Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА : САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»
Цели деятельности педагога | Создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; научить читать по ролям |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты образования Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) | Предметные: умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям |
Личностные: формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения; опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение | |
Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий. Познавательные: умение сравнивать литературные произведения и их героев. Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации | |
Формы и методы обучения | Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный |
Основное содержание темы, | Гласные и согласные звуки, особенности произношения. Положение звука в начале, середине и конце слова |
Образовательные ресурсы | Алфавит; картинки со словами; карточки с изображением предметов; карточки с пословицами; карточки с играми; выставка книг о буквах |
Ход урока
Этап урока, цель | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые | ||||
I. Организационный | Эмоциональный настрой на урок; проверка готовности оборудования и класса к уроку | Приветствует учащихся. Проверяет готовность | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. | Воспринимать на слух речь педагога | Наблюдение учителя |
II. Актуализация знаний, сообщение целей | Обеспечение мотивации и принятие целей учебно-познава-тельной деятельности | Предлагает прочитать зашифрованные слова: шьелм (шмель) зяем (змея) вачр (врач) сакоаб (собака) Организует диалог с учащимися по вопросам: – Какое слово лишнее? Почему? – Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (Аа-аа-ааа…). Произнесите звук а. Какой это звук? – Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж.) Произнесите звук ж. Какой это звук? – Как рычит собака? (Р-ры…) Произнесите звук р. – Какой это звук? – Как шипит змея? (Ш-шш…) Произнесите звук ш. Какой это звук? – В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят. Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках | Читают слова, предложенные учителем. Отвечают на вопросы учителя | Понимать смысл текста. Формулировать Выполнять инструкцию | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Речевая минутка. Работа с карточками. Знакомство Словарная | Вместе с учащимися читает чистоговорку: - Прочитайте чистоговорку. Ти – ди – ти – мне домой идти. Ти –ти – ди - за руку его веди. Те – те – де – рыба водится в воде. Те - де – те – хорошо читайте. Раздаёт учащимся карточки с картинками и предлагает выполнить задание. Вариант I – Обведи красным карандашом предметы, названия которых начинаются на гласный Вариант II – Обведи синим карандашом предметы, названия которых начинаются на согласный звук Организует беседу по вопросам: – Прочтите фамилию автора. – Как называется произведение? – Как вы понимаете это название? – Рассмотрите иллюстрацию на с. 11 учебника. Что на ней изображено? – Как вы думаете, о чём это произведение? Просит прочитать стихотворение. Предлагает объяснить значения слов из данного произведения. Полночь – глубокая ночь. Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе. Затеяли проказу – начали шалить | Читают. Рассматривают карточки и анализируют задание. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение | Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий. Формировать общее мнение в совместной деятельности. Формулировать ответы на вопросы учителя. Строить высказывания, понятные для партнёра. Принимать и сохранять учебную цель | Задание на карточке. Устные ответы |
.
Анализ прочитанного текста. Игровой момент. Физкультминутка | Превесёлый – очень весёлый. Маскарад – бал, на который приходят в масках Задает вопросы по прочитанному тексту: – Что произошло в полночь? – Кто начал шалить? – Почему буквы «затеяли проказу»? – Почему автор назвал шалость букв «превесёлым маскарадом»? – Какой костюм надела буква «А»? буква «Б»? буква «Е»? Почему? – А какие костюмы могли бы надеть буквы «В», «Ж», «М», «К», «И»? Проводит игру «Узнай букву на маскараде». Демонстрирует изображения животных (слон, бегемот, носорог, жираф, синица, филин и др.). Проводит физкультминутку | Отвечают на вопросы учителя Угадывают буквы, которые могли бы надеть костюмы этих животных | Осознанно строить речевое высказывание. Формулировать свое мнение и позицию по заданной теме. Договариваться Использовать речь для регуляции своих действий | Устные ответы. Наблюдения учителя | |
IV. Продолжение изучения нового материала | Первичное знакомство с произведением Ф. Кривина «Почему «А» потся, | Задаёт вопросы учащимся: – Кто автор следующего произведения? – Как называется этот рассказ? – Как вы думаете, о чём в нём рассказывает автор? Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором чаще всего описывается какой-то один эпизод | Отвечают на вопросы. Читают рассказ вслух. | Принимать и сохра- нять учебную задачу. | Наблюдение учителя. |
Анализ произ-ведения Знакомство Выборочное чтение Инсценировка сказки А. Шибаева «Всегда вместе» | Просит учащихся найти в тексте звуки, которые можно петь и прочитать. – Как называет их писатель? Просит объяснить выражение «хорошо поставленными голосами», а затем прочитать объяснение этого выражения. (Это голоса людей, научившихся хорошо, правильно петь.) Объясняет, какие звуки нельзя пропеть. Рассказывает: – Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь (каждый тон в отдельности или последовательно переставляя): – Ааааа! – Ооооо! – Ууууу! Эти звуки и называются гласными от слова глас – голос, то есть они голосные. Если же воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос, то образуются согласные. Предлагает учащимся прочитать строки из рассказа, где описывается, какие звуки издают шум, и вспомнить их название. Затем прочитать строки, где описывается, почему эти звуки называют согласными. Читает сказку. Распределяет роли между учащимися. | Работают с текстом. Слушают. Работают с текстом. Читают. Читают сказку | Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем Осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя). Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Уметь интонационно передавать речь персонажей | Устные ответы Чтение текста. | |
| Эвристическая беседа | Организует беседу по вопросам: – Что произошло, когда звуки поссорились? – Чему учит эта сказка? – Нужно ли спорить о том, кто важнее? – Назовите пословицы о дружбе, о ссоре. • Все за одного, один за всех. • Дружба и братство дороже любого богат-ства. • Одна голова – хорошо, а две лучше. • Согласие крепче каменных стен. • От одного слова – да навек ссора | Отвечают на вопросы. Анализируют сказку «Всегда | Формулировать ответы на вопросы. Строить высказывания, понятные для партнёров | Устные ответы |
V. Рефлексия | Обобщение | Организует беседу по вопросам: – С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? – Почему «А» поется, а «Б» – нет? – Как рассудить спорщиков, если согласные хотят петь, а гласные убеждают всех, что только они – способные певцы? – Чему учит рассказ Ф. Кривина? | Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | Осознанно строить речевое высказывание. Формулировать своё мнение и позицию | Оценивание учащихся |
VI. Домашнее задание | 1. Составить рассказ о буквах гласных и (или) согласных. 2. Нарисовать «сказочную» | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»
Технологическая карта к уроку...
Литературное чтение. 1 класс «С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».
Конспект урока по литературному чтению с презентацией. 1 класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями Саши Черного "Живая Азбука", Ф. Кривлена "Почему "А" поется, а "Б" нет"....
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...
Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет" (УМК "ШКОЛА РОССИИ...
Конспект урока литературного чтения «С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением «Живая азбука», «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.»...
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"...