Конспект урока литературного чтения И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

УМК: «Школа России»

Тема урока: И.А.Крылов  «Зеркало  и  обезьяна»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;

выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basnya_i.a._krylov_zerkalo_i_obezyana.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

Слайд 2

Пословица «Не на пользу читать, коли только вершки хватать»

Как вы думаете, почему сегодня с этойпословицы начинается наш урок?

Объясните пословицу. (Не будет пользы от чтения, если читать не вдумываясь с текст, не извлекая знания, а просто бегать по строкам глазами, т. е. читать поверхностно, по вершкам. Важно осмысливать.)

-ВЫВОД:  Мы будем читать, читать вдумчиво, понимая авторские мысли.

- Назовите раздел, который мы изучаем? (Великие русские писатели)

- Сейчас я прочитаю стихотворение, которое написал русский поет Петр Андреевич Вяземский. А вы подумайте, о ком он писал эти строки?

"Забавой он людей исправил,

Сметал с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта - наша быль.

И не забудут, этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят". (П. А. Вяземский)        (О Крылове)

-Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И. А. Крылова.

Слайд 3

Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»

                                                           Басни

                                                          пороки

- Сформулируйте тему урока (Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»)  

- Какое произведение будем изучать? («Зеркало и Обезьяна»)

Слайд4

- Сравните  иллюстрации, как вы думаете, почему на одной иллюстрации обезьяна одета в одежду людей, а на второй изображена просто зверем?

- И.А Крылов, высмеивая в баснях человеческие пороки, использует довольно необычный приём. Кто знает этот приём?

- Сформулируйте цель урока?  

- Узнаем, какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания в баснях людских пороков?

– Прочитайте заголовок. (“Зеркало и Обезьяна”)

- О чем говорит заголовок? (Главные действующие герои).

- Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной?

- Для чего нам нужно зеркало?  

- А для чего зеркало обезьяне?

 - А чтобы ответить, давайте прочитаем и узнаем, для чего обезьяне зеркало.

2)Словарная работа.

В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить. (Слайд 5)

- Как называются данные выражения? (фразеологизмы)

- Как называется словарь, в котором вы узнали значение фразеологизмов? (Фразеологический)

3) Первичное чтение.

 –Послушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.(Аудиоприложение СД- диск).

- Оправдались ли наши предположения, о чем басня?

- Кто главные действующие герои?

-Что вам показалось смешным?

5)  Повторное чтение вслух. Анализ и выборочное чтение произведения. (Чтение полностью вслух без морали). С. 136 учебник.

- Из скольких частей состоит басня?

- Как называется первая часть басни? (Краткий рассказ)Читаем 1-ую часть.

- Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто)

- Кого мартышка увидела в зеркале? (Саму себя, свой образ)

- Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? (Нет)

- Узнала ли она себя в нём? (Нет)

- Докажите словами из текста.

- Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или глупа? (Она глупая)

 - Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. (Ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка).  

- Про кого обезьяна так говорит? (Про кумушек)

- Докажите словами из текста.

- Кому на самом деле она даёт такую характеристику (Себе)

- Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа.Можно сказать, что она была самоуверенной)

- Какой изобразил Крылов мартышку? (Глупой, кривлякой, самоуверенной)

- Глупость, самоуверенность –это пороки, от них надо избавляться.

- Умела обезьяна видеть свои недостатки? (Нет)

- А у людей вы встречали такое качество?  (Да)

- А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?

- Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.

- А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? (Медведь)

- Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?

- Каким тоном прочитаем его слова?

- Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?

ИТОГ:Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя  она пропускает мимо ушей.  

- Какова же главная мысль басни? Прочитайте.

«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?»  

Вывод: Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.  

- Благодаря яркости, образности литературного языка, эта фраза из произведения стала крылатой, узнаваемой, употребляемой в повседневной речи.

- Когда мы можем употребить это крылатое выражение?

- Обратимся ко 2-ой части.Как называется эта часть? (Мораль) Что такое мораль? (Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.)

– Самостоятельное чтение басни.

- Таких людей, как эта обезьяна много.  

- Какой пример приводит Крылов в подтверждение этих слов? Как его поняли, расскажите своими словами.

- Прочитайте только мораль.(Не любит узнавать никто себя в сатире.)

Слайд 6 Вывод: Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними.

-Чем обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»? (Она не видит своих недостатков, но видит их в других.)

6) Чтение по ролям. (1-2 раза)

5. ФИЗМИНУТКА (Гимнатика для глаз)

6. Первичное закрепление материала.

- Ребята, а вы любите, когда смеются над вашими недостатками? Что вы делаете с обидчиком?

- А И.А.Крылов высмеивал людские недостатки, но люди его не наказывали. Любили его и памятник ему поставили.Как вы думаете почему?

(Выслушиваются предположения)

- В каком жанре написано произведение «Зеркало и обезьяна»? (Басня.)

- Кто главные герои басни?   (животные)

- Чьи поступки высмеивает автор? (людей)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных).

-А это обидно для человека? (нет)

-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?

 (Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей).

- Прочитайте об этом в учебнике на с.165 задание 10.  

- Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Слайд7)

Этот прием называется иносказание (аллегория)- то есть, говорить о пороках не прямо, указывая на конкретного человека, а  иначе, перенося на животных, маскируя их за образами животных.

- И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует необычный приём (иносказание): переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак  и Щука», дать понятие о басне....

Литературное чтение "И.А. Крылов. «Зеркало и Обезьяна»"

Здесь представлен подробный конспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" Л.Ф. Климанова.В.Г.Горецкий И.А.Крылов "Зеркало и Обезьяна"...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...

конспект урока литературного чтения "И.А.КРЫЛОВ. ВОРОНА И ЛИСИЦА"

Конспект урока в 3 классе, составленный в соответствии со всеми требованиями ФГОС...

Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".

Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".  В урок вводится понятие басня, литературный художественный приём ...