Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_1_klass.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»
(технологическая карта)
Цели деятельности педагога | Создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; научить читать по ролям |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты образования Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) | Предметные: умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям |
Личностные: формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения; опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение | |
Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий. Познавательные: умение сравнивать литературные произведения и их героев. Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации | |
Формы и методы обучения | Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный |
Основное содержание темы, | Гласные и согласные звуки, особенности произношения. Положение звука в начале, середине и конце слова |
Образовательные ресурсы | Алфавит; картинки со словами; карточки с изображением предметов; карточки с пословицами; карточки с играми; выставка книг о буквах |
Сценарий урока
Этап урока, цель | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организационный | Эмоциональный настрой на урок; проверка готовности оборудования и класса к уроку | Приветствует учащихся. Проверяет готовность | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Воспринимать на слух речь педагога | Наблюдение учителя |
II. Актуализация знаний, сообщение целей | Обеспечение мотивации и принятие целей учебно-познава-тельной деятельности | Предлагает прочитать зашифрованные слова: шьелм (шмель) зяем (змея) вачр (врач) сакоаб (собака) Организует диалог с учащимися по вопросам: – Какое слово лишнее? Почему? – Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (Аа-аа-ааа…). Произнесите звук а. Какой это звук? – Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж.) Произнесите звук ж. Какой это звук? – Как рычит собака? (Р-ры…) Произнесите звук р. – Какой это звук? – Как шипит змея? (Ш-шш…) Произнесите звук ш. Какой это звук? – В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят. Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках | Читают слова, предложенные учителем. Отвечают на вопросы учителя | Понимать смысл текста. Формулировать Выполнять инструкцию | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
III. Изучение нового материала | Речевая минутка. Работа с карточками. Знакомство Словарная | Вместе с учащимися читает чистоговорку: Жу-жу-жу – молоко дадим ежу. Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Жи-жи-жи – здесь живут ежи. Же-же-же – дождь прошел уже. Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок. Раздаёт учащимся карточки с картинками и предлагает выполнить задание. Вариант I – Обведи красным карандашом предметы, названия которых начинаются на гласный звук (Приложение 1). Вариант II – Обведи синим карандашом предметы, названия которых начинаются на согласный звук Организует беседу по вопросам: – Прочтите фамилию автора. – Как называется произведение? – Как вы понимаете это название? – Рассмотрите иллюстрацию на с. 11 учебника. Что на ней изображено? – Как вы думаете, о чём это произведение? Просит прочитать стихотворение. Предлагает объяснить значения слов из данного произведения. Полночь – глубокая ночь. Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе. Затеяли проказу – начали шалить | Читают. Рассматривают карточки и анализируют задание. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение | Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий. Формировать общее мнение в совместной деятельности. Формулировать ответы на вопросы учителя. Строить высказывания, понятные для партнёра. Принимать и сохранять учебную цель | Задание на карточке. Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Анализ прочитанного текста. Игровой момент. Физкультминутка (Приложе- | Превесёлый – очень весёлый. Маскарад – бал, на который приходят в масках Задает вопросы по прочитанному тексту: – Что произошло в полночь? – Кто начал шалить? – Почему буквы «затеяли проказу»? – Почему автор назвал шалость букв «превесёлым маскарадом»? – Какой костюм надела буква «А»? буква «Б»? буква «Е»? Почему? – А какие костюмы могли бы надеть буквы «В», «Ж», «М», «К», «И»? Проводит игру «Узнай букву на маскараде». Демонстрирует изображения животных (слон, бегемот, носорог, жираф, синица, филин и др.). Проводит физкультминутку | Отвечают на вопросы учителя Угадывают буквы, которые могли бы надеть костюмы этих животных | Осознанно строить речевое высказывание. Формулировать свое мнение и позицию по заданной теме. Договариваться Использовать речь для регуляции своих действий | Устные ответы. Наблюдения учителя | |
IV. Продолжение изучения нового материала | Первичное знакомство с произведением Ф. Кривина «Почему «А» потся, | Задаёт вопросы учащимся: – Кто автор следующего произведения? – Как называется этот рассказ? – Как вы думаете, о чём в нём рассказывает автор? Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором чаще всего описывается какой-то один эпизод | Отвечают на вопросы. Читают рассказ вслух. | Принимать и сохра- нять учебную задачу. | Наблюдение учителя. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Анализ произ-ведения Знакомство Выборочное чтение. Инсценировка сказки А. Шибаева «Всегда вместе» | Просит учащихся найти в тексте звуки, которые можно петь и прочитать. – Как называет их писатель? Просит объяснить выражение «хорошо поставленными голосами», а затем прочитать объяснение этого выражения. (Это голоса людей, научившихся хорошо, правильно петь.) Объясняет, какие звуки нельзя пропеть. Рассказывает: – Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь (каждый тон в отдельности или последовательно переставляя): – Ааааа! – Ооооо! – Ууууу! Эти звуки и называются гласными от слова глас – голос, то есть они голосные. Если же воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос, то образуются согласные. Предлагает учащимся прочитать строки из рассказа, где описывается, какие звуки издают шум, и вспомнить их название. Затем прочитать строки, где описывается, почему эти звуки называют согласными. Читает сказку. Распределяет роли между учащимися. | Работают с текстом. Слушают. Работают с текстом. Читают. Читают сказку | Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем Осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя). Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Уметь интонационно передавать речь персонажей | Устные ответы Чтение текста. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Эвристическая беседа | Организует беседу по вопросам: – Что произошло, когда звуки поссорились? – Чему учит эта сказка? – Нужно ли спорить о том, кто важнее? – Назовите пословицы о дружбе, о ссоре. • Все за одного, один за всех. • Дружба и братство дороже любого богат-ства. • Одна голова – хорошо, а две лучше. • Согласие крепче каменных стен. • От одного слова – да навек ссора | Отвечают на вопросы. Анализируют сказку «Всегда | Формулировать ответы на вопросы. Строить высказывания, понятные для партнёров | Устные ответы | |
V. Подведение итогов | Обобщение | Организует беседу по вопросам: – С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? – Почему «А» поется, а «Б» – нет? – Как рассудить спорщиков, если согласные хотят петь, а гласные убеждают всех, что только они – способные певцы? – Чему учит рассказ Ф. Кривина? | Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | Осознанно строить речевое высказывание. Формулировать своё мнение и позицию | Оценивание учащихся |
VI. Внеурочная деятельность | 1. Составить рассказ о буквах гласных и (или) согласных. 2. Нарисовать «сказочную» (Приложение 6) | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Физкультминутка
СОВА
В лесу темно, все спят давно.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка-сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит!
Приложение 4
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
– Ссс… – змеиный слышен свист.
– Шшш… – шуршит опавший лист.
– Жжж… – шмели в саду жужжат.
В. Берестов
Приложение 5
ВСЕГДА ВМЕСТЕ
Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотели поговорить – и никак…
Кашлянули:
– Кх!
Чихнули:
– Пчх!
Хмыкнули:
– Хм…
Зачем-то позвали кошку:
– Кс, кс, кс!
И заскучали…
Вдруг:
– Тсс!
Показалось им, что кто-то где-то рыдает… Прислушались.
– А-а-а! О-о-о! – кричали гласные.
Они плакали, как малые дети:
– Уа! Уа!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть), но у них получилось лишь невнятное бормотание:
– Бдм всгд вмст!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
– У-е-е-а-е-е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
– Будем всегда вместе!
И с тех пор никогда больше не разлучались.
Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом всё равно мирятся.
А. Шибаев
Приложение 6
БУКВА «Я» ШАГАЕТ ГОРДО
Всем на свете буква «Я» Доложить готова: – А вы знаете, кто я? Вы не знаете, кто я. Я не только буква «Я» – Буква, Слог, И слово! А. Шибаев |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»
Технологическая карта к уроку...
Литературное чтение. 1 класс «С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».
Конспект урока по литературному чтению с презентацией. 1 класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями Саши Черного "Живая Азбука", Ф. Кривлена "Почему "А" поется, а "Б" нет"....
Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет" (УМК "ШКОЛА РОССИИ...
Конспект урока литературного чтения «С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением «Живая азбука», «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.»...
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»
Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»...