Технологическая карта урока+ презентация литературного чтения А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Литературное чтение |
УМК | Школа 2100 |
Класс | 4 |
Тема | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» |
Тип урока | «Открытие» нового знания |
Цели урока. | Организовать работу по знакомству с биографией А.С. Пушкина; Создать условия для усвоения содержания и идеи отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; Развивать полноценные навыки чтения: правильность, беглость, осознанность. |
Планируемый результат (для выпускника) | Ориентируется в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делает выводы, соотносит поступки героев с нравственными нормами. |
Планируемый результат урока | Называет факты из жизни А.С. Пушкина; читает осознанно и правильно произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; Отвечает на вопросы по содержанию отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; Осознает главную мысль произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». |
Предметно-развивающая среда | ТСО (презентация), учебник по литературному чтению, рабочая тетрадь по литературному чтению |
Основные термины, понятия | Сказка |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты |
Мотивационный этап | ||
Приветствует учащихся, настраивает на учебную деятельность. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Васильевна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Прочитайте пословицу, изображенную на слайд, и подумайте над ее смыслом. Хлеб питает тело, а книга питает разум. Русская народная пословица - Верно. А как вы считаете, зачем нужны уроки литературного чтения? - Правильно. Ребята, я желаю вам продуктивной работы на уроке, будьте внимательными и активными. | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность. Читают пословицу. Высказывают собственное мнение. - В том, что когда мы читаем книги, мы узнаем что-то новое, развиваемся. - На них мы знакомимся с новыми авторами, писателями. - Мы знакомимся с различными художественными текстами, стихотворениями. | Л. Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. К. Высказывает собственное мнение. |
Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы. | ||
Организует деятельность по определению темы и целей урока. - Ребята, посмотрите на слайд, что вы здесь видите? - Какие из этих сказок вы читали? - Как вы думаете, с произведением какого автора мы сегодня будем знакомиться? Организует групповую работу с целью определения темы урока. - Верно. Но, чтобы узнать с каким произведением мы познакомимся вам нужно объединиться в четверки и собрать название произведения. Готовность покажите, взявшись за руки. - Итак, ребята, что у вас получилось? - Все правильно собрали название? - И какая же сегодня тема урока? - Какие цели поставим на сегодняшний урок? - По какому плану будем работать? - По этому плану мы сегодня и будем работать. | Вступают в диалог с учителем, с целью определения темы и целей урока. - Это книги одного автора А. С. Пушкина Называют сказки, которые читали. - А. С. Пушкин Объединяются в четверки и собирают из слов название произведения. - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» - Да - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» - Продолжить знакомство с биографией А. С. Пушкина, прочитать произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Составляют план работы.
| К. Строит сообщение в устной форме
Р. Определяет тему и цель урока совместно с учителем. П. Строит сообщение в устной форме. Р. Составляет план и последовательность действий. |
Решение учебной проблемы. | ||
Организует деятельность по знакомству с биографией А. С. Пушкина. - Ребята, дома у вас было задание подготовить биографию А. С. Пушкина. Кто выйдет и расскажет нам о нем? Кто может добавить? Организует работу с текстом до чтения. - Откройте с.118 прочитайте заголовок произведения. На какой жанр произведения указывает нам автор? - Вы уже можете определить из заголовка произведения, а также по иллюстрации, какие герои будут в сказке? - Ребята, чем отличается сказка от других жанров произведения? - Да, ребята, сейчас мы с вами начнем читать сказку по смысловым частям. Первую строфу для вас прочитает мастер художественного слова. Обратите внимание, как он читает с выражением, выбирает интонацию. | Выходит к доске, рассказывает биографию А. С. Пущкина. Остальные слушают, дополняют Отвечают на вопросы учителя Открывают с. 118, читают заголовок, отвечают на вопросы учителя. - Это сказка
- Да, Царь Салтан, князь Гвидон Салтанович, Царевна Лебедь - Три девицы - Придуманные герои, придуманные истории | Пр. Называет факты из биографии А. С. Пушкина П. Строит сообщение в устной форме Р. Осуществляет прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик. |
Организует работу с текстом во время чтения. - Приготовьтесь слушать чтение мастера художественного слова. - Итак, ребята. Вы заметили, как мастер художественного слова читал 1- ю строфу? - Вам было интересно слушать его чтение? - Вот так правильно читать эту сказку. А теперь скажите о чем говорилось в 1-й строфе? - Верно. Есть здесь слова, незнакомые для вас? - У вас на столах лежат словарики, в них вы можете найти значение незнакомых вам слов. Прочитайте вслух значение этих слов. - Читаем дальше. 2-ю строфу нам прочитает ваша одноклассница. - О чем говорится в этой строфе? - Да, ребята, скажите, а почему царь именно третьей девице предложил выйти за него? - Посмотрите на слайд. Какой момент запечатлен на картине? - Что вы можете сказать об образе царя? Какой он? - Верно, ребята, посмотрите, как царь обращается к царевне? - Как вы это понимаете? - А как к другим девицам? - Верно. Какие слова вам непонятны? Куда нам нужно обратиться, чтобы узнать значение этих слов? Прочитайте слова. - Давайте узнаем , что же произошло дальше. - Итак, о чем же здесь говорится? - Да, значит, царь с царицей обвенчались. А как вели себя ткачиха с поварихой? - Есть незнакомые слова? Куда обращаемся? - Читаем дальше. - Что же было после свадьбы царя и царицы? - Так, царь уезжает на войну. Переворачивайте страницу и посмотрите на иллюстрации. Можем ли мы предположить, что будет дальше? - Так, давайте прочитаем, и узнаем, так это было или нет. - Оправдались наши предположения? - Какие новые слова? Где посмотрим? - Дальше читаем. - Что произошло дальше? - Да, царь велел ждать его возвращенья, но так ли это будет? Сейчас узнаем. Читаем дальше. - Какие новые слова? Посмотрите в словарик. Прочитайте. - Что же произошло с царицей и ее сыном. - Какие новые слова? - Прочитайте определение слова . | Один читает, остальные следят. Слушают чтение1- й строфы мастера художественного слова. - Да, он делал паузы, читал с выражением. Отвечают на вопросы учителя. - Да, очень - Здесь говорится о трех царицах, которые мечтали выйти замуж за царя. - Пряли, кабы, наткала, крещеный мир Находят в словарике значение слов, озвучивают его. Один читает, остальные следят. - О том, что царь Салтан предложил третьей девице родить ему богатыря, а остальным быть ткачихой и поварихой. - Потому что первая девица, хотела приготовить пир, она хотела гулять и веселиться - Вторая хотела наткать полотна - А третья хотела родить богатыря, то сеть она хотела семью. Читают строки - Величественный, взрослый, любопытный - Красная девица - Красивая - Голубушки-сестрицы, ласково - Светлица, вымолвить Читают слова из словарика. Один читает, остальные следят - Здесь говорится о свадьбе царя и царицы. - Они плакали, злились и завидовали царице. - Сени - В словарик. Один читает, остальные следят - Царь собирается на войну, и наказал царице беречь его любя. Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы. - Ткачиха с поварихой будут мстить царице. Они кого-то усыпят и подменят письмо. Один читает, остальные следят - Царевна родила, а ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой хотят ее извести. И они послали другого гонца, с известием, что царица родила неведому зверюшку. - Родин (родины), аршин Один читает, остальные следят - Царь получил письмо и сказал ждать его возвращенья, для законного решенья. Один читает, остальные следят. - Когда гонец приехал, то ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой напоили его и сунули другое письмо. Гонец в тот же день доставил письмо с приказом бросить приплод в воду. Царицу посадили в бочку с сыном и пустили в океан. - Бездна Один читает, остальные следят - Царица и сын в бочке плавают в океане. Царица плачет, а ребенок растет не по дням а по часам. Сын поговорил с волной и попросил выплеснуть их на берег. Волна послушалась, и сын поднатужился и сломал бочку. - Вопит Читает из словарика. | Пр. Читает осознанно и правильно отрывок из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Пр. Отвечает на вопросы по содержанию отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» К. Строит понятные для партнера высказывания Пр. Отвечает на вопросы по содержанию отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Пр. Отвечает на вопросы по содержанию отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Пр. Читает осознанно и правильно отрывок из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Пр. Читает осознанно и правильно отрывок из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Пр. Отвечает на вопросы по содержанию отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» |
Первичное закрепление | ||
Организует работу с текстом после чтения. - Ребята, какие признаки волшебной сказки вы увидели в отрывке, который мы прочитали? - Какие персонажи вам показались добрыми, а какие злыми? Почему? - Сейчас каждый из вас на листочках напишет мини - сочинение, в котором вам нужно отразить отношение к любому герою Организует проверку выполненного задания. - Сейчас несколько человек прочитают свои мини-сочинения, а мы их послушаем. | Называют признаки волшебной сказки. - То, что царица и сын в бочке плавали в океане, и что сын рос не по дням , а по часам. Высказывают собственное мнение. Пишут мини – сочинение. Читают мини – сочинение, остальные слушают. | Пр. Отвечает на вопросы по содержанию отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» П. Строит сообщение в устной и письменной форме. |
Рефлексивно-оценочный этап. | ||
Организует деятельность по подведению итогов урока. - Ребята, над какой целью мы сегодня работали? - Сейчас проверим, как вы усвоили новый материал. От кого А. С. Пушкин получил начальное домашнее воспитание? - В какой семье родился А. С. Пушкин? - Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились? - Какую из девиц выбрал в жены царь? Почему? - Что случилось с царицей и ее сыном? - Ребята, озвучьте главную мысль этого отрывка? - Обратитесь к вашим оценочным листам и посмотрите, достигли вы цели или нет. - Оцените себя по трем умениям. - Какие умения вы оцените ниже? Почему? Что не получалось на уроке? Поставьте себе отметку за урок. 3 – отметка «5» 2- отметка «4» 1-отметка «3» - Ребята, вы сегодня работали хорошо. Урок окончен. |
Озвучивают цель урока. Отвечают на вопросы учителя - От гувернантов – французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал и любимой няни Арины Родионовны. - В семье дворянина, потомка знатного боярского рода. - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» - Третью, потому что она хотела семью, и царь тоже хотел семью. - Их бросили в океан и они плавали в бочке. Но потом они вышли из нее. - Зависть губительна, она может толкнуть человека на подлые поступки, но никогда не приводит ни к чему хорошему. Оценивают свою работу на уроке в рефлексивной карточке. Называют возникшие затруднения на уроке. | Пр. Отвечает на вопросы по содержанию отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Пр. Осознает главную мысль произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Л. Оценивает усвоение содержания учебного материала |
Подпись методиста:_________________________
Подпись учителя:_____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
Урок литературного чтения 4 класс. Система Планета знаний....
Конспект урока по чтению в 3 классе Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди».
Название урока: урок чтения (урок изучения новой темы)Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Ца...
Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"
Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...
Технологическая карта урока по литературному чтению .А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Урок литературного чтения в 3 классе, УМК "Школа России". На уроке представлены разнообразные формы работы (групповая, парная, фронтальная), которые способствуют умению работать с произведен...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме \'\'А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди\'\' (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...
Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»» (УМК «Перспектива», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся посредством изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».Планируемые результатыПредметные:1) знать биографичес...