Открытый урок литературного чтения Б.Житков "Храбрый утенок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Данный урок непосредственно продолжает раздел литературного чтения, раскрывает его содержательную сторону.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_hrabryy_utenok_14.02.2019.docx46.71 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Дата проведения: 4 декабря 2019

Класс: 2

Тема урока: Б. Житков «Храбрый утёнок»

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, раздаточный материал.

Цель: познакомить детей с творчеством Бориса Степановича Житкова.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с новым произведением,

способствовать формированию у  обучащихся целостного представления об основной идее произведений;

организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

Развивающие:

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать;  содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

Воспитательные:

содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к  слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива;

Знания: познакомятся с содержанием произведения Б. Житкова «Храбрый утёнок».

Умения: научатся работать с ключевыми словами, прогнозировать содержание текста,  самостоятельно работать с информацией о биографии автора, определять значения слов,  характеризовать героев.
Универсальные учебные действия:

Регулятивныеформулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого

и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтения..

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность эмоционально- нравственную отзывчивость.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

1 мин.

Приветствие гостей.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и читать

И друг другу помогать.
- Сегодня на нашем уроке чтения много гостей (поприветствуйте их) Они, будут смотреть, чему вы научились и как вы умеете работать. Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее:
Душу, и сердце в работу вложи.
Каждой секундой в труде дорожи!
О чем говорят эти слова?

У каждого из вас на столе карточки желтого, красного и зеленого цвета для самооценивания. Желтый цвет – мне было легко и интересно, зеленый цвет говорит , что вы испытывали трудности, красный цвет работа была трудной.

Настраиваются на работу

Беречь время, не тратить его впустую, дорожить временем каждой секундой.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2.Речевая разминка.

Для того что бы быстро и хорошо читать нам необходима разминка.

Слайд 1,

Прочитайте медленно

Прочитайте быстро

Прочитайте с удивлением

Оцените свою работу карточкой.

Повторяют фразы, четко проговаривая звуки.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний.

Продолжаем дальше.

- Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем?
Кого люди называют  «меньшими братьями»?

Почему животных называем 

нашими меньшими братьями?

- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? 

 - Кто его автор?  Слайд 2
(Откройте учебник на стр 136-137)

/О братьях наших меньших/

Животных

(Животные пытаются   приспособиться

 к нам  и мы должны им помочь. 

Они наши соседи и земляки. Нас связывает с ними общее – жизнь)

/Страшный рассказ/

/Евгений Иванович Чарушин/

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Выборочное чтение, ролевое чтение

Назовите главных героев рассказа.

Найдите в тексте и прочитайте

- Где жили мальчики и почему они остались одни?  (Марина Г)

- Что они делали, когда остались одни? (Цыден)

О чем говорят слова сами, сами.

- Прочитаем по ролям, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться (автор: Даша Б, Шура – Виталя, Петя – Даниил)
-Молодцы! (Оцените работу ребят карточкой)

Петя и Шура

Читают отрывки

Мальчики были самостоятельными, не боялись остаться одни.

Ролевое чтение: ДашаБ, Виталя, Даниил.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Рефлексия о прочитанном.

О чем заставляет задуматься нас  Е Чарушин.

Чему учит нас этот рассказ?

На самом ли деле рассказ страшный?

Чтобы не бояться. Нельзя детям одним оставаться дома долгое время. Надо беречь животных, помогать им вернуться домой.

Уважать , беречь жиотных. Не брать диких животных домой. Каждый счастлив у себя дома, быть дружными, прийти на помощь в трудную минуту.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

II. Актуализация знаний.

2 мин.

-А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.

Но прежде угадайте, кто они?

а) Загадка.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза

Кто же это?

Что вы знаете о ней? Чем она питается? Слайд 3  +картинка стрекоза

В каком произведении вам встречалась стрекоза?

Какой она представлена И.А.Крыловым?

Какая же стрекоза на самом деле? Послушайте выступление Даши А.

Кто же второй герой?

Загадка.

Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину?
   

В каком произведении вы познакомились с этими птицами? Слайд 4 

Какой ее представил М.М.Пришвин в своем произведении?  

 

Как утята  появляются на свет?

Чем кормят утят, когда они маленькие?

(стрекоза)

Это насекомое хищник.

Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»

(ленивая, беспечная, беззаботная)

Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.

Утка с утятами.

Ответы детей.

М.М.Пришвин. Ребята и утята.

Заботливая, любящая, внимательная

Вареным яйцом

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

операция анализа, сравнения.

Коммуникативные:

отвечают на вопросы, аргументировать свою позицию

Дидактическая игра « Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».

Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей животных ?

Если я права – хлопайте в ладоши.

У кошки- котенок,

У собачки – собачонок,

У зайчихи – зайчонок,

У утки – утенок,

У овечки – овченок

У курочки – куренок

У ежихи – ежонок.

У коровы – коровенок

У свиньи – свиненок

У лисы – лисенок,

У рыбки – рыбенок

У лосихи – лосенок.

У волчицы – волченок.

У голубки – голубенок  

щенок

ягненок

цыпленок

 теленок

 поросенок

малек

птенец

III. Определение темы и цели урока

Введение в тему.

2 мин.

Итак, наши гости - стрекоза и утенок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними, и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.

Выступление ученика с сообщением о Б.С.Житкове. Костя Т

Борис Степанович Житков /портрет/ Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем. Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат друг другу на помощь люди. Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке /выставка/

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

операция анализа, сравнения.

Коммуникативные:

отвечают на вопросы, аргументировать свою позицию.

 IV. Прогнозирование содержания сказки.

Стадия вызова.

Словарная работа.

Откройте учебник на с.139

Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать.  Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе?

Может ли утенок на самом деле  быть храбрым?

Рассмотрите иллюстрацию, кто изображен на ней?

Для того, чтобы лучше понять содержание рассказа объясним значение некоторых слов. Слова на доске.

Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.

Рубленые яйца – мелко нарублены.

Храбрец – смелый человек.

Хвастун – хвастает, что любого поборет.

Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.

Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.

Поломанным – место повреждения.

Наедались - быть сытым.

Б.С.Житков. Храбрый утенок.

Об утятах и стрекозе.

Дети делятся на группы и составляют свои произведения.

Зачитывают свои произведения.

Личностные: проявляют интерес
к учебной деятельности

Регулятивные: прогнозирование,

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого
и исследовательского характера.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

Изучение нового материала.

Сейчас я включу вам текст, вы послушайте его. Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков « Храбрый утенок».

( стр.139 учебника аудиозапись)

Слушают  аудиозапись.

Личностные: проявляют интерес
к учебной деятельности

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

V. Стадия осмысления.

Чтение с пометами (инсерт)

5 мин.

- Понравилось произведение?

- О ком оно?

- Как хозяйка кормила утят?

- Почему утята не ели? Кого они боялись?

- О чём думала хозяйка, когда убирала тарелку?

- Кто пришёл в гости к утятам?

- Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?

- Прилетала ли стрекоза ещё раз?

Стоило ли утятам бояться стрекозы? Найдите строки в тексте и прочитайте.( А злая стрекоза… и потом улетела)

Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?

Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой и почему так считаете?

Высказывают свои предположения.

Личностные: проявляют интерес
к учебной деятельности

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные:

анализировать содержание информации.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

VI. Физминутка

2-3 мин

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Танцевальные движения, имитирующие движения утят под музыку. (Приложение)

VI. Закрепление.

Чтение текста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.

Молодцы, а сейчас мы с вами будем составлять план текста и рисовать словестные картинки. Перед вами на столе карта для составления плана, сколько частей в карте?

Каждую часть нам нужно прочитать и озаглавить, в пустое окно справа вписать заглавие. Приготовьте ручки.

1ч.

С чего начинается рассказ?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 1 части?

Как озаглавишь 1ч.

2ч.

Почему утята не ели?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко 2 ч.?

Как озаглавишь 2 ч.?

3 ч.

Чему удивлялась хозяйка?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3 ч.?

Как озаглавишь 3 ч.? 

4 ч.

Кто к ним приходил в гости?

Что происходило между ними?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 ч.?

Как озаглавишь 4 ч?

Что произошло? 

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч.?

Как озаглавишь 5 ч.?

6 ч.

Чем заканчивается рассказ?

Какое чувство испытывают утята?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 6 ч.?

Как озаглавишь 6 ч.? 

Оценитесвою работу по плану.

6 частей

Хозяйка кормит утят.

Утята боятся стрекозы.

Удивление хозяйки.

Разговор Алеши с утятами.

Алеша прогоняет стрекозу

Довольные утята.

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные:

анализировать содержание произведения.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

Как вы думаете ребята, случай о котором рассказал автор мог бы произойти с людьми?

Представьте себе, что на месте цыпленка оказался мальчик Алеша. Какое событие тогда легло бы в основу рассказа?

Рассмотрите на иллюстрации. Слайд 10

Взрослый мальчуган обижает маленьких.

Как только дети начинают играть прибегает злая собака.

Рассуждения детей.

Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные: строить монологическое высказывание.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

VII. Работа в группах.

2 мин.

Пора подводить итоги. Утенок и стрекоза приготовили вам задания в конвертах.

1 задание для всех восстановить последовательность событий по картинкам.

Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности.

2 От каждой группы по одному представителю к доске и восстановить план пересказа текста.

Итак время пошло. Работаем дружно, не шумим.

Оцените работу ребят по плану.

Оцените работу в группах по сюжетным картинкам.

На слайде 11

Дети отвечают на вопросы.

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: умение выслушать высказывания товарищей.

VIII. Работа по содержанию текста.

Работа в группах.

4 мин.

Контролируемый элемент содержания

 И еще одно задание приготовили утенок и стрекоза, на обратной стороне плана имеется Тест по содержанию текста.

Я даю вам время. Вы отвечаете на вопросы, выбирая нужный ответ.

Поменяйтесь тестами. Проверьте друг друга.

Молодцы. У кого все ответы верные оцените свою работу карточкой цвета. Отлично.

Работают с тестовым заданием, двое у доски картинный план, словесный план.

Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные: строить монологическое высказывание.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

IX. Подведение итогов урока.

Возврат на стадию вызова к ключевым понятиям.

2 мин.

- С каким  произведением мы познакомились сегодня на уроке?

- Кто его автор?

- Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?

- Какова основная мысль произведения?

- Как вы думаете, почему это произведение сказка, а не рассказ?

- Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)
- Чему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)

Отвечают на вопросы.

 Личностные: проявляют интерес
к учебной деятельности.

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные УУД:  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

X. Рефлексия.

2 мин.

Около теста находится рамка, нарисуйте смайлика вашего настроения сегодня на уроке.

— Вы молодцы! Спасибо за урок!

Наши гости – стрекоза и утенок благодарят вас за уроки желают вам быть внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавать, больше уметь, чтобы вся природа обернулась для вас большой Родиной»

Составьте из слов пословицу.

Имеет ли она отношение к нашему рассказу?

Друг другу помогать, победу одержать.

Это главная мысль нашего произведения.

Рефлексируют.

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Регулятивные УУД:  начальный уровень сформированности  умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные УУД:  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

XI. Домашнее задание.

1 мин.

Прочитать сказку, сделать иллюстрации. Подготовить пересказ по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»

Тема:  Внеклассное  чтение   Б. Заходер  « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя,  главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...

Открытый урок литературного чтения на этапе обучения чтению

Ценностные ориентиры. Формирование нравственного смысла учения.Прогнозируемые результаты обучения. Личностные. Осознание языка как основного средства человеческого общения.Метапредметные. Умение испол...