Разработка урока литературного чтения на родном русском языке для 4 класса: К.Д. Воробьев "У кого поселяются аисты?"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Аболмасова Олеся Анатольевна

Цели урока: -Познакомить с произведением К. Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?", с жизнью и творчеством писателя.

- Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие.

сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде.

- Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока .

2 урока.

Аболмасовой Олеси Анатольевны, учителя начальных классов МКОУ "Пригородненская СОШ", Щигровского района, Курской области.

Предмет: литературное чтение на родном языке (русском).

Класс: 4

Цели урока: -Познакомить с произведением К. Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?", с жизнью и творчеством писателя.

- Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие.

сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде.

- Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: компьютер, мульти-медиа-проектор.

Ход урока.

Актуализация знаний.

Наступление весны мы ожидаем с особым нетерпением и волнением. Это время года у меня ассоциируется с пробуждением природы, жизнью, с первыми лучами солнца.

 А с чем у Вас ассоциируется весна? (тепло, солнце, капель, ручьи, прилет птиц и т.д.).

Итак, ещё одно главное событие весны -возвращение  пернатых друзей. Какие птицы прилетают в Курскую область? (грачи, чибисы, белая цапля, лебедь-шипун, жаворонки, белый аист и т.д.)

 Поговорим о белых аистах. Эта птица издавна считается одной из самых благородных птиц. У многих народностей она символизируется с семьей, благополучием, продолжением рода.

 

 В Курской области таких аистов больше, чем в других регионах. Например, в селе Октябрьском Рыльского района огромные гнезда образуют целую улицу. Жители  деревни считают такое  соседство  добрым знаком: «Если аисты поселились, значит, в этом месте будет все хорошо". (Видеоролик).

Знакомство с творчеством писателя. (Слайды)

В одном из таких живописных мест Курской области, в селе Нижний Реутец Медвенского района родился К.Д. Воробьев.  Картинами родной Курской природы пронизано всё его творчество. 

Нелегкой была судьба этого человека. Он окончил сельскую школу, учился в сельхозтехникуме. С 1935 года работал литературным инструктором в районной газете. В октябре 1941года ушел на фронт. Под Клином роту разбили, а Константин Дмитриевич, раненый и контуженный попал в плен. Побывал в разных концлагерях, дважды бежал из плена, командовал партизанской группой. Жил в Вильнюсе, занимался творческой деятельностью. 2 марта 1975 года умер от тяжелой болезни. В октябре 1975г. Воробьеву (посмертно) присуждена Премия Преподобного Сергия Радонежского за книги « Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой», «Крик».

В 1995г. прах К.Д.Вороьева был перевезен из Вильнюса и перезахоронен на Мемориале Воинской Славы в г. Курске .

В 2001 г. ему была присуждена Премия имени Александра Солженицына.

Сообщение темы урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с произведением  К. Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?" Рассказ считается автобиографическим, потому что написан на основе личных впечатлений. Писатель ставит в заглавие рассказа  вопрос : "У кого поселяются аисты?" Давайте, попробуем, ответить на него.

Первичное восприятие текста. 

Тема текста - о дружбе мальчика и аиста.

Словарная работа.

Чибачиха - черная наседка.. Давал кругаля - идти окольным, более длинным путём. Дежка-деревянная кадка.Сенцы – холодный коридор между крыльцом и комнатой.

Разговорные слова и выражения: шастала, шугала,

Герои рассказа: Костя Мухин, бабка, аистенок Колька.

Понравилось ли вам произведение? Какие чувства вызывает у вас прочитанный рассказ?

Беседа о прочитанном.

Почему мальчику очень хотелось, чтобы аисты поселились возле его дома?

Сразу ли семья аистов поселилась на дубе обломухе? (Зачитайте.)

Что случилось с аистихой? Как аист переживал потерю? Как изменился, когда встретил другую аистиху? Почему астенок Колька не улетел со всеми в теплые края?

Какой момент в рассказе вас больше всего тронул? (Зачитайте отрывок).

 Составим характеристику героев.

( по рядам)

Костя Мухин -школьник, наблюдательный, любознательный, добрый, отзывчивый, любит животных, самостоятельный.

Аистенок Колька- одинокий, храмой, слабый, беззащитный, привязан к человеку.

Бабка Костика - 70 лет, мать отца, ворчливая, одна воспитывает внука, любую лишнюю живность в доме считала нахлебниками.

Можем ли мы теперь ответить на вопрос: "У кого поселяются аисты?" (Аисты  поселились в том месте не случайно, они почувствовали доброе сердце, человеческое тепло, защиту.)

Что хотел сказать нам автор?  (Нелегка жизнь всего живого на земле. Помоги братьям нашим меньшим, будь добрее.)

-Дети, какую историю вам напоминает рассказ К.Д. Воробьева? (Историю аиста Яшки в нашем городе.)

Удивительная история произошла в Щиграх. В начале лета местные жители стали замечать на улицах города свободно разгуливающего аиста. Птица появлялась, то во дворах домов, то у мясного магазина, то на трассе, то за местной заправке. К слову, заправка и оказалась местом, где Яша- так прозвали птицу, больше всего проводил времени. Дело в том, что именно там его часто подкармливали автомобилисты и работники АЗС.

Жители не на шутку разволновались за будущее Белого аиста. Появились и желающие забрать его к себе. Но вскоре было предложено определить Яшу в Парк птиц в Курчатове.

Подведение итогов.

Перед вами пословицы о добре и милосердии, выберите одну из них, которая на ваш взгляд больше всего подходит к прочитанному рассказу.

Что нового открыли вы для себя на сегодняшнем уроке литературного чтения?

Домашнее задание: изобразить  аистенка Кольку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке 1 класс "Школа России"

Часто встречается как родная литература, КТП разработано с расчетом 1ч в неделю со второго полугодия...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению  на родном (русском) языке 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...

Урок литературного чтения на родном (русском) языке "Рассказы о природе"

Тема урока: Рассказы о природе. В. Бианки «Чей нос лучше»Тип урока:  Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу д...

Технологическая карта урока литературного чтение на родном (русском) языке по теме "Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е.Лебедина ""Голубь"". 2 класс.УМК "Школа России"

Класс: 2 классТема урока: «Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е. Лебедина «Голубь»»Тип урока: урок  открытия нового знанияЦель:   формирование образовательных компе...

Урок литературного чтения на родном русском языке 1 класс " По дорогам сказок\'

Урок- викторина, урок - обобщение по сказкам.Можно использовать на семинарах....