Предмет по выбору "Внеклассное чтение"
рабочая программа по чтению (3 класс)

Проскурина Татьяна Викторовна

Рабочая программа  предмет по выбору: внеклассное  чтение составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Предмет по выбору43.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Развиленская специальная школа-интернат»

        

                                                                                                                                                                 «Утверждаю»

        Директор ГКОУ РО

                                                                                                                                             Развиленской школы-интерната

                                                                                                                                                Приказ от_________№ ____

                                                                                                                                                                 ___________   В. М. Пензар

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 предмет по выбору: математика

начальное общее образование – 3 класс

Количество часов: 33 часа

Учитель: Проскурина Татьяна Викторовна

Программа составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа  предмет по выбору: внеклассное  чтение составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»  

Рабочая программа составлена на основе:

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»; Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»; Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.;
  • Федерального   закона   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»  №273-ФЗ   от 29.12.2012г.;
  • Федерального государственного образовательного стандарта (далее - Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
  • СанПиНа 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
  • Примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, 2016 г.;
  • Закон Ростовской области от 14.11.2013г №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
  • Устав ГКОУ РО  Развиленская   школа-интернат
  • Учебный план ГКОУ РО  Развиленская  школа – интернат  на 2020 – 2021 учебный год.
  • Локальные акты образовательного учреждения

 

Тематическое планирование рассчитано на  1 час в неделю по разделу "Внеклассное чтение", что составляет 33 часа в год и 1 час в неделю.  Для реализации данного планирования был выбран учебник «Чтение» 3 класс  специальных (коррекционных) образовательных учреждений, авторы З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева, М. «Просвещение», 2002г, дополнительная детская литература.                                              

Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

- воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;

- формирование у обучающихся техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

- развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.

- учить самостоятельно работать с книгой.

    Для чтения подобраны произведения народного творчества, классиков русской литературы, зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

    Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.

    Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи, чтение вслух формируется постепенно.

    Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

    Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся, развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок . В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

- словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

- наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

- практический метод (упражнения, практическая работа);

- репродуктивный метод (работа по алгоритму);

- коллективный, индивидуальный;

- творческий метод.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение»

Предметные результаты

Минимальный уровень:

- осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;

- пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

- выразительное чтение наизусть  стихотворений.

Достаточный уровень:

- чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

- определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

- чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

- чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

- пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

- выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Личностные результаты

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Содержание курса

                    Тема раздела

Количество часов

1

Здравствуй,  школа!

         

2

Люби все живое.

         

3

Учимся трудиться.

         

4

Славная осень.

         

5

Что такое хорошо.

         

6

Народные сказки.

         

7

Вот пришли морозы – и зима настала.

         

8

Весна в окно стучится.

         

9

Лето красное идет.

         

Содержание программы

Техника чтения

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.

Понимание читаемого                                                                                                                                                                                                  Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Развитие устной речи                                                                                                                                                                                                 Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

Внеклассное чтение                                                                                                                                                                                                Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Примерная тематика                                                                                                                                                                            Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Учебно - методическое обеспечение:

1. Учебник «Чтение» 3 класс  специальных (коррекционных) образовательных учреждений, авторы З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева, М. «Просвещение», 2002г.                                              

2. Компьютер.

3. Дополнительная детская литература.

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

      Планируемые  результаты

Деятельность обучающихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

      I четверть

1

Т. Чипарева «Здравствуй»

1

Уметь самостоятельно работать с книгой.

Осознание языка, как основного средства человеческого общения.

Чтение книг на школьную тематику.

2

В. Берестов «Где право, где лево»

1

Умение слушать, отвечать  на вопросы учителя, знать приметы осени.

Осознание себя как ученика.

Работа с текстом, отвечают на вопросы.

3

И. Соколов –Микитов «Улетают журавли»

1

Правильно читать слоги и слова, соотносить картинку со словом, отвечать на вопросы.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Работа с текстом, отвечают на вопросы.

4

В. Катаев «Грибы»

1

Знать автор изученных произведений.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Работа с текстом, отвечают на вопросы.

5

И. Соколов – Микитов «Осень в лесу»

1

Знать автор изученных произведений.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Чтение, слушание, активное участие в беседе.

6

По Е. Пермяку «Смородинка»

1

Уметь самостоятельно работать с книгой.

Осознание языка, как основного средства человеческого общения.

Чтение, слушание, активное участие в беседе.

7

По О. Донченко «Теленок»

1

Умение слушать, отвечать на вопросы учителя, читать целыми словами.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Чтение, слушание, активное участие в беседе.

II  четверть

1

Украинская сказка «Колосок»

1

Правильно читать слоги и слова, соотносить картинку со словом, отвечать на вопросы.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с текстом.

2

С. Михалков «Важные дела»

1

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей, работать самостоятельно, знать правила поведения в школе.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Правильно читают слова и предложения, соотносят картинку со словом, отвечают на вопросы.

3

В. Бианки «Еж спаситель»

1

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей, работать самостоятельно.

Сформирован ность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспече нии.

Работа с  текстом и вопросами к нему.

4

Р. Фраерман «Мальчик в лесу»

1

Уметь самостоятельно работать с книгой.

Осознание языка, как основного средства человеческого общения.

Чтение книг на школьную тематику.

5

Русская народная сказка «Заяц»

1

Помогать друг другу, проявлять заботу о ближнем.

Осознание себя как ученика.

Работа с  текстом и вопросами к нему.

6

Мордовская сказка «Как мужик волка спас»

1

Слушать объяснение учителя, работать по подражанию.

Чётко и правильно выражать свои мысли.

Работа с  текстом и вопросами к нему.

7

Сказка «В гостях у дедушки мороза»

1

Уметь самостоятельно работать с книгой.

Осознание языка, как основного средства человеческого общения.

Работа с  текстом и вопросами к нему.

8

В.Бианки «Из лесной газеты»

1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

Работать в коллективе.

Работа с текстом.

III четверть

1

Г. Ладонщиков «Наши друзья»

1

Уметь самостоятельно работать с книгой.

Осознание языка, как основного средства человеческого общения.

Чтение книг на школьную тематику.

2-3

Н. Носов «На горке»

2

Правильное чтение текста.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Тренировка правильного чтения, учить работать с текстом.

4

К. Ушинский «Проказы старухи зимы»

1

Самостоятельно работать с учебником.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Правильное чтение. Выборочное чтение.

5

Е. Пермяк «Бумажный змей»

1

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

Работать в коллективе.

Правильное, осознанное чтение.

6

М. Басина «Удивительная веревка»

1

Читать выразительно.

Проявление сопереживания к чувствам других людей.

Правильное, осознанное чтение.

7-8

По Н. Носову «Огурцы»

2

Уметь самостоятельно работать с книгой.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Чтение книг на школьную тематику.

9

С.Михалков  «А что у вас?»

1

Правильное чтение текста.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Правильное, осознанное чтение.

IV четверь

1

Я. Колас «Песня о весне»

1

Правильное чтение текста.

Осознание языка, как основного средства человеческого общения.

Правильное, осознанное чтение.

2

В. Орлов «Что случилось»

1

Читать выразительно.

Чётко и правильно выражать свои мысли.

Правильное, осознанное чтение.

3

В. Плещеев «Весна»

1

Самостоятельно работать с учебником.

Воспитание уважительного отношения к иному мнению.

Тренировка правильного чтения, учить работать с текстом.

4

Русская сказка «Пых»

1

Уметь самостоятельно работать с книгой.

Осознание языка, как основного средства человеческого общения.

Чтение книг на школьную тематику.

4

И. Соколов-Михалков «Лето в лесу»

1

Уметь самостоятельно работать с книгой.

Проявление сопереживания к чувствам других людей.

Работа с учебником.

6-7

Л. Толстой «Гроза в лесу»

2

Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Правильное, осознанное чтение.

8

По В. Бианки «Купание медвежат»

1

Читать выразительно.

Проявление сопереживания к чувствам других людей.

Правильное, осознанное чтение.

9

М. Иверсен  «Вот и лето подоспело»

1

Правильное чтение текста.

Работать в коллективе.

Работа с учебником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»

Стартовая диагностика:показатели, дидактические и раздаточные материалы          Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах м...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Обучение грамоте. Чтение" 1 класс Школа России

Пояснительная записка по предмету "Обучение грамоте. Чтение" 1 класс Школа России...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Обучение грамоте. Чтение" 1 класс Школа России

Календарно-тематическое планирование по предмету "Обучение грамоте.Чтение" 1 класс ФГОС разработано в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока (с мультимедийным приложением) для 1 класса. Предмет: обучение грамоте(чтение)

Цель урока: -познакомить учащихся со звуками [г], [г\'], [д], [д\'] и буквами Гг, Дд; научить различать звуки [г] и [г\'], [д] и [д\']; научить печатать буквы Гг, Дд; научить читать слова с буквами Г...

Презентация к конспекту урока для 1 класса "Буквы Гг и Дд". Предмет: обучение грамоте(чтение)

Данная презентация содержит занимательный материал по теме урока (с картинками)....

Рабочая программа по предмету « Обучение грамоте ЧТЕНИЕ» 1 класс на 2016 - 2017 учебный год УМК «Школа России»

Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна...

Рабочая программа по предмету "Письмо и чтение" для обучающихся 3 класса с ОВЗ

Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития....