Конспект урока литературного чтения И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
УМК: «Школа России»
Тема урока: И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;
выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basnya_i.a._krylov_zerkalo_i_obezyana.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе
И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»
Слайд 2
Пословица «Не на пользу читать, коли только вершки хватать»
Как вы думаете, почему сегодня с этойпословицы начинается наш урок?
Объясните пословицу. (Не будет пользы от чтения, если читать не вдумываясь с текст, не извлекая знания, а просто бегать по строкам глазами, т. е. читать поверхностно, по вершкам. Важно осмысливать.)
-ВЫВОД: Мы будем читать, читать вдумчиво, понимая авторские мысли.
- Назовите раздел, который мы изучаем? (Великие русские писатели)
- Сейчас я прочитаю стихотворение, которое написал русский поет Петр Андреевич Вяземский. А вы подумайте, о ком он писал эти строки?
"Забавой он людей исправил,
Сметал с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут, этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят". (П. А. Вяземский) (О Крылове)
-Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И. А. Крылова.
Слайд 3
Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»
Басни
пороки
- Сформулируйте тему урока (Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»)
- Какое произведение будем изучать? («Зеркало и Обезьяна»)
Слайд4
- Сравните иллюстрации, как вы думаете, почему на одной иллюстрации обезьяна одета в одежду людей, а на второй изображена просто зверем?
- И.А Крылов, высмеивая в баснях человеческие пороки, использует довольно необычный приём. Кто знает этот приём?
- Сформулируйте цель урока?
- Узнаем, какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания в баснях людских пороков?
– Прочитайте заголовок. (“Зеркало и Обезьяна”)
- О чем говорит заголовок? (Главные действующие герои).
- Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной?
- Для чего нам нужно зеркало?
- А для чего зеркало обезьяне?
- А чтобы ответить, давайте прочитаем и узнаем, для чего обезьяне зеркало.
2)Словарная работа.
- В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить. (Слайд 5)
- Как называются данные выражения? (фразеологизмы)
- Как называется словарь, в котором вы узнали значение фразеологизмов? (Фразеологический)
3) Первичное чтение.
–Послушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.(Аудиоприложение СД- диск).
- Оправдались ли наши предположения, о чем басня?
- Кто главные действующие герои?
-Что вам показалось смешным?
5) Повторное чтение вслух. Анализ и выборочное чтение произведения. (Чтение полностью вслух без морали). С. 136 учебник.
- Из скольких частей состоит басня?
- Как называется первая часть басни? (Краткий рассказ)Читаем 1-ую часть.
- Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто)
- Кого мартышка увидела в зеркале? (Саму себя, свой образ)
- Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? (Нет)
- Узнала ли она себя в нём? (Нет)
- Докажите словами из текста.
- Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или глупа? (Она глупая)
- Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. (Ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка).
- Про кого обезьяна так говорит? (Про кумушек)
- Докажите словами из текста.
- Кому на самом деле она даёт такую характеристику (Себе)
- Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа.Можно сказать, что она была самоуверенной)
- Какой изобразил Крылов мартышку? (Глупой, кривлякой, самоуверенной)
- Глупость, самоуверенность –это пороки, от них надо избавляться.
- Умела обезьяна видеть свои недостатки? (Нет)
- А у людей вы встречали такое качество? (Да)
- А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?
- Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.
- А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? (Медведь)
- Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?
- Каким тоном прочитаем его слова?
- Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?
ИТОГ:Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя она пропускает мимо ушей.
- Какова же главная мысль басни? Прочитайте.
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?»
Вывод: Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.
- Благодаря яркости, образности литературного языка, эта фраза из произведения стала крылатой, узнаваемой, употребляемой в повседневной речи.
- Когда мы можем употребить это крылатое выражение?
- Обратимся ко 2-ой части.Как называется эта часть? (Мораль) Что такое мораль? (Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.)
– Самостоятельное чтение басни.
- Таких людей, как эта обезьяна много.
- Какой пример приводит Крылов в подтверждение этих слов? Как его поняли, расскажите своими словами.
- Прочитайте только мораль.(Не любит узнавать никто себя в сатире.)
Слайд 6 Вывод: Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними.
-Чем обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»? (Она не видит своих недостатков, но видит их в других.)
6) Чтение по ролям. (1-2 раза)
5. ФИЗМИНУТКА (Гимнатика для глаз)
6. Первичное закрепление материала.
- Ребята, а вы любите, когда смеются над вашими недостатками? Что вы делаете с обидчиком?
- А И.А.Крылов высмеивал людские недостатки, но люди его не наказывали. Любили его и памятник ему поставили.Как вы думаете почему?
(Выслушиваются предположения)
- В каком жанре написано произведение «Зеркало и обезьяна»? (Басня.)
- Кто главные герои басни? (животные)
- Чьи поступки высмеивает автор? (людей)
-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных).
-А это обидно для человека? (нет)
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?
(Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей).
- Прочитайте об этом в учебнике на с.165 задание 10.
- Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Слайд7)
Этот прием называется иносказание (аллегория)- то есть, говорить о пороках не прямо, указывая на конкретного человека, а иначе, перенося на животных, маскируя их за образами животных.
- И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует необычный приём (иносказание): переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"
План - конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....
Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"
Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак и Щука», дать понятие о басне....
Литературное чтение "И.А. Крылов. «Зеркало и Обезьяна»"
Здесь представлен подробный конспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" Л.Ф. Климанова.В.Г.Горецкий И.А.Крылов "Зеркало и Обезьяна"...
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...
конспект урока литературного чтения "И.А.КРЫЛОВ. ВОРОНА И ЛИСИЦА"
Конспект урока в 3 классе, составленный в соответствии со всеми требованиями ФГОС...
Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".
Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России". В урок вводится понятие басня, литературный художественный приём ...