Технологическая карта урока по литературному чтению Басня И.А. Крылова "Лебедь, Рак и Щука" (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Пахтусова Ксения Евгеньевна

Технологическая карта урока по литературному чтению Басня И.А. Крылова "Лебедь, Рак и Щука" (2 класс) 

Цель урока: Определить замысел автора на примере Басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука», развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением, учить анализировать текст.

Задачи урока:

Дидактические:

1.познакомиться с творчеством И.А. Крылова и его басней И.А. Крылова;

2.учить характеризовать персонажей басни; видеть главную мысль;

3.совершенствовать навыки чтения (сознательность, выразительность);

4.ознакомить с понятием «басня» учить находить мораль в произведении.

Развивающие:

1.развивать устную монологическую речь;

2.образное мышление;

3.умение слушать и слышать других обучающихся.

Воспитательные:

1. расширять читательский кругозор детей;

2. воспитывать умение работать в команде.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. характеризовать героев, давать оценку их поступкам, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, характеризовать собственное отношение к героям, поступкам;

2. владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста

Личностные:

1. осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

2. овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 08.04.2024

Школа: МКОУ «УНОШ»

Класс: 2 а

Урок: 1

Время: 8:30-9:10  Кабинет: 2а

Студент: Пахтусова Ксения Евгеньевна

Группа: 401НК

Учитель: Хаова А.Л.

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Басня И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Тип урока: «Открытие» новых знаний

Цель урока: Определить замысел автора на примере Басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука», развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением, учить анализировать текст.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

 познакомиться с творчеством И.А. Крылова и его басней И.А. Крылова; учить характеризовать персонажей басни; видеть главную мысль; совершенствовать навыки чтения (сознательность, выразительность); ознакомить с понятием «басня» учить находить мораль в произведении. 

Предметные:

1 — характеризовать героев, давать оценку их поступкам, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, характеризовать собственное отношение к героям, поступкам;

2 — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста

Развивающие:

развивать устную монологическую речь; образное мышление; умение слушать и слышать других обучающихся.

Личностные:

1 — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

2 -овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

Воспитательные:

 расширять читательский кругозор детей; воспитывать умение работать в команде.

УМК:  Литературное чтение. 2 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., Москва, Просвещение, 2016 г.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа. 

Приёмы: организация учебного общения

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

-Здравствуйте, меня зовут Ксения Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок Литературного чтения. Итак, ребята, сейчас вам нужно настроиться на работу, потому что нам с вами сегодня предстоит много сделать. Но для начала давайте мы глубоко вдохнём, улыбнёмся и подарим свою улыбку своему соседу по парте.

-Отлично, теперь мы с вами можем начинать

Приветствуют, определяют своё эмоциональное состояние на начало урока, организуют свое рабочее место

-Здравствуйте!

Улыбаются друг другу, настраиваются на работу

УУРД: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация  

(4 – 5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

              Ф

Словесный: опрос, беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

Наглядные методы: презентация

Форма контроля:

Внешний контроль

1.Повторение пройденного материала.

-Итак, давайте мы с вами сначала вспомним, что вы уже изучили

- Какого автора вы сейчас проходите?

-А с каким произведением этого автора вы уже познакомились на прошлом уроке?

-Кто может мне кратко рассказать о чем эта присказка?

-Хорошо,

- Ребята, какие ещё жанры в литературе вы знаете?

- Сегодня мы познакомимся с новым литературным жанром, расшифровав ряд букв. (на слайде)

- А кто знает имя русского писателя, который писал басни? (на слайде портрет)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Сформулируйте цель урока.

 Отвечают на вопросы

Выразительно читают

Отвечают на вопрос

П: осмыслено читают текст

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

К: умение слушать и понимать речь других

К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей

презентация

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: опрос, беседа.

Наглядный: презентация

Приёмы: организация учебного общения.

Форма контроля:

Внешний контроль

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- А кто знает имя русского писателя, который писал басни? (на слайде портрет)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Сформулируйте цель урока.

Формулируют тему и цель

Отвечают на вопросы

П: анализируют объекты с выделением существенных признаков

М: определять цель деятельности

П: уметь строить рассуждения

Презентация

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, И

Словесный:

беседа.

Наглядный: раздаточный материал

Приёмы: наблюдение, анализ информации.

Форма контроля:

Внешний контроль

 Сегодня, мы познакомимся с этим жанром, баснописцем И.А. Крыловым.

И.А. Крылов (1769 – 1844) родился в семье армейского офицера. Ваня Крылов грамоте он учился дома. Ему удавалось учить русский, французский языки и арифметику.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами.

Семья Крыловых и раньше была небогата, а теперь лишилась и последних средств к существованию. В 11 лет Ване пришлось поступить на службу.

На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.
Так родилась его любовь к литературе, а затем и к литературному труду.

И.А. Крылов прожил долгую жизнь и написал много произведений, самые известные из них – это басни.

3.

- Что бы продолжить разговор о Крылове, давайте откроем учебник на с.102 и прочитаем текст (чтение по абзацам)

- Как вы думаете, каким должен быть писатель, который смог бы написать хорошие басни?

- Расскажите об этом и найдите слова из текста, подтверждающие ваше мнение.

4.

- Ребята, ответьте, что же такое «басня»?

Басня – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. (слайд)

- Из каких частей состоит басня?

- Что такое повествование (слайд)?

- Что такое мораль? (слайд)

- В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали заключается основной смысл басни.

5.

- Посмотрите на иллюстрации в учебнике на с.103. Вспомните названия басен. Расскажи, что перепутал художник.

- На слайде иллюстрация к басне «Лебедь, Рак и Щука».

- О какой басни пойдет речь на уроке?

Рассказывают что узнали о авторе на прошлом уроке

Слушают учителя

Делают словарную работу

Слушают сказку

Л: проявляют интерес к новому учебному материалу

П: строят речевые высказывания

К: формулируют речевое высказывание

К: умение слушать и понимать других  

Учебник

Раздаточный материал

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

           Ф, П  

Словесный:

беседа.

Наглядный: раздаточный материал

Практический: выполнение заданий в карточке

Форма контроля:

взаимоконтроль

 Сегодня мы познакомимся с басней «Лебедь, Рак и Щука».

- Я прочитаю вам эту басню. (читаю басню)

- О чём эта басня?

- Какие эмоции вызвала у вас басня?

Отвечают на вопросы

Л: умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции

К: умение слушать и понимать других

Р: анализ и синтез

Учебник

Динамическая пауза

- А теперь мы отдохнём - физминутку проведем!

видеоролик

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4 – 5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Г

Практический: изучение информации, выступление у доски

Приёмы: организация учебного общения, анализ информации.

Форма контроля:

Внешний контроль

 - Прочитайте текст басни про себя и карандашом отметьте слова, значение которых вам не понятно.

- Какие слова вам показались непонятны?

Мука – делать что-то в тягость.

Воз – груз.

Поклажа – багаж.

Впряглись - впрячься в работу (или в дело) приняться за длительную или трудную работу.

Лад – согласие, мир, дружба.

Пятится – отодвигаться, отступать назад.

Ныне - в настоящее время; теперь.

Читают по цепочке

Работают в группах

Работают в парах

Р: анализ и синтез

Л: адекватно воспринимать оценку учителя

К: умение слушать и понимать других

К: умение работать в группах

П: умение извлекать информацию из текста

К: умение работать в паре

Л: умение оценивать поступки героев сказки

Презентация

Учебник

Включение в систему знаний, повторение

(7 – 8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный:

беседа.

Наглядный: презентация

таблица

Практический:

упражнение

Форма контроля:

Внешний контроль

Сейчас вы прочитаете басню выразительно, чтобы мы все представили как лебедь рак и щука тянут воз. Назовите героев басни.

- Опишите, как они старались сдвинуть воз.

- Найдите в тексте описание их действий.(выборочное чтение)

- Почему им не удалось сдвинуть воз с поклажей?

- Что хотел передать автор через эту басню?

- Есть ли в этой басне мораль? Найдите её в тексте басни. (выборочное чтение)

- Может у кого –то в жизни была такая ситуация, как в басне? Поделитесь.

- Какой вывод для себя вы сделали? Чему учит эта басня?

2.

- Предлагаю вам обсудить задание, которое дано на карточках, и высказать своё мнение.

3.

- Инсценируем басню. Нам понадобятся 3 человека, которые смогу полностью показать характер героев, с помощью движений.

Выполнение сам. Работы

Отвечают на вопросы

К: аргументация своего мнения, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учебник

Рефлексия деятельности

(2 – 3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

беседа, опрос.

Форма контроля:

Внешний контроль, самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

Оценивание.

Называю оценки. Комментирую.

 Самооценка.

Оцените свою работу на уроке, заполните листок самооценки.

1.Я смог (ла) определить тему урока.

да

нет

2.Я самостоятельно определил (а) характер героя.

3.Я доказывал (а) своё мнение.

4.Я активно участвовал (а) в анализе произведения.

5. Мне было всё понятно.

Ф.И.

Домашнее задание.

Прочитайте басню. Найдите ещё несколько басен Крылова, прочитайте. На следующем уроке поделитесь о прочитанном.

Выполнят самооценку

Делают задание

Записывает дом. работу

П: строят речевые высказывания

П: осуществляет синтез

П: рефлексия способов и условий действий

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс

конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по литературному чтению "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс Школа России ФГОС. Показана групповая работа и работа в парах. Итогом является тест по раздел...

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин. Ребята и утята. 2 класс.

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин.   Ребята и утята.   2 класс....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. Лебедь, рак и щука" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением И.А. Крылова; формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы; расширение читательского кругозора, обогащение сл...

Конспект урока по литературному чтению "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Создание условия для ознакомления обучающихся с произведением И.А. Крылова.Планируемые результатыПредметные:Знать особенности басни, определять, что высмеивает басня И.А. Кр...