Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. 1 мин. | Приветствие гостей. Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать и читать И друг другу помогать. - Сегодня на нашем уроке чтения много гостей (поприветствуйте их) Они, будут смотреть, чему вы научились и как вы умеете работать. Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее: Душу, и сердце в работу вложи. Каждой секундой в труде дорожи! О чем говорят эти слова? У каждого из вас на столе карточки желтого, красного и зеленого цвета для самооценивания. Желтый цвет – мне было легко и интересно, зеленый цвет говорит , что вы испытывали трудности, красный цвет работа была трудной. | Настраиваются на работу
Беречь время, не тратить его впустую, дорожить временем каждой секундой. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2.Речевая разминка. | Для того что бы быстро и хорошо читать нам необходима разминка. Слайд 1, Прочитайте медленно Прочитайте быстро Прочитайте с удивлением Оцените свою работу карточкой. | Повторяют фразы, четко проговаривая звуки. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
Проверка домашнего задания Актуализация опорных знаний. |
Продолжаем дальше. - Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем? Кого люди называют «меньшими братьями»? Почему животных называем нашими меньшими братьями?
- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? - Кто его автор? Слайд 2 (Откройте учебник на стр 136-137) | /О братьях наших меньших/
Животных
(Животные пытаются приспособиться к нам и мы должны им помочь. Они наши соседи и земляки. Нас связывает с ними общее – жизнь)
/Страшный рассказ/
/Евгений Иванович Чарушин/
| Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Выборочное чтение, ролевое чтение | Назовите главных героев рассказа. Найдите в тексте и прочитайте - Где жили мальчики и почему они остались одни? (Марина Г) - Что они делали, когда остались одни? (Цыден) О чем говорят слова сами, сами.
- Прочитаем по ролям, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться (автор: Даша Б, Шура – Виталя, Петя – Даниил) -Молодцы! (Оцените работу ребят карточкой) | Петя и Шура
Читают отрывки
Мальчики были самостоятельными, не боялись остаться одни.
Ролевое чтение: ДашаБ, Виталя, Даниил. | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Рефлексия о прочитанном. | О чем заставляет задуматься нас Е Чарушин. Чему учит нас этот рассказ? На самом ли деле рассказ страшный? | Чтобы не бояться. Нельзя детям одним оставаться дома долгое время. Надо беречь животных, помогать им вернуться домой. Уважать , беречь жиотных. Не брать диких животных домой. Каждый счастлив у себя дома, быть дружными, прийти на помощь в трудную минуту. | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
II. Актуализация знаний. 2 мин. | -А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке. Но прежде угадайте, кто они? а) Загадка. На ромашку у ворот Опустился вертолет – Золотистые глаза Кто же это? Что вы знаете о ней? Чем она питается? Слайд 3 +картинка стрекоза В каком произведении вам встречалась стрекоза? Какой она представлена И.А.Крыловым? Какая же стрекоза на самом деле? Послушайте выступление Даши А.
Кто же второй герой? Загадка. Без команды в строй встают, Отправляются на пруд. Кто идет цепочкой длинной, Кто так любит дисциплину? В каком произведении вы познакомились с этими птицами? Слайд 4 Какой ее представил М.М.Пришвин в своем произведении? Как утята появляются на свет? Чем кормят утят, когда они маленькие?
|
(стрекоза)
Это насекомое хищник.
Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»
(ленивая, беспечная, беззаботная)
Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.
Утка с утятами.
Ответы детей. М.М.Пришвин. Ребята и утята. Заботливая, любящая, внимательная
Вареным яйцом
| Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: операция анализа, сравнения. Коммуникативные: отвечают на вопросы, аргументировать свою позицию |
Дидактическая игра « Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».
| Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей животных ? Если я права – хлопайте в ладоши. У кошки- котенок, У собачки – собачонок, У зайчихи – зайчонок, У утки – утенок, У овечки – овченок У курочки – куренок У ежихи – ежонок. У коровы – коровенок У свиньи – свиненок У лисы – лисенок, У рыбки – рыбенок У лосихи – лосенок. У волчицы – волченок. У голубки – голубенок
|
щенок
ягненок цыпленок
теленок поросенок
малек
птенец |
|
III. Определение темы и цели урока Введение в тему. 2 мин. | Итак, наши гости - стрекоза и утенок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними, и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.
| Выступление ученика с сообщением о Б.С.Житкове. Костя Т Борис Степанович Житков /портрет/ Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем. Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат друг другу на помощь люди. Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке /выставка/ | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: операция анализа, сравнения. Коммуникативные: отвечают на вопросы, аргументировать свою позицию. |
IV. Прогнозирование содержания сказки. Стадия вызова. Словарная работа. | Откройте учебник на с.139 Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать. Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе? Может ли утенок на самом деле быть храбрым? Рассмотрите иллюстрацию, кто изображен на ней? Для того, чтобы лучше понять содержание рассказа объясним значение некоторых слов. Слова на доске. Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство. Рубленые яйца – мелко нарублены. Храбрец – смелый человек. Хвастун – хвастает, что любого поборет. Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск. Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности. Поломанным – место повреждения. Наедались - быть сытым. |
Б.С.Житков. Храбрый утенок.
Об утятах и стрекозе.
Дети делятся на группы и составляют свои произведения. Зачитывают свои произведения. | Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности Регулятивные: прогнозирование, принимать и сохранять учебную цель и задачу, Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. |
Изучение нового материала. | Сейчас я включу вам текст, вы послушайте его. Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков « Храбрый утенок». ( стр.139 учебника аудиозапись)
| Слушают аудиозапись. | Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
|
V. Стадия осмысления. Чтение с пометами (инсерт) 5 мин. | - Понравилось произведение? - О ком оно? - Как хозяйка кормила утят? - Почему утята не ели? Кого они боялись? - О чём думала хозяйка, когда убирала тарелку? - Кто пришёл в гости к утятам? - Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша? - Прилетала ли стрекоза ещё раз? Стоило ли утятам бояться стрекозы? Найдите строки в тексте и прочитайте.( А злая стрекоза… и потом улетела) Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он? Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой и почему так считаете?
| Высказывают свои предположения.
| Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Познавательные: анализировать содержание информации. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
VI. Физминутка 2-3 мин | А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Танцевальные движения, имитирующие движения утят под музыку. (Приложение) |
|
|
VI. Закрепление. Чтение текста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.
| Молодцы, а сейчас мы с вами будем составлять план текста и рисовать словестные картинки. Перед вами на столе карта для составления плана, сколько частей в карте? Каждую часть нам нужно прочитать и озаглавить, в пустое окно справа вписать заглавие. Приготовьте ручки. 1ч. С чего начинается рассказ? Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 1 части? Как озаглавишь 1ч. 2ч. Почему утята не ели? Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко 2 ч.? Как озаглавишь 2 ч.? 3 ч. Чему удивлялась хозяйка? Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3 ч.? Как озаглавишь 3 ч.? 4 ч. Кто к ним приходил в гости? Что происходило между ними? Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 ч.? Как озаглавишь 4 ч?
Что произошло? Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч.? Как озаглавишь 5 ч.? 6 ч. Чем заканчивается рассказ? Какое чувство испытывают утята? Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 6 ч.? Как озаглавишь 6 ч.? Оценитесвою работу по плану. |
6 частей
Хозяйка кормит утят.
Утята боятся стрекозы.
Удивление хозяйки.
Разговор Алеши с утятами.
Алеша прогоняет стрекозу
Довольные утята. | Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту. Познавательные: анализировать содержание произведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
| Как вы думаете ребята, случай о котором рассказал автор мог бы произойти с людьми? Представьте себе, что на месте цыпленка оказался мальчик Алеша. Какое событие тогда легло бы в основу рассказа? Рассмотрите на иллюстрации. Слайд 10 | Взрослый мальчуган обижает маленьких. Как только дети начинают играть прибегает злая собака. Рассуждения детей. | Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Регулятивные: строить монологическое высказывание. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. |
VII. Работа в группах.
2 мин. | Пора подводить итоги. Утенок и стрекоза приготовили вам задания в конвертах. 1 задание для всех восстановить последовательность событий по картинкам. Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности. 2 От каждой группы по одному представителю к доске и восстановить план пересказа текста. Итак время пошло. Работаем дружно, не шумим. Оцените работу ребят по плану. Оцените работу в группах по сюжетным картинкам. На слайде 11 | Дети отвечают на вопросы.
| Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: умение выслушать высказывания товарищей. |
VIII. Работа по содержанию текста. Работа в группах. 4 мин. Контролируемый элемент содержания | И еще одно задание приготовили утенок и стрекоза, на обратной стороне плана имеется Тест по содержанию текста. Я даю вам время. Вы отвечаете на вопросы, выбирая нужный ответ. Поменяйтесь тестами. Проверьте друг друга. Молодцы. У кого все ответы верные оцените свою работу карточкой цвета. Отлично. | Работают с тестовым заданием, двое у доски картинный план, словесный план. | Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Регулятивные: строить монологическое высказывание. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. |
IX. Подведение итогов урока. Возврат на стадию вызова к ключевым понятиям. 2 мин. | - С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? - Кто его автор? - Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он? - Какова основная мысль произведения? - Как вы думаете, почему это произведение сказка, а не рассказ? - Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет) - Чему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)
| Отвечают на вопросы. | Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности. Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
X. Рефлексия. 2 мин. | Около теста находится рамка, нарисуйте смайлика вашего настроения сегодня на уроке. — Вы молодцы! Спасибо за урок! Наши гости – стрекоза и утенок благодарят вас за уроки желают вам быть внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавать, больше уметь, чтобы вся природа обернулась для вас большой Родиной» Составьте из слов пословицу. Имеет ли она отношение к нашему рассказу? Друг другу помогать, победу одержать. Это главная мысль нашего произведения.
| Рефлексируют. | Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Регулятивные УУД: начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
XI. Домашнее задание. 1 мин. | Прочитать сказку, сделать иллюстрации. Подготовить пересказ по плану.
|
|
|