Урок литературного чтения по теме "И.А.Крылов "Зеркало и Обезьяна"", 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс)
Представлены конспект урока "И.А.Крылов "Зеркало и Обезьяна", презентация к уроку, медиафайл к басне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.krylov_zerkalo_i_obezyana.zip | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа № 7 г. Горно-Алтайска»
Учитель начальных классов Матина Олеся Викторовна
УМК: «Школа России»
Тема урока: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
- Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
Развивающие:
- Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
- Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
Воспитательные:
- Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
- Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.
- Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, заготовки для создания книжки-проекта.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску. (на доске картинки Обезьяны, Зеркало и Очки)
- Из какого произведения эти герои? (Мартышка и очки. И.Крылов). Что же тут лишнее? Как вы думаете почему здесь зеркало? Для чего оно нужно?
3. Постановка темы урока, целей урока, проблемы.
- Какова же цель и тема нашего урока?
- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И. А. Крылова.
- Давайте вспомним, что же такое басня? (Это краткий поучительный рассказ в стихотворной форме)
- Какова же цель басни? Её можно сформулировать словами самого Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (слайд 1)
- Как вы понимаете эти слова? Что значит пороки?
Порок - недостаток, свойство, позорящее общество.
Щипать - защемлять до боли, выдергивать, Следовательно, пороки пощипать означает выявить недостатки.
- «Где случай есть» - как вы понимаете смысл этих слов? (при каждом удобном случае)
- А какие пороки и недостатки вы знаете? (трусость, зависть, злорадство, злость, неблагодарность, лесть, глупость, жадность, лень, хвастовство)
- Что всегда присутствует в басне? (мораль - нравоучение, вывод, главная мысль)
- Какой литературный прием применяет автор в басне, когда изображают животных, а имеют ввиду людей? (Аллегория или иносказание - прием, где высмеиваются человеческие пороки, приписывая их животным)
4. Изучение нового материала
1) Умение прогнозировать содержание по заголовку.
И познакомимся с его новой басней «Зеркало и обезьяна» (слайд 2)
- Перед вами «Корзина идей».
Прочитайте заголовок. (“Зеркало и Обезьяна”)
- О чем говорит заголовок? (Главные действующие герои).
- Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной? (Высказывают предположения)
- Для чего нам нужно зеркало?
- А для чего зеркало обезьяне?
- А чтобы ответить, давайте прочитаем и узнаем, для чего обезьяне зеркало.
2) Словарная работа. (слайд 3)
- В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить.
образ - вид, облик. внешность;
кум, кума - крестный отец или мать по отношению к родителям крестника и к крестной;
ужимки- гримасы; неестественные телодвижения;
сатира - смешное, комическое в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают НА.
украдкой - скрытно, незаметно от других, тихо, никто не знал.
По пальцам перечесть - о недостаточном, небольшом количестве кого-либо или чего-либо
На себя оборотиться- посмотреть на себя
Совет попусту пропал- не слушала
На руку не чист - склонен к воровству
- Как называются данные выражения? (фразеологизмы)
3) Первичное чтение.
–Просмотр диафильма «Зеркало и обезьяна».
- Оправдались ли наши предположения, о чем басня?
4) Проверка первичного чтения.
- Кто главные действующие герои?
-Что вам показалось смешным?
5) Повторное чтение вслух. Анализ и выборочное чтение произведения. (Чтение полностью вслух без морали).
- Из скольких частей состоит басня?
- Как называется первая часть басни? (Краткий рассказ) Читаем 1-ую часть.
- Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто)
- Кого мартышка увидела в зеркале? (Саму себя, свой образ)
- Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? (Нет)
- Узнала ли она себя в нём? (Нет)
- Докажите словами из текста.
- Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или глупа? (Она глупая)
- Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. (Ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка).
- Про кого обезьяна так говорит? (Про кумушек)
- Докажите словами из текста.
- Кому на самом деле она даёт такую характеристику (Себе)
- Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа. Можно сказать, что она была самоуверенной)
- Какой изобразил Крылов мартышку? (Глупой, кривлякой, самоуверенной)
- Глупость, самоуверенность – это пороки, от них надо избавляться.
- Умела обезьяна видеть свои недостатки? (Нет)
- А у людей вы встречали такое качество? (Да)
- А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?
- Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.
- А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? (Медведь)
- Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?
- Каким тоном прочитаем его слова?
- Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?
ИТОГ: Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя она пропускает мимо ушей.
- Какова же главная мысль басни? Прочитайте.
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?»
Вывод: Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.
- Обратимся ко 2-ой части. Как называется эта часть? (Мораль) Что такое мораль? (Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.)
– Самостоятельное чтение басни.
- Таких людей, как эта обезьяна много.
- Какой пример приводит Крылов в подтверждение этих слов? Как его поняли, расскажите своими словами.
- Прочитайте только мораль. (Не любит узнавать никто себя в сатире.)
Вывод: Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними.
-Чем обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»? (Она не видит своих недостатков, но видит их в других.) (слайд 4)
6) Чтение по ролям. (1-2 раза)
5. ФИЗМИНУТКА (Гимнастика для глаз)
6. Первичное закрепление материала.
- Ребята, а вы любите, когда смеются над вашими недостатками? Что вы делаете с обидчиком?
- А И.А. Крылов высмеивал людские недостатки, но люди его не наказывали. Любили его и памятник ему поставили. Как вы думаете почему?
(Выслушиваются предположения)
- В каком жанре написано произведение «Зеркало и обезьяна»? (Басня.)
- Кто главные герои басни? (животные)
- Чьи поступки высмеивает автор? (людей)
-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных).
-А это обидно для человека? (нет)
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?
(Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей).
7. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (Работа в группах)
- Сейчас мы поработаем в шести творческих группах. Создадим мини-проект: книжку-помощницу «Зеркало и обезьяна И.А.Крылова» Наша книжка будет состоять из 6 страниц, каждую из которой приготовите вы сами в группах.
Красная группа (ЧУВСТВО) - что вы чувствуете по отношению к герою?
*Обезьяна вызывает у читателя смех и неуважение к своей персоне
*Обезьяна символизирует человек, не разбирающегося в науке.
*Она не умеет мыслить, анализировать
*Она глупа, невежлива
Желтая группа (ОПТИМИЗМ) - что хорошего можно взять из произведения для себя?
*узнать об устаревших словах
*можно исправить свои недостатки, посмеявшись над ними
*не поступать так, как поступает обезьяна
*быть терпеливым, спокойным и справедливым, как медведь
Синяя группа (РАЗМЫШЛЕНИЕ) - дайте совет героям
*совет обезьяне - нельзя судить других по внешности
*нужно смотреть за собой, своими недостатками и ошибками
*окружающих лучше оставить в покое и не сравнивать ни с кем
*внешность не самое главное, и это очень некрасиво называть ког-либо «рожей»
*нельзя обсуждать людей за спиной
Белая группа (УЧЁНЫЙ) - чему следует поучиться у героя?
*у героев следует научиться как нужно и как нельзя себя вести
*медведь умен, справедлив, пытается раскрыть глаза обезьяне, обратить ее внимание на себя
*на примере обезьяны научиться обращать внимание на положительные черты других людей
*уметь признавать свои ошибки
Черная группа (КРИТИК) - что бы вы изменили в поведении героя7
*в поведении обезьяны изменили бы самоуверенность, глупость, неумение видеть недостатки в себе
*в поведении медведя доказать обезьяне, что в зеркале она видит самого себя, через например, собственное отражение
Зеленая группа (ТВОРЧЕСТВО) - продолжить басню рассказом
*Как бы вы поступили на месте Обезьяны или Медведя?
8. Итог урока. (слайд 5)
- Продолжите незаконченные предложения.
- За портретом обезьяны я вижу людей, которые……..
- За портретом медведя я вижу людей, которые….
- Прочитав басню, я задумался о …
9. Рефлексия.
Выберите то, как вы поступите с информацией, полученной на уроке. Чемодан (беру с собой), мясорубку (надо обдумать, переработать), урну (выбрасываю, не нужна)
10. Домашнее задание.
Выучить наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения . Тема: С. Михалков " Новогодняя быль" 3 класс
Конспект урока литературного чтения в 3 классе ( Учебник " Родная речь" под ред. Головановой.)...
Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.
Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...
Урок литературного чтения Г.Цыферов "Тайна запечного сверчка" 3 класс
Данный урок является 4 уроком в разделе «Наполним музыкой сердца»» в курсе литературного чтения 3 класса по программе «Школа 2100». Тема актуальна, так как имеет огромное воспитательное значение, чере...
урок литературного чтения по теме "Барсук-любитель стихов" 2 класс
Конспект урока по литературному чтению "Таинственный мир Японии. Барсук -любитель стихов". В ходе урока ученики не только познакомятся с японской сказкой, но и попробуют сами сочинить хокку....
Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 4 «А» Тема урока: А.И.Куприн « Слон».Система РО Л.В.Занкова
Работа над рассказом И.Куприна развивает воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание учащихся к описанным событиям;, чувственную сферу личности через сужде...
Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Лия Гераскина "В стране невыученных уроков"
Урок закрепления знаний. Построен в соответствии с новыми ФГОС....
Урок литературного чтения в малокомплектной школе по теме : 4 класс: «С. А. Клычков. «Весна в лесу» 2 класс: «Стихи Ф.И.Тютчева о весне».
Технологическая карта однотемного урока по литературному чтению во 2 и 4 классах малокомплектной школы по теме "Стихи о весне". УМК "Школа России" в соответствие с треб...