рабочая программа по литературному чтению 4 класс автор Л.Ф.Климанова
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Глебова Светлана Владиславовна

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, с использованием авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

  Согласно программе на изучение программного материала отводится 3 часа в неделю

 (2 часа федерального компонента и 1 час компонента образовательного учреждения).

 

При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение литературного чтения в 4 классе составит 102 часа, из них 1 час в две недели – внеклассное чтение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc192.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красноармейская основная общеобразовательная школа»

Эртильский муниципальный район Воронежская область

Принята:


 на педагогическом совете

МКОУ «Красноармейская ООШ»

 

Протокол №


 от «    » августа 2013  г.

 Согласована: ___________________

     заместитель директора по УВР

               Е.В. Громова  



«     » августа 2013 г.

                                     

Утверждена:

 _________________

Директор

МКОУ

«Красноармейская  ООШ»                                Г.В. Сысоева


Приказ №  


от «      » сентября  2013 г

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»

4 класс

базовый уровень

на      2013 / 2014 учебный год.

                                                                                                                                                                         Разработана

Глебовой Светланой Владиславовной,

учителем начальных классов IКК

п. Красноармейский

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, с использованием авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

  Согласно программе на изучение программного материала отводится 3 часа в неделю

 (2 часа федерального компонента и 1 час компонента образовательного учреждения).

При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение литературного чтения в 4 классе составит 102 часа, из них 1 час в две недели – внеклассное чтение.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературному чтению.

Программа по курсу литературы призвана ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литература пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Цель курса - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на формирование у младших школьников потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы, духовной нравственно-эстетической личности юного читателя.

Программа по курсу литературы не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, т.к. у младших школьников нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в среднем и последующих звеньях школы, вводиться постепенно. Таким образом, литература в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в школе.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредственный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами. Чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно – чувственным опытом и умением ребенка воссоздавать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Таким образом, программа по курсу литературы нацелена на решение следующих основных задач:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ. Развивать образное мышление учащихся;
  • Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
  • Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов;
  • Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые повторяются в программе 5 – 8 классов.

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.

Продолжается работа с произведениями фольклора, дети знакомятся с былинами, читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

В соответствии с требованиями программы предусматриваются следующие виды контроля:

- подробный и выборочный пересказ;

- чтение наизусть;

- творческие работы.

Формы контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Контроль уровня обученности

Рабочая программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию

навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки.

Содержание

Былины. Летописи. Жития. (9 ч)

Самые любимые сказки и стихи. (11 ч)

Великие творители. (7 ч)

Поэтическая тетрадь. (17 ч)

Сказки русских писателей. (15 ч)

Делу время – потехе час. (8 ч)

Страна далёкого детства. (6 ч)

Природа и мы. (8 ч)

Родина. (5 ч)

Страна «Фантазия». (5 ч)

Зарубежная  литература. (10 ч)

Обобщение за год. (1 ч)

 Тематическое планирование

№п/п

Тема урока

            Дата по плану

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Факт.дата

Былины. Летописи. Жития. (9ч)

1

Ознакомление с учебником. Летописи.

2

Особый язык летописей. Фрагмент летописи. «И вспомнил Олег коня своего"

3

Былины. «Ильины три поездочки».

4

Былины. «Ильины три поездочки».

5

Былины. «Ильины три поездочки».

6

Вн. Чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.

7

«Житие Сергия Радонежского».

8

«Житие Сергия Радонежского».

9

Игра «Летописи, былины, сказания, жития» (обобщающий).

Самые любимые сказки и стихи (11ч)

10

П.П.Ершов. «Конек-Горбунок».

11

П.П.Ершов. «Конек-Горбунок».

12

Вн.чт. Летописи, былины, сказания.

13

 П.П.Ершов. «Конек- Горбунок».

14

А.С.Пушкин. Стихи.

15

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

16

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

17

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

18

Вн.чт. Творчество А.С.Пушкина.

19.

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека».

20.

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».

Великие творители (7ч)

21.

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».

22.

 Л.Н.Толстой «Детство»

23

Л.Н.Толстой. « Как мужик убрал камень». Басня.

24

Вн.чт. Такие разные книги.

25

А.П. Чехов «Мальчики».

26

А.П. Чехов «Мальчики»

 27

Обобщение по разделу: КВН по разделу «Чудесный мир классики».

Поэтическая тетрадь (9ч)

 28

Прозаическая речь. Стихотворная речь. Ф.И. Тютчев. Стихи.

 29

А.А.Фет. Стихи.

30

Вн.чт.: М.М.Пришвин – певец русской природы.

 31

Е.А.Баратынский. Стихи. А.А.Плещеев «Дети и птичка».

32

 Н.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»

 33

Н.А.Некрасов. Стихи.

  34

И.А.Бунин «Листопад».

 35

 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

36

Вн.чт. Творчество Л.Н.Толстого.

Сказки русских писателей (15ч)

 37

 В.Ф.Одоевский. «Городок  в Табакерке»

 38

 В.Ф.Одоевский. «Городок в Табакерке»



 39

 В.Ф.Одоевский. «Городок  в Табакерке»




 40

 В.Ф.Одоевский. «Городок  в Табакерке»




 41

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

 42

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».


 43

Вн. чт. Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют.

 44

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

 45

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».

 46

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».

 47

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».

 48

П.П.Бажов. Серебряное копытце».

 49

Вн. чт. «Здравствуй, гостья – зима!»

 50

П.П.Бажов. Серебряное копытце».

 51

Обобщение по разделу: «Крестики-нолики».

Делу время- потехе час (8ч)

 52

 Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

 53

 Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

 54

 Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

 55

Вн. чт. Литературный ринг по творчеству К.Г.Паустовского.

 56

В.Ю.Драгунский. «Главные реки».

57

В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка».

58


В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел»

59

Обобщение по разделу: «Делу время - потехе час»

Страна далекого детства (6ч)

60

Произведение Житкова «Как я ловил человечков»

61

Вн. чт. Творчество В.И.Даля.

62

 К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

63

 К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

64

М.М.Зощенко «Елка».

65

Обобщение по разделу «Страна далекого детства»

Поэтическая тетрадь (3ч)

66

В.Я.Брюсов, М.И.Цветаева, С.А.Есенин. Стихи.

67

Вн. чт.  Произведения о маме.

68

Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы (8ч)

69

Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приёмыш».

70

А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

71

М.М.Пришвин «Выскочка»

72

Е.И.Чарушин «Кабан».

73

Вн. чт. «Необычный календарь» (В.Бианки «Лесная газета»)

74

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

7    75

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

76

Обобщающий урок по разделу «Природа и мы». Конкурс знатоков.

Поэтическая тетрадь (5ч)

77

Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Н.М.Рубцов «Сентябрь»

78

С.А.Клычков «Весна в лесу». Д.Б.Кедрин «Бабье лето».

79

Вн. чт. Рассказы И.Акимушкина.

80

С.А.Есенин «Лебёдушка»

 

      81

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Конкурс «Поэзии прекрасные страницы…»

Родина (5ч)

82

И.С.Никитин «Русь».

83

С.С.Дрожжин «Родине».


84

А.В.Жигулин «О, Родина!» Б.А.Слуцкий «Лошади в океане».

85

Вн. чт. «Идет война народная…» (произведения о Великой Отечественной войне).

86

Обобщающий урок по разделу «Родина».

Страна Фантазия(5ч)

87

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».

88

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».

89

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

90

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

91

Обобщающий урок. Путешествие по «Стране Фантазии»

Зарубежная литература (10ч)

92

Д.Свифт «Путешествие Гулливера».

93

Д.Свифт «Путешествие Гулливера».

94

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

95

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

96

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

97

Вн. чт. Детская приключенческая книга.

98

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

99

С.Лагерлеф «В Назарете».

100

С.Лагерлеф «В Назарете».

101

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература».

102

Игра «Литературные тайны». Обобщение за год.

Требования к уровню подготовки учащихся,

оканчивающих начальную школу

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Список литературы

Учебно-методический комплект для 4-го класса включает:

Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь. 34класс»/ Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. – М.: Просвещение, 2009 г.

Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. Кутявина С. В. –

М.: ВАКО, 2006 г.

Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./ Сост. Л. Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2008 г.

Дополнительно используются:

Тетрадь по чтению к учебнику «Родная речь» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой. 4 класс. Пособие для начальной школы./ Есенина С. А. – М.: Грамотей, 2009 г.

Хрестоматия: 1-4 классы/ Сост. А. А. Безбожный, Е. Д. Серова, С. А. Шанина. – Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красноармейская основная общеобразовательная школа»

Эртильский муниципальный район Воронежская область

Принята:


 на педагогическом совете

МКОУ «Красноармейская ООШ»

 

Протокол №


 от «    » августа 2013  г.

 Согласована: ___________________

     заместитель директора по УВР

               Е.В. Громова  



«     » августа 2013 г.

                                     

Утверждена:

 _________________

Директор

МКОУ

«Красноармейская  ООШ»                                Г.В. Сысоева


Приказ №  


от «      » сентября  2013 г

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»

4 класс

базовый уровень

на      2013 / 2014 учебный год.

                                                                                                                                                                         Разработана

Глебовой Светланой Владиславовной,

учителем начальных классов IКК

п. Красноармейский

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, с использованием авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

  Согласно программе на изучение программного материала отводится 3 часа в неделю

 (2 часа федерального компонента и 1 час компонента образовательного учреждения).

При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение литературного чтения в 4 классе составит 102 часа, из них 1 час в две недели – внеклассное чтение.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературному чтению.

Программа по курсу литературы призвана ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литература пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Цель курса - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на формирование у младших школьников потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы, духовной нравственно-эстетической личности юного читателя.

Программа по курсу литературы не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, т.к. у младших школьников нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в среднем и последующих звеньях школы, вводиться постепенно. Таким образом, литература в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в школе.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредственный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами. Чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно – чувственным опытом и умением ребенка воссоздавать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Таким образом, программа по курсу литературы нацелена на решение следующих основных задач:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ. Развивать образное мышление учащихся;
  • Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
  • Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов;
  • Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые повторяются в программе 5 – 8 классов.

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.

Продолжается работа с произведениями фольклора, дети знакомятся с былинами, читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

В соответствии с требованиями программы предусматриваются следующие виды контроля:

- подробный и выборочный пересказ;

- чтение наизусть;

- творческие работы.

Формы контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Контроль уровня обученности

Рабочая программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию

навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки.

Содержание

Былины. Летописи. Жития. (9 ч)

Самые любимые сказки и стихи. (11 ч)

Великие творители. (7 ч)

Поэтическая тетрадь. (17 ч)

Сказки русских писателей. (15 ч)

Делу время – потехе час. (8 ч)

Страна далёкого детства. (6 ч)

Природа и мы. (8 ч)

Родина. (5 ч)

Страна «Фантазия». (5 ч)

Зарубежная  литература. (10 ч)

Обобщение за год. (1 ч)

 Тематическое планирование

№п/п

Тема урока

            Дата по плану

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Факт.дата

Былины. Летописи. Жития. (9ч)

1

Ознакомление с учебником. Летописи.

2

Особый язык летописей. Фрагмент летописи. «И вспомнил Олег коня своего"

3

Былины. «Ильины три поездочки».

4

Былины. «Ильины три поездочки».

5

Былины. «Ильины три поездочки».

6

Вн. Чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.

7

«Житие Сергия Радонежского».

8

«Житие Сергия Радонежского».

9

Игра «Летописи, былины, сказания, жития» (обобщающий).

Самые любимые сказки и стихи (11ч)

10

П.П.Ершов. «Конек-Горбунок».

11

П.П.Ершов. «Конек-Горбунок».

12

Вн.чт. Летописи, былины, сказания.

13

 П.П.Ершов. «Конек- Горбунок».

14

А.С.Пушкин. Стихи.

15

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

16

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

17

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

18

Вн.чт. Творчество А.С.Пушкина.

19.

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека».

20.

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».

Великие творители (7ч)

21.

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».

22.

 Л.Н.Толстой «Детство»

23

Л.Н.Толстой. « Как мужик убрал камень». Басня.

24

Вн.чт. Такие разные книги.

25

А.П. Чехов «Мальчики».

26

А.П. Чехов «Мальчики»

 27

Обобщение по разделу: КВН по разделу «Чудесный мир классики».

Поэтическая тетрадь (9ч)

 28

Прозаическая речь. Стихотворная речь. Ф.И. Тютчев. Стихи.

 29

А.А.Фет. Стихи.

30

Вн.чт.: М.М.Пришвин – певец русской природы.

 31

Е.А.Баратынский. Стихи. А.А.Плещеев «Дети и птичка».

32

 Н.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»

 33

Н.А.Некрасов. Стихи.

  34

И.А.Бунин «Листопад».

 35

 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

36

Вн.чт. Творчество Л.Н.Толстого.

Сказки русских писателей (15ч)

 37

 В.Ф.Одоевский. «Городок  в Табакерке»

 38

 В.Ф.Одоевский. «Городок в Табакерке»



 39

 В.Ф.Одоевский. «Городок  в Табакерке»




 40

 В.Ф.Одоевский. «Городок  в Табакерке»




 41

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

 42

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».


 43

Вн. чт. Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют.

 44

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

 45

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».

 46

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».

 47

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».

 48

П.П.Бажов. Серебряное копытце».

 49

Вн. чт. «Здравствуй, гостья – зима!»

 50

П.П.Бажов. Серебряное копытце».

 51

Обобщение по разделу: «Крестики-нолики».

Делу время- потехе час (8ч)

 52

 Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

 53

 Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

 54

 Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

 55

Вн. чт. Литературный ринг по творчеству К.Г.Паустовского.

 56

В.Ю.Драгунский. «Главные реки».

57

В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка».

58


В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел»

59

Обобщение по разделу: «Делу время - потехе час»

Страна далекого детства (6ч)

60

Произведение Житкова «Как я ловил человечков»

61

Вн. чт. Творчество В.И.Даля.

62

 К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

63

 К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

64

М.М.Зощенко «Елка».

65

Обобщение по разделу «Страна далекого детства»

Поэтическая тетрадь (3ч)

66

В.Я.Брюсов, М.И.Цветаева, С.А.Есенин. Стихи.

67

Вн. чт.  Произведения о маме.

68

Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы (8ч)

69

Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приёмыш».

70

А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

71

М.М.Пришвин «Выскочка»

72

Е.И.Чарушин «Кабан».

73

Вн. чт. «Необычный календарь» (В.Бианки «Лесная газета»)

74

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

7    75

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

76

Обобщающий урок по разделу «Природа и мы». Конкурс знатоков.

Поэтическая тетрадь (5ч)

77

Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Н.М.Рубцов «Сентябрь»

78

С.А.Клычков «Весна в лесу». Д.Б.Кедрин «Бабье лето».

79

Вн. чт. Рассказы И.Акимушкина.

80

С.А.Есенин «Лебёдушка»

 

      81

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Конкурс «Поэзии прекрасные страницы…»

Родина (5ч)

82

И.С.Никитин «Русь».

83

С.С.Дрожжин «Родине».


84

А.В.Жигулин «О, Родина!» Б.А.Слуцкий «Лошади в океане».

85

Вн. чт. «Идет война народная…» (произведения о Великой Отечественной войне).

86

Обобщающий урок по разделу «Родина».

Страна Фантазия(5ч)

87

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».

88

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».

89

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

90

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

91

Обобщающий урок. Путешествие по «Стране Фантазии»

Зарубежная литература (10ч)

92

Д.Свифт «Путешествие Гулливера».

93

Д.Свифт «Путешествие Гулливера».

94

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

95

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

96

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

97

Вн. чт. Детская приключенческая книга.

98

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

99

С.Лагерлеф «В Назарете».

100

С.Лагерлеф «В Назарете».

101

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература».

102

Игра «Литературные тайны». Обобщение за год.

Требования к уровню подготовки учащихся,

оканчивающих начальную школу

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Список литературы

Учебно-методический комплект для 4-го класса включает:

Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь. 34класс»/ Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. – М.: Просвещение, 2009 г.

Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. Кутявина С. В. –

М.: ВАКО, 2006 г.

Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./ Сост. Л. Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2008 г.

Дополнительно используются:

Тетрадь по чтению к учебнику «Родная речь» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой. 4 класс. Пособие для начальной школы./ Есенина С. А. – М.: Грамотей, 2009 г.

Хрестоматия: 1-4 классы/ Сост. А. А. Безбожный, Е. Д. Серова, С. А. Шанина. – Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по УМК "Школа России", автор Климанова Л.Ф.

Рабочая программа  по литературному чтению  для 1 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого 4 класс

Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству к чтению художественных произведений.Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина...

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой.

Рабочая программа для 4 класса по литературному чтению. 4 часа в неделю....