"Урок цифрового контента". Открытый урок по литературному чтению на родном (русском) языке по теме: "Сказки А.С. Пушкина. Краткий пересказ".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бронникова Марина Геннадьевна

Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_chtenie_na_rodnom_yazyke_4_klass.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Литературное чтение на родном (русском) языке, 4 класс.   "Урок цифрового контента"

Учитель: Бронникова Марина Геннадьевна            

 Дата:  24.12.2020 г.              

Тема урока

 «Сказки А.С. Пушкина. Краткий пересказ».

Педагогические цели

- Выявить степень усвоения изученного материала, начитанность учеников.

- Развивать индивидуальную творческую активность, артистизм, эстетический вкус, инициативу.

- Воспитывать любовь к сказкам, литературе.

Планируемые результаты
(предметные)

-Понимать смысл прочитанного

- постановка учебной задачи под руководством учителя;

- планировать учебную деятельность;

- удерживать цель и задачи в течение урока.

Личностные результаты

1. Развитие речи учащихся через формирование умения выражать свои мысли в разных формах устной речи;

 2. Формирование личности ребенка через осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях;

 3. Способность переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

- Умение выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;

- Проявлять инициативу при ответе на вопросы;

- Участвовать в групповом обсуждении заданий.
- Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- Овладеть способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

Тип урока

  Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Оборудование

Проектор, экран, компьютер. ЦОР. LearningApps https://learningapps.org/watch?v=pqjzcj8ta20

https://learningapps.org/watch?v=pdspa3ge320 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы        урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация
начала урока

 Цель этапа: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности получения знаний и выполнения требований учебной деятельности.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  - Добрый день, дорогие друзья, ребята, коллеги, гости!

                                       

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Этап целеполагания.

Цель этапа: Постановка цели урока и выведение темы учащимися.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

- Сегодня на уроке мы поговорим с вами о чудотворном влиянии, воспитании, формировании волшебной сказкой человечества!

Наиболее ярким представителем – «сказителем» волшебной сказки был ……….(А.С. Пушкин).

-А кто был,  вы узнаете по чтению отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на цепях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.  (А.С.Пушкин)

- Волшебные строки, пробуждающие фантазию и погружающие нас в восхитительный мир чудес.
–   Игра «Найди пару»

  ЦОР. LearningApps https://learningapps.org/watch?v=pqjzcj8ta20

- А кто назовёт тему нашего урока?

- Какие задачи ставим перед собой?

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

 

 

 

Учащиеся заходят по ссылке и выполняют задание. Устанавливают соответствия, взаимопроверка.

Определяют тему урока, ставят перед собой задачи.

III. Актуализация знаний

Цель этапа: открытие нового  материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Сайд 1. 

А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он два века назад в Москве. Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. С детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня - простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой. - А кто из вас знает, как звали няню поэта? Когда Александр Сергеевич был совсем еще маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки.

Закружи нас, птица-тройка,

Унеси под облака,

На дороге, друг, не стой-ка,

До свидания, пока!

В путешествие по сказкам

Отправляемся всем классом.

Автор – Пушкин, наш поэт,

Лучше и не видел свет.

Как же быстро мы летели,

Рассмотреть едва успели

Брег и море рядом с ним…

      Отдохнём здесь, посидим…

 Учащиеся рассказывают интересные факты из жизни А.С. Пушкина

Отвечают на вопросы учителя, включаются в беседу.

 Ученики  на минуту закрывают глаза и представляют  себя не в классе, а в волшебной карете, которая уносит  под облака.

 

IV. Закрепление и осмысление  знаний.

Слайд 2.  «Сказка о рыбаке и рыбке»

- Что за сказка непростая?

Тут и рыбка золотая,

И старуха, и старик…

Мир волшебный так велик!

Слайд 3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Но, довольно, нам пора

От землянки, со двора,

Ждёт история другая,

Отгадай её, какая?

В ней чудесное стекло,

Зеркалом зовут его.

А ещё царевна есть,

Что нельзя и глаз отвесть.

Злая, гордая царица,

Что от зависти гневится.

Братьев семь – семь усачей,

      Пёс Соколко, Елисей.

Слайд 4. «Сказка о золотом петушке»

Мы ж поднимемся высоко,

Полетим опять далёко

В тридевятое всё царство,

Тридесято государство.

Долетаем до границы,

Видим, как с высокой спицы

Встрепенулся петушок,

      Не заметить нас не мог.

Слайд 5.  «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Что за сказка, где Дадон,

Злат петух, был верный он,

Шамаханская царица,

Раскрасавица-девица?

Отправляемся все в путь

Мы к попу, не как-нибудь.

У него живёт Балда,

Вот работник хоть куда:

Повар, конюх, нянька, плотник,

Славный до чертей охотник.

Собирает он оброк,

      Чтоб отдать попу всё в срок.

Слайд 6. «Сказка о царе Салтане…»

      Назовите сказку эту?

Глядь: внизу уж мир другой.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет.

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Князь Гвидон зовёт нас в гости

Расспросить, что мы за гости.

 (сцена из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

Краткий пересказ  

(сцены из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»). Краткий пересказ  

(сцена из «Сказки о золотом петушке»)

Краткий пересказ.

(сцена из «Сказки о попе и о работнике его Балде»). Краткий пересказ.

(сцена из «Сказки о царе Салтане…»)

Краткий пересказ.

V. Физминутка

Видеофизминутка.

Выполняют упражнения.

VI. Закрепление и осмысление знаний.

Цель этапа: закрепить  полученные знания

Слайд 7. 

      Облетели мы весь свет,

Вам теперь держать ответ,

Что за сказки представляли

И кого вы узнавали.

Слайд 8. Чему учат сказки эти?

Знают взрослые и дети:

Добрым быть, людей любить,

Бога также не гневить.

Жить в согласии с природой,

Не роптать, что ты убогой,

Помнить долго сей урок,

Сказка – ложь, да в ней намёк.

Слайд 9. Путешествию конец,

А кто слушал – молодец!

Всем спасибо за вниманье,

А ребятам – за старанье.

Вот такое задание:

Блиц-опрос.   LearningApps https://learningapps.org/watch?v=pdspa3ge320

Учащиеся заходят по ссылке и  решают кроссворд.  

ЦОР. LearningApps https://learningapps.org/watch?v=pdspa3ge320

 

VII. Рефлексивно-оценочный.

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

- Каждая из сказок А.С. Пушкина – это сокровищница поэзии и мудрости. Каждая заканчивается многозначительным послесловием и обязательно чему-то учит нас в жизни.

Авторское стихотворение учителя Метелевой О.Н.

Урок окончен, и для завершенья

Позвольте высказать своё сужденье.

Талант, талантище, громада…

Пусть будет в жизни вам отрадой.

Во всякий час, во всякий миг,

Всегда и всюду он велик.

Поэт, писатель, критик и мыслитель,

Шедевров автор, недругов гонитель,

Светило русское, один, во всей красе…

Он был, как мы, он был, как все…

Он чувства добрые в нас лирой пробуждал

И в свой жестокий век к любви взывал,

К любви, свободе, к дружбе и к природе,

Был принят и в салонах, и в народе…

Пройдут столетья… Нас уже не будет,

Но имя «Пушкин» вечным будет!

- С творчеством, какого поэта знакомились?

- Отрывок, из какой сказки  вам больше понравился?

- Что пробовали сами?

-Чему научились?

-Над чем еще нужно поработать?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

-Оцените свою работу.

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу на уроке.

 Домашнее задание

  - Вы сегодня все хорошо работали. Молодцы!

- Я вам предлагаю в  преддверии Праздника Нового 2021 года принять участие в седьмом Всероссийском   ежегодном конкурсе детских новогодних рисунков «И СНОВА В СКАЗКУ!» (дистанционно).

Учащиеся знакомятся с положением конкурса.

Что за прелесть эти  сказки!  А. С. Пушкина

Сказка о царе Салтане

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

Сказка эта о любви и великодушии, но ее события также ярко покажут, на что способны зависть и злоба.

Две старшие сестры возненавидели младшую за то, что царь Салтан полюбил ее и взял в жены. Мечтая разлучить их, злодейки заручаются поддержкой некоторых людей из царского окружения. И вот, пока Салтан воевал, его жену и сына жестоко изгнали из дворца. Они попадают на далекий остров, полный невообразимых чудес, где возмужавший Гвидон становится князем-правителем. Лебедь, однажды спасенная князем от коршуна, своим волшебством помогает ему побывать в отцовском дворце, узнать, кто разрушил их семью, и восстановить справедливость.

Сказка о рыбаке и рыбке

Мораль этой сказки актуальна всегда: чтобы не потерять того, что имеешь, надо обладать чувством меры и быть благодарным за добро.

Жили старик со старухой в землянке у моря. Посчастливилось старику поймать в сеть золотую рыбку, которая могла исполнить все желания, но он отпустил ее просто так. А вот жена его хотела то одного, то другого – от нового корыта до царского величия. По ее велению вновь и вновь ходил старик на поклон к Золотой рыбке, но богатых даров все равно казалось мало: старухе понадобилось еще и владычество морское! На это рыбка ничего не ответила, но за неуемную жадность неблагодарную бабу наказала.

Сказка о попе и о работнике его Балде

Как-то раз жадный поп ходил по базару, ища себе работника, чтобы тот был на все руки мастером, трудился за семерых и брал за это недорого. Повстречался ему Балда и подрядился работать целый год всего за три щелчка по хозяйскому лбу. Время шло, и все бы хорошо, но стал поп бояться расплаты. Чтобы уберечь свой лоб, он дал работнику опасное поручение: коль не выполнит его, то и платы никакой не будет. Однако, справился с этим хитрый Балда и явился к попу в назначенный срок. Не поздоровилось скряге от обещанных щелчков, да так, что ум из него прочь. А не надо искать небывалой дешевизны!

Сказка о золотом петушке

По словам автора, «сказка ложь, да в ней намек». Урок же ее таков: долг платежом красен, а тому, кто не держит слово, несдобровать.

Старому царю Дадону соседи грозили со всех сторон, и не было у него войска, чтобы охранять все границы. Призвал царь на помощь звездочета и получил от него золотого петушка, который, сидя высоко, криком предупредит об опасности. За услугу мудрецу было обещано выполнение любого желания. Петушок служил исправно, и недругов поубавилось. Но вот подступили враги неведомые; пришлось царю выступить в поход, когда его сыновья не одолели этой напасти. А врагом оказалась шамаханская царица, и царевичи из-за ее красоты погубили друг друга. Старик Дадон тоже не устоял перед ней и, забыв обо всем, повез во дворец. Звездочет потребовал красавицу себе, напомнив царю о его обещании. Ответом ему был удар посохом по голове. Тут налетел волшебный петушок и клюнул Дадона так, что дух из него вышел; сразу исчезла и царица.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

О черной зависти, об убийственной злобе и о всепобеждающей силе любви повествует эта сказка.

Уехал царь в далекие края. Тем временем царица родила дочь, а потом скончалась, не снеся радости от его возвращения. Через год он снова женился. Новая царица заботилась только о том, чтобы краше нее никого на свете не было, и все допытывалась об этом у волшебного зеркальца.

Но вот повзрослела, расцвела царевна, и жених для нее нашелся – королевич Елисей. Зеркальце сообщило мачехе, что она уже не первая красавица. Воспылав ненавистью, та решила извести падчерицу и приказала отвести ее в лес на погибель. Однако девушка попала в дом семи богатырей, которые по-братски стали заботиться о ней. Узнав об этом, мачеха заставила служанку обманом передать ей отравленное яблоко и добилась своего: царевна упала замертво.

Богатыри положили названную сестрицу в хрустальный гроб и отнесли его в горную пещеру. Вскоре Елисей, обойдя весь свет в поисках пропавшей невесты, с помощью солнца, месяца, ветра и любящего сердца нашел ее и освободил из плена вечности. Они сыграли свадьбу, а царица извела себя злобой и досадой.

Сказка о медведихе

Набрел мужик в лесу на медведиху с тремя малыми медвежатами и не пожалел никого: медведиху убил, а детушек ее посадил в мешок. Шкуру он отдал жене на шубу, а на медвежатах решил подзаработать. Узнал медведь, что извели его семью, и загоревал. Как разные звери ни старались, они не могли утешить хозяина леса…

Это произведение А.С. Пушкин не закончил, и в дальнейшем оно редактировалось и издавалось другими людьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - сказка "Снежная королева" по русскому языку

                      Открытый урок - сказка "Снежная королева" ...

Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"

Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"...

Урок литературного чтения на родном (русском) языке "Рассказы о природе"

Тема урока: Рассказы о природе. В. Бианки «Чей нос лучше»Тип урока:  Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу д...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Великие русские писатели.В. Берестов о А.С. Пушкине» Краткий пересказ произведения.

Цель: познакомить с биографией и творчеством А.С. Пушкина; развивать умение выразительно читать произведение, передавать интонацией настроение; умение находить информацию в текстеЗадача: составить рас...

Разработка урока литературного чтения на родном русском языке для 4 класса: К.Д. Воробьев "У кого поселяются аисты?"

Цели урока: -Познакомить с произведением К. Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?", с жизнью и творчеством писателя.- Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие.с...

Технологическая карта урока литературного чтение на родном (русском) языке по теме "Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е.Лебедина ""Голубь"". 2 класс.УМК "Школа России"

Класс: 2 классТема урока: «Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е. Лебедина «Голубь»»Тип урока: урок  открытия нового знанияЦель:   формирование образовательных компе...

Урок литературного чтения на родном русском языке 1 класс " По дорогам сказок\'

Урок- викторина, урок - обобщение по сказкам.Можно использовать на семинарах....