Рабочая программа по литературному чтению 4 класс автор Л.Ф.Климанова
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России" автор Л.Ф.Климанова создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_l.f.klimanova.doc | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоивановская основная общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Рассмотрено Утверждено Введено в действие
на заседании на заседении педсовета Приказом № _____
МО Протокол № от « »_______ 2011 г
учителей от « » _____________2011 г Директор школы :
начальных классов _______ /./
Протокол №
от « »_______ 2011 г.
Руководитель МО
_______ /./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ДЛЯ 4 КЛАССА
на 2011 – 2012 учебный год
Автор-составитель: учитель начальных классов - Иванова О.В.
с.Новоивановка
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МОУ «Новоивановская основная общеобразовательная школа», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под редакцией Л.Ф Климановой и В. Г. Горецкого (Концепция и программы для начальных классов УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2008 )
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ,календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся,нормы и критерии оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, материально-техническое обеспечение, список литературы, приложение.
Общая характеристика учебного предмета
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
-воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи обучения :
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения.
Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает: на четвером году обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Неотъемлемой частью уроков литературного чтения является внеклассное чтение. Урок внеклассного чтения в 4 классе — это основа педагогической организации самостоятельного детского чтения, это такой час занятий, в течение которого проводится беседа с детьми о прочитанных ими книгах. Хорошая книга - это окошко, через которое дети видят и познают окружающий мир. И очень важно ЧТО дети будут читать.Значение внеклассного чтения в начальной школе трудно переоценить. С помощью чтения книг решается одна из важнейших задач - социально-личностного развития ребёнка. Проживание вместе с героями любимых детских книг проблемных ситуаций, жизненных коллизий ведёт к самоформированию осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах. На этой основе ребёнок строит взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми.
Важной составляющей программ литературного чтения является самостоятельное, дополнительное чтение и работа с детской книгой. Работа с детской книгой может быть включена отдельным фрагментом на любом уроке литературного чтения. Кроме этого, постоянно проводятся специальные уроки, на которых идёт обучение работе с детскими книгами (художественными, научно-познавательными, справочными), а также знакомство с детскими журналами и газетами. При шестидневной учебной неделе в рамках образовательной программы «Школа России» проводится урок внеклассного чтения один раз в две недели и фиксируется в классном журнале. Всего 17 часов. Тематика уроков внеклассного чтения составлена на основе печатного издания «Внеклассное чтение в начальной школе» Сост. Семененко Л.А., Курск: ООО «Учитель», 2008.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение курса литературного чтения в 4 классе отводится 3 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 102 часа.Но наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент (1час в учебную неделю) Следовательно общее количество часов составило – 136 часов .
Былины.Летописи.Жития - 8 часов
Из русской классической литературы - 18 (3часа)
Поэтическая тетрадь – 12 ( 1 час)
Сказки русских писателей - 11 ( 2 часа)
Делу время – потехе час – 7 ( 1час )
Страна далекого детства – 7 ( 2 часа)
Поэтическая тетрадь – 6 часов
Природа и мы – 11 часов
Поэтическая тетрадь – 5 ( 2 часа )
Родина – 5 часов
Страна «Фантазия» – 3 ( 2 часа)
Зарубежная литература– 10 ( 5 часов)
Внеклассное чтение – 17 часов
Общие учебные умения , навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении литературного чтения играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
Результаты обучения
представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Основное содержание
IV КЛАСС (102 ч)
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Былины. Летописи. Жития (8 ч)
О былинах.«Ильины три поездочки».Летописи.Жития.«И повесил Олег щит свой па вратах Цареграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Житие Сергия Радонежского».
Из русской классической литературы (18ч)
П.П.Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А.С.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...»,«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Ке-риб»; А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (12 ч)
Ф.И.Тютчев.«Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет.«Весенний дождь», «Бабочка»;Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н.Плещеев.«Дети и птичка»; И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;Н.А.Некрасов.«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;И.А.Бунин.«Листопад».
Сказки русских писателей (11 ч)
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»;П.П.Бажов. «Серебряное копытце»;С.Т. Аксаков.«Аленький цветочек»;В.М.Гаршин.«Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час ( 7ч)
Е.Д.Шварц.«Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна далекого детства ( 7ч )
Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М.М.Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь ( 6ч )
В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. Н. Цветаева.«Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (11 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк.«Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М.Пришвин. «Выскочка»;К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы» Е.И.Чарушин. «Кабан»; В.П.Астафьев.«Стрижонок Скрип»
Поэтическая тетрадь ( 5 ч )
Б.Л.Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»;Н.М.Рубцов.«Сентябрь»;С.А.Есенин.«Лебедушка».
Родина (5 ч)
И.С.Никитин «Русь»; С.Д.Дрожжин.«Родине»;А.В.Жигулин. «О,Родина! В неярком блеске...»;Б.А.Слуцкий.«Лошади в океане».
Страна «Фантазия» (3 ч)
Е.С.Велтистов.«Приключения Электроника».К.Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (10 ч)
Дж.Свифт.«Путешествие Гулливера»;Г.X.Андерсен «Русалочка»;М.Твен «Приключения Тома Сойера»; С.Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | ДАТА | |
планир | фактич | |||
Былины .Летописи. Жития (8ч) | ||||
Общее знакомство с учебной книгой.«И повесил Олег щит на вратах Царьграда…» | ||||
«И вспомнил Олег коня своего…» | ||||
«Ильины три поездочки» | ||||
«Ильины три поездочки» | ||||
«Ильины три поездочки» | ||||
«Житие Сергия Радонежского» (отрывок) | ||||
«Житие Сергия Радонежского» (отрывок) | ||||
Обобщение по разделу | ||||
Из русской классической литературы (21 ч) | ||||
П.П.Ершов «Конек-горбунок» (отрывок) | ||||
П.П.Ершов «Конек-горбунок» | ||||
П.П.Ершов «Конек-горбунок» | ||||
П.П.Ершов «Конек-горбунок» | ||||
Отрывок А.Сломинского «Детство»,А.С.Пушкин «Няне» | ||||
А.С.Пушкин«Туча»,«Унылая пора! Очей очарованье» | ||||
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||||
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||||
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||||
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||||
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||||
Из воспоминаний А.П.Шан-Гирея «М.Ю.Лермон-тов», М.Ю.Лермонтов «Дары Терека» | ||||
М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» | ||||
М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» | ||||
М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» | ||||
Из воспоминаний С.Толстой « Л.Н.Толстой» , «Детство» | ||||
Л.Н.Толстой « Как мужик убрал камень» ( басня) | ||||
Из воспоминаний М.Семанова « А.П.Чехов» | ||||
А.П. Чехов « Мальчики» | ||||
А.П. Чехов « Мальчики» | ||||
Путешествие в Литературную страну | ||||
Поэтическая тетрадь ( 13 ч) | ||||
Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…» | ||||
Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» | ||||
А.А. Фет « Весенний дождь» | ||||
А.А. Фет «Бабочка» | ||||
Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..» | ||||
Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот…» | ||||
А.Н.Плещеев « Дети и птичка» | ||||
И. С.Никитин «В синем небе плывут над полями…» | ||||
Н.А.Некрасов « Школьник" | ||||
Н.А.Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки» | ||||
И.А.Бунин « Листопад» | ||||
Развивающий час ( урок – обобщение) | ||||
Обобщение по разделу | ||||
Сказки русских писателей ( 13 ч ) | ||||
В.Д.Одоевский « Городок в табакерке» | ||||
В.Д.Одоевский « Городок в табакерке» | ||||
В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе» | ||||
В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе» | ||||
П.П.Бажов «Серебряное копытце» | ||||
П.П.Бажов «Серебряное копытце» | ||||
П.П.Бажов «Серебряное копытце» | ||||
С.Т.Аксаков « Аленький цветочек» | ||||
С.Т.Аксаков « Аленький цветочек» | ||||
С.Т.Аксаков « Аленький цветочек» | ||||
С.Т.Аксаков « Аленький цветочек» | ||||
Литературная викторина | ||||
Урок –КВН (обобщение по Ι части учебника) | ||||
Делу время – потехе час (8 ч ) | ||||
Е.Л.Шварц «Сказка о потеряном времени» | ||||
Е.Л.Шварц «Сказка о потеряном времени» | ||||
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» | ||||
В.Ю.Драгунский « Главные реки» | ||||
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | ||||
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | ||||
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | ||||
Обобщение по разделу | ||||
Страна далекого детства ( 9 ч ) | ||||
Б.С.Житков « Как я ловил человечков» | ||||
Б.С.Житков « Как я ловил человечков» | ||||
К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками» | ||||
К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками» | ||||
К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками» | ||||
К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками» | ||||
М.М.Зощенко «Ёлка» | ||||
М.М.Зощенко «Ёлка» | ||||
Урок - путешествие | ||||
Поэтическая тетрадь (6 ч ) | ||||
В.Я.Брюсов « Опять сон» | ||||
В.Я.Брюсов «Детская» | ||||
С.А.Есенин « Бабушкины сказки» | ||||
М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка» | ||||
М.И.Цветаева « Наши царства» | ||||
Урок – викторина по теме «Поэтическая тетрадь» | ||||
Природа и мы (11 ч ) | ||||
Д.Н.Мамин- Сибиряк « Приемыш» | ||||
Д.Н.Мамин- Сибиряк « Приемыш» | ||||
А.И.Куприн « Барбос и Жулька» | ||||
А.И.Куприн « Барбос и Жулька» | ||||
М.М.Пришвин «Выскочка» | ||||
Е.И.Чарушин « Кабан» | ||||
В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип» | ||||
В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип» | ||||
В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип» | ||||
Обощение по разделу | ||||
Урок – конференция | ||||
Поэтическая тетрадь (7 ч ) | ||||
Б.Л.Пастернак « Золотая осень» | ||||
С.А.Клыков « Весна в лесу» | ||||
Д.Б.Кедрин « Бабье лето» | ||||
Н.М.Рубцов « Сентябрь» | ||||
С.А.Есенин « Лебедушка» | ||||
С.А.Есенин « Лебедушка» | ||||
Обощение по разделу | ||||
Родина ( 5ч) | ||||
И.С.Никитин « Русь» | ||||
С.Д.Дрожжин « Родине» | ||||
А.В.Жигулин « О,Родина!» | ||||
Б.А.Слуцкий « Лошади в океане» | ||||
Развивающий час ( урок – обобщение) | ||||
Страна Фантазия (5 ч) | ||||
Е.С.Велтистов « Приключения Электроника» | ||||
Е.С.Велтистов « Приключения Электроника» | ||||
Кир Булычев « Путешествие Алисы» | ||||
Кир Булычев « Путешествие Алисы» | ||||
Урок- путешествие по « Стране Фантазии» | ||||
Зарубежная литература ( 15 ч) | ||||
Д.Свифт « Путешествие Гулливера» | ||||
Д.Свифт « Путешествие Гулливера» | ||||
Г.Х.Андерсен « Русалочка» | ||||
Г.Х.Андерсен « Русалочка» | ||||
Г.Х.Андерсен « Русалочка» | ||||
Г.Х.Андерсен « Русалочка» | ||||
Г.Х.Андерсен « Русалочка» | ||||
М.Твен « Приключения Тома Сойера» | ||||
М.Твен « Приключения Тома Сойера» | ||||
С.Лагерлеф « Святая ночь» | ||||
С.Лагерлеф « Святая ночь» | ||||
С.Лагерлеф «В Назарете» | ||||
С.Лагерлеф «В Назарете» | ||||
Развивающий час по теме « Зарубежная литература» |
Внеклассное чтение
№ п/п | № по т.п. | Содержание учебного материала | Кол- во часов | Дата | |
план | факт | ||||
1. | Из истории нашей Родины.Былины. | ||||
2. | Произведения русских писателей для детей | ||||
3. | Волшебные сказки А.С.Пушкина | ||||
4. | Пейзажная лирика в произведениях русских писателей для детей | ||||
5. | Литературные сказки и сказы русских писателей для детей | ||||
6. | Книги современных писателей | ||||
7. | « Тихая моя Родина » Стихи поэтов 20 века | ||||
8. | Рассказы К.Паустовского и М.Зощенко | ||||
9. | Стихи С.Черного и А.Плещеева для детей | ||||
10. | Творчество А.И.Куприна | ||||
11. | Рассказы о природе М.Пришвина,В.Астафьева | ||||
12. | Фантазия в произведениях К.Булычева | ||||
13. | Книги А.Солженицына для детского чтения | ||||
14. | Произведения зарубежных писателей для детей | ||||
15. | Творчество М.Твена | ||||
16. | Книги о сказочных путешествиях | ||||
17. | Итоговый урок.Список книг для летнего чтения |
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу 4 класса обучающиеся должны знать// уметь:
- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; - - придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения,понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Перечень учебно- методического обеспечения
Для обучающихся :
1.Учебник : «Родная речь » 4 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий Москва,
«Просвещение», 2010 г 1 часть
2.Учебник : «Родная речь» 4 класс Л.Ф.Климанова В.Г.Горецкий Москва,
«Просвещение», 2010 г 2 часть
Для учителя :
1.Концепция и программы для начальных классов«Школа России» Москва,
«Просвещение», 2008г
2. Учебник : «Родная речь » 4 класс Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий Москва,
«Просвещение», 2010 г 2 части
3. Методическое пособие « Уроки литературного чтения» для 2-4 классов, Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2009 г.
Материально-техническое обеспечение
- Портреты писателей
- Книги
- Фонозапись
- Пластинки
Список литературы
1. Контрольные работы в начальной школе по литературному чтению 1-4 класс
Москва « Дрофа» 2006 год
2.Контроль в начальной школе :Традиционные и тестовые задания. Сборник 6.
4 класс .- М. : Начальная школа,2007 . ( Прилож. К журналу « Начальная школа»).
3.Журнал «Начальная школа» № 10 2010год
4. Методическая газета для учителей начальной школы Начальная школа
« ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» № 10 2010 год
5.Тесты Чтение .Начальная школа.Москва. « Дрофа» 2007
6.«Совершенствование чтения младших школьников» М.И.Оморокова Москва
« Аркти» 2005
7. « Проверочные работы по чтению в начальных классах» Г.М.Первова Москва
« Аркти» 2006
Приложение
В. Бурлак
ГОЛОС ДОЖДЯ
Сколько голосов у дождя? Он бил по стёклам, по жести подоконника, по деревянным перилам балкона, журчал в водосточной трубе.
Я сидел один в полутёмной комнате. На коленях у меня белый кот. Он тоже боялся грозы. При каждой вспышке молнии мы вздрагивали. Кот жмурился и впивался когтями в мои ноги и руки.
Наконец дождь затих. Гроза миновала. За окном стало светлей. Водосточная труба играла всё звонче и веселей отбой дождю, грому и молнии. Я столкнул кота и подбежал к окну. По синим крышам соседнего дома скользнул солнечный луч. Над Днепром будто притворил кто-то могучий и добрый серую дверь. В небе вытянулась полоса такого яркого бирюзового цвета, то я не мог оторвать взгляд. Полоса всё шири-ась и светлела.
Н. Сладков
ЯНВАРЬ
Январь — месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру стают видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах, под холодным сводом неба, по-корно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные зелые деревья.
Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны— странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие.
Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там на пенёчке, сидит не то белочка, не зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Аленушка: склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку... Полон лес диковинных птиц и зверей.
А. Плешаков
ЛУГА И ЧЕЛОВЕК
Луга украшают родной край. Пройди по лугу в тёплый солнечный день. Полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмелей, пчёл. И ты поймёшь, как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей.
Часто бывает, что ребята рвут на лугах цветы, ради забавы ловят бабочек, а то и разоряют гнёзда шмелей (шмели устраивают свои гнёзда в ямках на земле). Но разве не жалко губить цветы и замечательных, красивых насекомых? К тому же без бабочек и шмелей многие растения останутся неопылёнными, у них не будет плодов и семян. Бабочка-махаон, многие виды шмелей уже стали редкими и нуждаются в строгой охране.Некоторые ребята уничтожают на лугу гусениц, считая их «вредными». Это ошибка! Большинство гусениц никакого ущерба хозяйству человека не приносят. Зато в каких красивых бабочек превращаются!Весной некоторые ребята и даже взрослые поджигают на лугах сухую, прошлогоднюю траву. Нельзя этого делать! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с лугов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | Проверка навыка чтения |
1. | Былины.Летописи.Жития. | 8 ч | - |
2. | Из русской классической литературы | 21ч | - |
3. | Поэтическая тетрадь | 13ч | - |
4. | Сказки русских писателей | 13ч | 1 |
5. | Делу время – потехе час | 8ч | - |
6. | Страна далекого детства | 9ч | - |
7. | Поэтическая тетрадь | 6ч | - |
8. | Природа и мы | 11ч | - |
9. | Поэтическая тетрадь | 7ч | - |
10. | Родина | 5ч | - |
11. | Страна « Фантазия» | 5ч | 1 |
12. | Зарубежная литература | 15ч | - |
ВСЕГО | 120 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по УМК "Школа России", автор Климанова Л.Ф.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса с разделами:1. Пояснительная записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого 4 класс
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству к чтению художественных произведений.Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина...
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой.
Рабочая программа для 4 класса по литературному чтению. 4 часа в неделю....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...