Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Иванова Ирина Алексеевна

Конспект урока музыки  1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.03.21_s_chernyy_zhivaya_azbuka.docx255.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Конспект пробного урока чтения

в 1а  классе

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс 3, группа 31Н

Ивановой Ирины Алексеевны

  Руководитель: Левченкова Н.А.

Дата____________                                                 Оценка_________

Подпись учителя______________                        Подпись методиста_________
Подпись методиста____________

Трубчевск, 2021

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 11.03.2021.

Школа: Трубчевская СОШ №1

ОС: Школа России

Учебный предмет: Литературное чтение

Класс:

Учитель: Левченкова Н.А.

Студент-практикант: Иванова Ирина Алексеевна

Тема: «С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:
Содержательная:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Черного, Ф. Кривина; расширять читательский опыт.
Деятельностная: через анализ произведения помочь понять учащимся идею стихотворения, закрепить знание о гласных и согласных звуках и буквах русского языка.
Задачи:
Образовательные:

1.Формировать умение читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора.
2.Развивать умение соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Развивающие:

1.Формировать умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы.
2.Развивать умение понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов.
3.Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы, умение понимать учебную задачу урока.
4.Развивать умение читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
5.Развивать умение вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение.
6.Развивать умение употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию.

Воспитательные:

1.Формировать отношение гордости к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Умение читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора.

2.Умение соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Личностные:

  1. Формировать отношение гордости к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Метапредметные:

Познавательные:

1.Умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы.

2.Умение понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов.

Регулятивные:

1.Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы, умение понимать учебную задачу урока.

2.Умение читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).

Коммуникативные:

1.Умение вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение.

2.Умение употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию.

Оборудование: Учебник, презентационные материалы, портреты поэтов.

Образовательный ресурс: Учебник: Литературного чтения. 1 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 1. / Л.Ф Климанова, Горецкий В. Г., М.В.Голованова–М. : Просвещение, 2018. (Школа России) стр. 10-13

План урока

1.Этап мотивации

1.1.Приветствие
1.2. Этический заряд
1.3.Артикуляционная разминка

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

 2.1.Портретная галерея

2.2.Викторина «Узнай произведение»

3. Этап выявления места и причины затруднение

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

6. Этап анализа произведения

6.1. Первичное восприятие текста произведения

6.2.Проверка первичного восприятия текста

           6.3. Чтение в парах

           6.4. Беседа

           6.5. Ф. Кривин «Почему А поётся, а Б нет».

           6.6. Проверка первичного восприятия текста

7. Этап обобщения и интерпретации
7.1. Обобщенная беседа
7.2. Подготовка к выразительному чтению
7.3. Выразительное чтение

8. Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД.

  1. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Алексеевна, и сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я.

 1.2. Этический заряд.

Я очень люблю уроки литературного чтения. А вы любите их? А за что?  

Я считаю, что на данном уроке можно открыть учебник литературного чтения и не просто познакомиться с новым автором, с новым произведением, а попытаться прожить небольшую жизнь литературного героя. Попутешествовать с ним по разным точкам мира. И получить вместе с ним огромный опыт и знания. Ведь знания кругом добываются, главное с уважением к ним относиться и беречь эти знания.

1.3.Артикуляционная разминка.

-Но, конечно же, нельзя начинать урок литературного чтения без речевой разминки. Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
- Давайте прочитаем её все вместе.

Ра-ра-ра- начинается игра.

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Жу-жу-жу – молока дадим ежу.

Ру- ру-ру- мы закончили игру.


Приветствуют учителя.

Ответы детей



- Чистоговорка.

Фронтальная

К1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Портретная галерея

Ребята, а чем вы обычно занимаетесь на уроках литературного чтения? Я бы хотела сейчас проверить, как хорошо вы знакомы с авторами произведений, которые вы изучали ранее.

-Посмотрите на доску. Ребята, вы знаете, чьи портреты висят на  доске?

-А.С.Пушкина, К.Д. Ушинского, К.И.Чуковского, В.В.Бианки.

2.2. Викторина «Узнай произведение»

-А сейчас, ребята, я проверю, насколько хорошо вы знаете изученные произведения. Я вам буду читать отрывок из произведения, а вы назовите автора и название произведения.

1.И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели
Позвонили и запели:
-Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?(
Чуковский «Телефон»)

2.Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А орешки непростые

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд.

Слуги белку стерегут. (Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

-Я вижу, ребята, что вы хорошо помните изученные произведения, молодцы.

Ребята, у вас на столах лежат карточки с картинками.  Первый вариант, возьмите карточку белого цвета, второй вариант, возьмите карточку розового цвета.

Вариант I

– Обведи красным карандашом предметы, названия которых начинаются на гласный звук.

Вариант II

– Обведи, синим карандашом предметы, названия которых начинаются на согласный звук.

hello_html_74a5c707.jpg 

hello_html_m15bb2086.jpg

Ребята, что мы с вами проверили, выполняя это задание?

мы проверили с вами знание гласных и согласных звуков, ведь мы продолжаем изучать раздел « Жили были буквы» .

-Да.

-А.С.Пушкина,
Ушинского К.И.Чуковского
, В.В.Бианки.


.


Фронтальная

Пр2

К2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

(Вывешивается портрет С. Черного)

Ребята, вы знаете, кто изображен на данном портрете?

Ребята, на портрете изображен С. Чёрный- это очень известный детский писатель.

В 2010 году исполняется 130 лет со дня рождения Саши Черного.

Настоящее имя Александр Михайлович Гликберг, он решил придумать себе псевдоним, ведь было в семье два мальчика по имени Саша. Один был светленький, а другой темного цвета волос.  Поэтому, возможно он и придумал себе псевдоним Черный.

Он родился и рос в семье аптекаря, детские годы провел на Украине. В его рассказах «Самое страшное», «Невероятная история», в стихотворении «Приготовишка» отразились воспоминания о детстве в городе Белая Церковь.

Из этого города семья Черного сначала переехала в Одессу, потом в Житомир.

Когда вырос и переехал жить в  Петербург стал постоянным автором известного журнала «Сатирикон» и многих других российских журналов того времени.

Становится известным как детский писатель: книги «Тук-Тук», «Живая азбука» и другие. Посмотрите на слайд, как много писатель написал детских произведений! Они все очень интересны и познавательны, вы можете найти его произведения в библиотеке и интернете и дома познакомиться с ними поближе.

Ребята, мы продолжаем раздел «Жили были буквы…» и познакомимся с произведением нового для нас писателя.

Ой, ребята, посмотрите на слайд.

 Как вы думаете, что случилось с буквами? (Буквы оживают)

Ребята, это герои стихотворения С.Черного. Вы хотите узнать, как будет называться стихотворение и что эти герои будут в нём делать?

Что нам поможет ответить на все эти вопросы? (Учебник литературного чтение)

Давайте откроем учебник на странице 11-ой.


Живая азбука

Фронтальная

К1

К2

Л1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

-Значит, какое произведение мы будем сегодня читать?


-Какова же будет тема нашего урока? (Откройте учебник на 11  странице)
-А какую цель мы с вами поставим на наш урок?


-Какие же задачи?

- Как вы понимаете название «Живая азбука»?

- Как вы думаете, о чем будет говориться в этом стихотворении?

.

С. Чёрный «Живая азбука»

Познакомиться с произведением


Читать правильно

Фронтальная

П1

Р1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

 -Ребята, в данном стихотворении есть слова, значения которых могут вам показаться непонятными. Я бы хотела, чтобы вы поработали в группах и соотнесли слово и его значение.  У вас на столах лежат карточки белого цвета. Выполните работу в группах.

Давайте проверим, что у вас получилось. Посмотрите на слайд
Правильный ответ:

Полночь — глубокая ночь.

Кучей угорелой — все сразу в большой суматохе.

Затеяли проказу — начали шалить.

Превеселый — очень веселый.

Маскарад — костюмированный бал.

Псевдоним — вымышленное имя

Отлично, мы познакомились со значением слов, которые будут встречаться в произведении.

Фронтальная

Пр1

Л1

П1

6. Этап анализа произведения

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

6.1. Первичное восприятие текста произведения

Дети, вам сейчас необходимо прочитать данное произведение про себя и ответить на вопрос:

6.2. Проверка первичного восприятия текста
-Ребята, так кто затеял проказу, шалость?

- Почему поэт назвал шалость букв превеселым маскарадом?

6. 3. Чтение в парах

теперь давайте прочитаем стихотворения в парах.

- Посоветуйте друг другу, на что при чтении следует обращать внимание.

6.4 Беседа

- Как бы вы продолжили прекрасный бал? Придумайте продолжения сказочной истории.

Ребята, прочтите зашифрованные слова на слайде:

Шьелм (шмель)                  зяем (змея)

Вачр (врач)                        сакоыб (собака)

-Какое слово лишнее? Почему? (врач)

-Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (ааа)

-Произнесите этот звук. Какой он? (гласный)

-Как жужжит шмель? (жжж).

-Произнесите этот звук. Какой он? (согласный)

-Как рычит собака? (ррр).

- Произнесите этот звук. Какой он? (согласный)

-Как шипит змея? (шшш).

-Произнесите этот звук. Какой он? (согласный)

- В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят.

6.5. Ф. Кривин Почему А поётся, а Б нет.

Сейчас я вам предлагаю продолжить читать произведение про буквы. И следующее произведение, которое мы будем с вами читать называется  «Почему А поется, а Б нет.»  Его написал Ф. Кривин (Вывешивается портрет )

Родился 11 июля 1928 г. В семье военнослужащего.

Его короткие рассказы и смешные, и грустные одновременно, потому что содержат глубокие наблюдения за действительностью и человеком. В каждой истории есть маленькое открытие.

«В стране вещей» предметы оживают, думают, общаются друг с другом, ведут себя сообразно своему характеру и свойствам.

Стихия юмора увлекла Кривина в тот край, где можно виртуозно играть словами, разделяя их на части и собирая вновь, где слова обретают переносный смысл.

Ребята, вы уже прочитали несколько историй про буквы русского алфавита. Сейчас вы познакомитесь с рассказом о том, чем отличаются гласные от согласных, почему разные звуки имеют свои особенности.

-Из Азбуки вы уже знаете о главных отличиях гласных звуков от согласных. Назовите их.

-Зачем надо иметь эти знания и различать гласные и согласные звуки?

Откройте учебник на странице 12. Как вы думаете, о чем будет данный рассказ?

-А теперь послушайте, как увлекательно рассказывает об этом Ф.Кривин в своем произведении.

6.6. Проверка первичного восприятия текста

-Прослушивание аудиозаписи рассказа.

-Понравился вам рассказ?

-Что нового и необычного вы из него узнали?

-Какие звуки умеют особенно красиво петь?

-Знаете ли вы, как появились гласные звуки? (голос-голосить, глас-гласный)

-Назовите звуки, которые, по мнению автора, могут петь- заливаться.

-Как их называет писатель? (голосистые)

-А как вы думаете, поются буквы или звуки?

-Почему автор все время говорит о буквах? (наверное, он писал этот рассказ для дошколят, которые еще не знают, что такое звуки.)

-Имеют ли голос согласные звуки? Объясните свой ответ.

-Ребята, кто прочитает основную часть текста?

-Прочитайте строки из стихотворения, где описывается, какие звуки издают гласные.

-Как объяснить смысл названия «согласные»? (частичка со означает совместное участие в чем-нибудь.)

-Прочитайте строки, где описывается, какие звуки издают согласные. (шипят, свистят, жужжат, рычат, пыхтят и т.д.)

-Как вы думаете, случайно ли автор рассказал историю о споре букв?

-Может быть, история эта вам что-то напоминает? (да, мы часто в жизни спорим и не уступаем друг другу, не слушаем, думаем чаще о том, кто из нас главнее, а не о том, чтобы хорошо сделать общее дело.)

-Правильно, ребята


Фронтальная

Пр1

Л1

П1

П2

Р2

К1

К2

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1.  Обобщенная беседа

Ребята, посмотрите на слайд.Какая важная информация там написана.

Теперь мы знаем:

Буквы:

- гласные - 10;

- согласные – 21;

-знаки - 2.

В русском языке-6 гласных звуков.

Когда их произносим, участвует только голос. Их можно петь. Согласных звуков в русском языке – 36. Когда их произносим выдыхаемый воздух, встречает преграды (губы, зубы и язык).


7.2.Подготовка к выразительному чтению

-А теперь я вам предлагаю каждому прочитать произведение снова про себя, чтобы подготовиться к прочтению стихотворения выразительно

-Верно, попробуйте прочитать самостоятельно, а затем прочитаем и выберем, кто лучше всех справился с задачей.

7.3. Выразительное чтение
-Кто желает прочитать данное стихотворение выразительно для всего класса?

Фронтальная

Л1

П1

К2

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Вспомните задачи, которые ставились на уроке.

-Поделитесь тем, что вам сегодня особенно удалось, над чем еще нужно поработать.

-Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?

-С какими впечатлениями вы уходите с урока?

Давайте подними картинку солнышка, если понравился урок, если у вас были затруднения во время урока, то поднимите тучку.

-Молодцы, вы хорошо потрудились.

-урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. 1 класс «С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

Конспект урока по литературному чтению с презентацией. 1 класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями Саши Черного "Живая Азбука", Ф. Кривлена "Почему "А" поется, а "Б" нет"....

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет" (УМК "ШКОЛА РОССИИ...

Конспект урока по литературному чтению С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет» (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет»Цели: знакомство с произведениями С. Черно...

Конспект урока литературного чтения «С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением «Живая азбука», «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.»...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»

Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»...