КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья по русскому языку по теме

Назаренко Вера Викторовна

 

Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жестокость. Изучение и анализ психолого - педагогической литературы позволили выявить и обосновать педагогические условия, которые способствуют наиболее эффективному формированию культуры речевого общения. Удалось определить и дать понятие культуры речевого поведения и определить, какие компоненты входят в это понятие, раскрыть его многозначность и многоаспектность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazarenko_vv.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Автор статьи:

Назаренко Вера Викторовна

учитель начальных классов

        Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жестокость. Изучение и анализ психолого - педагогической литературы позволили выявить и обосновать педагогические условия, которые способствуют наиболее эффективному формированию культуры речевого общения. Удалось определить и дать понятие культуры речевого поведения и определить, какие компоненты входят в это понятие, раскрыть его многозначность и многоаспектность.

        Правила поведения передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней, но, к сожалению, наступил XXI век- век «компьютеризации» и всё меньше ценятся этические и культурные правила. И поэтому в этих условиях перед учителем встают следующие задачи: формирование личности, формирование общественного мнения в детском коллективе, которое оценивает принятые нормы культурного общения, и вооружение младших школьников знаниями правил  культуры речевого общения.

         Культура речевого поведения – это важная часть урока русского языка, и, как и все новое, она неоднозначно воспринимается учителями, часто, к сожалению, с трудом находит признание в школе, особенно в начальных классах. Педагоги считают формирование культуры речевого поведения никчемной тратой учебного времени. Подобное положение дел не может не вызывать недоумения и даже некоторого опасения. Ведь наблюдения за речью и общением учеников говорят об острой необходимости этой составляющей  урока русского языка, на котором бы детей учили правильно, красиво и убедительно говорить, слушать собеседника, корректно вести дискуссию.1

        От внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет учащихся быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой.

С первых шагов самостоятельной жизни ребенок начинает практически познавать человеческие взаимоотношения. Мир человеческих взаимоотношений очень сложен.  Внешняя небрежность в отношениях с людьми, грубость, невнимательность постепенно формируют соответствующие качества личности. Поэтому нельзя пренебрегать внешней формой речевого поведения, считать ее несущественной, неважной.2 

Очевидно, что недостаточное внимание к личности ученика в процессе развития речи, преимущественная ориентация применяемых методов обучения на деятельность учащегося, нередко в ущерб его личности, оборачиваются большими педагогическими просчетами. Это заставляет со всей остротой поставить вопрос о формировании культуры речевого поведения младших школьников на уроках русского языка.

Школа ставит перед собой задачу – воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без знания общечеловеческих правил речевого поведения.3 

Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной компетентности», которая охватывает не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

Речевое поведение – обусловленные ситуацией общения эмоции, действия, поступки человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств.

Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и этические нормы этого поведения. Например, требование уважения к людям (моральная норма) применительно к повседневному поведению выражается в виде правил этических (вежливость, деликатность, такт, предупредительность), в умении беречь чужое время и т. п.4

Речевое поведение является формой проявления речевого общения, это малоосознанная  активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. Как видим, в речевом поведении стремление (а порой и необходимость) к осознанию мотивов тех или иных поступков отсутствует.

Результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседника.5

Существуют два вида правил социального использования языка в общении: запрещающих, присущих закрытым системам, и рекомендательных, присущих открытым системам и носящих вероятностный характер. На их основе формируется культура речевого поведения.

Культура речевого поведения может рассматриваться с этической, речевой и этико-речевой позиций. При этом формируются требования к культуре поведения (в том числе и речевого), запреты и рекомендации.6

Во всех ситуациях, когда мы находимся в окружении людей, наше речевое поведение должно регулироваться двумя основными правилами:

1)        внимание к окружающим, в частности к собеседнику;

2)        экономия времени.

Эти правила сами описываются при помощи ряда правил более низкого ранга, как знакомиться, приветствовать, прощаться и др. Так, в ряду первого правила существует правило авторитета собеседника. Оно регулирует наши отношения и коренится в началах морали и этики, которые повелевают уважать человека. Именно поэтому с первых дней в школе мы внушаем детям: «Правило вежливости запрещает мне шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Вежливость требует от меня самообладания в словах и поступках».7

Правила  речевого   поведения, так же  регулируются  речевым  этикетом   сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и мн. др.8

Усвоение формул речевого этикета должно быть подчинено задаче обучения вежливому общению с людьми. Главное – усвоить устойчивые формулы русского речевого этикета, принятые в определённой ситуации общения, так как речевой этикет «выполняет, главным образом контактоустанавливающую функцию».

Анализ действующих учебников по русскому языку показал, что в них содержится разнообразный материал для выполнения поставленной задачи: формирования культуры речевого поведения младших школьников. Для выполнения данной задачи необходимо усилить внимание к анализу изучаемых языковых категорий с точки зрения интересующего вопроса, например, взяв одно из правил уважения к собеседнику: «будь вежлив и доброжелателен».

На уроках русского языка должны чаще звучать вопросы: «Можно ли выразить эту же мысль более вежливо»? «Вежливо ли так говорить (просить, отказывать в просьбе, сравнивать и т.д.)?» «Насколько вежливо по тону (интонации) выражена просьба (побуждение к действию)? и т.д. Иными словами на уроках должен присутствовать такой аспект анализа, как вежливо – не совсем вежливо – невежливо. В результате подобного типа анализа ученики смогут осознать некоторые средства выражения вежливости и, главное – начнут более внимательно и самокритично оценивать свои собственные высказывания с позиции вежливо – невежливо.

Для закрепления у младших школьников норм речевого поведения предлагаем следующие задания.9

«Четвёртое лишнее»

Детям предлагается из четырёх слов записать слова, сходные по смыслу: ругать, журить, хвалить, бранить; добрый, вежливый, грубый, культурный и т.д., а затем объяснить исключение лишнего слова.

«Закончи пословицу»

На доске дано начало пословиц, учащимся нужно подобрать нужно подобрать правильный конец и записать пословицы.

Сделаешь добро…                                       на добрые дела

 Добрый человек…                                      тот добра не понимает

 Кто со злом не повстречался…                 при матушке добро

 Жизнь дана на добрые дела…                   добро найдёшь

 На добрый привет…                                   несёт мир

 Доброе слово лечит…                                 добрый ответ

 При солнышке тепло…                               а злое калечит

 Доброе дело дороже …                               красится

 Стол спасибом…                                         богатства

 После выполнения самостоятельной работы учащиеся зачитывают получившиеся пословицы, объясняют правила написания предложения, объясняют значение пословиц.

«Словарь вежливых слов»

Учитель читает стихотворения-загадки, учащиеся договаривают слова-отгадки, а затем записывают слова-отгадки по памяти .

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого … (спасибо).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (прости, пожалуйста).

Зазеленеет старый пень

Когда услышит … (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы … (спасибо).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорим … (до свидания).

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь … (здравствуйте).

Разыгрывание речевых ситуаций на уроках русского языка способствует формированию культуры речевого  общения не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Поэтому в работе с детьми целесообразно разыгрывать речевые ситуации, направленные на развитие культуры речевого поведения.

                «В магазине»

         Из числа учащихся выбирается продавец, покупатель и кассир.  Покупателю нужно войти, вежливо обратиться к продавцу, поблагодарить его за то, что продавец показал ему товар. Пожалуйста! Затем покупатель общается с кассиром. (Отрабатывается вход, обращение к продавцу, к кассиру, выход из магазина).

«Слова – приветствия»

Ситуация: «Вы входите в класс, а учитель беседует с кем-то из родителей. Как вы поприветствуете их? Можно ли сказать: «Здравствуйте, Елена Владимировна!»? По отношению к кому вы будете невежливы? Как же вы поздороваетесь? (Здравствуйте!) (при разыгрывании ситуации  обращается внимание на тон, мимику, интонацию)».

«Школьная раздевалка»

- Игорь и Лена одновременно подошли к гардеробу. Кто должен пройти первым?

- Вы вошли в гардероб школы. Что вы должны сказать вашей гардеробщице? Как вы должны к ней обратиться? Знаете ли вы как её зовут?

- Вчера Маша порезала руку. Теперь у неё на руке повязка, и ей трудно снять курточку. Рядом стоит Ира, что она должна сделать?

 «Школьная библиотека»

Запишитесь в библиотеку. Попросите выдать интересную книгу. Не забудьте    слова,   которые  могут  помочь  вам  в   вашей    просьбе. Скажите

вежливые слова, которые надо произнести перед уходом.

В итоге дети усваивают шесть правил, соблюдение которых позволяет выражать уважение к собеседнику:

Правило 1. Будь внимателен к окружающим.

Правило 2. Запоминай имена своих собеседников.

Правило 3. Уместно используй обращения к ним.

Правило 4. Будь вежлив и доброжелателен. Поощряй других самим говорить о себе.

Правило 5. Доверяй собеседнику и сам говори правду.

Правило 6. Воздерживайся от резких критических замечаний.

Изучение методических условий использования игровых технологий для развития культуры речевого поведения на уроках русского языка позволяет сделать вывод о том, что ведущими методами развития культуры речевого поведения являются так называемые активные методы. К ним относятся: упражнения-ситуации, ролевые игры, вежливые игры, тренировки-упражнения. Очень результативны такие приемы, как скрытая помощь, акцентирование внимания на примерах образцах красивого поведения, ситуация авансированного доверия личности, использование сравнений, опора на положительные действия.

 Из анализа действующих программ по русскому языку видно, что работа по формированию культуры речевого поведения должна строиться систематически и проходить на любом этапе урока русского языка, с использованием различных приёмов, в том числе и ролевых игр. Обязательно нужно организовать предварительную работу  (беседа по данному правилу, анализ действий, поступков героев в различных ситуациях культуры речевого поведения).

Подводя итоги мы можем сказать о том, что если учитель строит работу с детьми, используя активные формы и методы, а также игровые технологии, то это приводит к положительным результатам формирования культуры речевого поведения младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Черногрудова, Е.В. Культура общения – это важно / Е.В. Черногрудова  // Начальная школа. - 2003.- № 6.- с. 18.

Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива: учеб. пособие / В.А. Сухомлинский - М.: Просвещение, 1991. -  с.213.

Львова, М.Е. Речевой этикет на уроках русского языка / М.Е. Львова  // Начальная школа. - 2000. - № 5 - 2.- с. 8-13.

Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - 4-е изд. - .М.: Политиздат, 1981. – с.430.

Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие  / О.М. Казарцева  - М.: Флинта, Наука, - 1998. - с. 496.

Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. – М.: Высшая школа, 1989. – 159с.

Даниленко, О.И. Культура общения и ее воспитание / О.И. Даниленко - Л.: Издательство ЛГИК, 1989. - 102 с.

Николаева, В.В. Эстетика языка и речи/ В.В. Николаева– Л.: Наука, 1979. – 216с.

Пазова, Л.М. Учебно-методическое пособие по «Основам культуры речи» / Л. М. Пазова, Х. З. Багироков. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. – 118 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций у младших школьников

Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых  функций и процессов  у учащихся, используемый вместе с речевой картой, который направляет внимание логопеда на  анатомо-ф...

Статья по русскому языку по теме:Формирование коммуникативно - речевых умений(устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи

Статья посвящена теоретическим основам работы по развитию речи младших школьников на основе коммуникативного принципа  в обучении. Представлена система заданий и упражнений, включающих работу над...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Меня всегда волновали вопросы воспитания и развития обучающихся, формирование их качеств личности,  необходимых им для полноценной жизни в обществе, а главное сохранности их жизни и здоровья....

Памятка поведения на зимних каникулах младших школьников.

Напоминание младшим школьникам о поведении во время зимних каникул и Новогодних праздников...

Методическое пособие для исследования состояния речевых и неречевых функций у младших школьников.

Разработка содержит материал для исследования звукопроизношения, фонематического восприятия, а также анализа и синтеза, звуко-слоговой структкры слова, слухо-моторной координации, кинестетического...

Влияние технологии формирования готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников с девиантным поведением.

Обучение подрастающей смены основам безопасного поведения на дорогах является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может  м...

Воспитание транспортной культуры безопасного поведения на дороге детей младшего школьного возраста.

Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Очень ч...