Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс) Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Представлена Технологическая карта урока литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Представлена Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс) | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения (3б класс)
Тема: Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Дата: 11.01
Учитель: Колынденкова Наталья Анатольевна
Педагогическая цель | Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать. |
Тип, вид урока | Решение частных задач. |
Планируемые результаты (предметные) | 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
Универсальные учебные действия | Познавательные: Формирование извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение на основе анализа объектов делать выводы;. Коммуникативные: 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные: 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регуляивные: 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Рукодельница, эпиграф. |
Образовательные ресурсы | Учебник «Литературное чтение» 3 класс, приложение к учебнику, рабочая тетрадь, презентация. |
Сценарий урока
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Актуализация знаний. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | фронтальная беседа | - Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел звонок? Значит, можно садиться! Значит можно трудиться! Загадка про сказку, беседа (слайд №1) О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится. Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки. И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица По комнате ходит …. - Объясните, что такое сказка? (слайд №2) - В чем сходства и отличия народных и авторских сказок? Где черпали идеи авторы для своих сказок? -Какие три вида сказок выделяют? (слайд №3) -Приведите примеры. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место. Отвечают на вопросы учителя. | Проявляют эмоциональную активность к вопросам. | Наблюдения учителя. |
II. Открытие нового знания. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности 1.Работа с текстом до чтения. | Словарная работа Работа с текстом Работа в группах Обобщающая беседа | – Откройте с. и прочитайте название сказки. Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович? – Каким вы себе представили Мороза Ивановича? – Откуда я узнала, что это сказка? – У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора. Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие? Рассказ об авторе (Слайды №4,5,6,7) – Рассмотрите иллюстрацию. Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? Почему так думаете? – Сколько частей в сказке? (5.) (слайд №8) – У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл. Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся». – Что нам помогают понять эти слова? – Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке? – А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки. Работа с текстом во время чтения Чтение сказки по частям учителем и учениками вслух. Вопросы после чтения 1-й части. – Говорят ли имена девочек об их делах? Что означает слово рукодельница? Какие в нём два корня? (рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками. – Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный.) – Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать? – Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают. Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.) После чтения 2-й части. – Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца? – Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька.) – Каким вы себе представили Мороза Ивановича? – С чего началась их встреча? – Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко? – Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? Предположения детей. – Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше. После чтения 3-й части. – Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему? – Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.) – Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича? – Как отблагодарил её дед? 4-я часть. После чтения 1–2-го абзацев: – Что наказывала нянюшка Ленивице? – Справится ли она с работой? Почему? Предположения детей. После чтения 4-й части. – Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило? 5-я часть. После 1-го абзаца: – Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.) – Справится ли она с этой работой? – Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете? После чтения 5-й части: – Чем наградил Ленивицу старик? Почему? • Выявление первичного восприятия текста. – С кем произошла сказочная история? – Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться? – Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило? Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа. – Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.) – Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.) _ Какие характеристики подойдут Морозу Ивановичу? (Слайд №9) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Отвечают на вопросы учителя Анализ иллюстрации. Предположения детей Отвечают на вопросы. Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Работают в группах (1,2 вопрос-1 группа, 3,4 вопрос-2 группа, 5,6 вопрос-3 группа) Формулируют полные ответы на вопросы Формулируют полные ответы на вопросы | Понимают смысл вопросов. Строят речевые высказывания. Учатся анализировать, делать выводы, обобщать. Формируются умения работать в группах Учатся анализировать, делать выводы, обобщать. Учатся анализировать, делать выводы, обобщать. | Подведение учащихся к выводу, с помощью логически построенной цепи вопросов. Наблюдение. Наблюдение Наблюдение Наблюдение и обобщение Наблюдение и обобщение |
V.Подведение итогов. Рефлексия. Анализ и оценка успешности достижения цели . | Обобщающая беседа. | - Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»? (Слайд №10) – Как пословицы объясняют, почему у Ленивицы ничего не получилось? – Вспомните основную задачу любой сказки. (Задача любой сказки – раскрыть характер, поступки, мысли и чувства человека, оценить, что хорошо, что плохо.) – Как вы поняли, что в первую очередь пытался оценить в своих героях автор нашей сказки – Владимир Федорович Одоевский? – Ещё раз перечитайте эпиграф к сказке. К каким выводам вы пришли после знакомства со сказкой? Дети высказываются, учитель сообщает, что этот разговор будет продолжен на следующем уроке. «Выбери пословицу». Учитель предлагает ряд пословиц.
| Формулируют полные ответы на вопросы. Делают выводы Учащиеся выбирают из предложенных пословиц ту, которая наиболее полно отражает их работу на уроке | Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы Учатся делать выводы Самооценка | Контроль |
VI.Домашнее задание. | Задание по выбору | 1.Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода. (Слайд №11) 2. Нарисовать рисунок к этому эпизоду. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
урок литературного чтения с презентации по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович"
Поможет провести на уроке сравнительный анализ героев сказки с использованием презентации....
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Два Мороза"
Технологическая карта урока литературного чтения Класс: 2 Тема: Сказка «Два Мороза» Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза» Задачи: Образовательная: отрабатыват...
Методическая разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:"Авторская сказка В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович""
Данная разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:" Авторская сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"" составлена в соответствии с современными требованиям...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Литературное чтение 5. Класс 4 6. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАФИО (полностью) Лепешкина Ольга ПетровнаМесто работы...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс" Сказка «Два Мороза»
урок литературного чтения 2 класс...
Литературное чтение 3 класс . Вопросы к произведению В. Одоевского "Мороз Иванович"
Вопросы для учащихся 3 кл. по изученному произведению В. Одоевского "Мороз Иванович"...