Урок «Литературное чтение и внутрипредметный модуль «Риторика» 3 класс Тема урока «М. Зощенко «Через тридцать лет». Учимся составлять диалоги»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Данный урок является третьим в разделе «Жизнь дана на добрые дела».
Урок способствует обогащению духовного мира личности, восприятию нравственных ценностей, принятых в обществе, формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме, формированию позитивного опыта взаимодействия с окружающими людьми, в частности, с одноклассниками.
Внутрипердметный модуль «Риторика» позволяет расширять познавательные возможности в области литературного чтения, углублять коммуникативные комптенции учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок
«Литературное чтение и внутрипредметный
модуль «Риторика»
3 класс
Тема урока
«М. Зощенко «Через тридцать лет».
Учимся составлять диалоги»
Яковлева Наталья Ивановна,
учитель начальных классов
2013-2014 учебный год
Тема «М. Зощенко «Через тридцать лет»
Учимся составлять диалоги»
Цель:
- Сформировать представление о добрых взаимоотношениях и поступках людей.
- Ввести план составления отзыва на художественное произведение.
- Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Планируемые результаты:
- Личностные - формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми люди сталкиваются в жизненных ситуациях.
- Предметные - учить работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте и устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; учить работать с книгой (узнавать произведение по обложке, находить нужное произведение в книге).
- Метапредметные - развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции; умение четко определять области знаемого и незнаемого; способности обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
УУД:
- Личностные - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Умение объяснять свои чувства, расширение словарного запаса. Осмысление понятий «честность», «благородный поступок»; «любовь» или «жалость», пословицы «Жизнь дана на добрые дела». Формирование умения давать оценку герою произведения, опираясь на текст.
- Познавательные - развитие умения работать с информацией, обучение сравнению, анализу, наблюдению; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение главной мысли в тексте, последовательности событий, отбор ключевых слов для создания собственного текста. Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге.
- Регулятивные – освоение способов контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала, выполнять задания в соответствии с целью.
- Коммуникативные – умение работать в группе: договариваться с партнерами, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать друг друга, приходить к общему решению, строить понятные для партнера высказывания.
Используемые методы:
- словесные (объяснение, беседа, работа с учебником);
- наглядные (показ презентации);
- практические (выполнение работы на карточках, заданий в Творческой тетради);
- активные (работа в парах, группах).
Ресурсы и оборудование:
- Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 1;
- Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. Рабочая тетрадь по развитию речи. Волшебная сила слов. 3 класс;
- Т. Ю. Коти. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 3 класс;
- Бойкина М. В. Уроки чтения. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений;
- Мультимедийный проектор. Презентация;
- Карточки для индивидуальной работы;
- Школьная образовательная сеть – Дневник.ру.
- Интернет-ресурсы
Ожидаемые результаты:
- Личностные - формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми люди сталкиваются в жизненных ситуациях.
- Предметные - учить работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте и устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст (диалог) на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; учить работать с книгой (узнавать произведение по обложке, находить нужное произведение в книге).
- Метапредметные - развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции; умение четко определять области знаемого и незнаемого; способности обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |||
| |||||
Приветствие учителя Проверка подготовки учащихся к уроку | Учащиеся проверяют готовность к уроку | Регулятивные: организация учебного пространства | |||
| |||||
- дома вы прочитали рассказ М. Зощенко «Через тридцать лет» - перед вами сборники книг М. Зощенко. Определите, есть ли в сборнике произведение М. Зощенко «Через тридцать лет»? - рассмотрите иллюстрации. О чем они рассказывают? Вопросы по содержанию текста: - кто главный герой? - от чьего имени идет повествование? - какие чувства вызывает у вас героиня рассказа? - нравится ли она вам? Почему? | Учащиеся рассматривают сборники, находят рассказ, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы | Познавательные: ориентация в книге Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к герою художественного произведения | |||
| |||||
- мы продолжаем изучать произведения из раздела «Жизнь дана на добрые дела». Объявление темы урока: - сегодня мы будем говорить о рассказе М. Зощенко «Через тридцать лет» (слайд № 1) - подумайте и предположите, чему вы сможете научиться сегодня на уроке? - да, мы будем учиться работать с текстом, узнаем о писателе, научимся писать отзыв, будем работать в группе, выполняя интересные задания Знакомство с автором. Презентация (слайды № 2 - №10) | Учащиеся высказывают предположения Кратко биографию рассказывает подготовленный ученик с опорой на слайды | Регулятивные: умение определить свое «знание-незнание», планировать свою деятельность на уроке | |||
Работа по содержанию текста: - можно ли утверждать, что Леля действительно заболела? Обоснуйте мнение. - прочитайте по ролям отрывок, в котором Леля изображала больную, используя соответствующую интонацию. - как вы думаете, почему она это сделала? - можно ли утверждать, что родители, наказав девочку, поступили с ней справедливо? - обоснуйте свое мнение. -почему рассказ появился через столько лет? - почему автору так важно было рассказать о событии, которое произошло давно? - определите те слова, которые стоит запомнить на всю жизнь («…надо любить и жалеть людей, хотя бы тех, которые хорошие») - назовите тему произведения | Учащиеся отвечают на вопросы, подтверждают словами из текста Учащиеся распределяют роли, читают отрывок | Личностные: умение объяснять свои чувства, расширение словарного запаса. Проявление эмоционально-ценностного отношения к герою художественного произведения Коммуникативные: умение работать в группе: договариваться с партнерами, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли Познавательные: поиск необходимой информации в книге. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: освоение способов контроля, коррекции действий при работе в группе | |||
Восстановление плана рассказа М. Зощенко (слайд № 11):
| Учащиеся называют варианты пропущенных пунктов плана | Познавательные: умение составлять план текста Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью | |||
Работа с пословицами - из предложенных пословиц (слайд № 12) выберите ту, которая отражает главную мысль рассказа М. Зощенко. Объясните. Все пройдет, одна правда останется. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. Шила в мешке не утаишь. Все тайное становится явным. | Учащиеся читают на слайде пословицы, объясняют свой выбор | Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью Познавательные: подбирать пословицу, которая соответствует главной мысли рассказа, и обосновывать свое суждение Личностные: | |||
Работа в «Творческой тетради» - сегодня мы будем учиться писать отзыв о прочитанном произведении (слайд № 13). - прочитайте диалог Ани и Вани. - что же такое отзыв? Отзыв – мнение, суждение о прочитанном произведении, содержащее оценку поступков героев и происходящих событий. - прочитайте отзыв ученика (на карточках – приложение 1). - опираясь на слайд (слайд №14), определите, есть ли в нем все, что необходимо? Отметьте значком | Открывают «Творческую тетрадь» на с.13 Два ученика читают диалог Каждый ученик работает (читает, отмечает) с карточкой «Отзыв ученика» (приложение 1). Учащиеся отвечают, аргументируют, зачитывая отрывки из отзыва | Коммуникативные: умение выслушивать другое мнение Познавательные: умение работать с текстовой информацией Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, контролировать и корректировать правильность выполнения задания | |||
| |||||
Тетрадь «Волшебная сила слов» Групповая работа (слайд № 15) - объединитесь в группы - рассмотрите рисунки - как вы думаете, подходят ли они к теме нашего урока? Объясните. - составьте к рисункам диалоги, организуйте инсценировки. - приготовьтесь быть внимательными зрителями. - просмотр инсценировок. - чему вы учитесь, выполняя это задание? | Учащиеся на с. 15 рассматривают рисунки и говорят о том, что на них изображены добрые поступки детей. Составляют диалоги, распределяют роли. Выступают с короткими инсценировками. Говорят о том, что учатся дружно работать, развивать речь | Коммуникативные: умение работать в группе: договариваться с партнерами, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли Личностные: развитие умения взаимодействия с разными людьми в различных жизненных ситуациях Регулятивные: умение оценить выступления своей группы и других групп в соответствии с целью задания | |||
| |||||
-что важное вы взяли для себя после изучения рассказа М. Зощенко «Через тридцать лет»? - что запомнилось на уроке? - чему еще вы бы хотели научиться? | Учащиеся высказывают свое мнение | Личностные: осмысление понятий «честность», «благородный поступок»; «любовь», «жалость» | |||
| |||||
- для того чтобы проверить свои знания, выполним следующие задания 1) соберите рассыпавшиеся пословицы (слайд № 16). Какова их тема? - проверьте (слайд № 17) 2) соотнеси названия произведений и фамилии авторов (слайд № 18) - проверьте (слайд № 19) | Учащиеся читают части пословиц, названий произведений, фамилии авторов, обсуждают, называют составленные варианты, проверяют. | Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Познавательные: умение составлять пословицы, объясняя их смысл Регулятивные: проверка знаний изученных произведений (названия, авторы) | |||
| |||||
- пересказать рассказ - написать отзыв в Творческой тетради, с.13 Дополнительное задание: - в Дневнике.ру открыть файл «Правила добрых взаимоотношений», выполнить задание, переслать по электронной почте - до новых встреч на уроках литературного чтения! (слайд № 20) | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники (слайд № 19). Дома выбирают то задание, которое хотят и могут выполнить. | Личностные: проявление желания выполнить домашнее задание Познавательные: использовать приобретенные знания Регулятивные: самостоятельный контроль записи домашнего задания |
Приложение 1
- Отзыв ученика
Недавно я прочитал рассказ М. Зощенко «Самое главное». Рассказ мне очень понравился. Он заставил меня задуматься: надо ли быть сильным или достаточно иметь храбрость; что является самым важным в жизни? Главным героем рассказа является наш сверстник Андрюша Рыженький. Сначала он был трусливый мальчик. Мама этого мальчика очень расстраивалась, что у нее такой сын. Но потом мы наблюдаем, как меняется характер мальчика. Проявил Андрюша храбрость, но ничего из этого не получилось. Проявил ум, но не смог помочь мальчику. Но оказалось в жизни этого недостаточно! Для того чтобы проявились все лучшие качества человека, надо всему учиться! Надо многое знать! И тогда ты сможешь быть сильным, умным, смелым. А таких людей всегда любят и уважают.
- «Правила добрых взаимоотношений»
Заполните пропуски, используя слова для справок.
Кто … людям, у того и свои … сбываются.
Делай … людям бескорыстно, и это принесет …. .
Меньше … о добре, а больше … его.
Доброе … сто´ит больше, чем миллион добрых … .
Твори … для других не меньше, чем для себя.
Доверяйте людям, и они … вам тем же.
Кто скоро …, тот … обретает.
Слова для справок (некоторые слова используются дважды): помогает, желания, добро, радость, говори, делай, дело, слов, ответят.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему "М.Зощенко "Ёлка""
Конспект урока по УМК "Школа России". В уроке реализуется системно-деятельностный подход....
Урок литературного чтения в 1 классе.Тема урока: ЧЕМУ УЧАТ ГЛУПЫЕ ИСТОРИИ? (Стихотворение Б. Заходера «Два и три» и рассказ М. Зощенко «Глупая история».)
Цель урока: формирование сознательного, правильного чтенияЗадачи: познакомить с рассказом М. Зощенко «Глупая история» формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию ...
Конспект урока по литературному чтению «Школа России» 1 классТема урока: «И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк».
Цель урока: познакомить с юмористическими произведениями.Планируемые результаты:Предметные:-умение читать по ролям и пересказывать по опорным словам; умениевыразительно читать целыми словами.Личностны...
Урок литературного чтения в 1 классе по рассказу М.Зощенко "Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовате...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.М.Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М.М.Зощенко «Великие путешественники» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; раз...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова» (УМК"Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова».Цели деятельности учителя:знакомствос жизнью и творчеством писателя М.М.Зощенко , с произведением &laq...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме: М. Зощенко «Золотые слова»
Технологическая карта урокаПредмет: Литературное ЧтениеКласс:3...