Разработка урока литературного чтения на родном русском языке для 4 класса: К.Д. Воробьев "У кого поселяются аисты?"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели урока: -Познакомить с произведением К. Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?", с жизнью и творчеством писателя.
- Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие.
сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде.
- Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родная литература. Писатели Курской области. | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока .
2 урока.
Аболмасовой Олеси Анатольевны, учителя начальных классов МКОУ "Пригородненская СОШ", Щигровского района, Курской области.
Предмет: литературное чтение на родном языке (русском).
Класс: 4
Цели урока: -Познакомить с произведением К. Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?", с жизнью и творчеством писателя.
- Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие.
сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде.
- Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: компьютер, мульти-медиа-проектор.
Ход урока.
Актуализация знаний.
Наступление весны мы ожидаем с особым нетерпением и волнением. Это время года у меня ассоциируется с пробуждением природы, жизнью, с первыми лучами солнца.
А с чем у Вас ассоциируется весна? (тепло, солнце, капель, ручьи, прилет птиц и т.д.).
Итак, ещё одно главное событие весны -возвращение пернатых друзей. Какие птицы прилетают в Курскую область? (грачи, чибисы, белая цапля, лебедь-шипун, жаворонки, белый аист и т.д.)
Поговорим о белых аистах. Эта птица издавна считается одной из самых благородных птиц. У многих народностей она символизируется с семьей, благополучием, продолжением рода.
В Курской области таких аистов больше, чем в других регионах. Например, в селе Октябрьском Рыльского района огромные гнезда образуют целую улицу. Жители деревни считают такое соседство добрым знаком: «Если аисты поселились, значит, в этом месте будет все хорошо". (Видеоролик).
Знакомство с творчеством писателя. (Слайды)
В одном из таких живописных мест Курской области, в селе Нижний Реутец Медвенского района родился К.Д. Воробьев. Картинами родной Курской природы пронизано всё его творчество.
Нелегкой была судьба этого человека. Он окончил сельскую школу, учился в сельхозтехникуме. С 1935 года работал литературным инструктором в районной газете. В октябре 1941года ушел на фронт. Под Клином роту разбили, а Константин Дмитриевич, раненый и контуженный попал в плен. Побывал в разных концлагерях, дважды бежал из плена, командовал партизанской группой. Жил в Вильнюсе, занимался творческой деятельностью. 2 марта 1975 года умер от тяжелой болезни. В октябре 1975г. Воробьеву (посмертно) присуждена Премия Преподобного Сергия Радонежского за книги « Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой», «Крик».
В 1995г. прах К.Д.Вороьева был перевезен из Вильнюса и перезахоронен на Мемориале Воинской Славы в г. Курске .
В 2001 г. ему была присуждена Премия имени Александра Солженицына.
Сообщение темы урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с произведением К. Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?" Рассказ считается автобиографическим, потому что написан на основе личных впечатлений. Писатель ставит в заглавие рассказа вопрос : "У кого поселяются аисты?" Давайте, попробуем, ответить на него.
Первичное восприятие текста.
Тема текста - о дружбе мальчика и аиста.
Словарная работа.
Чибачиха - черная наседка.. Давал кругаля - идти окольным, более длинным путём. Дежка-деревянная кадка.Сенцы – холодный коридор между крыльцом и комнатой.
Разговорные слова и выражения: шастала, шугала,
Герои рассказа: Костя Мухин, бабка, аистенок Колька.
Понравилось ли вам произведение? Какие чувства вызывает у вас прочитанный рассказ?
Беседа о прочитанном.
Почему мальчику очень хотелось, чтобы аисты поселились возле его дома?
Сразу ли семья аистов поселилась на дубе обломухе? (Зачитайте.)
Что случилось с аистихой? Как аист переживал потерю? Как изменился, когда встретил другую аистиху? Почему астенок Колька не улетел со всеми в теплые края?
Какой момент в рассказе вас больше всего тронул? (Зачитайте отрывок).
Составим характеристику героев.
( по рядам)
Костя Мухин -школьник, наблюдательный, любознательный, добрый, отзывчивый, любит животных, самостоятельный.
Аистенок Колька- одинокий, храмой, слабый, беззащитный, привязан к человеку.
Бабка Костика - 70 лет, мать отца, ворчливая, одна воспитывает внука, любую лишнюю живность в доме считала нахлебниками.
Можем ли мы теперь ответить на вопрос: "У кого поселяются аисты?" (Аисты поселились в том месте не случайно, они почувствовали доброе сердце, человеческое тепло, защиту.)
Что хотел сказать нам автор? (Нелегка жизнь всего живого на земле. Помоги братьям нашим меньшим, будь добрее.)
-Дети, какую историю вам напоминает рассказ К.Д. Воробьева? (Историю аиста Яшки в нашем городе.)
Удивительная история произошла в Щиграх. В начале лета местные жители стали замечать на улицах города свободно разгуливающего аиста. Птица появлялась, то во дворах домов, то у мясного магазина, то на трассе, то за местной заправке. К слову, заправка и оказалась местом, где Яша- так прозвали птицу, больше всего проводил времени. Дело в том, что именно там его часто подкармливали автомобилисты и работники АЗС.
Жители не на шутку разволновались за будущее Белого аиста. Появились и желающие забрать его к себе. Но вскоре было предложено определить Яшу в Парк птиц в Курчатове.
Подведение итогов.
Перед вами пословицы о добре и милосердии, выберите одну из них, которая на ваш взгляд больше всего подходит к прочитанному рассказу.
Что нового открыли вы для себя на сегодняшнем уроке литературного чтения?
Домашнее задание: изобразить аистенка Кольку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке 1 класс "Школа России"
Часто встречается как родная литература, КТП разработано с расчетом 1ч в неделю со второго полугодия...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русскому языку 2 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...
Урок литературного чтения на родном (русском) языке "Рассказы о природе"
Тема урока: Рассказы о природе. В. Бианки «Чей нос лучше»Тип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу д...
Технологическая карта урока литературного чтение на родном (русском) языке по теме "Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е.Лебедина ""Голубь"". 2 класс.УМК "Школа России"
Класс: 2 классТема урока: «Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е. Лебедина «Голубь»»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: формирование образовательных компе...
Урок литературного чтения на родном русском языке 1 класс " По дорогам сказок\'
Урок- викторина, урок - обобщение по сказкам.Можно использовать на семинарах....