Конспект урока (с мультимедийным приложением) для 1 класса. Предмет: обучение грамоте(чтение)
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему
Цель урока:
-познакомить учащихся со звуками [г], [г'], [д], [д'] и буквами Гг, Дд; научить различать звуки [г] и [г'], [д] и [д']; научить печатать буквы Гг, Дд; научить читать слова с буквами Гг, Дд;
-развивать внимание, память, логическое мышление, устную речь учащихся;
-воспитывать интерес к предмету, к чтению, любовь к окружающему миру.
Оборудование: азбука в картинках, схемы слов и предложений, разрезная азбука, лента букв, портреты карандаша «Помощника» и Незнайки, магнитофон и записи попевок- чистоговорок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки [г], [г'], [д], [д']. Буквы Гг, Дд.
Цель урока:
-познакомить учащихся со звуками [г], [г'], [д], [д'] и буквами Гг, Дд; научить различать звуки [г] и [г'], [д] и [д']; научить печатать буквы Гг, Дд; научить читать слова с буквами Гг, Дд;
-развивать внимание, память, логическое мышление, устную речь учащихся;
-воспитывать интерес к предмету, к чтению, любовь к окружающему миру.
Оборудование: азбука в картинках, схемы слов и предложений, разрезная азбука, лента букв, портреты карандаша «Помощника» и Незнайки, магнитофон и записи попевок- чистоговорок.
Ход урока.
I. Организационный момент.(слайд 1)
Прозвенел звонок!
Начинается урок!
II. Слово учителя. Задачи урока.(слайд2-картинки)
- Ребята, сегодня у нас в гостях Незнайка и карандаш «Помощник». Они пришли к нам не случайно. Незнайка хочет научиться читать, но он не знает букв и просится к нам на урок, чтобы вместе с нами познакомиться с новыми буквами и звуками, с которыми нас будет знакомить карандаш «Помощник». А мы поможем Незнайке справиться со всеми заданиями, которые приготовил карандаш «Помощник».
Повторение. Игра «Буквы-парашютисты» (картины на доске)
Для игры необходим набор: карточки с буквами А, а, О, о, И, и , ы; карточки, на которых изображены: гриб,динозавр,девочка,город ; парашют к каждой букве, изображение самолета; мел.
- Сегодня чудесный осенний день и буквы отправились прыгать с парашютом. После прыжка буковки долго парили в воздухе. Но им пора приземляться на землю. Приземлиться буква может только на тот участок «земли», где лежит картинка с изображением предмета, в названии которого есть звук, обозначаемой этой буквой. Давайте поможем буквам приземлиться.
Дети мелом соединяют букву и картинку, объясняя свой выбор, например: буква о приземлится на карточку с изображением города, потому что в слове [г о р о д] я слышу звук [о]. Звук [о] на письме обозначается буквой О.
- Буквы вам благодарны за успешную посадку.
III. Знакомство со звуками [г], [г'], буквами Гг. Словарно-лексическая работа.
Игра «Кто внимательный?»(слайд 3)
- Ребята, помогите Незнайке найти одинаковый звук в словах:
гусь, грач, гном ([г])
гитара, герой, гимн ([г']).
- Какие это звуки- гласные или согласные? Почему?
- Чем отличаются звуки [г] и [г']?
Звуки [г] и [г'] обозначаются буквами Гг.
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
(Объясняется лексическое значение слова КОЧЕРГА).
Нахождение места буквы Г на ленте букв.
Давайте поселим новую букву в наш домик букв.
-Где её место?
-Почему? (Даётся характеристика звуков [г] и [г']: согл., звонк., парн.: г-к)
Пропевание чистоговорок со звуками [г] и [г'].
Внимательно посмотрите и скажите, на какие предметы похожа эта буква?(гусь,крючок,лебедь)(слайд4)
Вот она какая. Буква «г» бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной. (картинки)
VI. Знакомство со звуками [д] и [д'], буквами Дд. Словарно-лексическая работа.
- Ребята, помогите Незнайке найти одинаковый звук в словах (слайд5)
дом, Даша, дуб ([д])
Дима, диван, дятел ([д']).
(Объясняется лексическое значение слова ДЯТЕЛ.)
- Какие это звуки- гласные или согласные? Почему?
- Чем отличаются звуки [д] и [д']?
Звуки [д] и [д'] обозначаются буквами Дд.
Буква Д как дом в деревне.
В нём есть печка и труба.
Буква Д всегда готова
Встретить вас, друзья.
Нахождение места буквы Д на ленте букв.
Давайте поселим новую букву в наш домик букв.
-Где её место?
-Почему? (Даётся характеристика звуков [д] и [д']: согл., звонк., парн.: д-т)
Пропевание чистоговорок со звуками [д] и [д'].
Внимательно посмотрите и скажите, на какие предметы похожа эта буква?(дом,)
Вот она какая. Буква «д» бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной. (картинки)
VIII.Выделение звуков [г], [г'], [д], [д'] из слов. Характеристика звуков. Обогащение словарного запаса учащихся.
Работа проводится по алгоритму (слайд)
- Назвать слово.
- Объяснить, что оно означает (лексическое значение).
- Назвать изучаемый звук.
- Дать характеристику звука:
-гласный или согласный;
-согласный: звонкий-глухой; твёрдый-мягкий;
Слова для анализа: гриб, гитара, дом, дерево.
IX. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Работа в учебнике
-Подчеркни и прочитай слова, начинающиеся с букв г,д:
ДЫМ, ДОРО, ГЕ, ГОЛ, ВО
-Дополни слоги до слов.
- Чем отличаются слова от слогов?
XI. Чтение предложений с изученными буквами. Работа в учебнике
Чтение закличек:
Радуга-дуга, Дождик, дождик,
Не давай дождя, Дождик, лей,
Давай солнышко- Нам с тобою веселей.
Из-под облышка. Не боимся сырости
Заучивание заклички наизусть.
XII. Развитие устной речи учащихся.
Составление рассказа по картинке («Азбука», с.45)
-Ребята, карандаш «Помощник» нарисовал рисунок и просит нас составит несколько предложений к нему.
-А кто может составит рассказ?
(Ярко светило солнце. Вдруг появилась большая туча. Полил сильный дождь. После дождя остались лужи. На небе появилась радуга.)
- Молодцы.
XIII. Самостоятельная работа учащихся по алгоритму.
гол дом диван дорога ?
голы дома диваны дороги ворота
-Догадаться, какое слово пропущено. Почему?
- Разделить слова на слоги.
- Поставить ударение.
XV. Прямое и обратное чтение слов.
Чем интересны эти слова и словосочетания?
ДОГ ДОГУ ГОД
XVI. Анализ текста.
Незнайка не может справиться с заданиями карандаша. Давайте поможем ему.
У Володи дог. Догу год, но он уже огромный. Вова дал догу на обед бобы. А дог –гав – и - мимо! Бобы ему не милы. (Почему?)
Владимир думал, думал. И вдруг догадался. А вы?
- Чтение текста шёпотом.
- Чтение текста вслух.
- Объяснение лексического значения слов (ДОГ, БОБЫ, НЕ МИЛЫ).
- Выделение из текста слов-указателей, слов-признаков, слов-действий.
- Нахождение в тексте предложения, соответствующего данной схеме:
|_____ _____ _____ _____ .
Как зовут хозяина собаки? (Вова, Володя, Владимир)
XVII. Словарно-лексическая работа. Определение полного и краткого имен.
Ира ? Лара ?
? Галина ? Григорий
Упражнение в умении слышать звуки [г] и [д] в словах
- Сейчас мы с вами поиграем и поучимся слышать звуки [г] и [д] в словах. Послушайте рассказ и запомните слова с этим звуком. После чтения каждый ряд по очереди будет называть одно слово со звуками [г] и [д]. Выиграет тот ряд, который назовет больше слов.
Про маленького паучка
На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который
больше всего на свете боялся мух.
Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись
над ним, а его братья — большие пауки ругали и называли лодырем.
«Надо доказать всем, что я не лодырь», — решил маленький паучок.
И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил
ими всю паутину в саду.
«Вот обрадуются утром братья, — думал довольный паучок, — ведь это так красиво — красная паутина!»
Но, увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.
Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.
А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…
(Г.Юдин)
Выявляется ряд-победитель.
- В названии каких предметов (иллюстрации на доске)слышатся звуки [г] и [д]? Где звук располагается в слове: середине, начале, конце?
Загадки . Деление отгадок на слоги.(слайды)
Пройдет туда-сюда раз двести,
Хотя весь день стоит на месте.
(Дверь)
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Пока он не уйдет.
(Дождь)
Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет.
(Дорога)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)
Белый столб стоит на крыше,
И растет все выше, выше,
Вот он вырос до небес,
И исчез.
(Дым)
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый,
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)
XVIII. Рефлексия.
-Понравился вам урок?
- Продолжите одно из предложений:
Мне понравилось…
Мне не пнравилось…
Я узнал…
Я научился…
У меня не получилось…
XIX. Итог урока.
- Незнайка благодарит вас за урок.
- Чему мы с вами его научили?
- Он многому у вас научился и ещё не раз придет к нам в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Обучение грамоте. Чтение" 1 класс Школа России
Пояснительная записка по предмету "Обучение грамоте. Чтение" 1 класс Школа России...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Обучение грамоте. Чтение" 1 класс Школа России
Календарно-тематическое планирование по предмету "Обучение грамоте.Чтение" 1 класс ФГОС разработано в соответствии с требованиями ФГОС...
Презентация к конспекту урока для 1 класса "Буквы Гг и Дд". Предмет: обучение грамоте(чтение)
Данная презентация содержит занимательный материал по теме урока (с картинками)....
Конспект урока по ФГОС во 2 классе.Предмет: английский язык(УМК Кузовлева В.П.)
Тема моего самообразования: "Творческие приёмы обучения английскому языку на начальном этапе обучения как условие сохранения здоровья школьников". Обучение — самый значимый фактор по продолжитель...
Рабочая программа по предмету « Обучение грамоте ЧТЕНИЕ» 1 класс на 2016 - 2017 учебный год УМК «Школа России»
Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна...
конспект урока в 1-ом классе по обучению грамоте (чтению) и окружающему миру "Закрепление изученных букв. С.Я.Маршак"
Интегрированный урок провела на городской день открытых дверей в школе. Дети на уроке заочно посетили Ленинградкий зоопарк, вспомнили день рождения С.Я. Маршака, повторили изученные на тот...
Рабочая программа 1б класса по обучению грамоте (чтение)
1Добукварный период (14ч). «Азбука» — первая учебная книга. Здравствуй, школа! Речь устная и письменная. Предложение Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Сл...