Технологическая карта урока литературного чтение на родном (русском) языке по теме "Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е.Лебедина ""Голубь"". 2 класс.УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Зима Валентина Владимировна

Класс: 2 класс

Тема урока: «Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е. Лебедина «Голубь»»

Тип урока: урок  открытия нового знания

Цель:   формирование образовательных компетенций (информационных,        коммуникативных, креативных, рефлексивных)

учащихся 2  класса в предметной области литературное чтение на родном (русском) языке по теме «Помогая, приобретаешь друзей »

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  1.  формирование позитивной самооценки, самоуважения;
  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально -нравственной отзывчиости.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные,познавательные УУД):

  1. 1 формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  2. формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
  3. развитие         способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
  2. Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  3. формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  4. Развитие творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Ф.И.О. учителя: Зима В.В.

Учебный предмет: литературное чтение на родном (русском) языке

Класс: 2 класс

Тема урока: «Помогая, приобретаешь друзей ». Г.Е. Лебедина «Голубь»

Тип урока: урок  открытия нового знания

Цель:   формирование образовательных компетенций (информационных,        коммуникативных, креативных, рефлексивных)

учащихся 2  класса в предметной области литературное чтение на родном (русском) языке по теме «Помогая, приобретаешь друзей »

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  1.  формирование позитивной самооценки, самоуважения;
  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально -нравственной отзывчиости.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные,познавательные УУД):

  1. 1 формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  2. формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
  3. развитие        способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
  2. Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  3. формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  4. Развитие творческих способностей.

Средства (оборудование):

  1. учебник по литературному чтению на родном (русском) языке
  2. проектор-компьютер,
  3.  фломастеры.
  4. листы самооценки, карточки для работы в паре

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые

УУД

1.

 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

В нашем класс все друзья

Я, ты, он, она,

Улыбнись вся страна,

Улыбнись мне,

Улыбнись гостям,

 улыбнись всем нам!

Ученики произносят слова приветствия :

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация. Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися

Учитель предлагает выполнить речевую разминку

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою

Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.

-Прочитайте жужжащим чтением

- прочитайте по слогам ( 1 уч)

- прочитайте 1и2 строчки с удивлением, 3и4 стр. с восторгом, 5 и 6 стр. шёпотом, 7и 8 стр. с восторгом.

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:

-Как вы думаете, почему я взяла эти строчки?

- Попробуйте предположить, о чём будем говорить на уроке? (на доске появляется слово друг)

  -Что мы знаем о дружбе и друзьях? (появляется слово помогать)

-Когда человек помогает постоянно всем, что происходит с его окружением? (на доске появляется слово приобретаешь)

- А если друг не помогает?

- Кто скажет, как же будет звучать тема урока?

Помогая, приобретаешь друзей

- Какая цель урока? ( понять для себя, почувствовать..)

- Какие задачи поставим на урок раз это чтение? ( читать выразительно, правильно)

- А что мы еще делаем на уроке литературного чтения?(анализируем произведение)

-А когда работаем в паре? ( выслушиваем друг друга, не обижаемся, обращаемся по доброму)

Учащиеся читают в разном темпе

Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе прослушивания

Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

3

Этап открытия новых знаний

Знакомство с названием произведения и писательницей.

 

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Галины Евгеньевны Лебединой. К сожалению, при подготовке к этому уроку я нашла очень мало информации об этом авторе. Галина Евгеньевна наш современник, живет она в Санкт-Петербурге. Окончила Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по специальности социальная педагогика. Ранним утром, когда лишь в немногих окнах зажигается свет, вверх по горке поднимается одинокая фигура. Она останавливается возле еще закрытых ворот храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери и осеняет себя крестом. Эта ранняя птичка — служительница храма  Галина Евгеньевна Лебедина. Трудится она в Международном Фонде славянской письменности и культуры, много пишет о жизни и подвигах святых, равноапостольных, о древней Руси и о простых людях. Сегодня мы познакомимся с её произведением «Голубь», изданное 14 лет тому назад.

- Как вы думаете, о чем оно, какие будут ваши предположения?

-А теперь откройте учебник ни стр.69 и прочитайте подзаголовок.

Какие теперь у вас будут предположения?

 ( на доске появляются облака с предположениями: о дружбе, о птице, о голубе, о верности, о преданности, о любви, о заботе, о помощи, о добре, о друзьях)

 Сейчас мы все узнаем. Прочитав произведение.

Учащиеся слушают, запоминают.

Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе прослушивания

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

 

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

4

Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

Первичное чтение учителем с прогнозированием.

Я читаю, а вы карандашом подчеркиваете непонятные слова.

  1. Чтение 1 и 2 абзаца произведения.

- Кто появился у окна старика? Какое слово непонятно вам? (карниз- выступ на здании)

-На что был похож голубь?

        2.  Чтение 3 абзаца

- Как вел себя голубь попав в комнату?

-Как старик с ним обращался?

-Что чувствовал голубь к своему спасителю? Докажите словами из текста.

        3.  Чтение 4 абзаца.

-Старик был беден или богат? Найдите слова, подтверждающие это.

      4.Чтение 5 и 6 абзаца.

- В рассказе упоминается книга. Какая книга могла быть даже у бедного человека?

      5.Чтение до конца.

- Почему старик испугался собственной мысли, думая о гибели голубя.?

- Как  автор называет птицу? а старик ? почему?

- Как вы думаете что могло быть дальше?

Учащиеся слушают, читают, отвечают на вопросы , доказывают, делают выводы

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

 

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Физминутка

Все движения разминки
Повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

Выполняют движения

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

5

 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Давайте прочитаем продолжение этой истории( стр.72-74) самостоятельно.

- как же жили старик и голубь до наступления весны?

- как вы думаете, почему весной старик выпустил птицу?

- почему отпущенный голубь долго кружил над домом?

-что случилось со стариком осенью?

- как вы думаете,  он жил в одиночестве или вокруг него были люди? Докажите.

-а кому он служил?

- как голубь помог своему спасителю?

-вспомните что сказано о книге в начале произведения?(раскрытая) Почему?(читал её все время)

- А как она изображена когда старик стал немощным? Почему?

Что говорит о свече в начале 2 части? ( читал при свече, значит ее зажигал)

- А когда занемог? Что этим хотел сказать автор? (свеча погасла , зажечь некому , а сил у старика не было. У старика было для кого жить, о ком заботиться, он читал, готовил еде, зажигал свечи, в жизни появился тот кому он нужен)

- как назовешь отношение старика к голубю? (дружеское)

- а голубя к старику?

Читают самостоятельно

Делают умозаключения, доказывают.

Познавательные:

развитие операций мышления .

Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением

последовательности развития сюжета.

Формирование адекватной позитивной        осознанной

самооценки и самопринятия Познавательные:Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать),

6

Этап самостоятельной работы

У вас на столе лежит голубь, вдвоем подумайте и запишите на крылышке вопрос по данному произведению для класса. ( кто герои произведения? Что это за жанр? что хотел сказать нам автор? Как бы ты поступил на месте старика? Каким был дедушка? Чего в старике было очень много? Могло такое произойти в жизни? Кто автор? )

Работают в паре, записывают ответ на вопрос и вопрос для класса

Личностные:

формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности, готовности к дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается . познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

7

Этап включения в систему знаний и повторения

1. Проверяем. Задайте свой вопрос классу.

-Вопросов очень много, вы молодцы! Оставшиеся вопросы вы обязательно зададите ребятам при проверке домашнего задания на следующем уроке.

  1. Работа с пословицей

Прочитайте пословицу:

Друг в нужде - истинный друг.

- Как вы понимаете слово нужда? 

Слово многозначное, 1-е значение: отсутствие необходимых  средств для жизни, безденежье, нужда в пище, одежде ,в тепле, в безопасности.

2-е значение: необходимость в духовной близости, в знаниях, в самовыражении.

- Что значит истинный?

-Как вы понимаете эту пословицу? ( многие из нас замечали, что когда у тебя все хорошо, рядом много друзей, а если вдруг у тебя неприятности, сал бедным, не ладятся дела, то друзья куда-то исчезают. Только тот, кто остается рядом с нами рядом в несчастье, горе, в болезни считается истинным другом)

-Подходит она к нашему рассказу? Докажите.

Учащиеся задают сои вопросы , по желанию отвечают.

Вспоминают, систематизируют, осмысливают понятия дружба, друг, нужда.

Коммуникативн ые:

Умение взаимодействовать в парах сменного состава на основе сочетательного диалога. Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативные: Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения

8

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Так о чем было данное произведение? Посоветуйтесь в паре и запишите это на втором крылышке голубя.

В начале урока вы выдвигали разные предположения, о чём  будет произведение, посадите своего голубя на то облачко, где совпадают ваши мнения.  

- Что же хотел сказать нам автор?

Посмотрите как много голубей, как им вместе хорошо, вместе в дружбе легче жить, легче преодолевать трудности, легче побороть болезнь, есть о ком заботиться. Вместе радостно! Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям, к окружающим!

Молодцы, спасибо за урок.

 

Домашнее задание на выбор: можно записать в тетрадь 5 пословиц о дружбе, на уроке объяснить их. Можно нарисовать иллюстрацию по выбранному из рассказа сюжету, а можно составить синквейн по данному произведению. Ключевое слово- друг.

Для наших гостей я тоже приготовила задание: составить синквейн по нашему уроку, ключевое слово УРОК.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные:

Формирование        адекватной

позитивной        осознанной

самооценки и самопринятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения. на родном (ненецком) языке. "Ты" лы, варңэ. Варнэ халэвм’ мядоманзь хамэдо’ ".

Создать условия для получения знаний о народной ненецкой сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки.Актуализировать знания о ненецких сказках, активизировать “вдумчивое” чтени...

технологическая карта урок литературное чтение на родном языке(саха)

Предмет: Ааҕыы уруогаОскуола: Мындааба орто оскуолатаКылаас:  3Дата: 02.02.18Уруок тиэмэтэ: Владислав Авдеев “Олуйтарыы”Уруок соруга: Владислав Авдеев диэн суруйааччыны уонна кини &ld...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя:  формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения.   Планируемые результаты:...

Технологическая карта урока литературного чтения «Люблю природу русскую. Осень» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения раздела «Люблю природу русскую. Осень» и стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем распи...