

Триедино-дидактическая цель:

  • Обучающий аспект:

- знание  творчества Н.Н. Носова;

- понимание значения книги  в жизни человека;

- овладение умениями применять полученные знания  (составлять и задавать вопросы, распознавать и выделять      правильные ответы).

  • Воспитывающий аспект:

- воспитание убежденности в возможности познания главной мысли повести ;

- воспитание правильного отношения к персонажам повести;

- формирование этических норм поведения  учащихся в ходе совместной работы на уроке.

  • Развивающий аспект:

познавательные действия:

- умения анализировать текст с целью выделения существенных признаков ;

- умения синтезировать  целое из составных частей;

- умение классифицировать эпизоды;

- моделирование «живых картинок» для викторины;

коммуникативные действия:

- умения выражать свои мысли;

- владение диалогической речью;

- развитие инициативного сотрудничества в поиске информации;

личностные действия:

- формирование лидерских качеств организатора;

- оценивание учебного содержания, исходя из общественных и личностных ценностей;

регулятивные действия:

- прогнозирование возможности использования полученных знаний в последующем;

- формирование адекватной самооценки объема усвоенного учебного материала, осознание качества и уровня его усвоения;

Оборудование:

- технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;

-книги, аксессуары для сценок;

- информационные ресурсы: электронная презентация по теме урока, плакат

- дидактические средства:

Тип урока:обобщение  изученного  материала.

Межпредметные связи:

- математика

- география

- русский язык

Ход урока:

Этапы урока

Решаемые задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Самоопределение к деятельности.

2 минуты

Создание условий для включения учащихся в учебно-познавательную деятельность.

1. Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания учащихся.

«Да, путь познания не гладок,

Но знайте вы со школьных лет.

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет».

2. После ответов учащихся конкретизирует тему урока, записывает ее на доске. Озвучивает комплексно все аспекты цели урока, максимально приближая их к восприятию учащимися.

МО: словесные проблемные и частично-поисковые методы (эвристический диалог).

1. Оценка подготовленности рабочего места, мобилизация внимания.

2. Обсуждение в парах, затем фронтальная работа -

озвучивают тему урока

1. Обеспечены условия для  продуктивной работы учащихся на уроке.

2. Анализируют объект с целью выделения существенных признаков.

 Учащиеся заинтересованы темой урока.

Озвучена ТДЦ, обозначены задачи урока  с  привлечением учащихся.

2. Актуализация знаний  и фиксация затруднений в деятельности.

6 минут

Подготовка учащихся к выполнению мини- исследования. Проблемное задание: проект читательской конференции.

1. Направляет деятельность учащихся на выполнение мини- исследования.

2. Контролирует работу уч-ся

Словесные проблемные и частично-поисковые методы (эвристический диалог).

МО: аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов).

4.Регулирует действия учащихся: какие есть идеи?

1. Работают в соответствии с проектным заданием

«Сегодня мы проведем мультимедийный, интегрированный урок-проект по повести Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»

2. Демонстрация слайдов (№ 3,4,5)

3.Просматривают слайды, содержание которых используется при обсуждении.

4.Знакомят с биографией Н.Н. Носова  

ФОПД: фронтальная, парная, индивидуальная.

1. Мотивация учащихся на  новый вид работы.

2. Умение учащихся вести диалог, выражать собственное мнение.

3. Учащиеся подготовлены к систематизации учебного материала.

3. Постановка учебной задачи.

2 минуты

Учащиеся должны представить

«Живые картинки»-

для викторины

1. Организует коммуникацию для деятельности учащихся по комплексной работе.

2. Управление деятельностью учащихся в ходе поэтапного выступления.

МО: информационно-поисковые методы и приемы (работа с  презентацией).

1. Представляют сценки из повести

ФОПД: индивидуальная.

1. Принятие учащимися поставленных задач.

2. Классификация ранее изученного.  

4. Физминутка

1 минута

Снятие эмоционального и физического напряжения.

Развитие творческого воображения с использованием литературных средств.

1. Организует игровую ситуацию, используя шаблонные записи

Если бы мы с вами проектировали рекламный щит о роли книги в нашей жизни, какой бы слоган вы могли использовать?

МО: логические методы (индукция, дедукция, метод аналогий и др.).

1. Называют варианты слоганов о роли чтения, книги.

2. Я- книга,

Я…(какая),

Потому что…

Читать меня полезно

ФОПД: фронтальная, индивидуальная.

1. Снятие эмоционального напряжения.

2. Оценивают учебное содержание, исходя из общественной и личностной ценности книги.

5. Построение выхода из проблемной ситуации.

Вопросы для обсуждения

1. Кто является главным героем повести?

2. Каким мальчиком был Витя?

3. Каким был Костя Шишкин?

4. С каким настроением шел Витя Малеев в школу 1 сентября и с кем он себя сравнивал?

5. Какие фантазии приходят в голову Вите на уроке?

19мин.

Учащиеся должны знать ответы на поставленную проблему

Дискуссия

Проблемы Вити Малеева

Проблема первая.

 – Как, по-вашему, когда же все-таки лучше делать уроки – сразу после школы или нужно “дать мозгу отдохнуть”, как сказал Витя?

 – А как поступаете вы? Когда вам лучше всего делать уроки?

Ситуация 2.

Зачем же Вите утруждать себя, если он всё равно в этих задачах не понимает? Нужно ли надеяться на подсказку?

1. Регулирует действия учащихся

- обращая внимание на вопросы для обсуждения.

МО: словесные репродуктивные методы (рассказ, беседа);

аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов);

частично-поисковый метод (эвристическая беседа);

наглядно-образные методы и приемы;

информационно-поисковые методы и приемы

методы контроля (устный самоконтроль:  словесный  отчёт учащегося о проделанной работе в группах).

Направляет деятельность учащихся в поиске выхода из проблемной ситуации.(тезисы из книги)

Инструкция по работе в группе.

Регулирует работу учащихся в ориентировании в своей системе знаний: умении отличать новое от уже известного с помощью алгоритма .

1.  Анализируют свою работу на данном этапе.

2. Учащиеся работают в парах.

3. Отвечают на вопросы, делают выводы.

4. Отвечают на вопросы после обсуждения в парах.

5. Фронтальная работа. Учащиеся отвечают на вопросы.

6.Ответ учащихся на вопросы.

 Обсуждение в группах, высказывание своих версий ответа.

Вывод: Сразу после школы делать уроки, конечно же, не стоит. Нужно начинать делать уроки с менее трудных, можно с устных предметов, постепенно переходя к более сложным заданиям.

Обсуждение второй ситуации.

Вывод:подсказка приучает вас не думать самому, “не утруждаться”, не учит вас преодолевать трудности. Она учит надеяться на кого-то. Но разве вам всю жизнь будут подсказывать, как вам поступать, жить? Нужно всему учиться самому. А если в чём-то сам не можешь разобраться, нужно обратиться за помощью к кому-нибудь. Иначе вы можете оказаться в такой неприятной ситуации.

ФОПД: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

1. Используют интегрированные знания содержания повести.

2. Применяют

правила работы при ведении дискуссии

Каждый имеет право высказать свою точку зрения.

Все участники дискуссии не оценивают высказанные мнения как правильные или неправильные.

3. Развивают умение классифицировать объекты (распределение ответов в соответствии с вопросами);

развитие инициативного сотрудничества в поиске информации (при работе в группах).

4. Формирование лидерских качеств организатора работы в группе у отдельных учащихся и на их примере.

5. Развитие диалогической и монологической речи.

6. Развитие умений синтезировать  целое из составных частей

6. Интервью.

5 минут

Развивать умения учащихся слушать, правильно говорить, ставить вопросы, отвечать на них.

МО: практические методы ( выполнение заданий):

методы контроля (устный).

1.Отвечают на вопросы фронтально, дополняя индивидуально.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная.

1. Усвоение правил работы в библиотеке.

  1. Учащиеся могут комплексно работать с информационными источниками,

 3.Самостоятельно создавать проекты.

7. Подведение итогов урока (рефлексия)

2 минуты

Выявить качественный уровень достижения ТДЦ урока.

Организует рефлексивную деятельность учащихся с помощью карточек «гроздья» разного цвета (красного, жёлтого, зелёного).

МО: метод рефлексии (осознание деятельности).

1. Дают самооценку своей деятельности и её результатов.

2. Определяют объем полученных знаний.

ФОПД: индивидуальная.

1. Объективная самооценка учащимися результатов своей деятельности

8. Информация о домашнем задании

2 минуты

Дифференцировать применение полученных знаний учащихся.

1. Комментирует  домашнее задание

Обязательная часть:

В группах- создание альбома или буклета по теме.

Дополнительно:

 Оформить рекламу книги, используя  слоганы  (физминутка), обосновав знаниями из научной и справочной  литературы.

МО: словесный репродуктивный метод (рассказ).

1. Записывают задание в дневник.

2. Оценивают и определяют индивидуально уровень сложности домашнего задания.

ФОПД: индивидуальная.

1. Осознание учащимися, что еще подлежит изменению.

2. Выполнение домашнего задания в соответствии с индивидуальными способностями и интересами учащихся.

Алгоритм движения при выполнении заданий.

1. Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.

 2. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).

 3. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).

 4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.

 5. Совместное принятие решения.

 6. Анализ решения задания, его оформление.

 7. Проговаривание в группе выступления спикера.

 8. Представление решения координатором.

Правила совместной работы.

1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

 2. Работать по плану.

 3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

 4. Качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала.

 5. Каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

Координатор:

1. Организует распределение обязанностей в группе по прямому назначению.

 2. Контролирует готовность в группе каждого, выполнение всеми правил совместной работы.

 3. Ориентирует всех исполнителей на время, данное для работы.

 4. Докладывает о готовности, качестве, своевременности выполнения задания.

         Участники группы:

 1. Выполняют задание самостоятельно, по плану, аккуратно, до конца.

 2. Проверяет правильность выполнения задания.

 3. Выполняет рекомендации координатора.

 4.Отчитывается в выполнении задания.

5.Имеет право вносить предложения для улучшения работы группы.

– Кроме того, помните правила вежливого человека: нельзя перебивать говорящего, нужно дать возможность высказать своё мнение до конца.

Каждый имеет право высказать свою точку зрения.

Все участники дискуссии не оценивают высказанные мнения как правильные или неправильные.

Ни за какие высказывания, или факт участия или неучастия в дискуссии не выставляются оценки по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема урока Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»

Создание условий для проведения анализа поэтического произведения...

Технологическая карта урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов «Цветок на земле» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема "Обобщение по разделу "Делу время, потехе час"" УМК "Школа России" 4 класс

Урок проводится в форме квест-игры. Учащиеся делятся на команды, каждая команда получает свой маршрутный лист и проходит испытания....

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Сказка «Гуси-лебеди». Учимся пересказывать сказку (2 класс, УМК Школа России)

В технологической карте представлены: тип урока, цели и задачи, планируемые результаты. Подробно описаны ход урока, все его основные этапы согласно ФГОС НОО нового поколения: мотивация к деятельности,...