ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Литературное чтение 5. Класс 4 6. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Лепешкина Ольга Петровна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

  1. ФИО (полностью)              Лепешкина  Ольга Петровна
  2. Место работы                  МКОУ Лугавская СШ №19
  3. Должность                           учитель начальных классов
  4. Предмет                               Литературное чтение
  5. Класс                                    4
  6. Тема:                                                В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)

Цель: 1.продолжить  изучение  литературной  сказки «Городок в Табакерке»; пополнять словарный запас учащихся; при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки; формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план; учить передавать содержание прочитанного от имени героя.

2.Развивать внимание ,память, речь, мышление, навыки чтения;

3.Воспитыватьлюбознательность.

 

Задачи:

образовательные: вспомнить с краткую  биографию Владимира. Ф. Одоевского,

провести  анализ произведения «Городок в Табакерке»;

развивающие: продолжать развивать речь и словарный запас,

содействовать развитию памяти, мышления;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_odoevskiy.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

  1. ФИО (полностью)                Лепешкина  Ольга Петровна
  2. Место работы                 МКОУ Лугавская СШ №19
  3. Должность                        учитель начальных классов
  4. Предмет                        Литературное чтение
  5. Класс                                4
  6. Тема:                                 В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)

Цель: 1.продолжить  изучение  литературной  сказки «Городок в Табакерке»; пополнять словарный запас учащихся; при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки; формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план; учить передавать содержание прочитанного от имени героя.

2.Развивать внимание ,память, речь, мышление, навыки чтения;

3.Воспитывать любознательность.

Задачи:

образовательные: вспомнить с краткую  биографию Владимира . Ф. Одоевского,

провести  анализ произведения «Городок в Табакерке»;

развивающие: продолжать развивать речь и словарный запас,

содействовать развитию памяти, мышления;

 Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных , научно- популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей, знание и умение оперировать понятиями «система нравственных ценностей», «добро побеждает зло», «в чём смысл добра», «почему сказка всегда заканчивается хорошо», «литературная сказка», «авторская сказка» (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), «тексты повествовательного характера» (определение основной мысли , деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с прочитанными произведениями);

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.

Личностные: проявление бережного отношения к художественной книге , аккуратность в её использовании, проявление интереса к литературной сказке.

 воспитательные: продолжать воспитание коммуникативных навыков: умение работать в группе, умение слушать и слышать товарища, проявлять дружеское отношению друг к другу.

Формируемые УУД:

Развивающие УУД:

Умение выявлять проблему; определять и сохранять цель; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Познавательные УУД:

Умения сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в парах и группе, умение слушать и понимать речь других.

Предметные УУД:

Умение определять жанр произведения; умения находить литературные приемы в тексте.

Оборудование: компьютер, слайд-шоу (презентация), раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Содержание работы

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Создание рабочей атмосферы в классе, повышение уровня мотивации к изучению нового материала

Актуализация  знаний  

 Что вы видите на слайде и можете рассказать?    

Подготовка к работе на уроке: чтению, беседе

Речевая разминка

Актуализация знаний

Постановка темы и цели урока.

      Давайте для начала прочитаем скороговорку про себя:    

  Прочитаем вслух медленно.

Прочитаем быстрее.

Еще быстрее.

Кто попробует прочитать ее самостоятельно и бегло?

                               

  Что вы видите у меня в руках?

Сейчас мы можем назвать это  шкатулкой, а раньше такие коробочки назывались табакерками.  Слайд

Что же такое табакерка? Поработайте в  группах: используя выданные листочки, составьте небольшой рассказ о табакерке по плану: 1. Что такое табак.  Для чего использовался нюхательный табак. 4. Что такое табакерка. 5. Особенности музыкальной табакерки.

У вас две минуты.

Итак, пожалуйста, первая группа.

 С чего мы начнем рассказ о табакерке?

А теперь поговорим о табакерке. Что такое табакерка?

Слайд

Особенности музыкальной табакерки слайд

 Как  Вы думаете? Какая сегодня будет тема урока? Назовите тему урока

Поставьте цель, которую нам нужно будет достичь.

Работа со скороговоркой.

Таба́к  — род многолетних и однолетних растений семейства Паслёновые. Употребление табака в различных видах и различными способами (курение, жевание, нюхание) вызывает вредное привыкание, оказывает отрицательное влияние на здоровье человека.

В 18 веке в Петербурге курили, в основном, иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

Город(ок) в табакерке.

Тема урока: Владимир  Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Цель урока: проанализировать произведение В. Ф. Одоевского «Городок  табакерке».

Подготовка речевого аппарата к работе на уроке: чтению, беседе

Используя свой личный жизненный опыт, дети не только узнают новое, но и определяют тему и цель урока.

Первичное усвоение новых знаний

Судя по названию, предположите, к какому жанру будет относиться «Городок в табакерке»?

Да, вы совершенно правы. Но это немного необычная сказка. В чем ее особенность, мы узнаем  в процессе  работы над сказкой

К сказке – ведь город не может располагаться в шкатулке/табакерке.

Первичная проверка понимания.

Анализ произведения.

Постановка проблемного вопроса

Итак, это произведение вами уже прочитано. Что ж, давайте рассмотрим сказку подробнее, обсудим ее.

Кто главный герой сказки?

С чего начинается сказка?

Чем табакерка привлекла внимание Миши?

Слайд  с 156прочитать

Как назывался этот городок? Зачитайте это описание .с. 156

Какое природное явление показано в сказке? прочти

Что увидел Миша внутри табакерки? С. 158 прочти

Что наказал не делать ему папенька?

С какой проблемой столкнулся Миша?

Слайд с.158

Что значит «учтиво поклонился»?

Что такое «свод»?

Как мальчикам удалось пройти сквозь своды?

Слайд  с .159 Найдите подтверждение в тексте.

Почему у Миши и мальчика-колокольчика случилась небольшая размолвка, ссора?

Мог ли мальчик-колокольчик не говорить «динь-динь»?

А про какие же тогда поговорки говорил папа Миши?

Есть ли у вас такие «слова-паразиты»?

 

Главный герой – мальчик Миша.

Папа поставил на стол табакерку.

На ней располагался красивый город.

Этот городок назывался Динь-Динь. Зачитывают отрывок.

Заиграла музыка – зачитывают фрагмент.

Смена дня и ночи.

Внутри табакерки располагались разные колокольчики, молоточки, пружинки…

Папенька наказал ему не трогать пружинку.

Почему играет музыка?

Миша уснул и встретил мальчика-колокольчика.

Учтиво – очень вежливо.

Свод – перекрытие в форме дуги, соединяющее стены какого-то сооружения.

«Вдали все кажется маленьким…»

Миша обиделся на то, что колокольчик смеялся над ним. В ответ он сказал, что, по словам его папы, использовать поговорки нельзя. Колокольчик обиделся.

Нет, так как он на самом деле издавал этот звук.

Вредные слова, «слова-паразиты».

«Типа», «как бы».

Проводить анализ произведения: обсуждение главных героев и причин их поступков. Находить взаимосвязь предметов «литературное чтение» и «окружающий мир». Поиск проблемы урока.

Физминутка

Немного отдохнем.

Выполним наклоны влево-вправо, как будто мы все – мальчики или девочки-колокольчики.

Постучим, как дядьки-молоточки.

Поприседаем, как пружинка.

Руки на пояс. Переворачиваемся слева направо, как г-н Валик.

Повторяют за учителем

Физическая и эмоциональная разрядка учащихся

Первичная проверка понимания.

Анализ произведения.

Хорошо, продолжим обсуждение нашей сказки.

Найдите в тексте и прочитайте, что увидел Миша, открыв очередные двери?

Почему колокольчики были разного роста, «не одинакие»?

Что понял Миша, обсудив жизнь мальчиков-колокольчиков? Согласился ли он с ними? А вы согласны?

С кем же затем познакомился Миша?

Слайдс.164

Понравились ли ему дядьки-молоточки?

Какая поговорка была у них? Почему?

Прочитайте разговор с господином Валиком

Слайд с 164

ПО РОЛЯМ. Стр. 164.

Какой вывод сделал для себя Миша?

А как считаете вы – нужно ли присматривать за вами, детьми? Почему?

С кем еще встретился Миша? Прочитайте.слайд с 166

О чем рассказала царевна Пружинка?

Какая поговорка была у нее?

Поверил ли ей Миша?

Что произошло дальше? Прочитайте. слайд

Почему папа запрещал ему это делать?

Чем закончилась история?

Попробуйте  выбрать  Слайд механизм работы музыкальной табакерки на примере этой сказки.

Какова главная мысль этой сказки? Что автор хотел сказать своим читателям, то есть нам с вами?

«Улицу…» Стр. 162.

Они были неодинаковыми: кто больше – у того и голос толще.

Весь день заниматься один и тем же делом – скучно.

Высказывания детей.

Миша познакомился с дядьками-молоточками.

Нет, они были грубы и без сожаления били мальчик.

«Тук-тук-тук» - звук молотка.

Чтение по ролям.

«теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит».

Высказывания детей.

Царевна-Пружинка.

Она подробно описала механизм работы музыкальной табакерки.

Зиц-зиц-зиц.

Мише захотелось проверить, правду ли она говорит.

С. 166 – «В одно мгновение пружинка …»

Так можно сломать табакерку.

Миша проснулся – всё его путешествие оказалось просто сном.

Пружинка толкает валик – валик вертится и цепляет молоточки, молоточки стучат по колокольчикам, колокольчики звенят и издают мелодичный звук.

Автор хотел сказать о том, что в мире всё взаимосвязано.

Возможно, если часто думать о какой-то проблеме, то ее решение придет во сне.

Он боялся ослушаться папу – надо слушаться старших.

Анализ произведения. Составление полной цепочки событий, происходящих в сказке. Знакомство с устройством музыкальной табакерки. Принцип и алгоритм ее работы.

Пересказ сказки

слайд

Составить рассказ о Мише

слайд

Первичное закрепление.

Подведем итог:  СЛАЙД

 Следующий слайд выбери правильный ответ

Где могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?

Самостоятельная работа: ответьте  на вопросы:

  1. Как звали автора сказки?

а)  Владимир Иванович Одоевский

б)  Александр Сергеевич Пушкин

в)  Владимир Фёдорович Одоевский

2. Кто не является героем произведения?

а) молоточек

б)  колокольчик

в) винтик

3. Из чего была сделана табакерка?

а)  из черепахового панциря

б) из золота

в)  из папье-маше

4. При изучении какой науки могут пригодиться полученные сегодня знания?

а)  механика

б)  биология

в) астрономия

Обсудили сказку «городок в табакерке».

Миша познакомился с  мальчиками-колокольчиками, дядьками-молоточками, господином Валиком и Царевной Пружинкой.

Полученные знания могут пригодиться на уроках физики; в беседе со сверстниками или взрослыми…

в)  Владимир Фёдорович Одоевский

в) винтик

а)  из черепахового панциря

а)  механика

Закрепление изученного материала. Проверка усвоения материала.

Рефлексия

Осознание смысла и способа  собственной деятельности,

объективная оценка своих результатов,

обнаружение проблем, возникших по ходу урока.

Домашнее задание

Записывают д/з.

Оформление записи домашнего задания в дневнике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Конспект урока литературного чтения 4 класс по теме "В. Ф. Одоевский "Город в табакерке"".

Конспект урока литературного чтения 4 класс по теме "В. Ф. Одоевский "Город в табакерке"" составлен на основе технологии развития критического мышления (ТРКМ)....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «В. Ф. Одоевский « Городок в табакерке»

УМК Школа России Тема: В.Ф Одоевский «Городок в табакерке».Цель: Познакомить учащихся со сказкой Одоевского, используя методы исследования....

Задания к уроку по литературному чтению для 4 класса по теме : «В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».

Подобрана интересная форма подачи словарной работы по произведению.Разработан кроссворд по произведению В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке"....