01. Урок литературного чтения Х.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка", 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения Х.Г.Андерсена "Пятеро из одного стручка" направлен на отработку беглого выразительного чтения, на умение ориентироваться в тексте, выстраивать монологическую речь. Работа в группах предусматривает помощь учащихся друг другу, предполагаем взаимообучение и взаимоконтроль, способствует формированию универсальных учебных действий. На уроке использую следующие виды работ: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 67.5 КБ |
kartochki.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.-К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка».
Цель урока:
формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.
Тип урока: открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- пользоваться приёмами анализа текста;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;
- читать в соответствии с целью чтения.
Познавательные УУД
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
- выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Коммуникативные УУД
- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- осознавать цель своего высказывания;
- строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Личностные:
- эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
- способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.
Методическое обеспечение: портрет писателя, учебники, сказки Андерсена
(выставка книг), выставка детских рисунков по сказкам Андерсена, презентация, иллюстрации к сказкам по частям.
Ход урока:
- Оргмомент
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Что нам нужно для работы? (Ум, вниманье, доброта). Улыбнитесь мне немного и скорее в путь-дорогу. Все, что услышите, пригодится вам.
II. Подготовка к восприятию
Слайд 1 Мы продолжаем работать с произведениями, помещенными в разделе «Жизнь дана на добрые дела». Как вы думаете, путь к доброте легкий? Легко ли быть добрым? Отправимся в путь на поиски доброты.
Слайд 2 Перед вами, ребята, волшебный сундучок. В старину в нем хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Сундучки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность.
Слайд 3 А в нашем сундучке находятся сказки. С давних времен сказки бережно хранились в людской памяти. Сказку любили. Ее любят и сегодня. В народном творчестве сказки – самое большое чудо. Сказки это драгоценность.
Как же узнать нам, что перед нами ни что иное, как сказка?
Чем отличаются сказки от других произведений? (Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и победой добра над злом. Часто в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения).
На какие две группы можно разделить сказки? (Народные и авторские).
Выделяют ли еще какие-нибудь виды сказок? (Волшебные, бытовые, о животных).
Как вы понимаете такие слова: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»? (Сказка всегда чему-то учит, она мудра и поучительна).
Какие недостатки людей осуждаются в сказках? (Лень, жадность, скупость, безделье, трусость, глупость, жестокость?).
А какие человеческие качества высоко оцениваются в сказках? (Трудолюбие, честность, добрый нрав, любовь к ближнему, сострадание).
II. Сообщение цели урока
Сегодня мы отправимся в гости к сказкам необычного писателя. В этих сказках рядом живут слезы и смех, горе и радость – все как в настоящей жизни. А чтобы определить с какой сказкой нам предстоит познакомиться, сначала поиграем в игру «Бюро находок». Слайд 4
Слайды 5 – 8
Игра «Бюро находок»
- Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке – «Дюймовочка»).
- Горошинка (Матери принца – «Принцесса на горошинке»).
- Санки (Каю – «Снежная королева»).
- Музыкальный горшочек – (Принцу - «Свинопас»).
- Что объединяет эти сказки?
Мини-проект.
Слайд 9-10-11-12
Г.Х. Андерсен (1805-1875) родился в маленькой, но знаменитой всему мире стране – Дании, в семье бедного сапожника. Отец его был бедный башмачник, а мать прачкой. Семья жила бедно. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их.
Остался рано без отца, еще мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов Андерсен добился своего: он стал писателем.
Удивительный мастер сказок, он мог самые необыкновенные вещи, окружающие нас повсюду, посуду, игрушки, растения и цветы превратить в сказочных героев.
Перу Андерсена принадлежат 168 сказок, они переведены более чем на 100 языков. Андерсен прожил сложную жизнь, много путешествовал.
III. Сообщение темы урока
Подготовка к восприятию
И сегодня с вами на уроке мы познакомимся с одним из таких произведений. Отгадав загадку, вы узнаете, о каком произведении будем говорить на уроке.
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
Слайд 13 Сегодня мы познакомимся со сказкой «Пятеро из одного стручка».
IV. Чтение и анализ сказки
Все мы любим читать и слушать сказки. А сегодня у нас с вами появилась такая возможность совместить два любимых занятия: сегодня мы прослушаем сказку в исполнении народного артиста, одного из ведущих мастеров радиовещания Николая Владимировича Литвинова, а затем и сами прочтем.
- Первичное восприятие сказки Слайд 14-21
- Проверка первичного восприятия
Сейчас я найду самых внимательных слушателей.
- Какие чувства у вас вызвала сказка?
- О чем вы думали, когда слушали сказку?
- Когда стало особенно грустно?
- Менялось ли ваше настроение?
- Словарная работа
Ребята, встретились ли вам слова, которые были непонятны?
Мне все-таки хотелось бы уточнить значение некоторых слов.
Прочитайте:
Зачерстветь – утратить мягкость, свежесть.
Предчувствие – чувство ожидания чего-нибудь неизвестного.
Каморка – маленькая тесная комната, чулан.
Поденная работа – работа, оплачиваемая по дням.
Тщедушная – хилая, больная.
Водосточный желоб – длинное и узкое углубление для стока воды.
Зоб - расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.
Слайд 22 Прочитаем значение еще двух слов.
Приноравливаться – приспособиться к кому - чему – нибудь.
Приотворить – немного приоткрыть.
Подготовка к чтению (Страница учебника 102)
1. Читай слитно, быстро.
Одна-единственная
Бело-розовый
2. Читай внимательно:
Большая – большая
Приходится – пригодится
Покатился – прокатился
Выбивалась – выбиралась
Притворила – приотворила
Понравится – поправится
V. Повторное чтение части № 1 (Страница 102)
VI. Анализ и выборочное чтение
Похоже, ли начало произведения Андерсена на волшебную сказку?
Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история? Сидели и думали; им было хорошо и уютно.
Как называется дом, в котором жили горошинки? Стручок.
Как менялся цветной мир стручка? Сначала он был зеленый, прошли недели и стручок пожелтел.
О чем мечтали горошины? Что-нибудь да надо же было делать: век что ли, сидеть… Есть что-то за нашим стручком. Мечтали, что их выпустят на волю.
Что стало причиной путешествия горошин по свету? Стручок сорвал мальчик, он разломал стручок и высыпал горошинки на ладонь, а потом использовал их для стрельбы из трубочки.
Давайте вспомним, куда попала пятая горошина? Попала на старую деревянную крышу, закатилась в щель, где был мох и рыхлая земля. Там он и проросла.
Кто там жил? Там жила бедная женщина со своей дочкой, которая болела.
Как они жили? Жили они бедно.
Как вы понимаете «из нужды не выбивалась»? Постоянно не хватало средств на самое необходимое.
Какой мы видим девочку? Зачитайте. Страница 104, конец 1 части: Подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала…
VI. Повторное чтение части № 2
Какое чудо произошло? Девочка стала здоровой.
Почему можно назвать это чудом?
Давайте понаблюдаем, как происходило чудо.
- Какие изменения происходили с горошиной и как изменялась девочка?
- Давайте вспомним какой была девочка, до того момента, как увидела горошинку.
Девочка: 1) худенькая, 2) тщедушная, 3) не жила и не умирала
- Что произошло? Горошинка попала в щель, где был мох и рыхлая земля. Мох укрыл и горошинка…
Горошинка: 4) пустила ростки
- Увидев зеленые ростки, как изменилась девочка?
Девочка: 5) ей стало интересно и любопытно наблюдать.
- А что же горошинка?
Горошинка: 6) она славно растет
- А девочка?
Девочка: 7)У нее появилась надежда! Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.
- А ростки? Что с ними происходило?
Горошинка: 8)Побеги горошинки росли и ползли вверх
- Что произошло нового у девочки?
Девочка: 9) Стала говорить живее, 10) сама приподнималась, 11) долго сидела,
12) глазки ее блестели
- Что произошло в конце с горошинкой?
Горошинка: 13) расцвела
- Какое свершилось чудо с девочкой?
Девочка: 14) Она стала румяна, здорова с сияющими глазами.
Давайте предположим, что могло случиться, если бы горошина не попала на чердак?
Итак, эта горошина попала на чердак. А что же случилось с остальными?
1 – В водосточный желоб, потом в голубиный зоб и там лежала;
2 –3 Две ленивицы – их проглотили голуби.
4 – хотела на солнце, но упала в канаву с затхлой водой
Какая же горошина, по-вашему, оказалась самой замечательной? Почему? (Она вдохнула в девочку жизнь).
Выборочное чтение.
Слайд 21, 22, 23 Ребята посмотрите на картинку, которая на экране и найдите описание, подходящее к этой иллюстрации.
Творческое задание
Слайд 24 Найдите ошибку художника.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Что хотел сказать нам автор этой сказкой? (Настоящий человек – тот, кто помогает другим людям, доставляет им радость. Настоящее счастье – это когда ты кому-то нужен и можешь помочь).
Захотелось ли вам еще раз перечитать сказку?
Что в сказке вымышленного, сказочного, и что могло произойти на самом деле?
Через несколько лет вы окончите школу и разлетитесь, словно горошины в разные стороны. Но мне хочется пожелать вам, чтобы вы не ждали, что кто-то распорядиться вашей судьбой, а сами ставили цели и достигали их.
Закрепление материала, анализ полученной информации.
Самостоятельная работа на анализ и синтез.
В классе 5 микрогрупп, каждой микрогруппе задание: вставить пропущенные слова в отрывок текста и с выражением прочитать этот отрывок.
Задания:
В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже ____________, ну, они думали, что весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, __________ и горошины; они приноравливались к _____________________ и сидели все в ряд.
Крак! – стручок лопнул, и все пять горошин ________________на яркое солнце. Они лежали на _________________ладони; маленький мальчик ____________________ их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки.
А в коморке жила бедная женщина. Она ходила на подённую работу: чистила __________, пилила дрова, словом, _____________ всякую тяжёлую работу; сил у неё было довольно, охоты _________ тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась!
Однако она подпёрла зелёный росток, подбодривший девочку небольшой ______________, чтобы он не сломался от ветра; потом взяла ________________ верёвочку и один конец её ___________ к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту верёвочку побеги горошины могли цепляться, когда станут
подрастать.
Как я славно раздобрела! – говорила горошина. – Право, я скоро _____________, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна _______________. Я самая _______________ из всех пяти! Канава была с нею вполне согласна. А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая.
Подумайте, как бы вы выразили свое отношение к прочитанному. Перед вами лист, а в таинственном конверте частички настроения (солнце, облака, цветы, бабочки. Девочки с разными настроениями и т.п.). Постройте картину своего настроения.
Домашнее задание
1. Выразительно читать стр. 90 - 91
2. По желанию:
Нарисовать рисунок к сказке.
Предварительный просмотр:
В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже ____________, ну, они думали, что весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, __________ и горошины; они приноравливались к _____________________ и сидели все в ряд.
_________________________________________________________________
В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже ____________, ну, они думали, что весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, __________ и горошины; они приноравливались к _____________________ и сидели все в ряд.
_________________________________________________________________
В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже ____________, ну, они думали, что весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, __________ и горошины; они приноравливались к _____________________ и сидели все в ряд.
_________________________________________________________________
В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже ____________, ну, они думали, что весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, __________ и горошины; они приноравливались к _____________________ и сидели все в ряд.
_________________________________________________________________
В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже ____________, ну, они думали, что весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, __________ и горошины; они приноравливались к _____________________ и сидели все в ряд.
Крак! – стручок лопнул, и все пять горошин ________________на яркое солнце. Они лежали на _________________ладони; маленький мальчик ____________________ их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки.
_________________________________________________________________
Крак! – стручок лопнул, и все пять горошин ________________на яркое солнце. Они лежали на _________________ладони; маленький мальчик ____________________ их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки.
_________________________________________________________________
Крак! – стручок лопнул, и все пять горошин ________________на яркое солнце. Они лежали на _________________ладони; маленький мальчик ____________________ их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки.
_________________________________________________________________
Крак! – стручок лопнул, и все пять горошин ________________на яркое солнце. Они лежали на _________________ладони; маленький мальчик ____________________ их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки.
_________________________________________________________________
Крак! – стручок лопнул, и все пять горошин ________________на яркое солнце. Они лежали на _________________ладони; маленький мальчик ____________________ их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки.
А в коморке жила бедная женщина. Она ходила на подённую работу: чистила __________, пилила дрова, словом, _____________ всякую тяжёлую работу; сил у неё было довольно, охоты ____________ тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась!
________________________________________________________________
А в коморке жила бедная женщина. Она ходила на подённую работу: чистила __________, пилила дрова, словом, _____________ всякую тяжёлую работу; сил у неё было довольно, охоты ____________ тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась!
________________________________________________________________
А в коморке жила бедная женщина. Она ходила на подённую работу: чистила __________, пилила дрова, словом, _____________ всякую тяжёлую работу; сил у неё было довольно, охоты ____________ тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась!
________________________________________________________________
А в коморке жила бедная женщина. Она ходила на подённую работу: чистила __________, пилила дрова, словом, _____________ всякую тяжёлую работу; сил у неё было довольно, охоты ____________ тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась!
________________________________________________________________
А в коморке жила бедная женщина. Она ходила на подённую работу: чистила __________, пилила дрова, словом, _____________ всякую тяжёлую работу; сил у неё было довольно, охоты ____________ тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась!
Однако она подпёрла зелёный росток, подбодривший девочку, небольшой ______________, чтобы он не сломался от ветра; потом взяла ________________ верёвочку и один конец её ___________ к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту верёвочку побеги горошины могли цепляться, когда станут подрастать.
_________________________________________________________________
Однако она подпёрла зелёный росток, подбодривший девочку, небольшой ______________, чтобы он не сломался от ветра; потом взяла ________________ верёвочку и один конец её ___________ к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту верёвочку побеги горошины могли цепляться, когда станут подрастать.
_________________________________________________________________
Однако она подпёрла зелёный росток, подбодривший девочку, небольшой ______________, чтобы он не сломался от ветра; потом взяла ________________ верёвочку и один конец её ___________ к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту верёвочку побеги горошины могли цепляться, когда станут подрастать.
_________________________________________________________________
Однако она подпёрла зелёный росток, подбодривший девочку, небольшой ______________, чтобы он не сломался от ветра; потом взяла ________________ верёвочку и один конец её ___________ к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту верёвочку побеги горошины могли цепляться, когда станут подрастать.
_________________________________________________________________
Как я славно раздобрела! – говорила горошина. – Право, я скоро _____________, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна _______________. Я самая _______________ из всех пяти! Канава была с нею вполне согласна.
_________________________________________________________________
Как я славно раздобрела! – говорила горошина. – Право, я скоро _____________, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна _______________. Я самая _______________ из всех пяти! Канава была с нею вполне согласна.
_________________________________________________________________ Как я славно раздобрела! – говорила горошина. – Право, я скоро _____________, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна _______________. Я самая _______________ из всех пяти! Канава была с нею вполне согласна.
_________________________________________________________________
Как я славно раздобрела! – говорила горошина. – Право, я скоро _____________, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна _______________. Я самая _______________ из всех пяти! Канава была с нею вполне согласна.
_________________________________________________________________
Как я славно раздобрела! – говорила горошина. – Право, я скоро _____________, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна _______________. Я самая _______________ из всех пяти! Канава была с нею вполне согласна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование беглого осознанного чтения на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.
В представленном материале можно ознакомиться с системой работы по формированию беглого осознанного чтения, пополнить свою методическую копилку упражнениями, способствующими достижению поставленной це...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Технологическая карта к уроку литературного чтения. Л.Н. Толстой "Акула", 3 класс, УМК "Школа России". Фрагмент урока (для аттестации).
3 класс, УМК "Школа России"....
Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).
Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....
Урок «Литературное чтение и внутрипредметный модуль «Риторика» 3 класс Тема урока «М. Зощенко «Через тридцать лет». Учимся составлять диалоги»
Данный урок является третьим в разделе «Жизнь дана на добрые дела».Урок способствует обогащению духовного мира личности, восприятию нравственных ценностей, принятых в обществе,...
Урок литературного чтения Андерсен "Пятеро из одного стручка"
На уроке дети знакомятся с творчеством Ханса Кристиана Андерсена, с его сказкой "Пятеро из одного стручка"...