Урок литературного чтенияС.В.Михалков
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Михалков «Котята»»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.В. Михалкова и изучить стихотворение «Котята»

Задачи:

-дидактическая: учить обучающихся анализировать произведение С.В. Михалкова «Котята»;

-развивающая: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, делать выводы; учить формулировать и аргументировать свои мысли;

-воспитательная: способствовать формированию стремления к доброте, дружбе, взаимопомощи.

Вид урока: урок открытия нового знания

Тип урока: комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.v._mihalkov_kotyata.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 1

Тема: «С.В. Михалков «Котята»»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.В. Михалкова и изучить стихотворение «Котята»

Задачи:

-дидактическая: учить обучающихся анализировать произведение С.В. Михалкова «Котята»;

-развивающая: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, делать выводы; учить формулировать и аргументировать свои мысли;

-воспитательная: способствовать формированию стремления к доброте, дружбе, взаимопомощи.

Вид урока: урок открытия нового знания

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник (Азбука В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина), презентация, интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Орг.момент

- Ребята, встаньте пожалуйста из-за парт. Проверьте вашу готовность к уроку.

- Все зашли ребята в класс?

Мы начнем урок сейчас.

А сейчас садитесь,

Больше не крутитесь.

Будем все мы отвечать

Ну, конечно же, на «пять».

- Здравствуйте, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Меня зовут Дарья Михайловна. Улыбнитесь друг другу и мне. Попробуйте сохранить такое настроение до конца нашего урока.

2. Подготовка обучающихся для работы на основном этапе

- Сегодня нам предстоит проделать большую работу, я попрошу вас быть внимательными и активными. Наш урок мы начинаем с дыхательной гимнастики и речевой разминки.

Дыхательная гимнастика 

-Встаньте из-за парт. Обнимите себя за плечи. И дышите быстро-быстро, будто вы что-то нюхаете (10-15 сек). Садитесь.

Речевая разминка

- Обратите внимание на экран. Прочитаем слоги. (читаю вместе с детьми)

та     то       ту       тя

тё     ты      от       ыт

ет     ит       ут       ют

тат   тнэ     тну     тны

-Хорошо, читаем еще раз. (читаем вместе) А теперь читаем быстрее. Молодцы!!!

3. Этап актуализации знаний

-Вспомните, с произведениями каких авторов вы познакомились на прошлых уроках? (на слайде портреты авторов с подписями. Михалков, Барто, Пришвин, Маршак, Бианки, Чуковский)

- Я вам читаю отрывки из произведений, а вы угадайте, кто написал их.

- «Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг-и ухватил за хвост» (В.В. Бианки «Первая охота»)

-«Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвертывалась. Позвали меня.

  • Лада, -сказал я, - надо поесть.» (М.М. Пришвин «Глоток молока»)

-«У меня зазвонил телефон.

  • Кто говорит?
  • Слон.
  • Откуда?
  • От верблюда.
  • Что вам надо?
  • Шоколада.» (К.И. Чуковский «У меня зазвонил телефон…»

-«Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»» (К.И. Чуковский «Путаница»)

- «У Танюши дел немало,

У Танюши много дел-

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел» (А.Л. Барто «Помощница»)

-«Что случилось нынче в школе?

Нет учительницы, что ли?

Расшумелся первый класс

И бушует целый час» (С.Я. Маршак «Угомон»)

4. Этап определения темы урока

(на слайде остается портрет С.В. Михалкова)

-Ребята, у нас остался один портрет. Как вы думаете, почему я его поместила его на доске вместе с остальными? (с этим автором мы будем сегодня знакомиться)

-Назовите тему нашего урока? (произведения С.В. Михалкова)

-Сегодня мы познакомимся с русским поэтом и писателем, сказочником и баснописцем – Сергеем Владимировичем Михалковым.

5. Этап усвоения новых знаний

 Жизнь и творчество С.В.Михалкова

        Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году, 13 марта, в Москве. Число 13 считал счастливым.

В десять лет он написал свою первую басню. Когда ему исполнилось 14 лет, семья Михалковых переехала в город Пятигорск. Там Сергей Михалков окончил среднюю школу и вернулся в Москву. Он стал рабочим на одной Московской фабрике. Он очень любил животных. В его доме всегда жили кошки, собаки. Однажды Михалков написал стихи для детей. Их напечатали в журнале «Пионер». Они сразу понравились и читателям, и поэтам. Михалков написал ещё 2-3 детских стихотворения, затем появился «Дядя Стёпа», стихотворение «Мы с приятелем». С. Михалков познакомился, а потом и подружился с такими детскими писателями, как С.Я. Маршак и К. И. Чуковский. Так Михалков стал одним из любимых детских писателей. Сергей Владимирович известен не только в нашей стране, но и в других странах. Ведь именно он написал слова Гимна Российской Федерации.

6. Физминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

7. Этап первичного чтения и понимания текста. Работа с учебником.

-Ребята, у кого из вас есть дома домашние животные? Вы любите их?

-За что вы их любите? Как за ними ухаживаете?

-Как вы думаете, почему именно эту тему я затронула? Предположите, о  ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?  

-Наверное, каждый из вас хотел бы иметь в доме маленькое живое существо. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом кошку.  Ведь они требует ежедневной заботы и ухода, особенно маленькие котята – они многого не умеет, их надо всему учить.

-Откройте учебник на стр. 106 и прочитайте название стихотворение   С. В. Михалкова.

-Рассмотрите иллюстрацию к стихотворениюЧто вы можете сказать о девочке на рисунке?

-Как вы думаете, почему девочка такая веселая?

-Познакомившись с произведением, мы узнаем, были ли вы правы в своем предположении.

-Сядьте удобно и послушайте стихотворение «Котята» (читаю выразительно стихотворение «Котята»)

-Понравилось вам произведение С.В. Михалкова?

-Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

-Почему же девочка улыбалась?

8. Этап первичной проверки понимания изученного

-Какими были котята? Прочитайте их описание (раздаю карточки).

-О каком котенке идет речь?

1. Он ничего не боится. (ДВА)

2. Он всегда все знает. (ТРИ)

3. У него нет темных пятен. (РАЗ)

4. От него нет покоя никому. (ЧЕТЫРЕ)

5. Он и смелый, и умный (ПЯТЬ)

-А какого котенка вы выбрали бы себе? Почему?

9. Этап закрепления новых знаний

-Кошки- загадочные животные, то нежные, то злые. Давно живут в доме человека. Психологи утверждают: у кого есть кошка, тот может не бояться одиночества. Люди, у которых есть кошки, это добрые люди, живут дольше и счастливее других.

-Подумайте и вспомните, что умеет делать кошка? (ловит мышей; предсказывают погоду; выступает в цирке; защищает своего хозяина)

-На доске прикреплены карточки со словами. Прочитайте эти слова. Подберите слова к каждому из котят. (Шустрый, неугомонный, отважный, светлый, бесстрашный, мужественный, смышленый, сообразительный, непоседа, шаловливый, неглупый)

-Вы очень хорошо справились с заданием!!! Вы-большие молодцы!!!

10. Этап подведения итогов

- С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор? («Котята», С.В. Михалков)

- Какие еще произведения Михалкова вы знаете?  («Дело было вечером», «Дядя Степа», «Как у нашей Любы», «Под Новый Год»)

- Что запомнилось, понравилось, удивило?

- Если захотите, то дома можете выучить стихотворение наизусть.

11. Этап рефлексии

-Продолжите каждую из фраз:

1. На уроке работали над стихотворением…(«Котята»)

2. Его написал для нас…

3. Главные герои стихотворения…

4. Понравилось на уроке…

5. Мне было на уроке…

6. Могу похвалить себя за…

-Встаньте из-за парт. В конце урока мне хотелось бы сказать: когда берёшь на воспитание кошку, собаку, хомячка или попугая, надо помнить, что мы в ответе за тех, кого приручили. Спасибо за работу. Вы очень хорошо поработали. Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...