Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Сидорова Наталья Ивановна

Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕМА УРОКА : САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»

Цели деятельности педагога

Создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; научить читать по ролям

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты образования

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

Предметные: умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям

Личностные: формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения; опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение

Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий.

Познавательные: умение сравнивать литературные произведения и их героев.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации

Формы и методы обучения

Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный

Основное содержание темы,
понятия и термины

Гласные и согласные звуки, особенности произношения. Положение звука в начале, середине и конце слова

Образовательные ресурсы

Алфавит; картинки со словами; карточки с изображением предметов; карточки с пословицами; карточки с играми; выставка книг о буквах


Ход урока

Этап урока,

цель

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые

действия

формируемые
умения

I. Организационный
момент

Эмоциональный настрой на урок;  проверка готовности оборудования и класса к уроку

Приветствует учащихся. Проверяет готовность
к уроку

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя.

Воспринимать на слух речь педагога

Наблюдение  учителя

II. Актуализация знаний, сообщение целей

Обеспечение мотивации и принятие целей учебно-познава-тельной деятельности

Предлагает прочитать зашифрованные слова:

        шьелм (шмель)        зяем (змея)

        вачр (врач)         сакоаб (собака)

Организует диалог с учащимися по вопросам:

– Какое слово лишнее? Почему?

– Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (Аа-аа-ааа…). Произнесите звук а. Какой это звук?

– Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж.) Произнесите звук ж. Какой это звук?

– Как рычит собака? (Р-ры…) Произнесите звук р. – Какой это звук?

– Как шипит змея? (Ш-шш…) Произнесите звук ш. Какой это звук?

– В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят.

Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках

Читают слова, предложенные учителем.

Отвечают на вопросы учителя

Понимать смысл текста.

Формулировать
ответы на вопросы учителя.

Выполнять инструкцию

Устные ответы

 III. Изучение нового материала

Речевая минутка.

Работа с карточками.

Знакомство
со стихотворением Саши Черного «Живая азбука».

Словарная
работа
 

Вместе с учащимися читает чистоговорку:

- Прочитайте чистоговорку.

Ти – ди – ти – мне домой идти.

Ти –ти – ди  - за руку его веди.

Те – те – де – рыба водится в воде.

Те  - де – те – хорошо читайте.

Раздаёт учащимся карточки с картинками и предлагает выполнить задание.

Вариант I

– Обведи красным карандашом предметы, названия которых начинаются на гласный

Вариант II

– Обведи синим карандашом предметы, названия которых начинаются на согласный звук

Организует беседу по вопросам: 

– Прочтите фамилию автора.

– Как называется произведение?

– Как вы понимаете это название?

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 11 учебника. Что на ней изображено?

– Как вы думаете, о чём это произведение?

Просит прочитать стихотворение.

Предлагает объяснить значения слов из данного произведения.

Полночь – глубокая ночь.

Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе.

Затеяли проказу – начали шалить

Читают.

Рассматривают карточки и анализируют задание.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий.

Формировать общее мнение в совместной деятельности.

Формулировать ответы на вопросы учителя.

Строить высказывания, понятные для партнёра.

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу

Задание на карточке.

Устные  ответы


.

Анализ прочитанного текста. 

Игровой момент. 

Физкультминутка

Превесёлый – очень весёлый.

Маскарад – бал, на который приходят в масках
и костюмах.

Задает вопросы по прочитанному тексту:

– Что произошло в полночь?

– Кто начал шалить?

– Почему буквы «затеяли проказу»?

– Почему автор назвал шалость букв «превесёлым маскарадом»?

– Какой костюм надела буква «А»? буква «Б»? буква «Е»? Почему?

– А какие костюмы могли бы надеть буквы «В», «Ж», «М», «К», «И»?

Проводит игру «Узнай букву на маскараде».

Демонстрирует изображения животных (слон, бегемот, носорог, жираф, синица, филин и др.).

Проводит физкультминутку 

Отвечают на вопросы учителя

Угадывают  буквы, которые могли бы надеть костюмы этих животных

Осознанно строить речевое высказывание.

Формулировать свое мнение и позицию по заданной теме.

Договариваться
в совместной деятельности.

Использовать речь для регуляции своих действий

Устные  ответы.

Наблюдения учителя

IV. Продолжение изучения нового материала

Первичное знакомство с произведением Ф. Кривина «Почему «А» потся,
а «Б» – нет».

Задаёт вопросы учащимся:

– Кто автор следующего произведения?

– Как называется этот рассказ?

– Как вы думаете, о чём в нём рассказывает автор?

Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором чаще всего описывается какой-то один эпизод

Отвечают на вопросы. Читают  рассказ вслух.

Принимать и сохра- нять учебную задачу.

Наблюдение учителя.


Анализ произ-ведения

Знакомство
с понятием «гласные
и согласные
звуки».
 

Выборочное чтение

Инсценировка сказки А. Шибаева «Всегда вместе»

Просит учащихся найти в тексте звуки, которые можно петь и прочитать.

– Как называет их писатель?

Просит объяснить выражение «хорошо поставленными голосами», а затем прочитать объяснение этого выражения. (Это голоса людей, научившихся хорошо, правильно петь.)

Объясняет, какие звуки нельзя пропеть.

Рассказывает:

– Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь (каждый тон в отдельности или последовательно переставляя):

– Ааааа!

– Ооооо!

– Ууууу!

Эти звуки и называются гласными от слова глас – голос, то есть они голосные.

Если же воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос, то образуются согласные.

Предлагает учащимся прочитать строки из рассказа, где описывается, какие звуки издают шум, и вспомнить их название. Затем прочитать строки, где описывается, почему эти звуки называют согласными.

Читает сказку. Распределяет роли между учащимися.

Работают с текстом.

Слушают.

Работают с текстом.

Читают.

Читают сказку
по ролям.

Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем

Осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя).

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Уметь интонационно передавать речь персонажей

Устные ответы

Чтение текста.

 

Эвристическая беседа

Организует беседу по вопросам:

– Что произошло, когда звуки поссорились?

– Чему учит эта сказка?

– Нужно ли спорить о том, кто важнее?

– Назовите пословицы о дружбе, о ссоре.

• Все за одного, один за всех.

• Дружба и братство дороже любого богат-ства.

• Одна голова – хорошо, а две лучше.

• Согласие крепче каменных стен.

• От одного слова – да навек ссора

Отвечают на вопросы. Анализируют сказку «Всегда
вместе»

Формулировать ответы на вопросы.

Строить высказывания, понятные для партнёров

Устные ответы

V. Рефлексия

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Организует беседу по вопросам:

– С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?

– Почему «А» поется, а «Б» – нет?

– Как рассудить спорщиков, если согласные хотят петь, а гласные убеждают всех, что только они – способные певцы?

– Чему учит рассказ Ф. Кривина?

Размышляют и отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Осознанно строить речевое высказывание.

Формулировать своё мнение и позицию

Оценивание учащихся

VI. Домашнее задание

1. Составить рассказ о буквах гласных и (или) согласных.

2. Нарисовать «сказочную»
букву и найти стихотворение об этой букве

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. 1 класс «С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

Конспект урока по литературному чтению с презентацией. 1 класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями Саши Черного "Живая Азбука", Ф. Кривлена "Почему "А" поется, а "Б" нет"....

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет" (УМК "ШКОЛА РОССИИ...

Конспект урока литературного чтения «С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением «Живая азбука», «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.»...

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"

Конспект урока музыки  1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"...