"Урок цифрового контента". Открытый урок по литературному чтению на родном (русском) языке по теме: "Сказки А.С. Пушкина. Краткий пересказ".
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_chtenie_na_rodnom_yazyke_4_klass.docx | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение на родном (русском) языке, 4 класс. "Урок цифрового контента" Учитель: Бронникова Марина Геннадьевна Дата: 24.12.2020 г. | |
Тема урока | «Сказки А.С. Пушкина. Краткий пересказ». |
Педагогические цели | - Выявить степень усвоения изученного материала, начитанность учеников. - Развивать индивидуальную творческую активность, артистизм, эстетический вкус, инициативу. - Воспитывать любовь к сказкам, литературе. |
Планируемые результаты | -Понимать смысл прочитанного - постановка учебной задачи под руководством учителя; - планировать учебную деятельность; - удерживать цель и задачи в течение урока. |
Личностные результаты | 1. Развитие речи учащихся через формирование умения выражать свои мысли в разных формах устной речи; 2. Формирование личности ребенка через осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; 3. Способность переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | - Умение выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении; - Проявлять инициативу при ответе на вопросы; - Участвовать в групповом обсуждении заданий. |
Тип урока | Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков. |
Оборудование | Проектор, экран, компьютер. ЦОР. LearningApps https://learningapps.org/watch?v=pqjzcj8ta20 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организация Цель этапа: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности получения знаний и выполнения требований учебной деятельности. | Приветствие. Проверка готовности к уроку.
| Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Этап целеполагания. Цель этапа: Постановка цели урока и выведение темы учащимися. | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. - Сегодня на уроке мы поговорим с вами о чудотворном влиянии, воспитании, формировании волшебной сказкой человечества! Наиболее ярким представителем – «сказителем» волшебной сказки был ……….(А.С. Пушкин). -А кто был, вы узнаете по чтению отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зелёный; - Волшебные строки, пробуждающие фантазию и погружающие нас в восхитительный мир чудес. ЦОР. LearningApps https://learningapps.org/watch?v=pqjzcj8ta20 - А кто назовёт тему нашего урока? - Какие задачи ставим перед собой? | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Учащиеся заходят по ссылке и выполняют задание. Устанавливают соответствия, взаимопроверка. Определяют тему урока, ставят перед собой задачи. |
III. Актуализация знаний Цель этапа: открытие нового материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Сайд 1. А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране. Родился он два века назад в Москве. Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. С детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня - простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой. - А кто из вас знает, как звали няню поэта? Когда Александр Сергеевич был совсем еще маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки. Закружи нас, птица-тройка, Унеси под облака, На дороге, друг, не стой-ка, До свидания, пока! В путешествие по сказкам Отправляемся всем классом. Автор – Пушкин, наш поэт, Лучше и не видел свет. Как же быстро мы летели, Рассмотреть едва успели Брег и море рядом с ним… Отдохнём здесь, посидим… | Учащиеся рассказывают интересные факты из жизни А.С. Пушкина Отвечают на вопросы учителя, включаются в беседу. Ученики на минуту закрывают глаза и представляют себя не в классе, а в волшебной карете, которая уносит под облака.
|
IV. Закрепление и осмысление знаний. | Слайд 2. «Сказка о рыбаке и рыбке» - Что за сказка непростая? Тут и рыбка золотая, И старуха, и старик… Мир волшебный так велик! Слайд 3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Но, довольно, нам пора От землянки, со двора, Ждёт история другая, Отгадай её, какая? В ней чудесное стекло, Зеркалом зовут его. А ещё царевна есть, Что нельзя и глаз отвесть. Злая, гордая царица, Что от зависти гневится. Братьев семь – семь усачей, Пёс Соколко, Елисей. Слайд 4. «Сказка о золотом петушке» Мы ж поднимемся высоко, Полетим опять далёко В тридевятое всё царство, Тридесято государство. Долетаем до границы, Видим, как с высокой спицы Встрепенулся петушок, Не заметить нас не мог. Слайд 5. «Сказка о попе и о работнике его Балде» Что за сказка, где Дадон, Злат петух, был верный он, Шамаханская царица, Раскрасавица-девица? Отправляемся все в путь Мы к попу, не как-нибудь. У него живёт Балда, Вот работник хоть куда: Повар, конюх, нянька, плотник, Славный до чертей охотник. Собирает он оброк, Чтоб отдать попу всё в срок. Слайд 6. «Сказка о царе Салтане…» Назовите сказку эту? Глядь: внизу уж мир другой. Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет. Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Князь Гвидон зовёт нас в гости Расспросить, что мы за гости. | (сцена из «Сказки о рыбаке и рыбке») Краткий пересказ (сцены из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»). Краткий пересказ (сцена из «Сказки о золотом петушке») Краткий пересказ. (сцена из «Сказки о попе и о работнике его Балде»). Краткий пересказ. (сцена из «Сказки о царе Салтане…») Краткий пересказ. |
V. Физминутка | Видеофизминутка. | Выполняют упражнения. |
VI. Закрепление и осмысление знаний. Цель этапа: закрепить полученные знания | Слайд 7. Облетели мы весь свет, Вам теперь держать ответ, Что за сказки представляли И кого вы узнавали. Слайд 8. Чему учат сказки эти? Знают взрослые и дети: Добрым быть, людей любить, Бога также не гневить. Жить в согласии с природой, Не роптать, что ты убогой, Помнить долго сей урок, Сказка – ложь, да в ней намёк. Слайд 9. Путешествию конец, А кто слушал – молодец! Всем спасибо за вниманье, А ребятам – за старанье. Вот такое задание: Блиц-опрос. LearningApps https://learningapps.org/watch?v=pdspa3ge320 | Учащиеся заходят по ссылке и решают кроссворд. ЦОР. LearningApps https://learningapps.org/watch?v=pdspa3ge320
|
VII. Рефлексивно-оценочный. Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности. | - Каждая из сказок А.С. Пушкина – это сокровищница поэзии и мудрости. Каждая заканчивается многозначительным послесловием и обязательно чему-то учит нас в жизни. Авторское стихотворение учителя Метелевой О.Н. Урок окончен, и для завершенья Позвольте высказать своё сужденье. Талант, талантище, громада… Пусть будет в жизни вам отрадой. Во всякий час, во всякий миг, Всегда и всюду он велик. Поэт, писатель, критик и мыслитель, Шедевров автор, недругов гонитель, Светило русское, один, во всей красе… Он был, как мы, он был, как все… Он чувства добрые в нас лирой пробуждал И в свой жестокий век к любви взывал, К любви, свободе, к дружбе и к природе, Был принят и в салонах, и в народе… Пройдут столетья… Нас уже не будет, Но имя «Пушкин» вечным будет! - С творчеством, какого поэта знакомились? - Отрывок, из какой сказки вам больше понравился? - Что пробовали сами? -Чему научились? -Над чем еще нужно поработать? - Удалось ли решить поставленные задачи? -Оцените свою работу. | Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Отвечают на вопросы учителя Оценивают свою работу на уроке. |
Домашнее задание | - Вы сегодня все хорошо работали. Молодцы! - Я вам предлагаю в преддверии Праздника Нового 2021 года принять участие в седьмом Всероссийском ежегодном конкурсе детских новогодних рисунков «И СНОВА В СКАЗКУ!» (дистанционно). | Учащиеся знакомятся с положением конкурса. |
Что за прелесть эти сказки! А. С. Пушкина
Сказка о царе Салтане
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)
Сказка эта о любви и великодушии, но ее события также ярко покажут, на что способны зависть и злоба.
Две старшие сестры возненавидели младшую за то, что царь Салтан полюбил ее и взял в жены. Мечтая разлучить их, злодейки заручаются поддержкой некоторых людей из царского окружения. И вот, пока Салтан воевал, его жену и сына жестоко изгнали из дворца. Они попадают на далекий остров, полный невообразимых чудес, где возмужавший Гвидон становится князем-правителем. Лебедь, однажды спасенная князем от коршуна, своим волшебством помогает ему побывать в отцовском дворце, узнать, кто разрушил их семью, и восстановить справедливость.
Сказка о рыбаке и рыбке
Мораль этой сказки актуальна всегда: чтобы не потерять того, что имеешь, надо обладать чувством меры и быть благодарным за добро.
Жили старик со старухой в землянке у моря. Посчастливилось старику поймать в сеть золотую рыбку, которая могла исполнить все желания, но он отпустил ее просто так. А вот жена его хотела то одного, то другого – от нового корыта до царского величия. По ее велению вновь и вновь ходил старик на поклон к Золотой рыбке, но богатых даров все равно казалось мало: старухе понадобилось еще и владычество морское! На это рыбка ничего не ответила, но за неуемную жадность неблагодарную бабу наказала.
Сказка о попе и о работнике его Балде
Как-то раз жадный поп ходил по базару, ища себе работника, чтобы тот был на все руки мастером, трудился за семерых и брал за это недорого. Повстречался ему Балда и подрядился работать целый год всего за три щелчка по хозяйскому лбу. Время шло, и все бы хорошо, но стал поп бояться расплаты. Чтобы уберечь свой лоб, он дал работнику опасное поручение: коль не выполнит его, то и платы никакой не будет. Однако, справился с этим хитрый Балда и явился к попу в назначенный срок. Не поздоровилось скряге от обещанных щелчков, да так, что ум из него прочь. А не надо искать небывалой дешевизны!
Сказка о золотом петушке
По словам автора, «сказка ложь, да в ней намек». Урок же ее таков: долг платежом красен, а тому, кто не держит слово, несдобровать.
Старому царю Дадону соседи грозили со всех сторон, и не было у него войска, чтобы охранять все границы. Призвал царь на помощь звездочета и получил от него золотого петушка, который, сидя высоко, криком предупредит об опасности. За услугу мудрецу было обещано выполнение любого желания. Петушок служил исправно, и недругов поубавилось. Но вот подступили враги неведомые; пришлось царю выступить в поход, когда его сыновья не одолели этой напасти. А врагом оказалась шамаханская царица, и царевичи из-за ее красоты погубили друг друга. Старик Дадон тоже не устоял перед ней и, забыв обо всем, повез во дворец. Звездочет потребовал красавицу себе, напомнив царю о его обещании. Ответом ему был удар посохом по голове. Тут налетел волшебный петушок и клюнул Дадона так, что дух из него вышел; сразу исчезла и царица.
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
О черной зависти, об убийственной злобе и о всепобеждающей силе любви повествует эта сказка.
Уехал царь в далекие края. Тем временем царица родила дочь, а потом скончалась, не снеся радости от его возвращения. Через год он снова женился. Новая царица заботилась только о том, чтобы краше нее никого на свете не было, и все допытывалась об этом у волшебного зеркальца.
Но вот повзрослела, расцвела царевна, и жених для нее нашелся – королевич Елисей. Зеркальце сообщило мачехе, что она уже не первая красавица. Воспылав ненавистью, та решила извести падчерицу и приказала отвести ее в лес на погибель. Однако девушка попала в дом семи богатырей, которые по-братски стали заботиться о ней. Узнав об этом, мачеха заставила служанку обманом передать ей отравленное яблоко и добилась своего: царевна упала замертво.
Богатыри положили названную сестрицу в хрустальный гроб и отнесли его в горную пещеру. Вскоре Елисей, обойдя весь свет в поисках пропавшей невесты, с помощью солнца, месяца, ветра и любящего сердца нашел ее и освободил из плена вечности. Они сыграли свадьбу, а царица извела себя злобой и досадой.
Сказка о медведихе
Набрел мужик в лесу на медведиху с тремя малыми медвежатами и не пожалел никого: медведиху убил, а детушек ее посадил в мешок. Шкуру он отдал жене на шубу, а на медвежатах решил подзаработать. Узнал медведь, что извели его семью, и загоревал. Как разные звери ни старались, они не могли утешить хозяина леса…
Это произведение А.С. Пушкин не закончил, и в дальнейшем оно редактировалось и издавалось другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок - сказка "Снежная королева" по русскому языку
Открытый урок - сказка "Снежная королева" ...
Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"
Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"...
Урок литературного чтения на родном (русском) языке "Рассказы о природе"
Тема урока: Рассказы о природе. В. Бианки «Чей нос лучше»Тип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу д...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Великие русские писатели.В. Берестов о А.С. Пушкине» Краткий пересказ произведения.
Цель: познакомить с биографией и творчеством А.С. Пушкина; развивать умение выразительно читать произведение, передавать интонацией настроение; умение находить информацию в текстеЗадача: составить рас...
Разработка урока литературного чтения на родном русском языке для 4 класса: К.Д. Воробьев "У кого поселяются аисты?"
Цели урока: -Познакомить с произведением К. Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?", с жизнью и творчеством писателя.- Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие.с...
Технологическая карта урока литературного чтение на родном (русском) языке по теме "Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е.Лебедина ""Голубь"". 2 класс.УМК "Школа России"
Класс: 2 классТема урока: «Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е. Лебедина «Голубь»»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: формирование образовательных компе...
Урок литературного чтения на родном русском языке 1 класс " По дорогам сказок\'
Урок- викторина, урок - обобщение по сказкам.Можно использовать на семинарах....