Методическая разработка урока "А. Куприн "Слон""
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме «А. Куприн «Слон»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka._literaturnoe_chtenie._a.kuprin._slon.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме «А. Куприн «Слон»»
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема урока: А. Куприн «Слон».
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. Куприна; с рассказом «Слон» на основе системно-деятельностного подхода
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с произведением А. И. Куприна «Слон»;
научатся осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
Метапредметные:
познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»);
коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
Личностные:
самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте что-то хорошее на день. Садитесь, пожалуйста. Ребята, прочитайте хором загадку, отгадайте её. Набирает воду носом, Будто шлангом и насосом. Ставьте зонтиком заслон: Всех сейчас окатит…(Слон). -Прочитайте с вопросительной интонацией. -Прочитайте с утвердительной интонацией. -Прочитайте с интонацией восхищения. -Прочитайте сердито (весело). | Приветствовать учителя. Садится на места. Читать хором загадку и отгадывать ее. Читать с разной интонацией. - Слон | Личностные- воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. Регулятивные- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, доверия |
Мотивационный | - Ребята, а что вы знаете о слонах? - Это самые крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 м, а вес- 7 тонн. Индийские слоны меньше – 2-3 м в высоту и 5 т весом. В основном, слоны едят растительную пищу: листву, кору, корни и ветви деревьев и кустарников, траву, болотную растительность. Слонов, обитающих в неволе, кормят сеном, овощами, хлебом, зерном и даже сладостями (которые они, к слову, очень любят). - А знаете зачем слонам нужен хобот? На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон нюхает и дышит, добывает пищу и пьет, наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага-захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом он может вывернуть с корнями дерево и поднять с земли маленькую монетку | Отвечают на вопрос, опираясь на жизненный опыт Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные - уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельно решение. Познавательные: строят речевые высказывания |
Постановка учебной задачи | Ребята, кто-нибудь из вас догадался, о ком будет рассказ? Кто будет главным героем? Полистайте учебник и найдите рассказ. -Да, правильно, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Слон», который написал русский писатель Александр Иванович Куприн. Рассказ о писателе. Александр Иванович родился 26 августа в семье мелкого чиновника. Его мать была из древнего рода татарских князей. Первым опытом Куприна были стихи. Куприн окончил военное училище, стал офицером. Офицерская жизнь подтолкнула его на написание многих произведений. В следующие годы он много странствовал по России, попробовав себя в разных профессиях. Прожив много лет в России, он переехал в Париж. Но его бедная жизнь, тоска по родине заставила его вернуться в Россию. -Ребята, посмотрите на слайд. Со значением этих слов мы сейчас познакомимся, чтобы во время прослушивания рассказа они у вас не вызвали затруднения. Словарная работа: 1.Давайте прочитаем слово. 2.Кто-нибудь может объяснить смысл слова? Зверинец(место, где в клетках содержат зверей для показа), вершок (Старорусская единица измерения, наименование «вершок» происходит от слова «верх» (верх перста, т. е. пальца) примерно 4,5 см)), аршин(старорусская единица измерения длинны), пуд(старорусская единица измерения массы(примерно 16 кг). - Сейчас мы познакомимся с рассказом «Слон», внимательно читаем его. И будьте готовы ответить на вопросы после чтения. По саване слон гулял, Топ-топ, топ-топ. Топ-топ, топ-топ. Буль-буль, буль- буль. Мыла хобот и клыки, Буль-буль, буль-буль. -О ком рассказ? -Что с Надей происходит? -Чем болеет? - Какие лекарства дает доктор Наде? -Ребята, а что мы знаем о девочке? -Какое желание у нее появилось? - После чего? -Что мама ответила на просьбу Нади? -Как отреагировал папа? И что он сделал? -В какой магазин он отправился? И что он купил? - Как отреагировала Надя на игрушечного слона? -Что просит Надя у папы? -Куда отправился папа? -А как сейчас называется зверинец? - Сразу ли получается договориться с хозяином зверинца? -А как звали слона? -Какой хитростью слона заставили подняться? -Как выглядит комната куда привели слона? -Каким оказался слон в глазах Нади? -Ребята, постарайтесь описать слона -Что испытала Надя, увидев слона? -Как проходит встреча? -Можно ли сказать, что они подружились? -Что Надя увидела во сне после знакомства с Томми? -А что приснилось Томми? -Чем заканчивается рассказ? Проверь себя на стр.42-44 | - О слоне Слушают рассказ о писателе Знакомятся с незнакомыми словами. Отвечают на вопросы Слушают текст. Делать физминутку. - О девочке Наде, которая болеет. У которой было единственное желание увидеть слона живого, настоящего. И это желание исполнил папа - Она болеет - Она больна равнодушием к жизни. Какой- то странной болезнью, которой даже доктора не понимают как следует - Лучшее лекарство для девочки – это веселье - Ей 6 лет, она больна - Побывать в зверинце. Увидеть слона - После того как она увидела сон - Она была на все согласна, лишь бы девочка была здорова - Папа тот час же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает - Он отправился в магазин игрушек. И купил Наде дорогого, красивого слона. Этот слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка, и в ней сидят трое маленьких человечков - Она расстроилась - Она просит у папы живого, настоящего слона - Папа отправился в зверинец на представление - Зоопарк) - Он смотрит ,как ученые звери по приказанию хозяина выделывают разные штуки. Умные собаки прыгают, кувыркаются, танцуют, поют..Обезьянки, ходят по канату и ездят верхом на большом пуделе. Огромные львы скачут сквозь горящие обручи. И под конец вывели слонов - Нет, не сразу - Слона звали Томми. - Папе пришлось бежать за фисташковым тортом. И толстый немец держа в руке лакомство, он подымается вверх со ступеньки на ступеньку, и слон с вытянутым хоботом, с растопыренными ушами поневоле следует за ним - Его привели в столовую, откуда заранее вынесена вся мебель, а пол густо застлан соломой. - Слон оказался гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. - Ростом он только чуть чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем- то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот- длинная змея и оканчивается двумя ноздрями - Она не испугана. Надя только поражена громадной величиной животного. - Встреча проходит дружелюбно. Они завтракают, играют в куклы, читают книги - Да - Она увидела во сне, что она женилась на Томми и у них много детей, маленьких, веселых слоняток - А слон видит, милую, ласковую девочке. А кроме того, ему снятся большие торты, ореховые, фисташковые, величиною с ворота. - Тем что девочка просыпается бодрая и веселая, и зовет маму, чтоб та принесла ей молочка. Спрашивает про слона. И говорит, чтоб ему передали, что когда она будет здорова ,она обязательно придет к нему в гости Вспоминать прочитанное | Коммуникативные - уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельно решение. Познавательные: строят речевые высказывания Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Регулятивные -постановка учебной задачи. Коммуникативные- умение слушать и слышать. Личностные— проявлять интерес к героям рассказа. Коммуникативные - выслушивать разные точки зрения. Познавательные - строят речевые высказывания. |
Рефлексия. Итог урока | - Ребята, а чтобы подвести итог нашего урока я предлагаю вам приём «Синквейн». Ваша задача написать стихотворение из 5 строчек по следующим правилам: Правила построения синквейна Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным. Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий. В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова. Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы. Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения. - Кто справится, прошу зачитать свои работы. - Все молодцы, отлично справились с заданием - Всем спасибо за работу на уроке. До свидания! | Подводят итоги урока с помощью приёма «синквейн» | Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу; выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...