Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе (автор учебника Г.С.Меркин)
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)

Власова Марианна Сергеевна

Представлена рабочая программа по литературному чтению в 3 классе (автор учебника Г.С.Меркни) с аннотацией и календарно- тематическим планированием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

   Аннотация к рабочей программе по   «Литературному чтению»

      Программа по   «Литературному чтению» составлена для 3 «А» класса на 2021 – 2022 учебный год.  Составитель рабочей программы учитель начальных классов Власова Марианна Сергеевна, высшая квалификационная категория.      

      Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2013 г.). Программа разработана на основе авторской программы Г.С. Меркина «Литературное чтение. 1-4 классы».

 Линией курса «Литературное чтение»  являются:

- Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  - Система работы над навыками чтения.

 -  Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  - Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

 -  Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего их возрастным особенностям и уровню подготовки.

       Рабочая программа на 35 учебные недели. Это 140 часов в год при 4 часах в неделю.  

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1.  Литературное чтение. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы в 2-х частях / Г.С. Меркин, Б.Г.Меркина, С.А.Болотова. - М.: ООО «Русское слово», 2019.
  2.  Литературное чтение. Рабочая тетрадь для 3 класса четырехлетней начальной школы в 2-х частях/ Г.С. Меркин, Б.Г.Меркина, С.А.Болотова. - М.: ООО «Русское слово», 2020.

1. Содержание учебного курса

Дети и взрослые  (17  часов)

Произведения об отношениях детей и взрослых Б.Берестова, И.Токмаковой,  Л. Толстого, М.Зощенко, Е.Пермяка, В.Драгунского, русские народные сказки.

Дружба всего сильней (24 часа)

Народные произведения, произведения русских и зарубежных писателей о дружбе :  

Бр.Гримм, Л.Толстой, Н.Носов, В.Берестов, И.Крылов, Г.Цыферов.

Делу время, а потехе час (31 час)

Раздел знакомит детей с народными сказками и песнями, произведениями русских и зарубежных писателей о труде : А.Гайдар, С.Михалков, бр.Гримм, И.Крылов, Е.Пермяк, В.Осеева, Дж.Родари, Х.К.Андерсен.

Мир природы (28 часов)

Раздел включает в произведения о природе : русские народные сказки, аварские сказки, стихи А.Толстого, А.Пушкина, А.ПлещееваВ.Маяковского, рассказы Н.Сладкова, В.Бианки, Е.Чарушина .

Славные страницы российской истории (22 часа)

Народные сказки и произведения русских писателей об исторических событиях : Ю.Коринец, О.Тихомиров, Е.Холмогорова, А.Барков, С.Алексеев, А.Гайдар, А.Твардовский, А.Митяев .

Вселенная (9 часов)

Произведения о нашей Вселенной, о Луне, Солнце, звёздах и путешествиях в космос : О.Высотская, Дж.Родари, Я.Аким, А.Леонов, Ф.Кривин.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

• Осознание школьником важности процесса обучения.

• Понимание значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения.

• Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

• Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи

нравственных ценностей и традиций.

• Формирование любви к отечественной литературе и уважения к литературе народов России и мира.

• Духовно-нравственное развитие личности.

• Формирование культуры общения.

• Формирование готовности получать новые знания, применять их и преобразовывать.

• Развитие эстетических чувств на основе знакомства с отечественной и мировой литературой.

• Формирование ценностного представления о человеке и мире.

• Развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании.

Метапредметные результаты

• Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности в процессе чтения и обсуждения литературного произведения.

• Освоение различных способов решения поисковых и творческих задач учебной деятельности.

• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

• Формирование умения определять причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

• Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

• Использование различных источников информации (в том числе справочных пособий и образовательных ресурсов Интернета)для решения коммуникативных и познавательных задач.

• Развитие навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, построения осознанного речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в  устной и письменной формах.

• Овладение логическими операциями (установление причинно-следственных связей, аналогий; сравнение, классификация, обобщение, доказательство, вывод).

• Развитие умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и обосновывать свое мнение и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений.

• Развитие способности понимать, принимать общую цель и искать пути ее достижения, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и действия окружающих.

• Формирование готовности конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов разных сторон.

• Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений.

• Овладение базовыми метапредметными понятиями, отражающими существенные связи между литературой и другими видами искусства (музыка, живопись, кино, театр).

Предметные результаты • Развитие восприятия литературы как особого вида искусства, умения соотносить его с другими видами искусства.

• Формирование творческой личности путем приобщения к литературе как искусству слова.

• Развитие умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; готовить пересказ текста в соответствии с целью (полный, выборочный, краткий).

• Развитие умения читать текст выразительно, наизусть, по ролям.

• Овладение элементарными приемами интерпретации и анализа (характеристики) художественных, научно-популярных и учебных текстов.

• Совершенствование умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию книги; участвовать в обсуждении прочитанного, давать и обосновывать оценку поступков героев.

• Овладение базовыми предметными понятиями; использование доступных для понимания литературных терминов при характеристике литературных произведений.

• Формирование умения сопоставлять поступки литературных героев с собственным жизненным опытом.

• Формирование потребности в систематическом, системном, в том числе досуговом, чтении.

• Формирование умения самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться различными справочными источниками.

• Развитие умения пользоваться библиотечными фондами (поиск нужной книги по теме урока, для досугового чтения, для выполнения творческих работ и т.д.).

                    Контрольно - измерительные материалы.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и входе выполнения итоговых проверочных работ.

Виды и формы контроля: тесты по изученному произведению, теме, разделу, тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного, тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждой четверти), комплексные разноуровневые проверочные работы по проверке уровня начитанности и читательских умений, контрольные работы (в конце каждого полугодия).

Во 2-4 классах оценочная система обучения. Уровень подготовки учащихся соответствует требованиям, сформулированным в ФГОС. За триместр и год результаты освоения рабочей программы по литературному чтению в третьем классе оцениваются по пятибалльной шкале (от «2» до «5»).

Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «знаю, понимаю, могу».

Отметки за выполнение тестовых заданий:

«5» - ученик набрал 9-10 баллов;

«4» - ученик набрал 7-8 баллов;

«3» - ученик набрал 5-6 баллов;

«2» - ученик набрал менее 5 баллов.

Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трёх вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.

Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая - в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.

Третьеклассники должны знать наизусть стихотворения и отрывки из произведений классической художественной литературы. В 3 классе – 8-10 стихотворений, 3-4 отрывка из прозы. Навык сформирован, если ученик читает правильно. Понимает прочитанный текст, умеет выразительно читать подготовленное произведение.

Учебная четверть

Тесты

Проверка

техники чтения

Комплексные разноуровневые проверочные работы

Контрольные работы

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Год

3. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата проведения

Учебник - 1 часть  «Дети и взрослые» (17 часов)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником.

1

2

Русская народная сказка  «Дочь - семилетка».

1

3

Русская народная сказка  «Дочь - семилетка».

1

4

В.Берестов «Урок листопада»

1

5

Русская народная сказка  «Привередница» ( в пересказе В.Даля)

1

6.

Русская народная сказка  «Привередница» ( в пересказе В.Даля)

1

7.

Г.Граубин «Хорошее настроение»

1

8.

И.Панькин «Откуда у моряков взялась сила»

1

9.

И.Панькин «Откуда у моряков взялась сила»

1

10.

И.Токмакова «Почитай мне, мама!», М.Карим «Эту песню мама пела»

1

11.

Входная контрольная работа.

1

12.

Анализ к/работы, работа над ошибками.
Л.Толстой «Акула» (доп. чтение)

1

13.

Л.Толстой «Прыжок»

1

14.

Л.Толстой «Прыжок»

1

15.

М.Зощенко «Ёлка»

1

16.

М.Зощенко «Ёлка»

1

17.

Б.Емельянов «Обида»

1

18.

Е.Пермяк «Тонкая струна»

1

19.

Е.Пермяк «Тонкая струна»

1

20.

С.Баруздин «Кляксы»

1

21.

Л.Николаенко «Весёлое сделалось грустным»

Обзорно-обобщающий урок по разделу «Дети и взрослые»

1

22.

Учёт знаний по разделу «Дети и взрослые»

1

23.

Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»,

«Чужая калитка» (дополнительное чтение)

1

24.

В.Драгунский «Он живой и светится…»

1

25.

В.Драгунский «Он живой и светится…»

1

26.

Проверка навыков чтения.

1

«Дружба всего сильнее» (24 часа)

1/27

Вводный урок раздела. Русская народная сказка «Зимовье зверей»

1

2/28

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

1

3/29

Бр.Гримм «Соломинка, уголёк и боб»

1

4/30

Бр.Гримм «Соломинка, уголёк и боб»

1

5/31

Бр. Гримм «Дружба кошки и мышки» (дополнительное чтение)

1

6/32

Сказка Древнего Египта «Лев и мышь»

1

7/33

Сказка Древнего Египта «Лев и мышь»

1

8/34

Л.Толстой «Лев и мышь» (басня)

1

9/35

Л.Толстой «Лев и собачка» (быль)

1

10/36

И.Соколов – Микитов «Дружба зверей» (сказка) : дополнительное чтение

1

11/37

Я.Аким «Пишу тебе письмо»

1

12/38

В.Берестов «С тобой мы дружили…», «Разлука»

1

13/39

Г.Цыферов «Про цыплёнка, солнце и медвежонка» (отрывок)

1

14/40

Н.Носов «Прятки»

1

15/41

Н.Носов «Прятки»

1

16/42

З.Александрова «Мы оба не пойдём гулять»

1

17/43

Ким Сан Ху «Ключик к дружбе»

1

18/44

И.Крылов «Лебедь, щука и рак»

1

19/45

И.Крылов «Лебедь, щука и рак»

1

20/46

Обзорно-обобщающий урок по разделу «Дружба всего сильней»

1

21/47

Тест по темам раздела.

1

22/48

С.Козлов «Дружба»

1

23/49

Бр.Гримм «Бременские уличные музыканты»

1

24/50

Бр.Гримм «Бременские уличные музыканты»

1

«Делу время, а потехе час» ( 31час)

1/51

Вводный урок раздела. Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

1

2/52

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

1

3/53

Белорусская народная сказка «От краденого не растолстеешь»

1

4/54

Белорусская народная сказка «От краденого не растолстеешь»

1

5/55

Народные  песни-приговорки.

1

6/56

Народные  песни-приговорки.

1

7/57

А.Гайдар «Совесть»

1

8/58

С.Михалков «Часы»

1

9/59

К.Мурзалиев «Мальчику, взявшему молоток»

1

10/60

Бр.Гримм «Госпожа Метелица»

1

11/61

Бр.Гримм «Госпожа Метелица»

1

12/62

Бр.Гримм «Госпожа Метелица»

1

13/63

В.Одоевский «Мороз Иванович»

1

14/64

В.Одоевский «Мороз Иванович»

1

15/65

В.Одоевский «Мороз Иванович»

1

16/66

В.Одоевский «Мороз Иванович»

1

17/67

И.Крылов «Стрекоза и Муравей»

1

18/68

И.Крылов «Стрекоза и Муравей»

1

19/69

Е.Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»

1

20/70

Е.Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»

1

21/71

Г.Граубин «Весёлое дело – работа»

1

22/72

В.Осеева «Волшебная иголочка»

1

23/73

В.Осеева «Волшебная иголочка»

1

24/74

В.Осеева «Волшебная иголочка»

1

25/75

В.Осеева «Волшебная иголочка»

1

26/76

Обзорно-обобщающий урок по разделу «Делу время, а потехе час»

1

27/77

Контрольная работа  по разделу «Делу время, а потехе час»

1

28/78

Анализ к/работы, работа над ошибками.

Дж.Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье?» . Подготовка к конкурсу кроссвордов по разделам 1-й части учебника.

1

29/79

Х.К.Андерсен «Лён»

1

30/80

Х.К.Андерсен «Лён»

1

31/81

Конкурс кроссвордов.

1

Учебник – 2 часть      «Мир природы» (28 часов)

1/82

Введение в раздел . «Два Мороза» (русская народная сказка).

1

2/83

«Два Мороза» (русская народная сказка).

1

3/84

А.Пушкин «Осень» (отрывок) - наизусть

1

4/85

А.Пушкин отрывки из поэмы «Евгений Онегин» - «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя…» - наизусть по выбору.

1

5/86

Н.Сладков « Суд над Декабрём» (сказка)

1

6/87

А.Толстой « Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» , «Вот уж снег последний в поле тает» (отрывки)

1

7/88

К.Ушинский «Ветер и Солнце»

1

8/89

К.Ушинский «Спор Воды с Огнём»

1

9/90

Г.Тукай «Дождь и Солнце». Проверка навыков чтения.

1

10/91

Н.Сладков «Синяя птица»,  Гордая мышь» (аварская народная сказка)

1

11/92

А.Плещеев «Дети и птичка» (наизусть)

1

12/93

В.Бирюков «Утро»

1

13/94

Ю.Коваль «Весенний вечер», Б.Павлов «Сосна»

1

14/95

О.Высоцкая «Весна уборкой занялась»

1

15/96

Г.Лебедева «Здравствуй, лето!», Р.Сарби «Летний полдень»

1

16/97

Э.Мошковская «Речка»

1

17/98

К.Ушинский «Проказы старухи Зимы»

1

18/99

Е.Чарушин «Захочешь есть – говорить научишься»

1

19/100

Е.Чарушин «Захочешь есть – говорить научишься»

1

20/101

В.Маяковский «Тучкины штаны», М.Исаковский «Ветер», Н.Юркова «Вьюга»

1

21/102

В.Бианки «Голубой зверёк»

1

22/103

В.Бианки «Голубой зверёк»

1

23/104

«Лисичка» (чукотская народная сказка)

1

24/105

«Знаменитый путешественник» (по Т.Лубченковой)

1

25/106

Обзорно-обобщающий урок по темам раздела.

1

26/107

Учёт знаний по разделу «Мир природы»

1

27/108

Дж.Родари «Рыбы», В.Бианки «Люля»

1

28/109

В.Бианки «Люля»

1

«Славные страницы российской истории» (22 часа)

1/110

Введение в раздел. «Никита Кожемяка» (русская народная сказка»

1

2/111

Ю.Коринец «Отцовская песня»

1

3/112

О.Тихомиров «На поле Куликовом» - Под игом

1

4/113

О.Тихомиров «На поле Куликовом» - Москва собирает войско

1

5/114

О.Тихомиров «На поле Куликовом» - Ночь перед боем

1

6/115

О.Тихомиров «На поле Куликовом» - Куликовская битва

1

7/116

О.Тихомиров «На поле Куликовом» - Куликовская битва

1

8/117

О.Тихомиров «На поле Куликовом» - Слава героям

1

9/118

О.Тихомиров «В грозную пору»-

1

10/119

Е.Холмогорова «Великодушный русский воин»- батарея Раевского

1

11/120

А.Барков «Благодарность за ночлег»

1

12/121

С.Алексеев «Орлович – Воронович»

1

13/122

А.Гайдар «Война и дети» (отрывок)

1

14/123

А.Гайдар «Война и дети» (отрывок)

1

15/124

А.Твардовский «Рассказ танкиста»

1

16/125

В.Берестов «Великан», А.Митяев «Бескозырка»

1

17/126

А.Митяев «Бескозырка»

1

18/127

С.Наровчатов «Победа!». Обзорно-обобщающий урок.

1

19/128

Контрольная работа.

1

20/129

Анализ к/работы, работа над ошибками. «Сказание о Кремле» (по Е.Осетрову), «Иван – крестьянский сын и Чудо – Юдо» (русская народная сказка)

1

21/130

«Иван – крестьянский сын и Чудо – Юдо» (русская народная сказка)

1

22/131

«Иван – крестьянский сын и Чудо – Юдо» (русская народная сказка)

1

«Вселенная»  (9 часов)

1/132

Введение в раздел. И.Светлова «Вселенная», «Планеты», «Звёзды»,О. Высоцкая «Как Луна рассердилась»

1

2/133

«Мост Азамата» (чувашская народная сказка), Дж. Родари «Откуда берутся день и ночь?», Н.Гончаров «В космос», Э.Мошковская «Мама, я, кузнечик и птица»

1

3/134

В.Горьков, Ю.Авдеев «Космическая азбука»

1

4/135

Я.Аким «Наша планета», А.Леонов «Обед в космосе»

1

5/136

Обобщение. Итоговый тест.

1

6/137

Проверка навыков чтения.

1

7/138

«Почему у месяца нет платья» (сербская народная сказка), Ф.Кривин «Прабабушка наша Вселенная»

1

8/139

Ф.Кривин «Прабабушка наша Вселенная»

1

9/140

Обобщающий урок. Круг летнего чтения.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс автор Л.А.Ефросинина

Программа соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования (2004 г.)...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (автор Л.А.Ефросинина)

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по литературному чтению в соответствии с требованиями Федерального комп...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс автор Л.Ф.Климанова

Рабочая программа по литературному чтению  4 класс УМК "Школа России" автор Л.Ф.Климанова создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс автор О.В.Кубасова

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс  автор О.В.Кубасова создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс. Автор учебника Лазарева В.А.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и принципами системы Л.В.Заноква...

рабочая программа по литературному чтению 4 класс автор Л.Ф.Климанова

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, с использованием авторской програм...

Рабочая программа предмет литературное чтение, 4 класс, авторы курса В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова

Планирование программы по литературному чтению, 4 класс, автор учебника Н. А. Чуракова (система Л. В. Занкова)...