Конспект урока литературного чтения «С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» (1 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения.
Тема: «С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».
Цели деятельности учителя:
- познакомить с произведениями С. Черного, Ф. Кривина;
- обучать читать произведение по ролям;
- закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах русского языка.
Планируемые результаты
Личностные:
-опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные:
- создать условия для развития речевых умений, творческих способностей, воображения, памяти;
- воспитывать читательский. интерес.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» часть 1 Климанова Л. Ф., видео –физминутка, учебная презентация.
Этап урока. Методы. Приемы. | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент Словесный: слово учителя | 1 м | - Ребята, мы начинаем урок чтения. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения (пожать друг другу руки). Настроимся на рабочий лад: - Мы умные. Мы дружные. Мы внимательные. Мы старательные. Мы в первом классе учимся, всё у нас получится! | Приветствие учителя. Эмоциональный настрой на урок. | Л: самоопределение; Р: целеполагание. |
2. Мотивационный этап Словесный: слово учителя Практический: работа с чистоговоркой, скороговркой | 4 м 5 м | Работа с чистоговоркой, скороговоркой. Повторяйте за мной. Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава. Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы. Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве. Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву. Теперь прочитайте хором. Прочитайте. Ярослав и Ярославна Поселились в Ярославле. В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна. Прочитаем все вместе. | Проговаривать чистоговорку, скороговорку. | К: планирование учебного сотрудничества; П: развитие умения анализировать познавательный объект; |
3. Актуализация знаний Словесный: слово учителя | 8 м | - Какое было домашнее задание? Давайте проверим. Что мы читали на уроке? Как зовут автора произведения? Как называется произведение? Прочитайте выразительно. (Опрос 2 -3 учеников). | Отвечать на вопросы. Читать выразительно. | П: структурирование знаний; |
4. Постановка учебной задачи, целеполагание Словесный: слово учителя | 10 м 2 м | -Прочтите зашифрованные слова: Шьелм (шмель) зяем (змея) Вачр (врач) сакоыб (собака) -Какое слово лишнее? Почему? (врач) -Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (ааа) -Произнесите этот звук. Какой он? (гласный) -Как жужжит шмель? (жжж). -Произнесите этот звук. Какой он? (согласный) -Как рычит собака? (ррр). - Произнесите этот звук. Какой он? (согласный) -Как шипит змея? (шшш). -Произнесите этот звук. Какой он? (согласный) - В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят. - Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках. | Отвечать на вопросы. Слушать учителя. Отвечать на вопросы. | Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; |
5. Решение частных задач Словесный: слово учителя Практический: Работа с произведением Динамическая пауза Практический: работа с текстом Практический: работа над содержанием текста | 7 м 3 м 4 м | -Сегодня вы поработаете над произведением Виктора Лунина на стр.25 в учебнике. -Сейчас я прочту вам это стихотворение, а вы подумаете, чему можете научиться в процессе чтения и перечитывания этого стихотворения. (четко произносить звук ш, читать без ошибок и выразительно.) -Это стихотворение необычное, оно научит вас думать, размышлять над тем, что вы читаете, а также разгадывать тайны литературных произведений.(чтение стихотворения) -Понравилось вам стихотворение? А что особенно понравилось? О чем оно? -А теперь прочитайте последнее предложение. Какая картина встает у вас перед глазами, когда вы слышите эти строки? Опишите. Как вы понимаете выражение «шустрым мышонком шуршит тишина»? Как тишина может «шуршать», ведь на то она и тишина, чтобы было очень тихо, не слышно было звуков, а автору она представилась шустрым мышонком? Нет ли здесь какого- то противоречия? -Может быть, здесь скрыта какая- то тайна? (автор представил тишину необычно. Сначала ему показалось, что это гном передвигается в тишине, но потом возник образ шустрого мышонка, который якобы то в одном месте поскребется, то в другом. И кажется, что тихие звуки доносятся с разных сторон. А шорох, шептание, шлепанье и шуршание- все это звуки природы, которые все вместе и помогли автору представить тишину в виде шустрого мышонка.) -А теперь, ребята, читать будете вы. -Зажмите пальчиками ушки и вполголоса прочтите это стихотворение. (жужжащее чтение) -Попробуйте прочитать это произведение своему соседу по парте, потом поменяйтесь ролями. -Подготовьте в паре чтение стихотворения по ролям. (1 часть один ученик, 2 часть другой ученик) -Ребята, сегодня вы продолжаете изучать литературные произведения о буквах, их веселых превращениях и необычных историях, происходящих с ними. -Откройте стр.11 учебника, прочитайте фамилию автора и название произведения, посмотрите произведение, прочитайте задания. -Также посмотрите и произведение Ф. Кривина и задания к нему на стр.12-13. -Обратитесь к стр.3 учебника, где авторы вам определили цели изучения раздела. Подумайте, какие из предложенных целей могут быть реализованы сегодня при чтении новых произведений. -Какую учебную задачу вы поставите на сегодняшний урок каждый для себя? (научиться читать выразительно, научиться читать без ошибок, стараться читать целыми словами, быть более инициативным, научиться не конфликтовать и т.д.) -Но прежде, чем продолжить нашу работу, мы с вами встанем и немного разомнемся Видео – физминутка. Работа с произведением -Ребята, прочитав название произведения, вы не удивились тому, что азбука названа живой? -Почему, по-вашему мнению, автор так назвал свое произведение? О чем пойдет речь? -Теперь давайте по цепочке по предложению прочитаем это произведение. -Понравилось вам стихотворение? Что особенно понравилось? -Кто затеял проказу, шалость? -Почему поэт шалость букв назвал «превеселый маскарад»? -Знаете ли вы значение слова маскарад? Значение каких слов вам еще не понятно?
-Прежде чем прочитать стихотворение, необходимо выполнить задание 2 на стр. 11 учебника, оно поможет вам подготовиться к выразительному чтению. -Прочитайте это стихотворение в парах, каждый по строчке. -Хорошо. Работа над рассказом Ф. Кривина «Почему А поется, а Б нет.» -Ребята, вы уже прочитали несколько историй про буквы русского алфавита. Сейчас вы познакомитесь с рассказом о том, чем отличаются гласные от согласных, почему разные звуки имеют свои особенности. -Из Азбуки вы уже знаете о главных отличиях гласных звуков от согласных. Назовите их. -Зачем надо иметь эти знания и различать гласные и согласные звуки? -А теперь послушайте, как увлекательно рассказывает об этом Ф.Кривин в своем произведении. -Чтение учителем. -Понравился вам рассказ? -Что нового и необычного вы из него узнали? -Какие звуки умеют особенно красиво петь? -Знаете ли вы, как появились гласные звуки? (голос-голосить, глас-гласный) -Назовите звуки, которые, по мнению автора, могут петь- заливаться. -Как их называет писатель? (голосистые) -А как вы думаете, поются буквы или звуки? -Почему автор все время говорит о буквах? (наверное, он писал этот рассказ для дошколят, которые еще не знают, что такое звуки.) -Имеют ли голос согласные звуки? Объясните свой ответ. -Ребята, кто перечитает основную часть текста? -Прочитайте строки из стихотворения, где описывается, какие звуки издают гласные. -Как объяснить смысл названия «согласные»? (частичка со означает совместное участие в чем-нибудь.) -Прочитайте строки, где описывается, какие звуки издают согласные. (шипят, свистят, жужжат, рычат, пыхтят и т.д.) -Как вы думаете, случайно ли автор рассказал историю о споре букв? -Может быть, история эта вам что-то напоминает? (да, мы часто в жизни спорим и не уступаем друг другу, не слушаем, думаем чаще о том, кто из нас главнее, а не о том, чтобы хорошо сделать общее дело.) -Правильно, ребята | Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Читать произведение. Отвечать на вопросы. Работать с учебником. Выполнять упражнения. Отвечать на вопросы. Отвечать на вопоросы. Высказывать свое мнение. Выборочно читать. Отвечать на вопросы. | К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками; К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи; П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками; П: развитие умения анализировать познавательный объект; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
6. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. Словесный: слово учителя | 1 м | -Вспомните задачи, которые ставились на уроке. -Поделитесь тем, что вам сегодня особенно удалось, над чем еще нужно поработать. -Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось? -С какими впечатлениями вы уходите с урока? -Молодцы, вы хорошо потрудились. -урок окончен. |
Проводить анализ учебной деятельности. | Л: определяют личностный смысл изучения темы; Р: умение определять самостоятельно критерии оценивания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»
Технологическая карта к уроку...
Литературное чтение. 1 класс «С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».
Конспект урока по литературному чтению с презентацией. 1 класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями Саши Черного "Живая Азбука", Ф. Кривлена "Почему "А" поется, а "Б" нет"....
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...
Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет" (УМК "ШКОЛА РОССИИ...
Конспект урока литературного чтения «С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением «Живая азбука», «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.»...
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»
Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»...