Урок литературного чтения Г.Цыферов "Тайна запечного сверчка" 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Данный урок является 4 уроком в разделе «Наполним музыкой сердца»» в курсе литературного чтения 3 класса по программе «Школа 2100». Тема актуальна, так как имеет огромное воспитательное значение, через изучение литературных произведений этой темы мы вводим детей в мир человеческих отношений, в мир нравственных ценностей, воспитываем личность со свободным, независимым мышлением, развиваем творческие способности детей. Основная технология, применяемая на уроке: формирование правильного типа читательской деятельности (автор Н.Н.Светловская). Весь урок построен как трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми произведения. Используются различные виды чтения: цепочкой по абзацам, выборочное, «перевертыш», про себя, вслух, выразительное. На уроке просматриваются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Учителем разработан специальный прием, дети показывают руками букву «А», когда у них возникает вопрос к автору. Этот прием помогает видеть учителю, что у детей появились вопросы и вовремя на них реагировать. Также в уроке используются элементы технологий: ИКТ и здоровьесберегающей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_smirnova_i.e._gimnaziya_no2.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Ирина Евгеньевна
учитель начальных классов
МОУ гимназия №2
г.Мурманска
урок чтения для 3 класса
программа «Школа 2100»
Конспект урока
С использованием информационно-коммуникативных технологий
(ИКТ)
Предмет: литературное чтение, урок-знакомство с новым произведением
Тема урока: Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка»
Продолжительность: 1 урок(40минут)
Класс: 3
Технологии: технология формирования правильного типа читательской деятельности с мультимедийной презентацией, здоровьесберегающие технологии.
Аннотация:
Данный урок является 4 уроком в разделе «Наполним музыкой сердца»» в курсе литературного чтения 3 класса по программе «Школа 2100». Тема актуальна, так как имеет огромное воспитательное значение, через изучение литературных произведений этой темы мы вводим детей в мир человеческих отношений, в мир нравственных ценностей, воспитываем личность со свободным, независимым мышлением, развиваем творческие способности детей. Основная технология, применяемая на уроке: формирование правильного типа читательской деятельности (автор Н.Н.Светловская). Весь урок построен как трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми произведения. Используются различные виды чтения: цепочкой по абзацам, выборочное, «перевертыш», про себя, вслух, выразительное. На уроке просматриваются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Учителем разработан специальный прием, дети показывают руками букву «А», когда у них возникает вопрос к автору. Этот прием помогает видеть учителю, что у детей появились вопросы и вовремя на них реагировать. Также в уроке используются элементы технологий: ИКТ и здоровьесберегающей. На уроке используется слайд-презентация. Она направлена на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем использования средств ИКТ. Презентация на данном уроке, прежде всего, признана нести еще более сильную окраску уроку, экономному расходованию времени. Большой внимание уделяется правильному сочетанию этих технологий: надписи на экране, где это возможно сделаны волнообразно, в многоцветье (здоровьесберегающая технология Базарного). Есть задания, когда нужно рассмотреть надписи на стенах класса «сенсорные кресты», что помогает ликвидировать статичность на уроке и дать возможность отдохнуть глазам; для снятия усталости проводились физминутки «веселые огоньки» (технология Базарного), релаксация «солнце» (по методике Бардиер «Психологическое сопровождение развития детей»). Урок начинается с психологического настроя, заканчивается рефлексией (передача смычка скрипки с ответом на вопрос, что запомнилось)
Практическая реализация:
Анкета участников областного семинара для учителей начальных классов гимназия №2
«На высочайшем уровне! Разумное использование технических средств. Целостное содержание уроков. Умение учителя своим голосом заинтересовать, увлечь. Ирина Евгеньевна, восторг!!! Огромное спасибо! Так держать!»
«Отбор материала для урока «бьет» в одну цель. Моцарт очень современен! В уроке видна систематичность работы по применению современных технологий. Спасибо за труд!»
«Очень понравилось, как дети общаются между собой и с учителем, разные формы работы, как используются информационные технологии. Буду использовать в своей работе».
Задачи урока:
- Продолжить знакомство с творчеством Г.Цыферова, работу над умением вести диалог с автором
- Развивать наблюдательность, внимание к художественному слову
- Воспитывать любовь к музыке
Оборудование учителя:
- мультимедийный проектор
- компьютер
- экран
- мультимедийная презентация к уроку (приложение №1)
- скрипка
- имена писателей на стенах
- учебник литературного чтения Е.В. Бунеева, О.В.Бунеев «В океане света»
Оборудование учащихся:
- учебник литературного чтения Е.В. Бунеева, О.В.Бунеев «В океане света»
Конспект урока
этап урока | содержание | деятельность учителя | деятельность учащихся | использование ИКТ |
I этап Работа с текстом до чтения. | 1)Психологический настрой. 2)Определение темы урока. Постановка задач урока. 3)Антиципация чтения. | - Признайтесь, вам давно хотелось узнать что-то необыкновенное, таинственное. Считайте, что вам повезло. Мы откроем сегодня на уроке чтения немало тайн… - Итак, начнем. - Что вы почувствовали, когда слушали музыку? - Какие слова-ассоциации вам приходят, когда вы слышите слово – музыка? Музыка – это всегда тайна… - Догадались, какие тайны мы попробуем сегодня разгадать? - Расшифруем название произведения, которое будем читать. - Какое насекомое открыло тайну веселому сказочному герою? Теперь вы можете прочитать название произведения. - Домовой сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями» - Узнаем, кто поможет открыть тайны. Посмотрите вокруг, найдите, кто здесь лишний? На стенах класса имена писателей: А.Пушкин, Г.Цыферов, Ю.Лермонтов, П.Ершов) Почему? -Какие произведения Цыферова читали? Что можете сказать об этом человеке по его фотографии? - Назовите тему урока. Поставьте задачи: Выделите главную задачу: Обратимся к учебнику с. 146 - Перед вами новый текст. Ваши действия? -Кого напоминает сверчок? Чем он занят? Как догадались? Мальчик. Наш современник? Это 18 век. Прочитайте заголовки частей. Что знаете о Моцарте? - Прочитайте полное имя композитора - Прочитайте ключевые слова. - Лексическое значение каких слов непонятно? Почему слово Зальцбург написано с большой буквы? В какой стране находится этот город? Маэстрино (Прочитаем в толковом словаре, 1 ученик читает значение слова маэстро - …) Догадались, кто такой маэстрино? - Посмотрите, вот она чудесная скрипка (Учитель показывает скрипку) - Опираясь на ключевые слова, иллюстрации предположите, о чем будет произведение? | слушают музыку, рассматривают фотографию на слайде рассуждение: в музыке спряталась какая-то тайна… ответ: тайна портрета, музыки ответ: сверчок чтение: «Тайна запечного сверчка» ответ: Г.Цыферов - современный русский писатель рассуждение: веселый, добрый, любит жизнь Тема: Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка» Ставят задачи: 1)Продолжить знакомство с творчеством Г.Цыферова 2)Вести диалог с автором 3)Открыть тайну запечного сверчка и человека на первой фотографии По названию, имени автора, иллюстрациям, названиям частей определяют смысловую, эмоциональную направленность текста, героев, жанр произведения. Ответ: Сверчок дирижера что-то объясняет, по жесту парик, не современник рассказы о Моцарте предположения о жанре: рассказ или сказка предположения: тайна сверчка и Моцарта чтение чтение слов Ответ: город Австрия рассматривают скрипку | приглушить свет Слайд № 2 фотография Моцарта (затемнена) звучит 40 симфония Моцарта Слайд № 3 Слово тайна Слайд №3 Слова тайна сверчок Слайд 3 Тайна запечного сверчка (слово запечного записано с эффектом полузакрытого звездой, дети отгадывают, звезда исчезает) Слайд 4 Фотография Г.Цыферова Слайд №5 Тема урока Г Цыферов «Тайна запечного сверчка» Слайд №6 Вольфганг Амадей Моцарт Слайд №7 Зальцбург маэстрино волшебная скрипочка Сверчок Знаменитый музыкант (записаны в разных направлениях декоративным текстом WordArt) |
II этап Работа с текстом во время чтения |
2)Перечитывание текста 3)Беседа по содержанию в целом | 1 часть. Предисловие - Прочитаем текст по абзацам, будем вести диалог с автором, проверим наши предположения (комментарии по ходу чтения) 1 абзац 2 абзац (после чтения) Учитель рассказывает: В те дни Зальцбург – маленький городок среди величественных Альп. «Да разве это город, говорили вокруг. Это настоящая музыкальная шкатулка». Жители города любили петь, играть на разных инструментах. 3 абзац (во время чтения остановки, поясняет учитель) Бутафорское оружие – ненастоящее. -Какие звуки и запахи наполняли Зальцбург? 4 абзац (Читает учитель) -На что обратили внимание? Какое слово нужно обязательно вставить в ключевые слова? - Какой прием автор использует, описывая музыку? - Какие слова подтверждают мысль о бессмертии музыки? 5 абзац -Какой вопросы задает автор? Как ответите? Спустя столетия, не может так долго жить человек. (Вопрос-провокация) - Как отвечает Цыферов на свой вопрос? Чтение текста до конца части. -Как выглядит маленький Моцарт? Какие вопросы появились у вас? Что это сказка или быль? (ответ-вопрос автора) Наши предположения подтвердились? (Ученики: не совсем) Тайну узнали? Предположите. Что это за тайна? Работа над 2 частью а) Читаем про себя, способ «перевертыши» (перевернув книгу), по сигналу – обычным способом Физминутка для глаз «Веселый огонек» (лазерный огонек на стене) Какие предположения оправдались? С кем встретился маленький Моцарт? Что удивило в их диалоге? - Прочитаем еще раз, поразмышляем над содержанием. б) Читаем цепочкой 1 абзац Сюртук – длиннополый пиджак 2,3 абзац -Поясните, как это. А вы бы, что подумали, услышав такой звук? 4 абзац - Почему скрипка волшебная? А моя скрипка волшебная? (учитель обращает внимание на скрипку) 5 абзац - Отвесил низкий поклон. Как это? Покажите. 6 абзац -Вскинул смычок. Покажите на скрипке. 7,8 абзацы - Прочитайте глагол, выражающий чувства мальчика. О чем мечтал Моцарт, слушая сверчка? - Однажды я спросила знакомого музыканта, как стать хорошим музыкантом. Он мне ответил: -Вы согласны с ним? А как сказал Сверчок? 9 абзац - С досадой топнул ножкой. О какой черте характера говорит этот факт? 10 абзац - Сколько лет Моцарту? 11абзац - Смутился. Поясните. Почему? Что нового в характере Моцарта мы открываем? 12абзац - Какую тайну открыл сверчок Вольфгангу? Почему именно ему? 13 абзац -Какие синонимы слова удалился вы бы вставили? (ушел, исчез, пропал) Почему автор употребил именно этот глагол? - Прочитайте последние слова сверчка с усмешкой, зло, назидательно, с надеждой! Какая интонация подходит больше? Физминутка-релаксация «Солнце» под музыку Моцарта Обобщение Какой вопрос задает нам автор в конце части? Как ответите? Какие у вас возникли вопросы к автору, размышления…Верите в эту историю? Это сказка или быль? Подтвердились наши предположения? | чтение текста по абзацам свои вопросы задают ученики выборочное чтение Ответ: один из героев: музыка Ответ: олицетворение рассуждения: можно вечно жить в памяти людей задают вопросы Ответ: и сказка, и быль рассуждения предположения: чья тайна, что за тайна чтение текста про себя, чтение способом «перевертыш» следят глазами за огоньком, двигаясь всем телом проверка своих предположений, рефлексия: почему прогноз оказался неточным чтение цепочкой рассматривание фото на слайде пояснение рассуждение показывают чтение глаголов выборочное чтение пояснение выборочное чтение, размышление, аргументация своей точки зрения чтение с разной интонацией, выбор правильной Выполняют физминутку-релаксацию «Солнце» под музыку Моцарта Развернутые и краткие ответы, элементы пересказа, выразительное чтение | Слайд № 8 Виды города Зальцбурга Слайд №9 появляется слово музыка Слайд 10 Изображение сюртука Слайд №11«Главное – знать все ноты, выучить побольше произведений…» Слайд12 «Откланявшись, удалился» (ушел, исчез, пропал) Слайд №13 Восход солнца Музыка Моцарта |
IIIЭтап Работа с текстом после чтения | 1)Концептуальная беседа по тексту 2)Знакомство с писателем. 3)Работа с иллюстрациями. 4) Творческие задания 5) Домашнее задание 6) Рефлексия | –Чьи тайны мы раскрыли? Чей портрет скрыт?
Можно ли, слушая сверчка научиться музыке? Почему Моцарт стал знаменитым музыкантом? -Что нового узнали о Цыферове? Мне он напомнил другого писателя, который верил в детей и чудаков? -Какими строчками можно подписать иллюстрацию на с.146? - Давайте обратимся к музыке Вольфганга Моцарта Задание по командам: 1команда - Если бы я попросила вас изобразить музыку в цвете, какие цвета вы бы выбрали? Объясните выбор. (На доске разноцветные фигуры: черные, желтые, красные, коричневые, оранжевые) 2,3 команда - Вставь прилагательные в стихотворение, чтобы оно подходило к музыке … музыка была, …музыка звучала. … скрипочкой сверчка Она сегодня зазвучала Индивидуальное задание «Колодец желаний» Если бы я встретилась с Моцартом…(продолжи рассуждение) - Давайте вместе закончим фразу: «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – (Моцарт)» Домашнее задание - Какое бы задание вы хотели выполнить дома? Рефлексия. Передай волшебный смычок, скажи, что запомнилось… | ответ: Моцарта, музыки, Свечка коллективная дискуссия, выдвижение гипотез, корректировка своей точки зрения Ответ: Экзюпери подпись под иллюстрацией выполнения заданий в группах индивидуальное задание Ответ: Моцарт Предложения: прочитать следующую сказку, вести диалог с автором | Слайд №14 прослушивание 40 симфонии Моцарта дальше Слайд 15 Надпись и слайд «Колодец желаний» Слайд 16 Фотография Моцарта, начало фразы «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе - …» Слайд 16 появляется слово Моцарт |
Примечание экран отключить |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"
Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....
Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры 2 класс
Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры 2 класс.Тема:А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Множество.Тип урока: урок-закрепление изу...
Конспект урока литературного чтения УМК «Планета знаний» 2 класс «Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе»
Конспект урока...
Урок Литературного чтения "А.С.Пушкин" (4 класс)
Урок по творчеству А.С. Пушкина. Знакомство с биографией поэта....
Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."
Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....