План-конспект по литературному чтению на тему "Фантазёры" Н.Носова
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Документ содержит материалы для урока по литературному чтению на тему "Фантазёры" Н.Носова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fantazyory.docx | 261.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс
(Н.А Чураков «Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2-х ч., ч.1)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 5.10.2020г.
Время: 15:30 -16:10.
Место: МАОУ Гимназия №2.
Класс: 2 «Б».
Целевой компонент урока:
Тема урока: Н.Н.Носов «Фантазёры».
Цель: воспитание у детей способности отличать безобидные фантазии от вранья Н.Н.Носова «Фантазёры».
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию умения анализировать рассказ, выделять образы, средства выразительности; характеризовать поступки героев по их поступкам; учить определять жанровые особенности рассказа; расширению и обогащению словарного запаса.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством фронтальной, парной и индивидуальной видов работы над содержанием рассказа Н.Н.Носова «Фантазёры»; способствовать расширению сведений обучающихся о биографии и творчестве Н.Н.Носова; развитию навыка чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; развитию связной речи, обогащению словарного запаса; развитию любознательности, расширению кругозора; развитию читательской деятельности, читательского интереса к рассказам, к детской литературе.
Воспитательные: способствовать воспитанию у детей способности отличать фантазии от вранья; стремления к самостоятельному познанию; читательского интереса к рассказам; читательской самостоятельности; вдумчивого чтеца.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, формирование положительного отношения к процессу познания; стремление к читательской деятельности, читательской самостоятельности; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать результаты своей учебной деятельности и результаты учебной деятельности одноклассников; планировать и организовывать работу в группе; формирование уважительного отношения к мнению своих сверстников; формирование интереса к прозаических произведениям.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение определять понятия, устанавливать аналоги; умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; умение наблюдать, читать, слушать; умение анализировать, обобщать, сравнивать, строить логические рассуждения и делать выводы; умение работать с текстом, иллюстрациями.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологический и диалогический речи; умение работать индивидуально и в паре: находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст рассказа (сюжет, поступки героев), выделять жанровые особенности рассказа «Фантазёры»; умение анализировать рассказ, выделять жанровые особенности; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; соотносить поступки героев с нравственными нормами; участвовать в обсуждении прочитанного произведения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Основные образовательные ресурсы урока: компьютер и проектор, презентация, учебник Чуракова Н.А. «Литературное чтение» 2 класс 1 часть, разноуровневый раздаточный материал (картинки для опредения последовательности действий в произведении 14 шт., карточки для рефлексии 27 шт.)
Содержательный компонент урока:
Ход урока
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У.: Здравствуйте, дети! Меня зовут Виктория Леонидовна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку
У.: Проверим готовность к уроку. Уберите всё лишнее со стола на уроке сегодня нам понадобиться только учебник и пенал.
3) Мотивация к учебной деятельности
У.: Начитаем наш урок!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
На доске находятся качества (старательность, внимательность, трудолюбие, лень). Ваша задача выбрать, те качества, которые помогут нам сегодня с вами хорошо потрудится.
II. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: На слайде мы видите перепутанные буквы. Вам необходимо собрать из них слова и тем самым мы узнаем тему нашего занятия. На первой строчке зашифрована фамилия автора. На второй строчке зашифровано его произведение, с которым мы сегодня познакомимся. (о с в о Н, а н з ы ё Ф а т р). Кто будет готов, поднимите руку.
О.: Тема урока: произведение Н.Н.Носова «Фантазёры».
У.: Вы абсолютно правы! Поставим цель нашего урока, при помощи слов-помощников, которые вы видите на слайде.
О.: Познакомимся с биографией и творчеством Н.Н.Носова, с его произведением «Фантазёры», узнаем, кого называют фантазёрами.
У.: Хорошо. Давайте же узнаем кто такой Николай Николаевич Носов.
III. Открытие новых умений, знаний.
- Подготовительная работа
а) Краткие биографические сведения об авторе:
Николай Николаевич Носов (1908-1976гг.) родился в городе Киеве. В школьные годы имел множество увлечений: музыка, театр, шахматы, электротехника, фотография. Николай Носов не сразу стал писателем. Он работал режиссёром, снимал мультфильмы и кинофильмы и за это был награжден орденом Красной Звезды. Потом Н.Н. Носов пришел в литературу и 40 лет писал книги для детей.
Первые рассказы сочинял для своего сына. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках.
Н.Н. Носов – это добрый и весёлый волшебник, который владел таинственным “золотым ключиком” от сердец всех детей. Он был фантазером. Он написал много рассказов и повестей, давайте вспомним, какие именно читали вы?
О.: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «На горке», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей», «Огурцы».
У.: Молодцы.
б) Словарная работа (слова или выражения записаны на доске с ударением, сначала читают про себя, потом вслух, далее пытаются самостоятельно дать определение, в заключении учитель говорит правильное определение).
У.: Прежде чем познакомиться с ещё одним произведением Николая Николаевича Носова, давайте разберём значение слов, чтобы при знакомстве с рассказом у нас не возникло вопросов. Кто такой фантазёр?
О.: Фантазёр – это мечтатель, человек, строящий несбыточные планы.
У.: Подберите слова близкие по смыслу.
О.: Выдумщик, затейник, мечтатель, сказочник.
У.: Верно. Что такое небыли́ца?
О.: Небыли́ца – это стихи или рассказы, в которых говорится о чём-то таком, чего не может быть на самом деле.
У.: Хорошо. Предположите, что такое вра́ки?
О.: Вра́ки – это враньё, ложь, преднамеренное искажение информации.
У.: Действительно.
2) Первичное чтение рассказа (выразительное чтение), анализ первичного восприятия содержания
У.: Вы правы. Сейчас вы прослушаете произведениНиколая Николаевича Носова «Фантазёры». Откройте учебник на странице 66. Слушайте внимательно! (Читает текст).
У.: Вы внимательно слушали. Теперь ответьте на мои вопросы. Какое настроение у вас вызвало это настроение?
О.: Весёлое. Я была заинтересована.
У.: Как зовут главных героев?
О.: Мишутка и Стасик.
У.: Кто из героев вам больше нравится и почему?
О.: Высказывают своё мнение.
на досуге?
рассказывали?
Какими были по характеру
ребята?
полезно или вредно?
IV. Физминутка
У.: Давайте немного отдохнём. Встаньте из-за парт, задвиньте стулья под парты. 1. И.п. стойка ноги врозь, руки за голову. 1-повернуть таз направо. 2 – повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс остаётся неподвижный. Темп постепенно ускоряется.
- И.п. стойка ноги врозь. 1-2 наклон вперёд, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 – и.п., 5-8-то же в другую сторону. Темп средний.
V. Открытие новых умений, знаний (продолжение)
1. Вторичное чтение рассказа (чтение отрывка по ролям) и анализ содержания.
У.: Трое учеников сейчас прочитают текст от «А я один раз купался в море,…» до «Ловко придумал».
У.: Хорошо. Теперь проанализируем произведение. Что делали мальчики?
О.: Мальчики сидели на скамейке и сочиняли небылицы.
У.: Для чего они их сочиняют?
О.: Они старались придумать интересные историю.
У.: Как мальчиков называет автор?
О.: Фантазёры.
У.: Когда вы слушали произведение в тексте, нам встречалось слово «врать». Можно ли назвать мальчиков врунами?
О.: Мишутку и Стасика нельзя назвать врунами, так как они никого не обманывают, они придумывают необыкновенные истории и сами в них верят.
У.: Вы правильно думаете. Чем отличается врун от фантазёра?
О.: Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – это выдумщик, получающий удовольствие от самого процесса сочинения.
У.: Как вы считаете фантазировать это хорошо или плохо?
О.: Фантазия – это интересно, можно представить необыкновенное, сказочное. Можно путешествовать по всему миру, в космос.
У.: Легко ли придумывать небылицы?
О.: Небылицы выдумывать не легко, на это уходит много времени, сил. Нужно огромное воображение.
У.: Определим жанр произведения.
О.: «Фантазёры» – это рассказ.
У.: Что отличает рассказ от других литературных жанров?
О.: Рассказ – это то, что может произойти в реальной жизни.
2. Игра «Последовательность действий».
У.: На доске и у вас на столах лежат картинки с событиями из текста. Попрошу двоих учеников выйти к доске, остальные работают на своих рабочих местах. Вам необходимо их сложить в той последовательности, в которой происходили действия рассказа. Работа выполняется в парах. Кто выполнил, поднимите руки.
У.: Все выполнили? Хорошо. Сравним последовательность картинок, как их расставили на доске и как у вас на партах. Проверьте самостоятельно.
VI. Физминутка.
У.: Давайте разомнёмся. 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
У.: Хорошо, садитесь. Вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке. С творчеством, какого детского писателя мы познакомились?
О.: Мы познакомились с творчеством Николая Николаевича Носова.
У.: С каким рассказом работали?
О.: Фантазёры.
У.: Как звали главных героев?
О.: Главных героев звали Мишутка и Стасик.
У.: Что такое небылицы?
О.: Небылица – это стихи или рассказы, в которых говорится о чём-то таком, чего не может быть на самом деле.
У.: Чем фантазёр отличается от вруна?
О.: Фантазёр придумывает для себя, собственного удовольствия или для того, чтобы удовольствие получали другие. Вруны – ради того, чтобы получить какую-то пользу, выгоду.
У.: Хорошо. У вас на столах лежат изображение телефонов, напишите сообщение , как вы поработали сегодня на уроке.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
У: Домашнее задание: выразительное чтение по ролям рассказа Н.Н.Носова «Фантазёры».
У.: Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за продуктивную работу и положительный настрой! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе
План урока по литературному чтению в 4 классе ("Начальная школа XXI века") по теме "Поэзия Бальмонта"...
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Верёвочка" с применением презентации " А.Л. Барто-детям"
План-конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф. Климановой 2 класс. На уроке используется презентация, которая позволяет детям вспомнить первые стихи своего детства....
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский "Путаница", "Радость" с использованием презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет ввести детей в мир произведений К.И.Чуковского....
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л.Барто "Дело было в январе." с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Дело было в январе" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Использование презентации помогает разнообразить урок, ...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"
На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...