Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Великие русские писатели.В. Берестов о А.С. Пушкине» Краткий пересказ произведения.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Шевчук Наталья Владимировна

Цель: познакомить с биографией и творчеством А.С. Пушкина; развивать умение выразительно читать произведение, передавать интонацией настроение; умение находить информацию в тексте

Задача: составить рассказ о жизни поэта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

по теме «Великие русские писатели.В. Берестов о А.С. Пушкине» Краткий пересказ.

Учитель: ГБОУ школа № 523 Шевчук Наталья Владимировна

Цель: познакомить с биографией и творчеством А.С. Пушкина;развивать умение выразительно читать произведение, передавать интонацией настроение; умение находить информацию в тексте

Задача: составить рассказ о жизни поэта

Планируемые результаты:

Предметные: читать вслух с переходом на чтение про себя, увеличивать темп безошибочного чтения, понимать на слух художественное произведение.

Метапредметные: формулировать учебную задачу урока исходя из анализа материала учебника, планировать деятельность по изучению темы, ориентироваться в художественном произведении, взаимодействовать в паре, оценивать свою работу на уроке.

Личностные: осмыслять духовные понятия « любовь к природе», «красота человеческих отношений», «уважение к старшим», «ценность человеческой жизни», проявлять интерес к изучению творчества поэта.

1. Организационный момент: (проверка готовности к уроку)

2. Актуализация, определение темы урока:

Послушайте, я почитаю вам стихи, определите тему произведений: (читает стихи о природе)

- О чём были стихи? (о природе, о зиме) Какую тему мы с вами закончили изучать?

- Фамилии, каких авторов вам запомнились? (Игра:  учитель называет И.О., дети – Фамилию)

- А чьи стихи я сейчас вам почитала?(А.С. Пушкина)

- Как вы думаете, почему стихи о природе Пушкина не были включены в предыдущую тему? (выделена отдельная тема в учебнике для изучения произведений самых талантливых, великих авторов)

- Итак, мы сегодня переходим к изучению другого большого раздела

стр. 4 – прочитайте название: «Великие русские писатели»         (слайд)

- С какими понятиями познакомимся в разделе? Стр.4

- Как понимаете слово «великие» (синоним, антоним, фраза)? (превосходящий обычное, выдающийся по своему значению, по своим достоинствам, гениальный, знаменитый, прославленный, ант. – не имеющий заслуг)      (слайд)

Итог: стр.4 –Самоваров: читаем, одна из задач наших уроков – подумать и понять почему некоторых писателей называют «великими»

3. Целеполагание:

- Со знакомства с чьим творчеством мы начинаем изучать тему? Почему?    (слайд)

- Почему люди занимаются творчеством? (хотят поделиться эмоциями, чувствами)

- Как можно глубоко и правильно понять и прочувствовать смысл написанного автором? (познакомиться с человеком)

- Какими способами можно познакомиться с человеком? (узнать о его жизни: фото, биография, семья, высказывания современников…)

- Какую цель ставим сегодня на уроке? (познакомиться с биографией Пушкина через изучение материала о нём. - Чему будем учиться, какие задачи ставим перед собой:  (учиться находить главную информацию в прочитанном  тексте, составить рассказ об авторе)

4. Изучение нового:

 1) Чтение учеником текста стр. 5. (прослушивание аудиозаписи)   (Аудиозапись!)

- О чём пишет Валентин Берестов? (описывает случай из жизни)

- Прочитайте про себя, разделите на 2 смысловые части

- Какие были отношения в этой семье? Почему?

- Выберите понятия, которые можно отнести к этому отрывку:  «любовь к природе», «красота человеческих отношений», «уважение к старшим», «забота о детях», «ценность человеческой жизни»

- О чём 1 часть?  Читаем, задайте вопросы детям по прочитанному материалу в 1 части.

 - Найдите эпитет (розовая заря), найдите метафору (Пушкин – «заря нового века», начало года – начало жизни человека). Перескажите 1 часть.  Оцените пересказ, обоснуйте.

- Читаем 2 часть, задайте вопросы. Перескажите 2 часть. Оцените.

- На какую тему текст? (о жизни и значении Пушкина в русской литературе)

- Главная мысль текста (что важного хотел сказать автор?) (маленький чел может стать великим)

- Придумайте свой заголовок к отрывку…

5. Первичное закрепление  (работа в паре)

- Достаточно узнали о жизни? (нет, т.к. цель статьи – пробудить в нас с вами интерес)

- Хотите узнать больше о жизни поэта?

- Где можем найти дополнительную информацию? (ответы детей)

Просмотр фильма о поэте. Работа в паре по заполнению таблицы.

- Прочитайте, что важного вы успели записать  о жизни поэта? (оценивание ответов)

6. Рефлексия:

- Предлагаю проверить свои знания, заполнитькроссворд

- Какие факты из жизни Пушкина вам запомнились?

7. Итог: Цель? (познакомиться) Задачи? (составить рассказ о жизни автора)

- Оцените свою работу по шкале самооценки

 - Что будем делать на уроке завтра? Какое  хотели бы выполнить д.з.? (сообщение о биографии - в тетради, чтение наизусть, выразительное чтение, рисунок)

8. Индивидуальное чтение стихов Пушкина (распечатки)

- О чём писал поэт? Каким человеком он вам показался?

Приложения:

Распечатки стихов

Кроссворд:

1. Слово, которым старуха бранила своего старика в «Сказке о золотой рыбке»?

2. Язык, на котором написано первое стихотворение Пушкина?

3. Сколько лет было Александру, когда он впервые приехал к бабушке в имение Захарово?

4. Город, в котором родился поэт?

5. Кем особенно хотелось быть старухе в «Сказке о золотой рыбке»?

6. Любимое время года поэта?

1.п

р

о

с

т

о

ф

и

л

я

2.ф

р

а

н

ц

у

з

с

к

и

й

3.ш

е

с

т

ь

4.М

о

с

к

в

а

5.в

л

а

д

ы

ч

и

ц

е

й

6.о

с

е

н

ь

Таблица к 5 пункту:

Дата рождения, смерти

Место рождения

Отец, мать, братья, сёстры

Образование

Жанры произведений

Жена, дети

Интересная информация

Александр Сергеевич Пушкин появился на свет 6 июня 1799 года в Москве.

Отец Пушкина был отставным военным, мать – внучка Абрама Петровича Ганнибала, генерал-аншефа родом из Эфиопии.

Начальное образование Пушкина было на попечении французов-гувернеров и няни. С раннего возраста Пушкин хорошо говорил по-французски. Он рано научился читать и писать.

В 1811 году Пушкин был зачислен в Царскосельский лицей. Там он получил образование (хоть учеба давалась с трудом) и окончательно понял, что хочет заниматься литературой. В 1814 году в печати появился его первый стих под названием “К другу стихотворцу”.

После выпуска из лицея в 1817 году Пушкин устраивается в Петербурге на государственную службу -  в Коллегию иностранных дел. Попутно он занимается литературной деятельностью и уже в 1820 заканчивает работу над поэмой “Руслан и Людмила”, которая принесла молодому Пушкину известность.

Властям не понравились слишком вольнодумные стихи поэта, поэтому в 1820 его отправили в южную ссылку. Пушкин путешествовал по многим городам и занимался литературной деятельностью. В 1824 поэт возвращается с юга и продолжает отбывать ссылку, но уже в своем родовом имении Михайловское. В 1826 император Николай l вернул Пушкину свободу.

А. С. Пушкин несколько раз пытался добиться разрешения уехать за границу, но получил отказ. В 1830 поэт длительное время пребывает в Болдино, имении отца. Через год Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой. В том же году он поступил на службу в иностранную коллегию в Петербурге, а в 1834 получил звание камер-юнкера. В 1836 начинает издавать литературный журнал “Современник”.

27 января 1837 года произошла дуэль между Пушкиным и Жоржем Дантесом. Поэт получил смертельное ранение и спустя два дня умер.

6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье родился Александр Сергеевич Пушкин. У него была большая семья: мама, папа, бабушка, дядя, старшая сестра и младший брат. 

В детстве будущий поэт проводил много времени у своей бабушки в подмосковном селе Захарово.

Еще у Саши была няня — Арина Родионовна. Пушкин очень любил ее, и позднее посвятил ей несколько стихотворений («Няне», «Зимний вечер»).

Когда Пушкину исполнилось 12 лет (в 1811 г.), он уехал учиться в Царскосельский лицей под Петербургом. Там он увлекся литературой, написал первые стихи и познакомился с известными поэтами. Там у него появились настоящие друзья.

 После окончания лицея (в 1817 году) поэт остался жить в Санкт-Петербурге  и поступил на государственную службу. Здесь он вел активную светскую жизнь и писал стихи.Через 3 года Пушкина отправили в ссылку: сначала на юг, а потом в село Михайловское. Только спустя 6 лет (в 1826 году) он вернулся из ссылки.

Через несколько лет он встретил прекрасную Наталью Гончарову. Они поженились, и у них родилось четверо детей.

 Осень была любимым временем года поэта. В это время к нему приходило вдохновение, и он писал прекрасные стихи.

Поэт погиб в результате роковой дуэли с французом Дантесом 10 февраля 1837 года. Александр Пушкин еще при жизни стал великим поэтом. Его стихи известны по всему миру и переведены на множество языков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Великие русские писатели"

Обобщающий  урок , с использованием ИКТ. Урок  подготовлен  по программе "Школа России" , автор учебника  Климанова, Горецкий и.др....

Урок литературного чтения 2 класс Тема: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»

Данный урок является первым уроком в теме «Сказки зарубежных писателей». Он относится к урокам изучающего чтения и направлен на полноценное восприятие произведения на уровне усвоения его главной мысли...

Уроки литературного чтения в 4 классе. "Великие русские писатели"

Произведения Аксакова, Крылова, Мамина-Сибиряка, Носова, Чуковского дают возможность учителю осуществлять разнообразную образовательную и воспитательную деятельность. Данные  конспекты уроков по ...

Урок литературного чтения по теме "Великие русские писатели".

Конспект урока соответствует УМК "Школа России". Урок проведен в форме КВН по теме «Великие русские писатели». Проведению урока предшествовала определённая подготовка детей: дети выполняли рисунки по ...

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 3 классе "Великие русские писатели"

Основная цель урока - обобщение сведений учащихся о писателях, изученных в разделе; совершенствование  навыков выразительного чтения  стихотворений, басен; продолжение работы над разви...

Бинарный урок литературного чтения + музыка « Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» + « Стихов и музыки союз»

laquo;Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» ( лит. чтение) +  « Стихов и музыки союз» ( музыка) - 3 класс...

Контрольная работа по литературному чтению в 3 классе "Великие русские писатели"

quot;Великие русские писатели".Контрольная работа 3 класс....