Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.03.21_s_chernyy_zhivaya_azbuka.docx | 255.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»
Конспект пробного урока чтения
в 1а классе
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс 3, группа 31Н
Ивановой Ирины Алексеевны
Руководитель: Левченкова Н.А.
Дата____________ Оценка_________
Подпись учителя______________ Подпись методиста_________
Подпись методиста____________
Трубчевск, 2021
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата: 11.03.2021.
Школа: Трубчевская СОШ №1
ОС: Школа России
Учебный предмет: Литературное чтение
Класс: 1а
Учитель: Левченкова Н.А.
Студент-практикант: Иванова Ирина Алексеевна
Тема: «С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Содержательная:познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Черного, Ф. Кривина; расширять читательский опыт.
Деятельностная: через анализ произведения помочь понять учащимся идею стихотворения, закрепить знание о гласных и согласных звуках и буквах русского языка.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать умение читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора.
2.Развивать умение соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Развивающие:
1.Формировать умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы.
2.Развивать умение понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов.
3.Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы, умение понимать учебную задачу урока.
4.Развивать умение читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
5.Развивать умение вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение.
6.Развивать умение употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию.
Воспитательные:
1.Формировать отношение гордости к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Умение читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора.
2.Умение соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Личностные:
- Формировать отношение гордости к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
Метапредметные:
Познавательные:
1.Умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы.
2.Умение понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов.
Регулятивные:
1.Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы, умение понимать учебную задачу урока.
2.Умение читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
Коммуникативные:
1.Умение вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение.
2.Умение употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию.
Оборудование: Учебник, презентационные материалы, портреты поэтов.
Образовательный ресурс: Учебник: Литературного чтения. 1 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 1. / Л.Ф Климанова, Горецкий В. Г., М.В.Голованова–М. : Просвещение, 2018. (Школа России) стр. 10-13
План урока
1.Этап мотивации
1.1.Приветствие
1.2. Этический заряд
1.3.Артикуляционная разминка
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1.Портретная галерея
2.2.Викторина «Узнай произведение»
3. Этап выявления места и причины затруднение
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап анализа произведения
6.1. Первичное восприятие текста произведения
6.2.Проверка первичного восприятия текста
6.3. Чтение в парах
6.4. Беседа
6.5. Ф. Кривин «Почему А поётся, а Б нет».
6.6. Проверка первичного восприятия текста
7. Этап обобщения и интерпретации
7.1. Обобщенная беседа
7.2. Подготовка к выразительному чтению
7.3. Выразительное чтение
8. Этап рефлексии учебной деятельности
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятель-ность учащихся | Формы контроля | Планиру-емые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД. |
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Алексеевна, и сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я. 1.2. Этический заряд. Я очень люблю уроки литературного чтения. А вы любите их? А за что? Я считаю, что на данном уроке можно открыть учебник литературного чтения и не просто познакомиться с новым автором, с новым произведением, а попытаться прожить небольшую жизнь литературного героя. Попутешествовать с ним по разным точкам мира. И получить вместе с ним огромный опыт и знания. Ведь знания кругом добываются, главное с уважением к ним относиться и беречь эти знания. 1.3.Артикуляционная разминка. -Но, конечно же, нельзя начинать урок литературного чтения без речевой разминки. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Ра-ра-ра- начинается игра. Са-са-са – в лесу бегает лиса. Жу-жу-жу – молока дадим ежу. Ру- ру-ру- мы закончили игру. |
Ответы детей - Чистоговорка. | Фронтальная | К1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Портретная галерея Ребята, а чем вы обычно занимаетесь на уроках литературного чтения? Я бы хотела сейчас проверить, как хорошо вы знакомы с авторами произведений, которые вы изучали ранее. -Посмотрите на доску. Ребята, вы знаете, чьи портреты висят на доске? -А.С.Пушкина, К.Д. Ушинского, К.И.Чуковского, В.В.Бианки. 2.2. Викторина «Узнай произведение» -А сейчас, ребята, я проверю, насколько хорошо вы знаете изученные произведения. Я вам буду читать отрывок из произведения, а вы назовите автора и название произведения. 1.И такая дребедень Динь-ди-лень! То тюлень позвонит, то олень. А недавно две газели 2.Белка песенки поет Да орешки все грызет. А орешки непростые Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд. Слуги белку стерегут. (Пушкин «Сказка о царе Салтане») -Я вижу, ребята, что вы хорошо помните изученные произведения, молодцы. Ребята, у вас на столах лежат карточки с картинками. Первый вариант, возьмите карточку белого цвета, второй вариант, возьмите карточку розового цвета. Вариант I – Обведи красным карандашом предметы, названия которых начинаются на гласный звук. Вариант II – Обведи, синим карандашом предметы, названия которых начинаются на согласный звук.
Ребята, что мы с вами проверили, выполняя это задание? мы проверили с вами знание гласных и согласных звуков, ведь мы продолжаем изучать раздел « Жили были буквы» . | -Да. -А.С.Пушкина, . | Фронтальная | Пр2 К2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | (Вывешивается портрет С. Черного) Ребята, вы знаете, кто изображен на данном портрете? Ребята, на портрете изображен С. Чёрный- это очень известный детский писатель. В 2010 году исполняется 130 лет со дня рождения Саши Черного. Настоящее имя Александр Михайлович Гликберг, он решил придумать себе псевдоним, ведь было в семье два мальчика по имени Саша. Один был светленький, а другой темного цвета волос. Поэтому, возможно он и придумал себе псевдоним Черный. Он родился и рос в семье аптекаря, детские годы провел на Украине. В его рассказах «Самое страшное», «Невероятная история», в стихотворении «Приготовишка» отразились воспоминания о детстве в городе Белая Церковь. Из этого города семья Черного сначала переехала в Одессу, потом в Житомир. Когда вырос и переехал жить в Петербург стал постоянным автором известного журнала «Сатирикон» и многих других российских журналов того времени. Становится известным как детский писатель: книги «Тук-Тук», «Живая азбука» и другие. Посмотрите на слайд, как много писатель написал детских произведений! Они все очень интересны и познавательны, вы можете найти его произведения в библиотеке и интернете и дома познакомиться с ними поближе. Ребята, мы продолжаем раздел «Жили были буквы…» и познакомимся с произведением нового для нас писателя. Ой, ребята, посмотрите на слайд. Как вы думаете, что случилось с буквами? (Буквы оживают) Ребята, это герои стихотворения С.Черного. Вы хотите узнать, как будет называться стихотворение и что эти герои будут в нём делать? Что нам поможет ответить на все эти вопросы? (Учебник литературного чтение) Давайте откроем учебник на странице 11-ой. |
| Фронтальная | К1 К2 Л1 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | -Значит, какое произведение мы будем сегодня читать?
- Как вы понимаете название «Живая азбука»? - Как вы думаете, о чем будет говориться в этом стихотворении? . | С. Чёрный «Живая азбука» Познакомиться с произведением
| Фронтальная | П1 Р1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий | -Ребята, в данном стихотворении есть слова, значения которых могут вам показаться непонятными. Я бы хотела, чтобы вы поработали в группах и соотнесли слово и его значение. У вас на столах лежат карточки белого цвета. Выполните работу в группах. Давайте проверим, что у вас получилось. Посмотрите на слайд Полночь — глубокая ночь. Кучей угорелой — все сразу в большой суматохе. Затеяли проказу — начали шалить. Превеселый — очень веселый. Маскарад — костюмированный бал. Псевдоним — вымышленное имя Отлично, мы познакомились со значением слов, которые будут встречаться в произведении. | Фронтальная | Пр1 Л1 П1 | |
6. Этап анализа произведения Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | 6.1. Первичное восприятие текста произведения Дети, вам сейчас необходимо прочитать данное произведение про себя и ответить на вопрос: 6.2. Проверка первичного восприятия текста - Почему поэт назвал шалость букв превеселым маскарадом? 6. 3. Чтение в парах теперь давайте прочитаем стихотворения в парах. - Посоветуйте друг другу, на что при чтении следует обращать внимание. 6.4 Беседа - Как бы вы продолжили прекрасный бал? Придумайте продолжения сказочной истории. Ребята, прочтите зашифрованные слова на слайде: Шьелм (шмель) зяем (змея) Вачр (врач) сакоыб (собака) -Какое слово лишнее? Почему? (врач) -Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (ааа) -Произнесите этот звук. Какой он? (гласный) -Как жужжит шмель? (жжж). -Произнесите этот звук. Какой он? (согласный) -Как рычит собака? (ррр). - Произнесите этот звук. Какой он? (согласный) -Как шипит змея? (шшш). -Произнесите этот звук. Какой он? (согласный) - В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят. 6.5. Ф. Кривин Почему А поётся, а Б нет. Сейчас я вам предлагаю продолжить читать произведение про буквы. И следующее произведение, которое мы будем с вами читать называется «Почему А поется, а Б нет.» Его написал Ф. Кривин (Вывешивается портрет ) Родился 11 июля 1928 г. В семье военнослужащего. Его короткие рассказы и смешные, и грустные одновременно, потому что содержат глубокие наблюдения за действительностью и человеком. В каждой истории есть маленькое открытие. «В стране вещей» предметы оживают, думают, общаются друг с другом, ведут себя сообразно своему характеру и свойствам. Стихия юмора увлекла Кривина в тот край, где можно виртуозно играть словами, разделяя их на части и собирая вновь, где слова обретают переносный смысл. Ребята, вы уже прочитали несколько историй про буквы русского алфавита. Сейчас вы познакомитесь с рассказом о том, чем отличаются гласные от согласных, почему разные звуки имеют свои особенности. -Из Азбуки вы уже знаете о главных отличиях гласных звуков от согласных. Назовите их. -Зачем надо иметь эти знания и различать гласные и согласные звуки? Откройте учебник на странице 12. Как вы думаете, о чем будет данный рассказ? -А теперь послушайте, как увлекательно рассказывает об этом Ф.Кривин в своем произведении. 6.6. Проверка первичного восприятия текста -Прослушивание аудиозаписи рассказа. -Понравился вам рассказ? -Что нового и необычного вы из него узнали? -Какие звуки умеют особенно красиво петь? -Знаете ли вы, как появились гласные звуки? (голос-голосить, глас-гласный) -Назовите звуки, которые, по мнению автора, могут петь- заливаться. -Как их называет писатель? (голосистые) -А как вы думаете, поются буквы или звуки? -Почему автор все время говорит о буквах? (наверное, он писал этот рассказ для дошколят, которые еще не знают, что такое звуки.) -Имеют ли голос согласные звуки? Объясните свой ответ. -Ребята, кто прочитает основную часть текста? -Прочитайте строки из стихотворения, где описывается, какие звуки издают гласные. -Как объяснить смысл названия «согласные»? (частичка со означает совместное участие в чем-нибудь.) -Прочитайте строки, где описывается, какие звуки издают согласные. (шипят, свистят, жужжат, рычат, пыхтят и т.д.) -Как вы думаете, случайно ли автор рассказал историю о споре букв? -Может быть, история эта вам что-то напоминает? (да, мы часто в жизни спорим и не уступаем друг другу, не слушаем, думаем чаще о том, кто из нас главнее, а не о том, чтобы хорошо сделать общее дело.) -Правильно, ребята | Фронтальная | Пр1 Л1 П1 П2 Р2 К1 К2 | |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | 7.1. Обобщенная беседа Ребята, посмотрите на слайд.Какая важная информация там написана. Теперь мы знаем: Буквы: - гласные - 10; - согласные – 21; -знаки - 2. В русском языке-6 гласных звуков. Когда их произносим, участвует только голос. Их можно петь. Согласных звуков в русском языке – 36. Когда их произносим выдыхаемый воздух, встречает преграды (губы, зубы и язык).
-А теперь я вам предлагаю каждому прочитать произведение снова про себя, чтобы подготовиться к прочтению стихотворения выразительно -Верно, попробуйте прочитать самостоятельно, а затем прочитаем и выберем, кто лучше всех справился с задачей. 7.3. Выразительное чтение | Фронтальная | Л1 П1 К2 | |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | -Вспомните задачи, которые ставились на уроке. -Поделитесь тем, что вам сегодня особенно удалось, над чем еще нужно поработать. -Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось? -С какими впечатлениями вы уходите с урока? Давайте подними картинку солнышка, если понравился урок, если у вас были затруднения во время урока, то поднимите тучку. -Молодцы, вы хорошо потрудились. -урок окончен. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение. 1 класс «С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».
Конспект урока по литературному чтению с презентацией. 1 класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями Саши Черного "Живая Азбука", Ф. Кривлена "Почему "А" поется, а "Б" нет"....
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...
Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет" (УМК "ШКОЛА РОССИИ...
Конспект урока по литературному чтению С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет» (УМК Школа России, 1 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет»Цели: знакомство с произведениями С. Черно...
Конспект урока литературного чтения «С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением «Живая азбука», «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.»...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»
Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»...