Рабочая программа по литературному чтению 3 класс автор О.В.Кубасова
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс автор О.В.Кубасова создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ДЛЯ 3 КЛАССА
Общее количество часов – 170 (5 ч. в неделю)
Основание для разработки программы:
1.Государственный стандарт общего образования
2.Базисный учебный план
3.Учебный план школы
4.Примерная образовательная программа основного общего
образования, рекомендованная Министерством образования и науки РФ
5.Авторская программа
Автор-составитель: Иванова О.В.
Литературное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы разработана на основе стандарта начального общего образования по литературному языку , Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и авторской программы О.В. Кубасовой
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т. е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
1.Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
2.Совершенствование у детей навыка чтения: сознательности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
3.Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста.
4.Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5.Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др.
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности и на этой базе практическое освоение элементарны литературоведческих понятий.
7.Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Учебный материал книги для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки2.
В учебнике для III класса внимание к работе над читательскими умениями сохраняется, однако достаточно высокий уровень навыка чтения позволяет на первый план выдвинуть другой принцип систематизации литературного материала: не по учебной цели, как раньше, а по актуальной идейно-нравственной проблематике, что позволяет усилить мировоззренческую направленность уроков чтения. В книге дается богатый материал для осмысления сложных, неоднозначных явлений окружающего мира в их единстве и диалектическом противоречии. Это отражается в названиях тем, перечень которых дает общее представление о проблемах, затрагиваемых на уроках чтения в III классе:
«Труд человека кормит, а лень портит»,
«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца»,
«Много хватать — свое потерять»,
«Тайное всегда становится явным»,
«Унылая пора! Очей очарованье!..»,
«Ежели вы вежливы...»,
«Каждый свое получил»,
«Жизнь дана на добрые дела»,
«Снег летает и сверкает»,
«За доброе дело стой смело»,
«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»,
«Весна идет, весне дорогу!..»,
«Любовь — волшебная страна»,
«Чудесное — рядом».
Идейно-тематический принцип группировки произведений позволяет рассматривать различные точки зрения на духовно-нравственные проблемы, выраженные в разножанровых текстах. При таком подходе к компоновке произведений беседы перерастают в дискуссии, а сочинения на основе прочитанного — в попытки рассуждения о других и о себе.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Программа рассчитана на 3 часа. Но наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент (1 час в учебную неделю). В соответствии с учебным планом школы общее количество часов в год составило - 136
I четверти – 34час
II четверти – 27час
III четверти - 40 час
IV четверти – 35час
Основное содержание
III класс (136 ч)
КРУГ ЧТЕНИЯ
В III классе дети читают произведения устного народного творчества, лучшие образцы русской и современной отечественной и зарубежной литературы.
Труд человека кормит, а лень портит (11 ч).
Р.Сеф « Лопата» , Е.Карганова « Лекарство без рецепта»
К.Ушинский. «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина. «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»; С. Баруздин. «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак. «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов. «Стрекоза и Муравей»; Р. Киплинг. «Отчего у верблюда горб»; африканская сказка «Лентяйка»; грузинская сказка «Голубой ковер»; Р. Сеф. «Странное дело».
Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (7 ч).
С. Маршак.«Не так»; русские народные сказки «Как мужик
гусей делил», «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса
Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Ш. Перро.
«Мальчик с пальчик». ,
Много хватать — свое потерять (3 ч).
Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким. «Жадина»; Дж. Родари. «Солнце и туча».
Тайное всегда становится явным (6 ч).
В. Драгунский. «Тайное становится явным»; С. Прокофьева. «Сказка про честные ушки»; Л. Толстой. «Правда всего дороже»; шведская сказка «Принцесса-лгунья»; Л. Пантелеев. «Честное слово».
Унылая пора! Очей очарованье!.. (4 ч).
К- Бальмонт. «Осень»; И. Соколов-Микитов. «Листопадни-чек»; Ф. Тютчев. «Листья»; А. Фет. «Ласточки пропали...»; К. Паустовский. «Барсучий нос»; А. Пушкин. «Осень»; М. Лермонтов. «Осень»; А. К. Толстой. «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов. «Славная осень! Здоровый, ядреный...»; А. Майков. «Осень».
Ежели вы вежливы... (2 ч).
С. Маршак. «Урок вежливости»; И. Пивоварова. «Вежливый ослик»; В. Осеева. «Волшебное слово»; Б.Заходер «Очень вежливый индюк»
Каждый свое получил (15 ч).
Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш. «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов. «Чиж и Голубь», Л. Толстой. «Белка и волк», «Комар и лев»; индийская сказка «Мак»; Г. Ладонщиков. «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер. «Серая Звездочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Л. Чарская. «Живая перчатка»; Ю. Мориц. «Песенка про сказку».
Жизнь дана на добрые дела (6 ч).
Ю. Мориц. «Разговаривали вещи»; Г. X. Андерсен. «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк. «Некрасивая елка»; Е. Клюев. «Сказки Простого Карандаша».
Снег летает и сверкает... (9 ч).
С. Есенин. «Береза»; М. Пришвин. «Деревья в лесу»; И. Никитин. «Весело сияет месяц над селом...»; А. Пушкин. «Зимний вечер»; Г. X. Андерсен. «Девочка со спичками»; А. Блок. «Ветхая избушка»; И. Суриков. «Детство»; А. Александрова. «Снежок»; Саша Черный. «На коньках»; В. Драгунский. «Кот в сапогах»; С. Дрожжин. «Снег летает и сверкает...»; К- Бальмонт. «Снежинка»; С. Есенин. «Пороша», «Поет зима, аукает...».
За доброе дело стой смело (8 ч).
Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; Л. Толстой. «Два товарища»; Н. Артюхова. «Трусиха»;Э. Киселева. «Мальчик-Огонек»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий. «Он не вернулся из боя»; С. Баруздин. «Страшный клад»; С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое».
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (20 ч).
В. Осеева. «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов. «Мамины руки»; Г. Фаллада. «История про мамину сказку»; В. Драгунский. «...Бы»; М. Зощенко. «Золотые слова»; черногорская сказка «Милош находит мать»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; А. Платонов. «Разноцветная бабочка»; Л. Петрушевская. «Сказка о часах»; русская народная сказка «Подземные царства»;
Весна идет, весне дорогу!.. (10 ч).
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...»; Н. Гоголь. «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев. «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»), «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский. «Стальное колечко»; А. Майков. «Ласточка примчалась...»; А. К. Толстой. «Звонче жаворонка пенье...»; А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...»; Е. Благинина. «Черемуха».
Любовь — волшебная страна (18 ч).
Н. Вагнер. «Сказка»; Г. X. Андерсен. «Ромашка»; Ш. Силь-верстайн. «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Перышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет. «Облаком волнистым...»; Я. Полонский. «Песня»; И. Тургенев. «Воробей».
Чудесное — рядом (16 ч).
Р. Сеф. «Чудо»; А. Прокофьев. «Люблю березу русскую...»; В. Жуковский. «Родного неба милый свет...»; С. Маршак. «О том, как хороша природа»; Б. Заходер. «Что красивей всего?»; В. Бианки. «Музыкант»; белорусская сказка «Музыкант-чародейник»; И. Мазнин. «Давайте дружить»; Ю. Ким. «Летучий ковер».
Тематическое планирование
вид работы | I четв | II четв | III четв | IV четв | итого в год |
Проверка навыка чтения | - | 1 | - | 1 | 2 |
Основные требования к знаниям и имениям обучающихся
по литературному чтению
К концу III класса обучающиеся должны уметь:
- понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
- работать с толковым словарем;
- использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы, мелодика);
- составлять образ слова по его элементам (по отдельным буквам и частям букв);
- овладевать способом чтения «по догадке»;
- делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
- определять тему и главную мысль произведения;
- соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;
- озаглавливать иллюстрации и тексты;
- составлять простой план произведения;
- пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);
- выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);
- ставить вопросы к прочитанному;
- самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.
должны уметь:
- выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;
- выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику, отличать сказку от рассказа;
- использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение).
Развитие творческих способностей
К концу III класса обучающиеся должны:
- уметь подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;
- освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины (индивидуальные и групповые), произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутой драматизации;
- уметь подготовить творческий пересказ;
- уметь составить диафильм к небольшому тексту (устно и графически);
- принимать участие в конкурсах чтецов;
- составлять собственные высказывания на основе прочитанного.
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов | Дата план. | Дата факт. |
«Труд человека кормит, а лень портит» Р.Сеф « Лопата»;Е. Карганова « Лекарство без рецепта» К.Ушинский « Как рубашка в поле выросла» Е.Благинина « В ненастные деньки», тема « Книги о трудолюби вых и ленивых детях» Русская народная сказка « Кому горшок мыть»; С.Маршак « Старуха ,дверь закрой!» Е.Шварц « Сказка о потерянном времени » И.Крылов « Стрекоза и Муравей» тема « Книги И.А.Крылова» Р.Киплинг « Отчего у верблюда горб» Африканская сказка « Лентяйка» Грузинская сказка « Голубой ковер» Р.Сеф « Странное дело» ; тема « Книги о тех , кто любит труд» « Мудрец отличен от глупца тем , что он мыслит до конца» Итальянская сказка « Новая юбка» С.Маршак « Не так» Русская народная сказка « Как мужик гусей делил» Русская народная сказка « Дочь – семилетка» Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая < к > Армянская сказка « Золотое яблоко» Ш.Перро « Мальчик –с - пальчик» Тема « Сказки Ш.Перро» «Много хватать - свое потерять» Английская сказка « Женщина ,которая жила в бутылке» Я.Аким « Жадина» ; В.Зотов « Бабушкин халат» Д. Родари «Солнце и туча»; тема « Книги о щедрых и жадных людях» «Тайное всегда становится явным» В.Драгунский « Тайное становится явным» Н.Носов «Огурцы» В.Осеева « Почему?»; тема «Книги В.Осеевой о детях» Шведская сказка « Принцесса - лгунья» < н > < к > Л.Пантелеев « Честное слово» «Унылая пора ! Очей очарованье!..» К.Бальмонт « Осень»;И.Соколов- Микитов « Листопадничек» Ф.Тютчев « Листья» ;А.Фет « Ласточки пропали» К.Паустовский « Барсучий нос» А.Пушкин « Осень»; М.Лермонтов « Осень»; А.К.Толстой « Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…»;тема « Стихи об осени» « Ежели вы вежливы…» С.Маршак « Урок вежливости»;И.Пивоварова «Вежливый ослик» Б.Заходер « Очень вежливый индюк» ;В.Осеева «Волшебное слово» Каждый свое получил Эстонская сказка « Каждый свое получил»; Латышская сказка « Два брата» Ю.Ярмыш « Добрый Клен», « Озеро»; узбекская сказка « Чере паха и скорпион» И.Крылов «Чиж и Голубь»; Л.Толстой « Белка и волк», « Комар и лев» ; тема « Книги Л.Толстого для детей» Индийская сказка « Мак» Г.Ладонщиков « В старой сказке»; русская народная сказка « Баба – Яга» Русская народная сказка « Падчерица и мачехина дочка» Тема « Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень»; Б.Заходер « Серая Звездочка» < н > < к > Английская народная сказка « Хромая Молли» Чешская сказка « Златовласка» < н > < к > Итальянская сказка « Дары феи Кренского озера» < н > < к > Л.Чарская « Живая перчатка»; Ю.Мориц « Песенка про сказку» Жизнь дана на добрые дела Тема « Волшебные литературные сказки»; Ю. Мориц «Разгова ривали вещи» Х.К. Андерсен « Пятеро из одного стручка» Х.К. Андерсен « Ель» < н > < к > Е.Пермяк « Некрасивая елка» Е.Клюев « Сказки простого карандаша» «Снег летает и сверкает…» С.Есенин « Береза»;М.Пришвин « Деревья в лесу» И.Никитин « Весело сияет…» А.Пушкин « Зимний вечер» Х.К. Андерсен « Девочка со спичками» А.Блок « Ветхая избушка»;И.Суриков «Детство» З.Александрова « Снежок»; С.Черный « На коньках» В.Драгунский « Кот в сапогах» Н.Носов « Бенгальские огни» < н > < к > С.Дрожжин «Снег летает и сверкает»; К.Бальмонт «Снежинка»; тема « Книги о зиме» «За доброе дело стой смело…» Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо < п > < к > Н.Артюхова « Трусиха»; Э.Киселева « Мальчик – Огонек» Б.Полевой « Последний день Матвея Кузьмина» < н > < к > В.Высоцкий. «Он не вернулся из боя…»; С. Баруздин. «Страшный клад» С.Маршак. «Рассказы о неизвестном герое»; тема «Книги о подвигах» «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает…» В.Овсеева. «Печенье», «Лекарство»; Б.Емельянов «Мамины руки» Л.Яковлев. «Альбом фотографий»; Л. Квитко. «Бабушкины руки» О. Дриз. «Книга» Г. Фаллада. «История про мамину сказку» В.Драгунский. «…Бы» Н. Артюхова. «Трудный вечер» М. Зощенко. «Золотые слова» < н > < к > Черногорская сказка «Милош находит мать» Адыгейская сказка «Девочка-птичка» Испанская сказка «Птица-правда» < н > < п > < к > А. Платонов «Разноцветная бабочка» < н > < п > < к > Л. Петрушевская «Сказка о часах» < н > < к > Русская народная сказка «Подземные царства» < н > < к > Г.Виеру « Мамин день» ;тема «Книги о семье» «Весна идет, весне дорогу!» Ф.Тютчев «Зима не даром злиться…»; М.Пришвин «Капля и камень» В.Железников. «Три ветки мимозы» И.Северняк. «Отчего?»; Г.Новицкая «Подснежник»;В.Берестов Н.Гоголь«Весна долго задерживаемая холодами» А.Плещеев «Весна» К. Паустовский. «Стальное колечко» < н > < к > А.Майков «Ласточка примчалась…»; А.К.Толстой «Звонче жаворонка пенье…»; А.Фет.«Я пришёл к тебе с приветом..» Н.Сладков«Ивовый пир»;Я.Аким «Апрель»; А.Блок « Вербочки Л.Чарская«Дивные звуки»; Е.Благинина. «Черёмуха»;тема « Книги о весне» «Любовь - волшебная страна…» В.Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник…»; Н.Вагнер «Сказка» < н > < п > < к > Братья Гримм «Рапунцель» < н > < к > Французская сказка «Красавица и чудовище» < н > < к > Х.К.Андерсен «Ромашка» < н > < к > Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево» Русская народная сказка «Пёрышко Финиста – Ясна сокола» < н < п > < к > Польская сказка «Каменный принц и Прекрасная Померанца» < < п > < к > А.Фет «Облаком волнистым»;Я.Полонский «Песня»;И. Тургенев «Чудесное – рядом…» Р.Сеф «Чудо»; А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую…» К. Паустовский «Заботливый цветок» < н > < к > В.Жуковский «Родного неба милый свет…»; С.Маршак «О том как хороша природа» Н.Абрамцева «Рудуга» Ю.Могутин «Берег бродячих камешков»; М.Пришвин «Дятел» В.Астафьев «Стрижонок Скрип» < н > < п > < к > О.Дриз. «Счастье»; Б.Заходер «Что красивей всего?» В.Бианки «Музыкант» Белорусская сказка «Музыка-чародейник» И.Пивоварова «Волшебная палочка» Итальянская сказка «Тайна Флорио» < н > < к > И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю.Ким «Летучий ковёр» | 11 7 3 6 4 2 15 6 9 8 20 10 18 16 |
Список используемой литературы
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Москва « Дрофа », 2007г
2.Федеральный базисный учебный план Москва « Дрофа », 2007г
3. Примерные программы начального общего образования Москва « Дрофа », 2007г
4. «Литературное чтение» 3 класс учебник О.В.Кубасова УМК « Гармония» , « Ассоциация ХХI век »
5. «Рабочая тетрадь» по литературному чтению 3 класс О.В.Кубасова
6.Литературное чтение. 3 класс . Тесты О.В.Кубасова
7.Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс. М.: «ВАКО», 2007 , 320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению Кубасовой О.В. 3 класс
Пояснительная записка и КТП...
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе к учебнику Кубасовой О.В.
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе к учебнику Кубасовой О.В.(Поурочное планирование в другом документе)...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (автор О. В. Кубасова) УМК "Гармония" ФГОС
Здесь представлена рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование) по литературному чтению (автор О. В. Кубасова) для 2 класса УМК "Гармония" ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению на основе авторской программы: О. В. Кубасовой (УМК «Гармония») для 2 класса на 2014 – 2015 учебный год
I. Пояснительная записка.Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, программы по литературному чтению автора О. В. ...