Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «В. Ф. Одоевский « Городок в табакерке»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Голоднюк Елена Прокофьевна

УМК Школа России Тема: В.Ф Одоевский «Городок в табакерке».

Цель: Познакомить учащихся со сказкой Одоевского, используя методы исследования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_literaturnoe_chtenie.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

УМК Школа России Тема: В.Ф Одоевский «Городок в табакерке».

Цель: Познакомить учащихся со сказкой Одоевского, используя методы исследования.

Планируемые результаты:

Предметные:

1). Познакомить с произведением В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».

2). При помощи сказки познакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки.

Метапредметные:

1). Расширять словарный запас учащихся.

2). Формировать навыки выразительного чтения.

Личностные:

1).Воспитывать любознательность.

Формируемые УУД:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: размышление над нравственными ценностями литературных сказок русских писателей, знание и умение оперировать понятиями «система нравственных ценностей», «литературная сказка». Определение основной мысли, деление текста на части, составление плана.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент. Эмоциональный настрой. 

Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность.

Улыбнитесь друг другу, садитесь

Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!

- Тогда начинаем наш урок.

2.Проверка домашнего задания.

-Какой раздел закончили изучать? Каким было д/з.? (сочинить акростих)

-Давайте вспомним, что это за стихотворение? (зачитывают свой акростих 5 человек)

3. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся.

СЛ. 1

-Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите перед собой? (стих-е) Прочитайте про себя.

-О чём говориться в стихотворении? (о волшебном городке, с интересными жителями)

-Объясните фразу «чудный народ».(необычные, волшебные, сказочные, загадочные жители)

- Прочитайте выразительно. К какому типу оно относится? (стих-е для детей)

-Как выдумаете, как это стих-е связано с нашим уроком?(ответы детей)

-Правильно, откройте учебник стр.156. Прочитайте название произведения.

СЛ. 2

-Все ли слова вам понятны в названии? (табакерка)

-Предположите, о чём пойдёт речь в произведении?

-Прочитайте автора, знаком ли он нам?

СЛ. 3 Итак, назовите тему урока. Какие задачи поставим на урок?

СЛ.4-5 Рассказывают биографию писателя дети и выясняем, что с этим писателем уже встречались в 3 классе при изучении сказки «Мороз Иванович»

4. Работа по теме.

Цель: создать условия для восприятия произведения, развития устной речи через ответы на вопросы и формирования умения устанавливать связи между прочитанным и иллюстрацией.

 Просмотр отрывка из мультфильма (4 мин)

-Вы просмотрели фрагмент мультфильма. С чего начинается произведение? ( Папенька поставил на стол табакерку.)

- Кто такой «папенька»? Подберите слова- синонимы к этому слову. (отец, папа, папочка, батюшка, тятя, тятенька)

- Как вы думаете, почему именно это слово употребил автор? (Поясняю, что в те годы, когда жил автор, все называли так своих отцов, выражая этим, своё уважение, свою любовь, благодарность родителю.)

- Что было внешне необычного в шкатулке? (расписная).

-Как назывался городок? (Динь-Динь)

-Что захотел узнать мальчик? (что внутри, после того, как услышал музыку из шкатулки)

-Над каким вопросом размышлял Миша? (от чего звенят колокольчики)

- Как вы думаете, узнает ли мальчик, от чего звенят колокольчики?  А как, предположите.

Просмотр отрывка из мультфильма (ещё 55сек)

- Кто поманил мальчика за собой?

-Как выглядел мальчик – колокольчик?

Чтение отрывков детьми.

Стр.159-160

- Что увидел Миша внутри шкатулки? (своды)

СЛ. 6- Что такое свод, разбираем на слайде.

- Чему удивится Миша, когда оглянется назад, предположите?

Стр.160-161

- Как объяснил ему колокольчик, почему это происходит? (чем дальше- тем меньше)

- Какую историю вспомнил мальчик? (про рисунок)

-Что показалось смешным в истории колокольчику? (неумение рисовать)

- Как Миша отреагировал на этот смех? (вежливо задал вопрос)

5.Физминутка.

Цель: снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

СЛ. 7

Продолжаем работать. Давайте вспомним, что такое синквейн?

- Предлагаю поработать в парах, опираясь на прочитанный отрывок (стр.159-161), составьте синквейн

1ряд-колокольчик

2ряд-мальчик

3ряд-на выбор (заслушиваем с каждого ряда по одной паре)

Работа с иллюстрацией стр.161

-Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрацию и, прочитав отрывок жужжащим чтением стр.162-163 до последнего абзаца, найдите те предложения, которые соответствуют этому рисунку.

- А в чём ошибся Миша, когда посмотрел на колокольчики? (что они одинаковые)

-Чем колокольчики отличались друг от друга? (звоном)

- Объясните смысл отравка.стр.162-163 (читаю сама)

- Ребята, как вы думаете, недочитывая произведение, к какому жанру оно относится? (сказка)

-Почему, какие фрагменты помогли определить?

7..Итог урока. Рефлексия. Выставление отметок.

Цель: подведение итога урока, самооценивание по данной теме.

СЛ. 8-9

-Какие задачи мы ставили перед собой на этом уроке?

-Все ли задачи удалось решить?

-Оцените свою работу на уроке, продолжив одну из фраз.

8. Объяснение домашнего задания.

Цель: отрабатывать умения делить текст на части, находить в каждой часть главное и составлять план.

Дочитать сказку, разбить на части, составить план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Конспект урока литературного чтения 4 класс по теме "В. Ф. Одоевский "Город в табакерке"".

Конспект урока литературного чтения 4 класс по теме "В. Ф. Одоевский "Город в табакерке"" составлен на основе технологии развития критического мышления (ТРКМ)....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

Задания к уроку по литературному чтению для 4 класса по теме : «В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».

Подобрана интересная форма подачи словарной работы по произведению.Разработан кроссворд по произведению В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке"....